Мой аул - моя гордость
История моего аула Пчегатлукай, Пчегатлукай, Республика Адыгея
У каждого человека есть малая Родина. Это место, которое он всегда хранит в сердце. Воспоминания о месте, где человек родился всегда связаны с самыми счастливыми моментами в жизни: беззаботное детство, родители, друзья, первые успехи, первые чувства. Это все то, что невозможно забыть и предать. Я хочу рассказать о своем маленьком, но очень милом моему сердце месте- ауле Пчегатлукай. Мой аул имеет богатую историю, здесь выросло много достойных людей. Я хочу чтоб о моей малой Родине узнали много людей.
История поселения История поселения. Как
показывает история, адыгские аулы часто
меняли свои места поселения по разным причинам. Большие территориальные
изменения претерпели адыгские поселения
во время Русско- Кавказской войны.
Мой
родной аул Пчегатлукай был основан в 1714-1720 годах. Сведения о дате основания аула в разных источниках рознятся. Так, в книге известного
этнографа Султана Хан –Гирея «Записки о
Черкесии», над которой автор работал с 1829 по 1836 год , упоминается об ауле
Пчегатлукай, расположенном на левом берегу реки Псекупс. Соответственно, аул
уже существовал до 1829 года.
В
Википедии годом основания аула приводится 1856 год. В 1992 году аул широко праздновал 270-летие
со дня основания, соответственно это был 1722 год.
Также
сведения о храбрых войнах из аула Пчегатлукай содержаться в старинных песнях,
посвященных событиям Бзиюкской битвы 1796 года.
В песне упоминаются как минимум четыре война, отличившиеся храбростью и
мужеством: Пчегатлук Хаджибирам, Духу Мезбеч, Шантыз Хагундок, Хуако Гомлегеш.
Отрывок из
песни:
Танджыгур жьыубгъу
Дзэбгъум лыгъэу рек1ок1ырэр
Пчыхьал1ыкъок1э шъуи
Хьаджэбирам.
Деда
Хаджибирама звали Пчыхьал1, а его
отца- Хаджпак. Историки считают, что именно он первым поселился на левом берегу
реки Псекупс.
Если
основываться на сведениях, представленных в старинной песне, то во времена
Бзиюкской битвы (1796г) аул Пчегатлукай
уже населяли много родов: Духу, Пчегатлук, Шантыз, Хуако и другие.
По записям и воспоминаниям, оставшимся от
Паранука Пшимафа и Паранука Юнуса, датой основания аула можно считать 1720 год.
По воспоминаниям многих старожилов аула, записанных в
80-х-90-х годах прошлого столетия и приведенных в книге филолога и педагога, Отличника народного просвещения
Гиша Айдамира Касеевича, первые поселения на территории аула появились в
1714-1720 годах.
В книге Гиша А.К. «Пчыхьэл1ыкъуай» говорится, что Лак (Лакъ) Пчегатль (Пчыхьал1)
имел титул барона. Из-за разногласий между князьями, Лак вместе со своими
сторонниками ушел от темиргоевцев в поисках нового места поселения. Так они оказались на берегу реки Псекупс и
обосновались в местечке, которая называлась Нарт 1уашъхь (холм). Здесь также жили представители рода Духу. Место здесь было высокое, подниматься и
спускаться с холма, было тяжело, да и брать воду в реке было неудобно. В связи
с этим, Лак Пчегатль со своими
людьми спустился с холма и занял земли
на левом берегу реки Псекупс. Через некоторое время, поняв, что место,
выбранное Пчегатль удобнее для проживания, Духу тоже присоединились к ним. С
тех пор поселение стали называть Пчегатлукай.
