«Проблемы сохранности архитектурных памятников Тевтонского ордена на территории Калининградской области» - ХранителиРодины.рф

АВТОР: КОНДРАТЬЕВА ДАРЬЯ, УЧЕНИЦА 11 КЛАССА МБОУ СОШ № 6, Г. БАЛТИЙСКА, КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РУКОВОДИТЕЛЬ: КРИШТАФОВИЧ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ, МХК, РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «БОЕВОЙ СЛАВЫ И ИСТОРИИ ГОРОДА» Калининградская область – особый в геополитическом плане регион России. Бывшая территория северо-восточной Пруссии переживала периоды сознательного уничтожения «всего немецкого, а значит – фашистского» (в том числе в 1967 г. остатков Королевского замка – важнейшего памятника российско-немецких отношений) и необдуманного разрушения средневековых замков и кирх. История Тевтонского ордена тесно связана с историей многих западноевропейских стран. Орденские замки и кирхи до сих пор стоят на территории некоторых государств (Польша, Австрия, Италия, Бельгия, Нидерланды). Эти архитектурные памятники либо охраняются государством, либо принадлежат нынешнему Немецкому ордену , члены которого ведут научную работу, изучают историю ордена, ведут археографическую деятельность и занимаются охраной памятников, а так же публикуют письменные источники (исторические хроники, грамоты и т. д.). Ярчайший пример этому: замок верховных магистров в городе Мальборке (Польша). В настоящее время замок отреставрирован и является музейно-туристическим комплексом, на базе которого ведутся исторические и археологические исследования. Калининградская область, в силу исторических обстоятельств получившая в наследство интересную часть немецкой культуры, достойна стать культурно-исторической заповедной зоной, охраняемой государством. Орденские замки и кирхи дошли до нашего времени в разрушенном состоянии, многие, к сожалению, исчезли навсегда. Калининградская область самый западный регион России, ставший в 1990году анклавом и превратившийся в «русский остров» на Балтике. Эта земля была самым последним территориальным приобретением СССР после Второй Мировой войны, войдя в его состав в 1946 году. До этого времени ареал пруссов – Янтарный край являлся северной частью имперской провинции Восточная Пруссия. Древности зстиев и пруссов, благодаря сложной политической судьбе бывшей восточной Пруссии на протяжении всего послевоенного времени, были практически табуированы для археологов и исследователей.

В настоящее время в Германии существует Международная историческая комиссия по изучению немецкого Тевтонского ордена, которая занимается изучением и пропагандой истории Западной и Восточной Пруссии. Проводимые комиссией конференции и поднимаемые на них проблемы и вопросы охраны архитектурных памятников Тевтонского ордена вызывают живой интерес у специалистов и широкой общественности.

Начиная с XVII века Тевтонский орден в Пруссии не пользовался популярностью, т.к. орден всегда принадлежал католической церкви, а Пруссия перешла в воинствующее лютеранство. В XVII- XVIII веках в Пруссии наступает полное забвение Тевтонского ордена. Памятники архитектуры орденского периода находились в упадке и не вызывала интереса современников, многие из них ассоциировались со средневековым стилем готики, которая в XVII- XVIII веках имела уничижительный оттенок и относился к якобы занесённому готами средневековому искусству.

В Пруссии считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях. Яркий пример этому - прусско-шведская война в XVII веке: 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с Балтийского моря и вошёл в город. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска – звездообразную пятиугольную крепость Пиллау, сохранившуюся до наших дней. В строительстве которой использовался керамический кирпич и валунник, из замков Бальга, Лохштедт и Фишхаузен. Если замки разбирались и сносились, то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско- евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в XIX веке, с подачи известного архитектора Шинкеля, который в 1834 году сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга.

В наши дни краеведы Калининградской области, обеспокоенные ситуацией, сложившейся вокруг культурного наследия края 3 ноября 2010 года обратились с открытым письмом к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, Патриарху Московскому и Вся Руси Кириллу с просьбой учесть мнение специалистов-краеведов при принятии решений по культурному наследию прошлых веков. Письмо это было написано в ответ на закон, принятый Калининградской областной думой 28 октября 2010 года о передаче в собственность Калининградской епархии Русской Православной церкви 15 объектов «религиозного назначения». В список были включены средневековые рыцарские замки. Ранее Калининградской епархии Русской Православной церкви в собственность было передано 34 объекта «религиозного назначения», находившихся в федеральной собственности (распоряжения Правительства РФ, принятые в течение 2010 года).

Представители региональной власти и Калининградской епархии разъясняют, что таким образом спасают объекты культурного наследия от притязаний других конфессий, которые, как они полагают, возникнут после принятия федерального закона, т.к. на территории Калининградской области расположены бывшие лютеранские, католические кирхи. Между тем, в Калининградской области отсутствует процедура передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям. Есть основания полагать, что часть объектов, передаваемых согласно региональному закону, не относятся к собственности Калининградской области, а находятся в федеральной собственности. По некоторым объектам отсутствует надлежащая техническая инвентаризация.

