Карсун - ХранителиРодины.рф

Карсун-город-крепость, основанная в 1646 г., воеводой Б.М.Хитрово, как один из южных рубежей границы России.

В течение 1612 - 1614 годов многочисленные отряды ногайцев вторгались в пределы Алатырского уезда, громя соседние селения. В 1639 году они осадили Самару. Ногайцы были разбиты, но победа была непрочной. В целях обороны и защиты русских земель было принято построить в Поволжье укрепляющую линию. Решение было принято правительством царя Алексея Михайловича.

Весной 1647 года воевода Богдан Хитрово направился в Поволжье для того, чтобы построить новую укрепляющую линию. На берегу реки Барыша была заложена крепость – город Корсунь (Карсун), а на берегу реки Суры была заложена еще одна крепость – Сурский острог. Между этими двумя крепостями была заложена новая линия, которая называлась Карсунской засекой. В 1648 году Богдан Хитрово заложил новую крепость - город Симбирск, ставший основным опорным пунктом новой линии. За 9 лет с 1647 по 1656 года в Среднем поволжье были созданы 2 новые укрепляющие линии – Симбирская и Закамская около 750 километров.

Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1670 году охватило многие районы края. Отряд симбирских повстанцев во главе с атаманом Михаилом Харитоновым занял всю Симбирскую черту, город Карсун, затем города Инсар, Саранск, Пензу и Верхний Ломов. После подавления восстания Степана Разина процесс заселения края возобновился. К 80 – м годам заселена значительная часть земель, замыкаемых Симбирской чертой. Возникают селения и за её пределами.

Таким образом, мы видим, что эти старинные оборонительные линии явились основой нашего края. Началом его заселения и дальнейшего развития в нашей области на территории Инзенского, Карсунского и Вешкаймского, Майнского, Ульяновского районов сохранилось до 75 километров линии вала бывшей Симбирско – Карсунской засечной черты. Некоторые места сейчас оказались в лесу. К сожалению не все участки бывшей линии достаточно хорошо сохранились. Местами вал используется в качестве дорог для проезда автомобилей и тракторов, в результате чего его его гребень оседает и на стежках появляются осыпи, отдельные его участки раскапываются или запахиваются.

Нужно знать историю родного края и беречь исторические памятники, ведь это дела наших предков, свидетельство их большого и тяжелого труда, поэтому такие памятники нужно сохранять и сберегать также как и другие исторические реликвии.

Комментарии