Герои морских глубин - ХранителиРодины.рф

В статье рассказывается об истории создания и экспозиции Музея истории подводных сил России, а также о значении подобных музеев для военно-патриотического воспитания.

Дискуссии о том, кто был лучшим подводником Второй мировой войны, по-видимому, никогда не завершатся консенсусом. Тоннаж или количество потопленных судов не могут служить единственными показателями; ведь потопить военный корабль, сложнее, чем транспортник, а транспортник, зачастую, представляет большую ценность.

Зато насчет наиболее громких операций субмарин особых споров не возникает. Героем «атаки века» стал советский подводник Александр Маринеско. Его имя и носит, находящийся в Санкт-Петербурге Музей истории подводных сил России.



О времени проб и ошибок



Пожалуй, главная проблема музея заключается в том, что он находится в Калининском районе, вдали от исторического центра Санкт-Петербурга, знакомство с достопримечательностями которого способно обессилить самого выносливого туриста. С другой стороны тех, кто сюда доезжает априори можно отнести к публике заинтересованной и благодарной. К тому же и место для музея выбрано не случайно. Рядом находится Богословское кладбище, на котором похоронен и сам Маринеско, и знаменитый североморец Николай Лунин, торпедировавший немецкий суперлинкор «Тирпиц» и еще более 30 видных подводников. Расположенный в неброском панельном доме вход в Музей виден издалека благодаря установленной рядом рубке субмарины Б-107, якорям, минам, торпедам. Также неподалеку находится завод «Мезон», на котором Маринеско работал после войны, о чем напоминает установленный у входа на предприятие бюст героя.

И надо учитывать еще один важный момент. Новые музеи могут и должны работать на развитие инфраструктуры «спальных» районов, особенно если их тематика столь органично связана с историей «северной столицы». Санкт-Петербург не просто «колыбель» российского флота вообще, но и «колыбель» подводного флота в частности. Еще в 1718 году Ефим Никонов строил на Неве свое «потаенное судно», так и оставшееся не завершенным. Но и речь ведь шла ни просто о корабле, а о целом технологическом направлении, работы по которому растянулись на десятилетия. И, благодаря таким как Ефим Никонов, крепостная Россия в этой сфере как минимум не отставала, от стран Запада.

Подтверждением тому находящийся в музее, рядом с макетом «потаенного судна» макет субмарины, построенной в 1834 году Карлом Шильдером на Александровском казенном заводе. Главным ее «ноу-хау» было наличие ракетных установок. В ходе впервые в мировой истории произведенного из-под воды залпа были уничтожены все цели-шаланды. Но через семь лет бюрократы из военного ведомства прикрыли и этот проект, сославшись на принципиальную не решаемость двух проблем: определения курса субмарины под водой и увеличения ее скорости (двигалась она чуть ни в десять раз медленнее пешехода). А кто знает, каков был бы итог Крымской войны, располагай Россия к ее началу подводным флотом.

Но в том-то и дело, что таким флотом Россия обзавелась только к следующей неудачной для нас войне с Японией. 1 января 1905 года командир Владивостокского порта издал приказ о создании «отдельного отряда миноносцев особого назначения». Под миноносцами в данном случае подразумевались именно субмарины, сам факт наличия которых отбил у японцев желание атаковать владивостокскую гавань. Официально же днем создание подводных сил России считается 19 марта 1906 года, когда указом Николая II новый тип кораблей был официально включен в состав российского флота.

Главный экспозиционный зал музея по хронологическому принципу разделен переборками на пять помещений, что придает ему сходство с подводной лодкой. В витринах образцы формы и наград морских офицеров, фотографии, приборы, элементы оборудования, средства регенерации воздуха.

Есть и живописные произведения. Например, картина, изображающее потопление 31 августа 1919 года субмариной «Пантера» под командованием Александра Бахтина британского эсминца «Виттория». За эту победы Бахтин первым из морских офицеров царского времени был награжден орденом Боевого Красного Знамени.



Слава и драма «подводника №1»



Некоторые предметы, трудно отнести к какой-то категории, поскольку представить их вне мира военных подводников просто невозможно. Вот, например, вырезанные из жести рыбы с указанием тоннажа и даты потопления фашистского судна. Чем больше тоннаж, тем большую по размерам жестяную рыбу экипаж поднимал на флагштоке при возвращении в гавань.

И, конечно, особое место уделено Александру Маринеско. Сын румынского моряка, дезертировавшего с королевского флота за драку с офицером, он родился 15 января 1913 года в городе моряков Одессе. Службу в ВМФ начал на Балтике с должности штурмана подводной лодке «Ш-306» («Пикша»). В 1939 году получил под свое командование новую субмарину «М-96». В одной из служебных аттестаций было отмечено: «В походах личная дисциплина хорошая, на берегу склонен к частым выпивкам». За один из загулов Маринеско в октябре 1941 года был исключен из кандидатов в члены партии, но сумел реабилитироваться, потопив транспорт «Хелене» (14 августа 1942 года).

В апреле 1943 года принял командование субмариной «С-13». Несмотря на несчастливый номер, эта была единственная на Балтике подлодка класса «С», дожившая до Победы.