Здесь нужно сказать, что Пчегатль
(Пчыхьал1) – это имя мужчины (л1ы), которое указывает на то, что он родился
вечером (пчыхьэ). В последствии,
это имя стало фамилией рода Пчегатлук ( Пчыхьэл1ыкъу). Но надо сказать,
что не все, кто носит сейчас фамилию Пчегатлук, являются потомками основателей
аула. Дело в том, что в то время было принято
крепостным давать фамилию князя или дворянина, которому они принадлежат.
Таким образом, основателями
поселения являются фамилии Пчегатлук, Духу, Хуако. Остальные фамилии пришли в аул разными путями
и по разным причинам. Среди них есть те, которые сохранили свои фамилии, а есть
и те, кто взял другие. Многие сейчас не знают, откуда родом были их предки. А
между тем, многие фамилии были изменены при переселении на новое место
жительства.
Так, фамилию
Паранук сейчас носят выходцы из кабардинского, шапсугского, абадзехского
племен.
Фамилии Гиш,
Дзыб, Шаззо- абадзехи.
Схаплок,
Схапцежук, Тугуз- выходцы из убыхского племени.
Семен Абубачир вспоминал, как его дед
рассказывал, что они выходцы из Турции. Он тайком прибыл на Кавказ, обосновался
здесь, женился на адыгейке. Его потомки стали адыгами.
На сегодняшний день в ауле Пчегатлукай
проживает более 20 фамилий.
По состоянию на 2020 год население аула
Пчегатлукай составляет 823 тысяча
человек. Сейчас в ауле проживают не только адыгейцы, но и представители других
национальностей: русские, черкесы,
сирийцы, таджики.
Природно-климатические особенности Аул Пчегатлукай
расположен на левом берегу горной реки Псекупс и Краснодарского
водохранилища, в 25 км южнее г.Краснодара,
в 5 км от г.Адыгейска и в 15 км от районного центра, а.Понежукай. Аул расположен в 96 км от столицы Адыгеи г.
Майкопа. Климат на территории аула
умеренно-кантинентальный. Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура в июле составляет + 24 С.
Зима короткая и теплая. Наиболее высокие
температуры наблюдаются в конце июля и в начале августа, а наиболее низкие в
конце января и начале февраля. Среднегодовое количество осадков около 700мм.
Хозяйственная деятельность До Русско- Кавказской войны население
аула было незначительным. После войны за счет переселенцев население
значительно увеличилось. В 1976 году в ауле проживало 155 семей, что составляло
1009 человек. Площадь обрабатываемых земель была значительной. В пересчете на
каждого жителя мужского пола приходилось 3-4 гектара земель.
Основным занятием населения всегда было и есть сельское хозяйство. До
Октябрьской социалистической революции в ауле были построены две общие сапетки
(коны) высотой до 30 м. Осенью, люди
привозили сюда часть урожая на хранение. Без общего решения никто не мог брать
из него урожай. Чаще всего этот запас делали на случай возникновения голода, а
также для оказания помощи малоимущим. Также весной из общего хранилища давали
посевной материал беднякам. Эти хранилища простояли в ауле до 1917 года.
Основным занятием населения было
растениеводство и животноводство. На полях выращивали много разных культур:
пшеницу, кукурузу, овес, ячмень, просо, подсолнечник, картофель, тыкву, дыни,
арбузы, табак и много других овощных
культур. Пахоту земель производили
деревянными сохами или плугами с железными наконечниками. Вместо бороны
использовалась волокуша. В конце 18 века в ауле появились металлические плуги и
бороны.
Чтобы вспахать землю в плуги запрягали
лошадей или волов. Одной семье в
одиночку заниматься сельским хозяйством было сложно, поэтому семьи объединялись
и работали вместе.
Семена сеяли вручную, а потом бороновали.
Когда появлялись всходы зерновых, снова
бороновали, а овощные пропалывали мотыгами. Убирали урожай тоже вручную. Зерновые культуры скашивали косами и серпами.
Почти в каждой семье были сначала деревянные,
а потом и чугунные просорушки. В них просо очищали от чешуи, перемалывали кукурузу.
