Зарытые тайны Великента
Музей под открытым небом, Великент, Республика Дагестан
«История малой Родины»
В окрестностях селения Великент, где расположен комплекс памятников бронзового века (III – II тыс. лет до нашей эры): пять естественных холмов и на них – два поселения и три могильника. Харман-тепе, Кара-су-тепе, Абдурагим-тепе, Зимовар-тепе, Дегирман тепе. Они были найдены еще в конце ХIХ века и начиная с 1953 года, в течение многих лет, исследолись такими учеными, как и В. Котович в 1953 году, Р. Мунчаев в 1954 – и особенно интенсивно М. Гаджиевым в 1977, 1979, и 1982 – 1984 годах. В результате их работ исследованы материалы поселений и могильников эпохи ранней и средней бронзы. Великент привлекал внимание многих ученных – не только российских, но и зарубежных.
В 1993 г. к изучению Великента приступила совместная Дагестанско – американская экспедиция под руководством Филиппа Кола и Магомеда Гаджиева. Это был международный проект по антропологическому исследованию Кавказа с участием англичан и испанцев. Тогда был подписан договор о сотрудничестве между Институтом истории, археологии и энтографии ДНЦ РАН и колледжем Уэлсии штата Массачусете
Интерес к таинствам Великента привлек археологов из Франции, Украины, Азербайджана, Грузии. А в последней экспедиции были ученые из Новосибирска, Москвы, Белоруссии и их интерес понятен. Дело в том, что Великент – один из немногих памятников, который великолепно сохранился до наших дней и имеет особое месторасположение. Приморский Дагестан, как известно, был важнейшим путем соединения культур Северного Кавказа с Ближневосточными цивилизациями, некий узкий коридор вдоль моря. И естественно, Великенте отложились материалы разных культур и эпох, не характерных для других памятников истории. Археологические материалы свидетельствуют о существовании здесь, задолго до нашей эры высокоразвитой культуры. Она в своем развитии, конечно, отставала от стран Ближнего Востока, где были города, письменность, но, по сравнению с северными территориями, находилась на более высокой ступени развития.
В частности великентцы производили гончарную керамическую посуду применением гончарного круга, глинобитные постройки из сырца, обрабатывали и шлифовали металл, твердый камень. У нас в музее хранятся лепные сосуды: лощеная кружка, миска с открытой шейкой, крынка, желтоглинянная чаша, чираг, открытая миска, плоская миска, серолощенный горшок, а также бронзовые изделия III-II тыс. лет до н.э. Булавки, кольца, лезвия, бронзовые зеркала, спирали височные подвески и их обломки, браслеты, бронзовые кольца, бронзовый браслет из округленного в сечении стержня и 2 обломка от подобного браслета, якоревидная подвеска, бронз высочные подвески в 1,5 оборота, каменный новые булавы из шаровой форма с упрочнением поверхностью, топор, бронзовые спиральки, бронзовый клинок с выделением черенком, булавки и их обломки, трубчатая пронизь с тройным сечением, бронзовые четырехгранные шилья, большая бронзовая трубочка с утолщением средней части и с орнаментацией на гранях. Все эти экспонаизучены не только дагестанскими археологами, но и американскими, французскими, немецкими.
Подобного металолитейного производства, как в Великенте, ученные до сих пор в других местах Северо-Восточного Кавказа не встречали. Жители «Великента» занимались скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Захоронения устраивались почти по типу жилых построек: рыли яму и в одной из стенок делали вход, как в пещеру. В ней и хоронили людей, а рядом клали их вещи, различные украшения, инвентарь.
Археологов волнуют вопросы населения великентских холмов на протяжении многих тысячелетий, взаимоотношений великентцев с соседями, к примеру, степными кочевниками, а также причины частных смен их стоянок и т.д. Что-то здесь все-таки произошло, считает ученые, коли некогда процветающие поселения, внезапно прекратили свое существование. Эту мысль как бы подтверждает и то что металлопроизводство со временем возрастало, прогрессировало, чего не скажешь о керамике, оно намного грубее изящных ранних сосудов.
Да, Великент тает в себе еще много тайн, которые предстоит учеными разгадать. В древние времена люди жили в страхе перед богами, от милости которых, как они считали, зависело их существование, поэтому на сосудах, которые использовались в быту, как правило, присутствовали какие-либо изображения. В тарных кувшинах хранилось зерно, либо другие сыпучие продукты. Считалось, что нанесенные символы выполняли функции своеобразного оберега, отводившего от собранного урожая злые силы. Странные рисунки представляют собой примитивное рисуночное письмо, то есть зачатки некой протописьменности. На Кавказе ранее находили посуду с изображениями подобных знаков, но эти были лишь отдельные символы , а на кувшинах, найденных в Великенте, древние мастера нанесли целый ряд различных пиктограмм. Сейчас трудно сказать, что конкретно даст их расшифровка, ведь пока ученые имеют самое общее представление о том, как жили здесь люди в эпоху средней бронзы.
