Мой Дагестан - ХранителиРодины.рф

Прошлое не изменить, как не старайся, а вот настоящее и, тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Ну,и,наконец,порадоваться,возгордиться своими предками. Почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев, осознать свою причастность к происходящему в настоящем и ответственность за это перед своими потомками. Именно интерес к изучению истории моих предков породило желание исследовать малую Родину. Если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, обычаи и традиции, в том числе ремёсла, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Эссе

«Культура, обычаи и традиции моей земли»

«Сердце доброе, щедрость да разум, руки искусные люда мастерового, дабы не рассыпался по крупинкам, не затерялся во времени богатейший опыт предков – рукодельников» ,не помню где я прочел когда то это выражение, но оно осталось в моей памяти навсегда.

Есть в Республике Дагестан, Кизилюртовском районе, с.Стальское, одну третью часть которого, населяют переселенцы Келебского общества, входящего в Шамильский район, Республики Дагестан.История этого общества богата и разнообразна. Если заглянуть к ее истокам, то выходит, что общество зародилось в первом тысячелетии до нашей эры. Об этом свидельствуют археологические данные, которыми мы сейчас обладаем.

Келебский союз сел входит 7 населённых пунктов, расположенных в Келебской долине: Рокдах (Рокъдах), Хиндах (Хьиндах), Урчух (Пучух), Мусрух, Хонох (Хьонох), Ругельда (Рухъельда), Сомода.

На развитие как материальной, так и духовной культуры сыграло не мало важное значение земледелие, животноводство и ремесло, а основным занятием жителей Келебского союза сел, как и у других горцев, с самых древних времен являлись земледелие и животноводство.

«Вековой опыт научили горца более удачно использовать горные склоны, создать террасную систему землевладения».

Горцам приходилось много трудится, чтобы использовать крутые склоны гор для посева, создать пахотные участки в виде террас, являющихся одним из показателей высокой землевладельческой культуры народов Дагестана.

Подзаголовок H2

Террасные поля были небольших размеров и располагались в горах в виде широких ступеней. Они являлись результатом упорной борьбы с природой и гигантского труда многих поколений, показателем огромного трудолюбия и усердия в области земледелия. С большим трудом отвоеванные у природы пахотные земли ценились на вес золота. Сеяли келебцы пшеницу, яровую и озимую, ячмень,кукурузу, рожь. Пахотные поля удобрялись. Удобрение (навоз) ценилось. Об этом даже говорят статьи из адатов Келебских селений ПРИЛ 2

Подзаголовок H2

Старики говорят, что сто вьюков навоза для ишака стоило один ратал (1 кг. 400 гр.) топленного масла. Обрабатывали пахотные земли тщательно. Хотя техника земледелия была примитивной-деревянная соха (пуруц) с железным лемехом и двумя отвалами в которую впрягали одну пару валов), горцы искусно обрабатывали свои пахотные участки. ПРИЛ 3

Весенний сев начинался в конце марта и заканчивался в середине мая. Первый день сева сопровождался различными обрядами и церемониями. Начало сельскохозяйственных работ было строго регламентировано. До совершения обряда первой борозды никто из членов общины не имел права приступать к распашке поля.ПРИЛ 42Старики говорят, что сто вьюков навоза для ишака стоило один ратал (1 кг. 400 гр.) топленного масла. Обрабатывали пахотные земли тщательно. Хотя техника земледелия была примитивной-деревянная соха (пуруц) с железным лемехом и двумя отвалами в которую впрягали одну пару валов), горцы искусно обрабатывали свои пахотные участки.

Подзаголовок H2

Пахота была в основном делом мужчин, а женщины в свою очередь не позволяли своему пахотному участку зарасти сорняками и делали прополку. Жатвой и сенокосом также занимались женщины. Об этом дне т.е. дне жатвы и сенокоса сообщали всем односельчанам и близлежащим селам. На месте заготовки женщины становились в ряд, оставляя определенное расстояние между собою, и начинали косить. Если какая-нибудь женщина отставала от ряда, то «бубенщик» заходил к ней сзади и бил над ее спиной в бубен, и редко какая женщина отставала от ряда. Женщины по ходу жатвы изготовляли жгутики из колосьев, которыми мужчины вечером завязывали снопы (так как в дневную пору они плохо завязывались и это могло повлечь за собой потерю зерна, если хлеб был переспелым). Оставшиеся в поле колосья собирали дети, причем с такой аккуратностью, что трудно было найти в поле хотя бы один колос. Снопы укладывали в скирды мужчины. Хлеб возили в аул на ослах, либо женщины сами относили хлеб укладывали его в специальный сарай (богlогьор), который находился около гумна. Гумн на половину находился под сараем, где и складывали хлеб, а половина гумна на открытой площадке. Делалось это стой целью, что в случае ненастья во время молотьбы хлеб мог быть укрыт.

К важнейшим сельскохозяйственным обрядам относилась уборка зерновых, требовавшая строгое соблюдение сроков. В каждом селении Келебского союза сел устанавливали день в зависимости от совершения жатвы, когда жители возили хлеб в сарай (богlогьор).Называется этот день «нетlегьи биччай». Никто не имел права до установленного дня возить хлеб.За день до начала «Нетlегьи» извещали об этом жителей всех остальных селений Келебского общества. Рано утром женщины и мужчины, по договоренности для взаимной помощи, стекались к селению, где проходил «Нетlегьи».