Первые комбайны в ауле появились в 1903
году. Во времена НЭПа в ауле появились трактора и грузовые машины. Первый
трактор «Фордзон» появился в ауле в 1932 году. Комбайны и трактора очень сильно
облегчили труд крестьян. Первыми кто стал осваивать новую технику, были Джамирзе Меджид, Гиш Касей, Хуако Малах, Духу
Лилиу.
Кроме зерновых и овощных культур аульчане
занимались выращиванием табака еще до Октябрьской социалистической
революции. А в советское время эта
отрасль хозяйства стала еще активнее развиваться. В дореволюционное время выращиванием табака занимались в ауле
Гиш Карбеч, Хуако Хаджимет, Казанчи Ереджиб.
Когда стали создавать колхозы, то опыт выращивания табака этих людей очень
пригодился. Табак выращивали на землях аула до строительства Краснодарского
водохранилища, пока не были затоплены плодородные земли, на которых его
выращивали. Передовицами в выращивании табака были Схапцежук Ханифа, Хапишт
Аминет, Хуако Ханифа, Вайкок Рабигат, Духу Пыца, Духу Галимет и другие.
Мастера кузнечного дела в ауле были
всегда. Об этом свидетельствует тот факт, что первая кузница появилась в ауле
еще в 1876 году. Появлением металлических орудий труда в ауле способствовало
развитию кузнечного дела. Первыми кузнецами были Хуако Щырыху, Гиш Гуатыж,
Хурай Мау, Паранук Чаущ.
Еще одним уважаемым и востребованным
ремеслом в ауле было плотницкое дело. Дерево- материал первой необходимости в
хозяйстве. Умением обращаться с деревом обладали почти все мужчины. Но были
настоящие мастера, которые делали из дерева кухонную утварь, окна, двери, детские колыбели , кровати и многое другое.
Наиболее искусными мастерами плотницкого дела считались Шаззо Татлюстен,
Схапцежук Юсуф, Хуако Ибрагим и другие.
Значительное место в хозяйстве жителей
аула, как впрочем, и всех адыгов, занимало скотоводство. Преимущественно
разводились овцы, козы, буйволы, коровы.
Продукты скотоводства – шерсть, мясо, кожа, сыр, масло и другие использовались не только для личного
потребления, но и имели определенную
ценность на рынке сбыта.
Не было в ауле ни одного двора, в котором
не было хотя бы одной коровы. Домашние птицы тоже были, но более популярны они
стали позже. В дореволюционное время и в период НЭП семьи могли иметь столько
скота, сколько могли содержать. Так, были семьи, которые имели несколько
десятков голов коров, буйволов и много другого скота: Духу Хаджимос, Хуако Касим,
Шантыз, Кушу и другие. Особенно ценилось молоко буйволов, но они требовали
большего ухода, чем коровы. Тем
не менее до 1950
года в ауле были семьи, которые держали буйволов. Также в большинстве дворов
можно было начитать по 10-50 голов овец.
В связи с таким развитием скотоводства
появились люди, которые занимались лечением животных. Они не имели специального
ветеринарного образования, но хорошо разбирались в болезнях животных. Среди них
можно вспомнить Гиша Хасана, Паранука Исхака, Хуако Ереджиба, Хуако Исхака .
В советские годы отношение к домашнему
частному хозяйству менялось не раз. Так,
в периоды коллективизации не разрешалось иметь во дворе более одной
коровы, а в 60-е годы даже пытались запретить содержание собственного поголовья
скота. Сейчас не многие семьи держат домашний скот.
Разведение лошадей для жителей было не
только продолжением традиций коневодства, но и насущной необходимостью. До Октябрьской Социалистической революции
лошади были единственным средством передвижения. Достаток семьи мог определяться по наличию лошадей. А если в
семье имелась верховая лошадь, то это значительно повышала статус ее владельца.