Орденских кирх особенно много было на Самбийском (Земландском) полуострове. Кирхи Вармии. оставались католическими. На остальной части Восточной Пруссии со времён Реформации почти все кирхи стали евангелическими. Католическая кирха, следуя традиции, является продолжением мессы, связанной с таинством богопоклонения. Центром католической кирхи является алтарь – основной элемент церковной готики. Мы постарались собрать сведения о тех сооружениях, которые можно отнести ко времени владычества Тевтонского ордена, то есть к периоду XIII – XIV веков. Орденские кирхи представляют значительный интерес для краеведов, они могут стать объектами экскурсионных маршрутов. Под руководством руководителя школьного музея Криштафович Т.В. каждый год организовываются экскурсии по области с целью изучения истории края.

В 14 веке большое значение приобрели городские и монастырские зальные кирхи , замковые и дворцовые капеллы, что характерно и для Восточной Пруссии. В плане напоминают латинский крест, внутреннее пространство полностью перекрыто крестовыми сводами.(Приложение 8).

Конрат Штайнбрехт считает, что звёздчатый свод орденских кирх архитектурным изобретение орденских архитекторов. Звёздчатый свод был использован при строительстве хора церкви св. Иоганна в Торне (Торунь) около 1250 г. Свод капеллы замка Лохштедт построен в 1275 году, также имеет сводчатую форму. (Приложение 9).

Адольф Бёттихер – немецкий архитектор, специалист по охране памятников истории в Восточной Пруссии в 1891 году, отмечал, что немецкий орден строил приходские кирхи далеко друг от друга, и в случае необходимости они служили укрытием для местного населения. Кирхи изначально строились на землях язычников, мощь и величие этих строений делали их своеобразными центрами притяжения для христианских общин. Поэтому они имели обширные епархии. Приходские кирхи относятся к одному архитектурному типу, представляющему строение с прямоугольным нефом с небольшими хорами с восточной стороны и двускатной крышей. С западной стороны пристраивалась башня.

Построенные Орденом на Земланде кирхи можно разделить на 3 группы: 1. По временному признаку. Простые звёздчатые своды, массивные стены без контрфорсов. Узкая лестница в передней части нефа. Например, капелла Лохштедта и кирха Юдиттен. Границы построек 1290год.

Вторая группа представляет строения с мощными стенами, без внешних контрфорсов, но имеются внутренние контрфорсы, сужающие свод. Крестовообразные своды над разными частями помещения, разделённые рёбрами. Крестовообразные своды превращаются в звёздчатые. Кирхи небольшие по размеру. Узкая каменная лестница по западной стене ведёт на башню. Ограничивается строительством от 1290- 1320гг. Таковы кирхи: Фишхаузен, Меденаю, Побеттен, Повунден, Каймен, Легиттен.

Кирхи, представляют собой переход к третьей группе: имеются внутренние контрфорсы, уменьшающие площадь свода, но появляются внешние контрфорсы. Такова кирха Арнау, Мюльхаузен, Тарау и сотни других…

Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. В поздней готики получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичностью, экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты.

Внутреннее убранство церквей принадлежит в основном Нюрнбергской и Кёльнской школе, которые с большим размахом работают на территории Восточной Пруссии (в Замланде). Здесь работают предшественники и современники Альбрехта Бранденбургского. До реформации алтарь украшался живописью и резьбой по дереву, сохраняя при этом традиции раннего Возрождения и барочные. Нюрнбергская школа выпускала алтари, кафедры, скамьи. Даже известны мастера Нюрнбергской школы: Кристиан Клодсей – резчик, Melcher Кремер – плотник. Жил в Кёнигсберге, делал инкрустированные, красиво окрашенные кафедры. Основной сюжет: тюльпаны, гвоздики итальянского возрождения XVI века. Эти мотивы можно встретить в кирхе Арнау. Можно встретить примеры изобразительного творчества – леса и горных животных. Также известен резчик Ханс Paurman – автор гвоздик и граната в арках. Мастер алтарей – Иоганн Кристоф.

В 1519 году в оформлении церквей Замланда было распространено серебро, драгоценные камни. Красивый готический алтарь с элементами барокко был оборудован в кирхах Фишхаузен, Меденау, Побетен. Во всех церквах используется купель, на ней повторяли несколько раз мотивы готического письма – Благовещение, Грехопадение.

Следует заметить, что градостроительство Восточной Пруссии трижды представляло собой вершину достижений своей эпохи: при Тевтонском ордене, при Фридрихе II Великом, и при восстановлении после Первой Мировой войны .

