Комсорг стройки, Кралина Надежда Петровна - ХранителиРодины.рф

Надежда Петровна Кралина родилась в 1923 году в городе Вольске Саратовской области. Оказалась в Ижевске, благодаря переезду к старшему брату. Здесь она работала в совхозе – подсобном хозяйстве Ижевского металлургического завода. Осенью 1942 года принята без экзаменов на филологический факультет Ижевского педагогического института ,была избрана студентами комсомольским вожаком института . Она была лауреатом Государственной премии Удмуртской АССР(1986) “за литературную обработку текста и составление книги ”Мифы, легенды и сказки удмуртского народа”. Была награждена медалью “Ветеран труда”, юбилейной медалью “50 лет Победы в Великой Отечественной войне” и Почетной медалью(1971) Советского Фонда Мира, а так же награждена почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР, Министерства просвещения РСФСР, Министерства просвещения УАССР, Почетным знаком ЦК ВЛКСМ (1986).А уже в 1943 году была направлена комсоргом на строительство железной дороги “Ижевск-Балезино”. Ей было всего лишь 20 лет, когда её приняли в члены ВКП(Б). После выхода на пенсию продолжала заниматься научной деятельностью и принимала участие в подготовке сборников. Но не об этой стороне её жизни я хочу написать, а том, какой вклад привнесла Надежда Кралина в строительство железной дороги. Эта замечательная, стойкая, сильная духом женщина сделала многое для своей Родины, поэтому она заслуженно носит звание героя войны и труда.

Большое внимание привлекает книга, написанная Надеждой, “Дорога, ставшая судьбой”. Она посвящена одной из драматических и героических страниц истории Удмуртии- строительству железной дороги Ижевск-Балезино в военные годы. Почему же Кралина решила написать эту книгу? Очень часто ей приходили тысячу писем, содержащих воспоминания участников строительства, их мысли и чувства. Её целью было, опираясь на жестокие исторические факты, заглянуть по другую сторону истории, глазами людей, принимавших участие в этом событии и совершивших единственный в своем роде подвиг. Кроме того, наш школьный музей, посвященный строительству железной дороги, предоставил фотоматериалы для написания этой книги.

Материалы по постройке были засекречены, поэтому восстанавливать исторические факты нам помогают рассказы людей. С помощью воспоминаний самой Надежды Кралиной и других участников строительства я попробую доказать, что строительство железной дороги Ижевск-Балезино является подвигом удмуртского народа. Для начала разберем, что означает слово “подвиг”? Подвиг-это героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском.

Сама по себе наша железная дорога имеет стратегическое значение. Она соединяла заводы Урала, Сибири с фронтом и обеспечила своевременную доставку оружия. Железнодорожный транспорт во многом помог Советскому Союзу в победе над фашистами, ведь самой большой трудностью в то время была доставка боевых припасов на фронт. Вернуться в то время, в те условия нам помогут воспоминания. Когда я читаю их, передо мной возникают картинки о суровых трудовых буднях военного времени. Строчки, написанные очевидцами, восстанавливают историческую правду о линии Ижевск - Балезино.

В строительстве участвовали в частности женщины, старики и дети, так как мужчин забирали на фронт. Валентина Николаевна Мезенцева вспоминает: "…Я должна была идти в школу, в 5-й класс, Председатель колхоза принес справку: пойдешь строить ветку железнодорожную… Трудное было время… Сбежали мы раз, нас поймали и в наказание заставили работать 2 дня без пайка. Норму нужно было выполнить любым путем…» Мужчины уходили воевать, оставляя тяжелую ручную работу на детей и женщин. Встретить ребенка, выполняющего непосильную для него работу, или женщину, таскающую неподъемный для неё груз, было не редкостью. Об этом нам рассказывает Зоя Степановна Бизимова. «Колхозу было дано задание: посылать всех на строительство дороги. Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на наши женские плечи. Но в то время люди были привычные к тяжелому труду. Домой ездили редко, жили в деревнях, ближе к строительству. Женщины почти что вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. Вначале ездили на лесозаготовки - рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Деньги мы не получали - они шли в Фонд обороны. Одежда, обувь изнашивались». Сама Надежда Петровна вспоминает случай, когда однажды принесли газету «Правда» со статьей «Таня». Этот день выдался очень трудным, дети (она в основном работала с детьми 12-14 лет) падали от усталости, так как работали уже 12 часов, выпадали носилки из рук, а нужно было еще закончить работу. Комсорги решили дать отдохнуть ребятам. Во время перерыва Наталья Георгиевна прочитала детям статью «Таня» о подвиге Зои Космодемьянской. Все слушали внимательно, многие плакали, вдруг встала одна девочка и совершенно по взрослому сказала: «Давайте еще куб, мы сделаем против Гитлера, отомстим за Зою».