Верховых лошадей не использовали для сельскохозяйственных работ. В начале 20
века таких семей, имеющих верховых лошадей в ауле было не мало. А вот скаковых
лошадей было не много. Если скаковая лошадь выигрывала скачки, то слава о ней и
ее владельце распространялась далеко за пределами аула.
Во времена строительства колхозов в
личных хозяйствах почти не осталось лошадей. Машин колхозы имели очень мало, и
людям передвигаться приходилось в основном пешком. Сейчас только несколько семей в ауле содержат
лошадей
Первые легковые машины по сведениям Гиша
А.К. в ауле появились только в 1965 году. Первую легковую машину тогда купил Шаззо Меджид
Татлюстанович. На сегодняшний день в каждом дворе есть легковые машины, а то и
по несколько.
Советский период 14 января 1918 года в а.Пчегатлукай была
установлена советская власть. Но власть была окончательно закреплена и создана
первая партийная ячейка только в 1922
году («Очерки истории Адыгеи»). С введением НЭП население получили новые
возможности для занятия сельским хозяйством.
Люди стали активно заниматься скотоводством, растениеводством. Те, кто
имел возможность, приобретали сельскохозяйственные машины и оборудование. В
ауле появились магазины.
В 1928 году в ауле организовали КОВ. Вначале в
него входили десять семей, за что называли десятидворкой. В КОВ входили семьи
Гиша Касея, Хуако Матыуа, Дзыб Исмагила, неколько семей Паранук. В 1930-1932 годах в ауле стали
организовываться колхозы «Красная Адыгея» и «Колхозный путь», а в 1939 году
колхоз «Путь Ильича». В 1972 колхоз был преобразован в совхоз «Путь Ильича».
Колхозники должны были сдавать свой скот
- лошадей, коров, овец в колхозное
стадо. Семья могла оставить одну корову.
Такие условия многих не устраивали. Колхозы создавались с большими
трудностями. В условиях КОВ весь урожай принадлежал членам организации. Они
распоряжались им по своему усмотрению. В колхозе же весь урожай забирали, а
колхозникам доставалось совсем мало. Когда ввели трудодни, то колхозник должен
был отработать 120 дней, чтобы получить свою долю урожая. Этот период был
довольно тяжелым для людей. Некоторые жители аула вначале не вошли в колхоз, но
идти против существующей власти и нового положения вещей было невозможно. Со
временем все семьи вошли в состав колхозов.
В 1938-1940 годах положение в колхозах стало
улучшаться. Колхозная жизнь наладилась, люди стали добросовестно работать на
земле на благо аула и страны.
После ВОВ хозяйство нужно было
восстанавливать. Потребовались ответственность, трудолюбие, профессионализм для
восстановления, разрушенного войной хозяйства.
В этих условиях многие уроженцы аула самоотверженно трудились на благо
родины, о чем свидетельствуют государственные награды, полученные ими за
добросовестный и плодотворный труд. Приведем некоторые примеры.
Шаззо Мугдин
был награжден в 1971 году орденом трудового Красного Знамени, в 1976
году- орденом Октябрьской революции.
Гиш Аслан Хасанович был награжден в 1973 году
орденом трудового Красного Знамени, медалями.
Духу Асланбий Индрисович был награжден в 1973
году орденом трудового Красного Знамени, медалями.
Джандар
Махмуд был награжден в 1973 году орденом трудового Красного Знамени, орденом
Красной Звезды, медалями.
Гиш Аскер Асланчериевич был награжден в 1984
году орденом Дружбы народов.
Гиш Гучипс был награжден в 1971 году орденом
Трудовой славы 111 степени, медалями.
Шаззо Айтеч был награжден в 1975 году орденом
Трудовой славы 111 степени.
Хуако Мурат был награжден в 1975 году орденом
Трудовой славы 111 степени.