К приему гостей готовилась тщательно. Целый день в селении под звуком зурны и барабана, песни и шуток кипела работа. Женщины таскали хлеб с поля, мужчины складывали его в «богlогьор»(сарай). После окончания работы, до глубокой ночи в селении не утихал звук музыки и веселья: собирались все в просторное место, разжигали костер, танцевали и пели песни. В следующее утро торжественно провожали гостей.

Молотьбу хлеба производили на вычищенном и утрамбованном гумне. Снопы хлеба развязывали и расстилали по гумну, образуя круг. В молотильные доски, подбитые снизу острыми кремневыми отщепами, впрягали пару валов, для тяжести на доски клали камень, или становился тот, кто погонял быков по разостланному на току хлебу. ПРИЛ 5

Подзаголовок H2

Из колосьев выпадало зерно, а солома превращалась в мякину, которая служила в вперемежку с сеном кормом для крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Зерно с мякиной собирали в кучу и женщины веяли её специальной деревянной лопатой, причём мякина отделялась и относилась ветром, а зерно падало тут же. Зерно очищали и в мешках относили домой, а мякину тщательно таскали в сарай (гьор). День окончания молотьбы отмечали как семейное торжество.

Помол производился на водяных мельницах, которых было в каждом

селении по одному. Для приготовления крупы (хъуручyxI) у келебцев существовали и ручные мельницы, которые назывались «Корса гьобо». Все желающие смолоть своё зерно в сельской мельнице собираются в помещении, где имеется печь для поджаривания зерна перед помолом, и путём жеребьёвки устанавливают очередность на мельницу. Кому достанется первый жребий, тот имеет право занять первую очередь на мельницу. ПРИЛ 6

Также не мало важным в Келебском обществе было животноводство. В животноводстве удельный вес рогатого скота был выше, чем овцеводство.

«Почти во всех селениях Келебского общества- вырабатывались сукна естественного цвета шерсти, в том числе и совершенно белые, которые шли на изготовление верхней одежды особенно черкесок». Изготовление шерстяных изделий считалось чисто женским занятием.Занимались они этим промыслом в свободное от сельскохозяйственных работ время (обычно с осени до весенних работ). Одна хорошая мастерица могла за зиму ткать 8-9 кустов сукна (сугьура). Несмотря на примитивность ткацкого станка, и келебские сукна поражали высоким качеством и чистотой работы, тонкостью и прочностью.

Подзаголовок H2

Сукно шло на изготовление одежды. Её в большом количестве продавали за территорией Келебского участка. Стоило оно довольно дорого, зависимости от наличия тканей. Во времена, когда ткани для одежды трудно было достать, один сугьур(сукно) стоил даже 50 мерок зерна. Бывали времена, когда сами келебцы обменивали его метр за метр на фабричные ткани. Это уже более позднее время. Кроме выработки сукна келебцы также занимались изготовлением войлока, который по тонкости мог заменить даже сукно. Изготовляли войлок в Келебском обществе и применяли его для постельной принадлежности (в место теперешней простыни). Он также находил широкое применение в хозяйстве горцев. Расстилали его во время сушки зерна на солнце. Изготовлением войлока руководила обычно одна мастерица, а другие ее знакомые, подруги, соседи помогали ей. При изготовлении некоторые мастерицы разукрашивали его шерстью естественного цвета. Изготовление войлока для продажи за пределы Келебского общества старики не припоминают.

Наиболее распространенной формой содержания скота являлась пастьба по очереди (ирга). Каждый член общины должен был пасти стадо волов столько дней, сколько голов его скота находилось в общественном стаде. Об этом свидетельствуют адаты Келебского союза сёл.

Нанятый сельским обществом пастух отвечал за вверенное ему стадо. Он должен был следить за их сохранность. За халатное отношение к выполнению своих обязанностей он подвергался различным штрафам. Об этом свидетельствуют адаты Келебских селений.

Из коровьего молока горцы, за исключением келебцев и богосцев, сбывали масло. Только общество Келеб и Багу - чамалал, наиболее изолированные от внешнего мира, делали из молока сушенный сыр, который по своим вкусовым качествам превосходил брынзу, выпускаемую в настоящее время, и мало чем уступал овечьему сыру. Этот вид сыра келебцы называют (букъа хlан) сушёный сыр, так как его сушили на солнце и мог долго сохраниться.

Подзаголовок H2

Разнообразными были и методы хранения мяса у келебцев. Наиболее широко применялось сушение. Забой скота "хухари" проводили осенью, в период наивысшей упитанности скота. В этот день для проведения «хухари» приглашали людей, славившихся умением разделывать туши, так как от их обработки зависел срок сохранности и вкусовые качества мясных изделий. Кроме сушки келебцы из мяса делали домашние колбасы и «хIунтIер».' «ХIунтIер» ПРИЛ 9(ВИДЕО)ФОТО - заранее приготавливали, надувая и растягивая овечью трубку и овечий желудок. Чистое мясо, отделенное от костей с добавлением соли и душистых съедобных трав по вкусу маленькими кусочками клали в желудок и требуху. Когда они наполнялись, хорошенько завязывали отверстие в него и ставили сушить в тени. Временами его сворачивали. Так постепенно он и сушился в тени. После сушки такое мясо долго сохранялось и не теряло вкусовые качеств.

Подзаголовок H2

Малая Родина – это наша гордость. Для меня очень значимо, заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, мне было приятно познакомится с народными умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они со мной поделились.

Время уходит безвозвратно, и мы, молодые, должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить народную, самобытную культуру наших предков для себя и будущих поколений…

Комментарии