Память времен
История создания музея., Карланюрт, Республика Дагестан
В настоящее время возрос интерес к краеведению. Оно занимает большое место в образовании и воспитании школьников, закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль в связи с этим выполняет школьный музей, который способствует формированию у обучающихся гражданско-патриотических чувств, любви к малой родине, уважения к предыдущим поколениям. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, края, массового вовлечения обучающихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в туристско-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
Глава 1. История создания музея.
Знать, понимать, уважать историю своего края - значит быть патриотом, что так важно на сегодняшнем этапе развития российского общества. История не просто молчаливый свидетель прошедших лет, история - это, прежде всего, учитель, который указывает на ошибки прошлого, предостерегает человечество от их повторения.
История школьного музея начиналась с педагогов-энтузиастов: Моллатаевой Б.М., Устархановой Р.Х., Мичигишевой З.А. и других. Именно у таких педагогов появилась мысль о создании собственной системы воспитания, основанной на любви к малой родине. Они стремились заложить у подростков любовь к Отечеству на примере истории, которая находилась рядом, которая была частью жизни каждого ребенка, живущего рядом. Усилия поисковой работы обучающихся и учителей были направлены на комплектование фондов музея, на исследование и описание результатов, полученных во время походов, экскурсий, на анализ собранных документов, расширение материальной базы музея. Количество экспонатов увеличивалось.
Для реализации этой задачи было принято решение о создании поисковых групп и определены направления работы. Началась сложная, кропотливая и вместе с тем увлекательная работа, когда на основе запросов в архив, встреч с людьми, живущими рядом, рождалась новая история, созданная своими руками. Члены поисковых групп начали сбор материала. Объектом изучения ребят стал всё село Карланюрт. И когда был собран достаточный материал, встал вопрос о создании музея. С этой инициативой выступил директор школы Моллатаева Бадирахан Моллатаевна, заместитель директора по УВР Устарханова Роза Хайрутдиновна . 17 марта 2019года в торжественной обстановке произошло открытие музея. На это мероприятие были приглашены почётные гости.
В 2019 году краеведческой комнате было присвоено звание школьного музея «Память времен», были выданы паспорт и свидетельство.
Музей стал центром работы по краеведческому направлению.
На базе музея работал (и в настоящее время продолжает работать) историко-краеведческий кружок «Поиск». Ребята ведут большую работу по сбору материалов в музей по различным направлениям. Был организован ряд экспедиций по селу Карланюрт. Самые активные поисковики: Магомедова Мадина, ученица 11 кл., Исламбиева Альбина, ученица 11кл., Ладаев Мухаммад, ученик 10кл., Гафурова Дагмара, ученица 11кл., Сайгидова Пати, ученица 11 кл. - стали почетными членами Совета музея.
На основе собранных материалов были разработаны и оформлены три экспозиции: «Культура и быт села», «История войны», «Школьные годы».
Работая над созданием экспозиций, собирая по крупицам материал, школьники соприкоснулись с живой историей малой родины, стали ее участниками и хранителями, открыли для себя удивительные страницы о выпускниках школы, учителях, жителях села. В музее широко представлены этнографические экспонаты. Это предметы домашнего быта: одеяло, сундук, кувшины, горшки, ложки, гребёнки, серп, самовары, лампы-керосинки, ухваты, часы, национальные костюмы как «Къабалай», «Тастар» (платок), «Черкеска» для мужчин, каракулевая папаха, кинжал, музыкальные инструменты «Агьач хомуз», гармошка «Терс хомуз», узорные салфетки и скатерти, которые украшали домашний интерьер: шкафы, чемоданы, этажерки, печка «кёрюк», для выпечки хлеба из кирпича и глины, люлька для ребенка «бёшюк», швейные машины «Зингер», металлические кувшины и многое другое. Гордостью музейной коллекции является старинные монеты, времен Александра III и Николая II.
В настоящее время фонд музея насчитывает более 300 единиц хранения.
Но поисковая работа на этом не завершилась, обучающиеся школы продолжают работу по сбору материалов, накапливая материал по истории села, истории школы, истории Великой Отечественной войны. Началось накопление материала по истории Великой Отечественной войны. Наиболее ценные экспонаты: фронтовые письма, похоронки, орденские книжки, фотографии участников войны, медали, очерки, книги о боевом пути ветеранов ВОВ. Были собраны интересные и оригинальные экспонаты, которые стали основой экспозиции. Большая часть работы легла на плечи учителя истории Устархановой Розы Хайрутдиновны, которая занималась сбором материала о Великой Отечественной войне и оформлением стендов. Материалы собирались по крупицам. Увлеченность учителей и детей, их активная жизненная позиция дали хорошие результаты. Благодаря поисковой работы учащихся, узнали о том, что на фронт ушло 114 человек, из них 56 человек пропали без вести, вернулись 58ч . Двое из них стали Героями Советского Союза : Джумагулов Эльмурза Биймурзаевич – Герой Советского Союза и Датуев Абдуразак Алибекович - Полный кавалер орденов Славы. Сегодня в нашем селе живых нет ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Работаем с музейными материалами о ветеранах – земляках. Мы остановились у стенда «Спасибо за Победу».
Я считаю, что наш музей успешно справляется с этой задачей. Двери музея всегда открыты для посещения. Добро пожаловать.
Комментарии