В
1989 году делегатом XXVIII съезда КПСС был
передовой механизатор из аула Пчегатлукай Шаззо
Алий Махмудович. На этом съезде он был избран одним из членов ЦК КПСС. Шаззо А.М. стал вторым адыгом, членом ЦК
КПСС за весь советский период.
Период Великой Отечественной войны
Жители аула, как и все население СССР, были уверены, что советский народ одержит победу над немецко-фашистскими захватчиками. Свидетельством этому является забота аульчан за сохранностью колхозного имущества. По воспоминаниям очевидцев, когда немцы приблизились к аулу, жители спрятали в лесу всю колхозную технику: трактора, комбайны, плуги, бороны. Из той техники, которую не удалось спрятать, колхозники специально снимали важные детали, чтобы немцы не могли ими воспользоваться. Также колхозники распределили весь колхозный скот по дворам, чтоб по возможности больше поголовья сохранить. Тем не менее, все поголовье, конечно, спасти не удалось, так как немцы силой забирали животных. После того как территория была освобождена от немцев всё оставшееся поголовье было снова собрано: 553 голов овец, 110 коров и несколько лошадей. Они и стали основой для восстановления поголовья колхозного скота.
Немецкие войска зашли в аул в августе 1942 года через реку Псекупс со стороны аула Вочепший. Несмотря на то, что население не было вооружено, сохранились сведения очевидцев о том, пользуясь тем, что немецкие солдаты шли довольно разрозненно, жителями аула были убиты 13 немецких солдат. Были жертвы и среди местного населения. В результате пушечных атак были убиты три женщины, ранены несколько подростков, разрушены дома и хозяйственные постройки.
Немцы продержались в ауле шесть месяцев. В феврале 1943 года под натиском наступающей советской армии они вынуждены были покинуть аул.
Не было в ауле ни одной семьи, из которой мужчины не ушли на фронт. Вся колхозная и домашняя работа легла на плечи женщин и подростков. Не смотря на это, женщины вязали теплые носки из овечьей шерсти, варежки, шарфы и посылали на фронт. Также на фронт посылали продукты. Такие посылки, конечно, не могли обеспечить большого количества солдат продуктами и одеждой, но они собирались с большой любовью и надеждой, что помогут хотя бы небольшому количеству солдат, а может, случится, что даже своим родным.
На период начала Великой Отечественной войны в ауле проживало 260 семей. на фронт были призваны или ушли добровольцами 334 человека (Гиш А.К. «Пчыхьэл1ыкъуай»). Из них погибли и пропали без вести 166 человек. В память о земляках, внесших достойный вклад в дело освобождения родины от немецко-фашистских захватчиков, в центре аула сооружен памятник.
Культура, образование, медицина
В ауле было три мечети. В первых двух мечетях верующие совершали намаз. Третья мечеть была построена в 1902 году и рассчитана была на 250-300 человек. Третья мечеть простояла до 1944 года. После освобождения территории аула от немецко-фашистских захватчиков, решением районной администрации мечеть была разобрана. На сегодняшний день в центре аула построена новая мечеть. Она является одной из достопримечательностей нашего аула.
В 1925 году в ауле была построена больница, состоявшая из восьми помещении. Но вскоре больница была перенесена в а. Понежукай, а здание отдали администрации сельского совета, а затем передали под начальную школу. Сейчас в ауле построен новый ФАП, который оказывает медицинскую помощь населению .
В конце 19 и начале 20 века в ауле не было людей, которые могли бы читать и писать на русском или адыгейском языке. Но были те, кто знал арапский язык. Так, с 1910 по 1924 годы в ауле уже было много молодых людей, которые могли читать Коран на арапском языке.
В 1914 году адыгейским благотворительным обществом было принято решение подготовить учителей из числа аульской молодежи. Были отобраны 29 молодых людей, среди которых был Вайкок Аюб из а.Пчегатлукай. После окончания учебы Аюб вернулся в родной аул и стал обучать детей русскому, адыгейскому и арапскому языкам.
