Школа, в которой я учусь,-носит 5 лет имя замечательного человека, бывшего директора нашей школы Ивана Гавриловича Михайлова  - ХранителиРодины.рф

Наши войска стали приближаться к Берлину. На улицах немцы отчаянно защищались, но и наши не уступали. Все понимали, что это последнее решающее сражение. В городе Берлине находилось много наших и иностранных пленных. Их здесь использовали как бесплатную рабочую силу. Многие отбирали у фашистов автоматы, и помогали в своём освобождении. Город сдался, но у Рейхстага шли ещё ожесточённые бои...

Школа, в которой я учусь, - носит вот уже 5 лет имя замечательного человека, бывшего директора нашей школы Ивана Гавриловича Михайлова. Полтора года назад в школе было выделено небольшое помещение под школьный музей, куда был перенесён из фойе стенд об Иване Гавриловиче.

С сентября 2018 года я записался в объединение «Наследие». Мне хотелось больше узнать об этом замечательном человеке. Я хотел знать: Каким человеком был Иван Гаврилович? Откуда та сила и мужество, которая вела его по жизни? Какой след на земле может о себе оставить один человек? О чем могут рассказать старые фотографии?

Из просмотренной литературы, архива школы, музея, я получил сведения, которые помогли ответить на поставленные вопросы.

Иван Гаврилович родился 20.12.1916 года в многодетной крестьянской семье, в селе Лебяжье Павловского района Алтайского края. У него было 11 братьев и сестёр. Семья жила на берегу озера.

Об этом времени Иван Гаврилович писал:

«В нашем селе в основном жили крестьяне.

Жили единолично, но не все прилично

У кого-то были хорошие дома

И хлеба полные закрома,

А кто-то так бедно жил

Что чуть концы с концами сводил».

После революции и гражданской войны наступила власть Советов, которую крестьяне приняли с радостью. Постепенно жизнь налаживалась. Хоть семья и была большая, но голодать не приходилось. Семья Михайловых имела хозяйство. Выручало и озеро, в котором водилось много рыбы. В 1925 году Иван пошёл в школу, которая находилась в поповском доме.

Учиться старался хорошо и первым на селе вступил в пионерскую организацию, а потом записался в комсомольцы. За активную работу в комсомоле был направлен на конференцию в Павловск, где он впервые выступал с трибуны.

В 1932 году Иван Гаврилович окончил семилетку.

После школы приходилось работать в шорной, делать уздечки, хомуты, а потом его в кузницу послали, где молотом по наковальне раскалённое железо отбивали и в холодной воде его закаляли. Весной и летом работал в поле. Работа была в основном ручная, тяжёлая. Техники почти не было. Пахали и сеяли на быках и лошадях.

«В апреле месяце наступила жара,

Для работы в поле горячая пора.

Вдруг мы услышали моторный гул

Это шли в коммуну трактора.

Они были американские, колёсные и назывались Кейс

Делали в поле свой первый рейс».

Однажды мама Ивана Гавриловича посоветовала ему пойти работать в школу учителем, и он послушал её. Пошёл в Рогозихинскую школу, а потом в Лебяжинскую, где преподавал ботанику и зоологию.

В это время в стране велась ликвидация неграмотности. Под руководством Ивана Гавриловича была проведена перепись неграмотного населения Лебяжинского колхоза, и было открыто 4 школы. В трёх школах по вечерам учителя обучали женщин, а в избе-читальне учили неграмотных мужиков. Михайлов учился на биологическом факультете учительского института и в 1938 году окончил его.

В этом же году случилась в семье беда – у Ивана Гавриловича умерла мама.

«Мама была всеми детьми и родными любима,

Делать всё умела, кроила, шила,

Одеяла стежила и детей своих этому учила,

Натянет материал на пяльцы,

А мы иголки с ниткой берём в пальцы,

Прошиваем вверх и вниз

И одеяло готово в тот же миг»

Отец Ивана Гавриловича сильно по жене тосковал и позвал сына вернуться домой в Рогозиху. Иван вернулся в родную школу, но уже не просто учителем, а директором школы.

Время в стране было напряжённым. В 1939 году Ивана с братом Михаилом вызвали в РККА. Их неожиданно схватили, посадили в машины и повезли в район Павловск. Ночь спали на голом полу в школе Коминтерна, а ранним утром повезли в Барнаул. На площади возле вокзала был митинг, а потом погрузились в багажный вагон и поехали на Дальний восток. Дорога была долгой. Проезжали мимо больших и малых городов, поездка вдоль Байкала запомнилась Ивану Гавриловичу на всю жизнь.

«Вот и священное озеро Байкал, озеро тринадцати богов.

О нём легенды и стихи сочиняют, и в песнях прославляют

Озеро большой длины и ширины, и первое в мире глубины.

Монетку бросишь одну, она пошла на глубину…»

У Ивана Гавриловича была прекрасная память. Он помнил всех своих командиров по именам и фамилиям и написал о них и службе в Советской Армии с большой любовью.

«Лейтенант Улицкий, Политрук Чубай и товарищи красноармейцы

Оставили в памяти моей хорошие воспоминания о Дальнем востоке»

Иван Гаврилович служил в артиллерийских войсках. За отличную наводку и меткую стрельбу получил звание младшего политрука и назначение в артиллерийскую батарею 182 комиссаром.

Когда началась война с фашистами, Иван Гаврилович добровольцем пошёл на фронт. Задачей Ивана Гавриловича было встречать прибывающих солдат и офицеров, размещать по квартирам, записывать по батареям и другим подразделениям.