Так, великентские находки имеют схожие признаки с керамикой культуры Хирбет-Керак, которая была распространена на территориях современной Турции, Ливана и Израиля. Существует предложение, что представители теркеменцы. Это тюркоязычный народ, близкий своими корнями к азербайджанцам. Однако у ученых пока мало сведений, чтобы сегодня с уверенностью говорить о том, кто проживал в этих местах пять тысяч лет назад. А именно таким, как показал предварительный анализ, является возраст кувшинов. По мнению дагестанских археологов, в этом районе в те далекие времена могли проживать хурритоязычные народы.
Великентские пиктограммы представляют собой расположенные в ряды символы, спирали, точки волнистые линии. В центре каждого символического ряда находится фигура, состоящая из двух спиралей, которые объединены заштрихованным прямоугольником. Двойная спираль, как рассказали исследователи «Итогам», обычно символизировала барана. Не секрет, что с древних времен на Кавказе существовал культ этого животного. Это едва ли не главный знак в искусстве жителей этих районов. Связан он с потусторонним нижним миром и обозначает мужское начало. К тому же баран как первое прирученное животное в горах Дагестана является излюбленным персонажем в наскальных росписях и орнаментах.
Другие исследователи, пытающиеся дать свое толкование великентской пиктограмме, ассоциируют центральное изображение с великой прародительницей, богиней-матерью. Ее антропоморфный образ вполне мог быть изображен на сосуде. Женское божество или женское начало встречалось практически у всех народов мира. По представлениям древних, параметр относилась к богам верхнего уровня, то есть к светлым божествам, которые оберегали людей и покровительствовали всему живому на земле. Следует учитывать, что на Кавказе отношение мужчин к женщинам особое, порой высокомерное, но в то же время уважительное. Культ поколения великой матери, несомненно, существовал и в этих местах. Древние жители поднимались в высокогорные святилища, где приносили жертвы женскому божеству, которое, как считалось, спасало урожай и отводило от людей эпидемии.
Археологические памятники
Возраст Великентского поселения более 5000 лет, что подтверждается исследованиями ученных как американских, так и дагестанских. К сожалению, в ходе хозяйственной деятельности населения до 2000 г. многие археологические памятники разрушились или вовсе исчезли, так как не охранялись государством как памятник культуры. В последние годы ведутся активные археологические раскопки, и эти территории взяты под охрану. Американские ученые совместно с дагестанскими учеными-археологами обнаружили любопытные материалы в ходе раскопов. Нашли печь для обжига керамических изделий. Подобные печи известны археологам по раскопа в Закавказье. Западное побережье Каспийского моря было удобным путем для перемещения кочевых племен, торговцев (Великий шелковый путь). В ходе кочевых набегов жители поселения Великент вынуждены были покинут внезапно обжитые места, об этом свидетельствуют характер расположения предметов домашней утвари. Другие склонны к мнению, что жители оставили свои нажитые места из-за нашествия больших колоний змей. Жители подвергались атаке огромного количества ядовитых змей, которые заползали в жилища. Но, тем не менее, есть чему удивляться, как на таком оживленном проходе в течение тысячи лет существовала стабильная жизнь.
Оригинальность культуры Великентского поселения позволяет путем привлечения исторических и филологических наук определить этническую принадлежность великентцев к хуррито-урартским нардам, проживающими на территории нынешних Ирака, Ирана и Турции. Языки этих народов произошли от одного корня, возраст которому около шесть тысяч лет. Одним из ярких доказательств преемственности поколений и их культуры является обнаруженная в одном из великентских раскопов печь (кёрюк) для выпечки хлеба. Возраст этой печи более тысяч лет. Это показали лабораторные исследования образцов печи, проведенные в Америке. Каково было удивление американского ученого Ф. Колл, когда точно такую же печь он увидел во дворе одного из великентцев. Еще более удивляет то, что она сохранилась до наших дней без единого изменения в конструкции.
Великент – уникальное поселение по культуре, самобытности, истории и развитии, расположенное на стыке времен и культур. И еще долго не угаснет интерес зарубежных ученых и к его историческому прошлому, и к современности.
Откуда пришли в Великент люди, можно только предполагать. В археологии подобные случаи получили название феномена «прерванной цивилизации». Ученым еще предстоит разгадать эту загадку цивилизации.
Комментарии