При Ордене сложилась своя традиция постройки замков и кирх. Средневековая архитектура в северо - восточной Пруссии выполнена в романо- готическом стиле. Рыцарские замки и кирхи были основными орденскими сооружениями в Восточной Пруссии. Однако уже в XIII веке романский стиль в архитектуре постепенно стал вытесняться готикой, поэтому многие постройки приобрели черты своего рода переходного периода. В романском стиле, с некоторыми элементами готики, были построены замки Бальга, Лохштедт, Бранденбург и Кёнигсберг. Ведущими архитектурными типами в готике оставались соборы и кирхи.

В начале XV века образ жизни тевтонцев был далёк от аскетических основателей. Братья становились не монашескими рыцарями, а профессиональными военными и администраторами.

По закону Орден должен был выкупать пленных. Этот пункт нанёс сокрушительный удар Тевтонскому Ордену. Кроме этого росли долги наёмников. Чтобы расплатиться, Орден вынужден отдавать завоёванные территории и замки. Хоть как-то улучшить положение, тевтоны подняли налоги, но это привело к недовольству городов, которые объединились в Прусский союз, а затем, соединившись с поляками, неожиданно начали войну. Орденское государство оказалось нищим. После заключения Торнского мира в 1411 году Орден лишился большей половины своей территории, отошедшей Польше. Потеряно было большое количество замков, в том числе и Мариенбург. Орден сыграл свою историческую роль даже в том, что оттягивал на себя воинственных литвинов, которые постоянно нападали на московское княжество. Без Тевтонского государства, московского могло было и не быть

Какова же судьба орденских замков и кирх?

Замки рыцарей Тевтонского Ордена в Германии и Польше находятся в отличном состоянии. Их посещают и восторгаются ими туристы. На территории современной Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии, их постигла совсем другая участь. Многие древние Орденские замки и кирхи на территории области продолжают медленно погибать. Жестоко – варварски разбираются местным населением на кирпич, являются жертвами вандализма и так называемых «чёрных копателей»

Между тем, все они принадлежат России и являются бесценным достоянием Европейской и мировой культуры. К огромному сожалению, большинство орденских кирх не входят в туристические маршруты и не охраняются государством.

Из 15-ти исследованных кирх 4 восстановлены и переданы русской Православной церкви, в двух ведутся реставрационные работы, находятся под присмотром бывших жителей данной местности, Кафедральный собор является музеем и туристическим центром, 3 постепенно разрушаются и не охраняются¹.

Кирхи:

1. Юдиттен – отреставрирована, передана русской Православной церкви, Свято – Никольский монастырь;

2. Пёршкен – разрушается , не охраняется;

3. Фридланд – восстановлена, передана русской Православной церкви;

4. Цинтен – сохранился западный фасад башни, не охраняется;

5. Арнау – отреставрирована, передана русской Православной церкви, Московская епархия;

6. Повунден – сохранились башня и неф с алтарём, без крыши, стены проломлены, не охраняется;

7. Кафедральный собор – проведена консервация, используется как музей и туристический центр;

8. Хайлигенвальде – проведены реставрационные работы на средства бывших жителей Хайлигенвальде, передана русской Православной церкви; Калининградская епархия.

9. Мюльхаузен – протестантская кирха, ведутся реставрационные работы на средства бывших жителей Мюльхаузена;

10. Гросс Легиттен – лютеранская кирха, ведутся реставрационные работы на средства бывших жителей Гросс Легиттена.

11. Удерванген – продолжает разрушаться; не охраняется;

12. Каймен (Тростники) – башня разрушается, в центре заросла травой;не охраняется;

13.Тарау – в ожидании реставрации, закрыта от вандалов;

14.Куменен – продолжает разрушаться, на крыше 5 гнёзд аистов. не охраняется;

15.Фишхаузен – не существует;

В настоящее время региональное сообщество обладает значительным потенциалом интеграции российской и европейской культуры. Стратегические планы развития региона опираются на видение Калининградской области как коммуникационной площадки между Россией и Евросоюзом. Открывшиеся в последние десятилетия перспективы привели к расширению контактов между самым западным российским регионом и различными регионами Европы. К сожалению, то, что происходит сейчас, создает напряженность внутри региона и может нанести серьезный урон имиджу нашей страны. В Калининград, на свою историческую родину, каждый год приезжают немецкие туристы, бывшие жители этого края. Несколько православных храмов на территории области расположено в бывших немецких кирхах. Усилия духовенства и прихожан по восстановлению памятников вызывают уважение.

Жителям Калининградской области понадобилось довольно долгое время, чтобы осознать себя постоянными, а не временными жителями этой земли, ответственными за общеевропейское историческое наследие.

На основании своих исследований пришли к выводам:

С целью решения проблемы сохранности памятников бесценного наследия истории и культуры этого региона, необходимо:

- уточнить перечень подлежащих охране памятников истории культуры;

- определить их охранный статус и художественную ценность;

- провести необходимые работы по их реставрации;

- организовать контроль за выполнением программы охраны памятников истории культуры;

Перед собой ставлю задачу пропаганды сведений культурного наследия путём выпуска соответствующей публикации, дающей более полное представление об этом наследии. Работа над материалом ещё не окончена…



















Комментарии