«Мы недолго в Глухове простояли.

Нас быстро сняли и на передние позиции в бой послали.

В операцию под кодовым названием «Багратион»

Наша бригада в три полка Белорусские сёла и города

Вместе с пехотой освобождали от врага».

Белорусским фронтом, где служил Иван Гаврилович, руководил маршал Рокоссовский.

«Он любил и уважал офицеров и солдат по – отцовски».

В это время Иван Гаврилович уже был в должности помощника начальника штаба полка по разведке. Ему приходилось выходить на передний край противника и наблюдать, что делается в его стане. А потом по замеченным целям составлять артиллерийские планы, чтобы при артподготовке нанести точные удары. Был получен приказ: «Насмерть стоять и отстоять плацдарм». В этом бою наши потеряли много офицеров и бойцов, но плацдарм отстояли.

«На рассвете 14 февраля сорок пятого, вместо двадцатого,

В четыре тридцать утром срочно началась артподготовка точно

По приказу Сталина. По просьбе Уинстона Черчеля

Войска второго фронта

Под ударами немцев в Западном направлении

В Арденах терпят поражение».

В результате этого наступления наши войска полностью освободили польские города и сёла.

О главном сражении за Берлин, логово фашистов, Иван Гаврилович писал:

Заговорили тысячи орудий, миномётов пулемётов,

танков и самолётов,

А наша легендарная «Катюша» так палила, что

гитлеровцев с ума сводила.

140 прожекторов, стоявших на переднем крае,

Так засветили, что противника в окопах заслепили.

Неприступную оборону войска наши прорвали

И к Берлину врага погнали».

Наши войска стали приближаться к Берлину. На улицах немцы отчаянно защищались, но и наши не уступали. Все понимали, что это последнее решающее сражение.

Город сдался, но у Рейхстага шли ещё ожесточённые бои, в которых принимала участие батарея, которой командовал Иван Гаврилович.

2 мая утром немцы не выдержали натиска наших войск и сдались…

«Из подвалов вояки выходили и свои головы склонили

А впереди шёл генерал, почувствовал, что отвоевал.

По фамилии Зауэрбрух – немецкой армии главный хирург.

Мы его нашим властям сдали

И все штурмующие ликовать стали.

Все как по команде автоматы подняли

И так палили и с криками «Ура! Мы победили!»

После победы Ивана Михайловича перевели в немецкий город Пегау. Там по вечерам в субботу и воскресенье проводились танцы. На одном из таких вечеров он познакомился с немецкой девушкой по имени Тэя, а по фамилии Кляйн и влюбился. Понимал, что он русский офицер, что это запрещено, но сердцу не прикажешь. Недолго они встречались. Бригаду его перевели в другой город Галле.

Расставание далось ему очень трудно, сильно тосковал о ней. Позднее Иван Гаврилович узнал от друзей, что стал отцом. Тэя родила сына, которого он никогда не видел. Иван был сильно расстроен. Отказался от предложения продолжить обучение в Военной академии и вернулся домой.

Отвыкать от армейской жизни было очень тяжело.

Спасла любимая работа. Сначала директором местной школы, затем 25 лет проработал директором нашей школы на станции Артышта 2.

«Там я принял школу-семилетку,

размещалась в жилом доме, похожем на большую клетку.

Не было кабинета химии, физики и спортивного зала,

А четверть здания квартира директора занимала».

Иван Гаврилович полностью перепланировал помещения. Вместо квартиры появились кабинеты химии и физики. В коридоре разобрали лишнюю печь - получился небольшой спортзал. На втором этаже нашлось место, для пионерской комнаты и учительской. При входе, где на кухне печь топили, открыли буфет и кормили учащихся бутербродами.

Учителя и технички ему во всём помогали. Конечно, помещений для всех предметов не хватало, и Иван Гаврилович обращался во многие инстанции, поднимал вопрос о строительстве новой школы. Только после письма в ЦК КПСС, пришёл приказ о её строительстве. Строилась школа 3 года. На осенних каникулах 1970 года состоялось открытие новой школы, в которой мы сейчас занимаемся. Вот какую память о себе оставил Иван Гаврилович жителям посёлка Артышта.

После выхода на заслуженный отдых, Иван Гаврилович вёл активную общественную работу. Он был членом Совета ветеранов г. Барнаула.

Иван Гаврилович Михайлов всей своей жизнью доказал, что даже один человек может за свою жизнь сделать много полезного для людей. Фронтовик, прошёл от Курской дуги до стен Рейхстага. Герой, чудом уцелевший, за всю войну не получивший ни одного ранения. Иван Гаврилович награждён 4 боевыми орденами и 18 медалями 5 благодарностями от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. После Победы посвятил свою жизнь благородному делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Замечательный педагог, талантливый руководитель, о своей жизни писал в стихах, выпущена брошюра в 2006 году. В ней он описал свой жизненный путь. Когда вышла его книга, Ивану Гавриловичу, было 90 лет.

Я горжусь тем, что наша школа носит имя этого замечательного человека, Михайлова Ивана Гавриловича!

У нашей школы есть история. Всякому человеку присуще желание знать историю своей школы, место, где живёшь, учишься и трудишься. Это не только простое любопытство, но и святая обязанность.

Мне хотелось рассказать ученикам и жителям посёлка, о жизни человека, который сделал так много добра нашему посёлку.

Всё меньше остается старожилов, способных рассказать об истории школы. Нужно успеть сохранить всё, что знает старшее поколение.

Комментарии