На встречах с Надеждой Петровной Кралиной, она просила активистов музея во время работы летних экспедиций обратить внимание на поиск боевых листков, которые они с Петри писали ночью, в то время, пока все спали. Что же было в этих листах? Эти боевые листки имели большую воспитательное значение. Они являлись большой наградой для лучших тружеников и уроком для отстающих. Н.П.Кралина и Н.Г.Петри всю свою душу вкладывали в боевые листики.



Собрав ещё несколько фактов из воспоминаний, я хочу сказать о том, что режим работы был строгий: подъем в два часа утра, в три они выходили на работу. Работали до одиннадцати часов вечера. Денег было мало, поэтому кроме ручных орудий труда, таких, как носилки и лопаты, ничего не было. Народу на строительстве было много, не все могли устроиться в дома в деревне. По воспоминаниям в доме располагалось по пятьдесят человек. Спали вповалку. Поэтому строили землянки, шалаши. Одежду не снимали, так она быстрее сохла. Еду готовили сами на кострах, продукты привозили свои из деревни. А когда заканчивалась еда , ели лебеду , щавель, крапиву,жевали смолу. Зимой повсюду лежал снег, земля мёрзлая, от чего работать становилось ещё труднее. На ночь зажигали костры, чтобы земля к утру хоть немного оттаяла. Долбили железными ломами, кувалдой, даже искры сыпались из глаз. Так готовили землю. Обуви ладом не было, работали в лаптях. Мороз 50 градусов, а строители в лаптях. Лапти изнашивались и для того, чтобы не ходить босиком многие научились сами плести, ведь покупные стоили дорого, двадцать пять рублей. В валенках работать было невозможно, из-за костров земля оттаивала и превращалась в жижу. Валенки разваливались, поэтому основной обувью были лапти. Ноги могли промокать из-за чего люди часто начинали болеть простудными заболеваниями, многие умирали от болезней и голода.

Для чего же народ жертвовал своими жизнями, тратил силы и время? Трасса имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики. Без этой самой дороги фронт оставался бы ни с чем, не получал оружие, просто напросто не могли бы перевозить раненых солдат. Дорога и по сей день имеет огромное значение для жителей Удмуртии, даже в послевоенное время она продолжает свою работу и напоминает строителям об их героическом подвиге. «– Мы не были узниками ГУЛАГа, работали если и не совсем вольно, то с пониманием необходимости, на пределе человеческих возможностей. Условия жизни – вне всяких человеческих нормативов. Рабочих смен не предусматривалось, от подъема до отбоя. От восхода до заката все лето. На дезертиров устраивались настоящие облавы. С выстрелами, с кнутами, – рассказывала о работе на стройке Надежда Кралина, и подводила итог: – Это был подвиг народа Удмуртии».



Они выдержали испытание судьбы. Они перетерпели любые невзгоды и оставались верны своему делу до конца. Без каких-либо сомнений и с гордостью я могу сказать, что строительство железной дороги Ижевск-Балезино действительно стало подвигом нашего народа. А участники заслуженно являются героями Великой Отечественной войны.









Портрет Кралиной Надежды Петровны. Экспозиция музея Трудовой Славы строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Портрет Петри Натальи Георгиевны. Экспозиция музея Трудовой Славы строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Обложка книги Кралина Н.П Дорога, ставшая судьбой: Повесть. Ижевск:Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, 2003.

Кралина Н.П на открытии музея Трудовой Славы строительства железной дороги Ижевск-Балезино, школы №10 , города Ижевска.

Комментарии