В 1922 году в а.Пчегатлукай была открыта начальная школа. Сначала дети учились в доме Дзыбовых, а в 1924 году было построено здание школы. Так же под школу, как уже было отмечено ранее, отдали здание бывшей больницы. Теперь школа из начальной была преобразована в семилетнюю школу, а в 1939 году она стала средней .
В этих зданиях дети учились до 1972 года, пока не было построено новое кирпичное здание школы. В этой школе мы учимся и теперь.
Учителями в школе в разное время работало много талантливых учителей. Среди них Схапцежук Дзегашт Ибрагимович. Схапцежук Д.И. ветеран войны, заслуженный учитель РСФСР.
Современный период
С начала 90-х годов 20-го столетия совхозы и колхозы, в которых было занято основное население аула, прекратили свое существование. Первые 10-15 лет после развала экономики в 90-х годах были тяжелыми для жителей аула. Работы не было не только в ауле, но и в ближайших населенных пунктах. Некоторые более молодые семьи в поисках работы вынуждены были уехать из аула. Единственным выходом стала относительная близость г.Краснодара, куда многие жители аула ездили на работу. До сих пор много людей продолжают работать в г.Краснодаре. с развитием экономики и инфраструктуры Теучежского района, а также г.Адыгейска, многие жители аула Пчегатлукай смогли найти работу.
Многие жители аула стали заниматься предпринимательской деятельностью. В основном это торговля, производство стройматериалов. Много семей в ауле, которые ведут подсобные хозяйства.
Из государственных учреждений в ауле есть школа, сельский клуб и библиотека, фельдшерско- акушерский пункт, почтовое отделение. В ауле работают 3 магазина смешанных товаров.
Мой аул имеет славную историю и нам есть, чем гордится. Много успешных и известных людей воспитал наш аул.
Хурай Аслан Рамазанович, кандидат медицинских наук, офтальмолог, старший научный сотрудник ПНИЛ по проблеме микрохирургии глаза, ассистент кафедры глазных болезней РГМУ, член европейского общества рефракционных хирургов. Имеет 3 патента по авторским методикам рефракционной хирургии.
Чуяко Нафсет Муратовна, доктор филологических наук, зав. отделом фольклора АРИГИ им. Т.М. Керашева, заслуженный деятель науки РА, член Союза журналистов России.
Тлехатук Аскер Касеевич, председатель Конституционного суда Республики Адыгея.
Шантыз Алий Юсуфович, доктор биологических наук, профессор КубГАУ
Гиш Руслан Айдамирович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор КубГАУ
Наш вклад в развитие аула Мы, учителя и учащиеся школы продолжаем славные традиции наших предков. Именно в школе закладываются основы дальнейшего личностного роста. Многие наши учащиеся имеют опыт успешного участия в различных Всероссийских конкурсах. Так, учащийся школы Вайкок Тимур стал финалистом конкурса «Доброволец России – 2018», ученица Духу Милана, получила премию главы Республики Адыгея М.К.Кумпилова за реализацию проекта культурной направленности. Ученица Тлецери Светлана участвует в конкурсе «Доброволец России-2020» с проектом по созданию аллеи памяти. В 2019 году ученица школы Пчегатлук Азида стала призером Всероссийского конкурса «Поиск. Находки. Открытия» и участвовала в тематической смене в ВДЦ «Орленок». Ежегодно учащиеся школы участвуют в конкурсе «РДШ, Территория самоуправления» и дважды становились полуфиналистами. В текущем году ученик школы Вайкок Батыр стал победителем Всероссийского творческого конкурса «Добрая дорога детства». А совсем недавно команда учащихся нашей школы стала победителем во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» и выиграла грант на реализацию проекта. Наши учащиеся участвуют в конкурсе «Большая перемена 2020». Мы считаем, что участие в различных конкурсах, создает условия для развития способностей детей, способствует их самореализации.
Комментарии