Не стареет душой ветеран
Биографический очерк о ветеране ВОВ Савченко Петре Ивановиче, Тимашевск, Краснодарский край
Очерк об удивительном человеке, на чью долю выпали тяжёлые жизненные испытания.
НЕ СТАРЕЕТ ДУШОЙ ВЕТЕРАН.
          Судьба меня балует, даруя встречи с удивительными людьми. Один из них Петр Иванович Савченко — простой, добродушный, жизнелюбивый человек. Среднего роста, немного  коренастый, с уже не молодецкой походкой, но всегда опрятен и подтянут, улыбчив и обходителен. Как произошла наша первая встреча — не помню, это случилось много лет назад. Но с тех пор мы поддерживаем дружеские отношения, которыми я очень дорожу и очень хочу, чтобы радость общения с Петром Ивановичем продлилась как можно дольше.
          Петр Иванович — потомственный кубанский казак, все его предки и по линии отца, и по линии матери из семей казаков. Родился 20 ноября 1926 года в станице Каневской. Кроме него в семье двумя годами позже родилась сестра. Когда Петр Иванович был в возрасте 3-4 лет, отца арестовали. Как все происходило, он помнит смутно, но не может забыть трудности своего детства. Несколько лет о судьбе отца ничего не знали. 
     — Очень хорошо помню, было лето, тепло и солнечно. Я играл на улице. Смотрю — идет дядя и уверенно направляется в мою сторону. Схватил меня на руки и крепко прижал к себе. Я понял, что это мой отец. Пока мы мытарствовали, отец рыл канал им. Москвы (Беломорканал). За скорое строительство канала вождь всех народов Сталин амнистировал таких заключенных, как мой отец, досрочно, – вспоминает Петр Иванович. — Казалось, жизнь наладилась. Но осенью 1933 года умерла наша мамочка. Отец сбил из оторванных от забора досок  подобие гроба, положил туда мать и сквозь слезы произнес:  «Нет теперь у вас мамы».
       Дальше было босоногое, голодное, детство. Вместе с сестрой Петр Иванович был устроен отцом на детскую площадку (что-то вроде детского сада). Еды почти не было. Какая-то жидкая баланда, которую давали на обед,  была пределом мечтаний.
    — Запомнился день приезда отца после долгой разлуки. Он привез гостинец- кружочек кукурузной каши, завернутой в тряпочку. Какой же вкусной была эта первая за долгое время передача!!!
        Петр Иванович тяжело вздыхает, делясь этими воспоминаниями. Но никогда никому не отказывает в общении. Он частый гость на школьных, городских, районных мероприятиях. И люди старшего поколения, и молодежь, и подростки затаив дыхание, слушают ветерана. Очень хочется, чтобы эти удивительные встречи были возможны как можно дольше! Не торопись, время…
   — Мы должны передавать потомкам нашу живую историю, а то будут знать только «выдуманную» заокеанскими знатоками.
         Прошло  время,  и отец привел в дом чужую женщину, забрал детей из детплощадки. Так у Петра Ивановича и его сестры появилась мачеха. Началась новая жизнь. Наступило время учиться в школе. К слову, учеба давалась легко, быстро запоминал, читал, писал. Жизнь налаживалась в лучшую сторону:  перестали  резать хлеб по маленькому кусочку, ели вдоволь, появилась обувь, которой раньше не было и в холодное время просто не выходили на улицу. В семье даже было радио, проведенное отцу Петра Ивановича как передовому колхознику.
     — Не помню,  как сложилось, но в то  воскресенье вся семья была дома. Погода стояла отличная. Все были в отличном настроении, смеялись и шутили. И вдруг из круглого черного диска прозвучали слова о начале войны, — вспоминал  начало войны Петр Иванович. 
     — Да, сынок, придется идти воевать, – сказал отец. Солнце в тот же миг потускнело, жизнь разделилась на «ДО» и «ПОСЛЕ»…
        Отец Петра Ивановича не вернулся с войны. В 1943 году семья получила извещение «пропал без вести». 
          А сам юноша взрослел, работал в колхозе на паровой молотилке, в тракторной бригаде прицепщиком (тогда при трактористе был помощник, который при пахоте чистил  на ходу плуг, помогал с ремонтом), был на хорошем счету, поскольку не жалел ни сил, ни времени, выполнял поручения качественно, был всегда готов помочь другим. В трудовых хлопотах, в стремлении все возможное отдать фронту для скорейшего разгрома ненавистного врага, прошел 1941 год и наступил 1942. Все чаще говорили о наступлении немцев, о приближающейся оккупации, необходимости эвакуации. Но семья Петра Ивановича решила остаться в родном краю. Так на его долю выпала участь оказаться на оккупированной врагом территории. Время шло, наступил  исторический 1943 год. Но об этом не ведал юноша. С ранами на ноге от обморожения он не мог выходить из хаты. Но заходящие навестить больного друзья и соседи поговаривали об отступлении немцев. Надежда на победу оживала с новой силой. 