Отправляясь на ней 9 января 1945 года в очередной боевой поход, Маринеско с учетом имевшего место накануне очередного загула, должен был вернуться только с победой – выдающейся и бесспорной. И 30 января он ее одержал, потопив лайнер «Вильгельм Густлоф». На его борту из Восточной Пруссии эвакуировали личный состав учебной флотилии, а с учетом беженцев, количество находившихся на борту людей примерно раз в пять превосходило норму. При этом еще в ноябре 1940 года официальным приказом «Вильгельм Густлоф» был выведен из состава госпитальных судов и перекрашен в маскировочный серый цвет, превратившись, в обычное военное судно. Претензии же некоторых современных авторов по поводу того, что на этом судне оказались беженцы следует отнести к командованию Кригсмарине, а уж никак ни к Маринеско.

Александр Иванович решил атаковать «Густлофа», зайдя со стороны берега. Лодка поднялась на поверхность и едва не угодила под винты миноносца сопровождения. Пришлось срочно погружаться, затем вновь всплывать и нестись следом за противником. Выжав из машин все возможное, лайнер нагнали, затем обошли спереди и с минимального расстояния пустили четыре торпеды. Впоследствии, даже недоброжелатели признавали, что все предварительные маневры и саму атаку «С-13» выполнила безукоризненно.

В результате, объявленный непотопляемым корабль-символ отправился на дно, а число погибших достигло девяти тысяч. Советские историки констатируют, что погибших на лайнере немецких подводников хватило бы для того, чтобы укомплектовать экипажи примерно сотни подводных лодок.

И еще в качестве завершающего аккорда, 9 февраля 1945 года «С-13» отправила на дно транспорт «Генерал фон Штойбен», на котором пытались эвакуироваться до 3 тысяч немецких военнослужащих.

Маринеско вместо полагавшейся по статуту Золотой Звезды, но с явным учетом предыдущей провинности получил орден Боевого Красного Знамени. И это при том, что по тоннажу потопленных вражеских судов (42,5 тысячи тонн) он занимал первое место среди советских подводников.

После войны из-за конфликтов с командованием капитан 3-го ранга Маринеско был понижен до старшего лейтенанта, а затем и вовсе уволен из военного флота.

Будучи окончательно списан на берег, устроился на должность заместителя директора Ленинградского НИИ переливания крови, и в 1949 году был осужден за «разбазаривание социалистической собственности» (речь шла о выдаче сотрудникам дров в счет задолженности по зарплате).

Отбыв срок, работал топографом в Онежско-Ладожской экспедиции, потом руководителем группы отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». Скончался 25 ноября 1963 года. Звание Героя Советского Союза получил посмертно указом от 5 мая 1990 года.



О патриотизме и традициях



В зал, посвященный атомному подводному флоту можно попасть как через обычный проем, так и через вмонтированный в стену переборочный люк с атомной подлодки К-385. Доминанта зала - модель первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол».

Рядом, помимо образцов оборудования и панелей управления, представлены средства спасения: индивидуальный дыхательный аппарат, аварийно-спасательный плот, таблица перестукивания, аварийный пищевой паек, переносная радиостанция, элементы гидрокостюма и многое другое. Возможность ощупать и изучить эти предметы, позволяет посетителю наглядно ознакомиться с действиями подводников во внештатных ситуациях.

И, наконец, последний зал, предназначенный для проведения лекций и демонстрации кинофильмов, одновременно является и мемориальным. Здесь представлены фотографии и личные вещи моряков с погибших К-129, К-8, К-278 «Комсомольца», К-219, К-141 «Курска». Имена 3 636 человек навечно оставшихся в морских глубинах, хранит Книга Памяти.

И рядом модели новейших российских субмарин экипажи которых сегодня с честью продолжают дело своих предшественников.

Музей имени Маринеско, с его фондами, насчитывающими более 13 тысяч экспонатов и насыщенной экспозицией, является музеем профессиональным. Но, что не менее важно, это еще и музей народный. Даже начинался он не с директивы властей предержащих, а с инициативы, которая шла снизу. Еще в 1980-е годы в доме номер 24 по Литейному проспекту был создан музей «Действия подводных лодок типа «С» на Балтике в 1941-1945 годах», который курировала преподавательница пения из школы №189 Елена Ждан. Юные следопыты из группы «Поиск» разыскивали для него экспонаты, встречались ветеранами и членами их семей, ухаживали за могилами героев.

Именно коллекция этого музея стала основой, созданного в 1997 году распоряжением губернатора Петербурга Владимира Яковлева, Музея подводных сил имени Маринеско – первого и пока единственного в России.

Этот пример показывает, насколько велик потенциал именно школьных музеев, тематика которых в Петербурге всегда в той или иной степени связана с военной историей, Великой Отечественной, а значит и с флотом. Вот мнение директора 110-й школы соседнего с Калининским Выборгского района. «В нашем учебном учреждении функционирует три музея, один из которых представляет собой реконструкцию русской избы, другой посвящен истории Выборгского района и третий, находящейся сейчас в стадии реорганизации, рассказывает о блокадной эпопеи. В блокадном музее отдельный фрагмент экспозиции рассказывает о действиях Балтийского флота в годы войны, морской авиации, морской пехоте, дальнобойной корабельной артиллерии. Среди экспонатов флаги с линкора «Марат», эсминца «Неустрашимый». А в Музее Выборгского района хранятся личные вещи одного из погибших моряков «Курска».

Я по хорошему завидую тем, кто сумел превратить созданный на одном энтузиазме школьный музей в Музей подводного флота России, и надеюсь, что мне, моим коллегам, моим ученикам тоже удаться проявить себя в аналогичных по масштабу проектах.

История подводного флота – это неотъемлемая часть прошлого нашего города. И это органичная часть нашей истории, на примере которой следует воспитывать чувство патриотизма».

Комментарии