     — Однажды под утро в окно постучали: «Откройте! Красноармейцы!». Это был февраль 1943 года, — продолжил рассказ  Петр Иванович.  — Немцев изгнали с нашей малой родины, но война продолжалась. И до Великой Победы было еще далеко…
        В самый разгар уборочной страды Петр Иванович получил повестку явиться в военкомат для отправки в армию. Уже на построении к призывнику подошли председатель колхоза и военком. Председатель горячо доказывал, что без такого опытного молотильщика будет задерживаться уборка урожая, а сдать хлеб для нужд фронта в срок весьма важно. И Петр Иванович остался в колхозе, работал в тракторной бригаде. Там и состоялась встреча с будущей  невестой, а потом и женой  Пелагеей Алексеевной Ольшанской. В то трудное время молоденькие девушки записывались на курсы бригадиров тракторных бригад. «Дипломированным трактористкам» не хватало практического опыта, и без подсказок и помощи было не обойтись.
     — Я и не заметил, как Поля появилась в нашей бригаде. Я был в том возрасте, когда интерес к сверстницам уже проявляется. Поля была серьезной девушкой, ухажеров быстро «отшивала». А со мной сложились доверительные отношения. Ей и ее напарнице Вале я помогал разобраться с трактором, его ремонтом и обслуживанием. Никаких других отношений тогда у нас не было. Она даже не провожала меня в армию. Да тогда и не принято было. Мешок с вещами на плечо – и в военкомат.
        Осенью 1944 года  Петр Иванович ушел на фронт. Новобранцев собрали в Краснодаре, а через сутки посадили в поезд, который привез своих пассажиров на станцию Бекетовка, что под Сталинградом. Петр Иванович был определен в артиллерийский полк, который формировался из новобранцев и выздоровевших раненых. Так началась его военная служба в Красной Армии. 
     — Военную науку артиллериста я живо усваивал,— не без гордости  произносит Петр Иванович. — Вскоре прибыли в 116-й тяжелый танкосамоходный гвардейский полк, меня определили разведчиком-наблюдателем. Мы стали готовиться к крупной военной операции по форсированию Одера. 
      Война близилась к завершению. В скорой победе никто не сомневался. Немецкие самолеты сбрасывали листовки с «устрашающим» текстом, грозили «оружием возмездия», о котором  громогласно объявил Гитлер. Но  сдержать наступление Красной Армии было невозможно. 
     — Мы их гнали днем и ночью. Бывало, немцы оказывали ожесточенное сопротивление. Больно было терять друзей и однополчан.
        Победу Петр Иванович встретил под городом Росток. 
    — Не могу описать того ликования, той радости со слезами на глазах. Стреляли из всего, что было!
        Далее служба Петра Ивановича проходила в Германии в составе оккупационных войск. В 1947 году его полк  перебрасывают на Родину. Путь домой казался долгим, наверное, от того, то уж сильно хотелось увидеть родные пейзажи, встретиться с близкими. 
   — И вот наш поезд на пограничной станции. Распахиваем двери вагона. Нас встречают не хлебом–солью. Изможденные, голодные люди бросаются к вагону, просят что-нибудь поесть. Это были люди из Белоруссии, Смоленской области, приехавшие получать прибывающие составы с крупным рогатым скотом, лошадьми и сопровождать к месту назначения.
      Поезд следовал по Советскому Союзу.  Солдаты,  одержавшие победу над фашизмом, смотрели из окон и открытых вагонов на свою многострадальную, еще не оправившуюся от войны Родину, перенесших все тяготы, претерпевших горести и беды соотечественнико, и каждый мысленно давал клятву беречь мир. Так, под стук колес, миновали Москву, Ленинград, Мурманск…  Дальше морем. Через 22 часа следования прибыли в порт Линохамари, откуда на машинах добрались  к месту длительной службы в Советском Заполярье. С Полей Савченко поддерживал переписку. И, отслужив 6 лет, демобилизовавшись  в 1950 году,  Петр Иванович и Пелагея стали мужем и женой, прожили вместе 55 лет!
       В мирной жизни Петр Иванович работал на различных  дистанциях  пути               Северо-Кавказской железной дороги ремонтным рабочим, бригадиром пути на станции Деревянковка. Далее были курсы дорожных мастеров, двухгодичное отделение Ростовского железнодорожного техникума, повышение на работе. Инициативного, работоспособного, с жилкой рационализатора Петра Ивановича заметило начальство. В 1962 году на станции Тимашевская выгрузился  ПМС- 51, который так и остался, закрепился до наших дней. И закипела работа по восстановлению и ремонту пути, строительству мостов. Во всей этой огромной работе Петр Иванович принимал самое активное участие. А параллельно учился, получил высшее образование и в 1976 году принял под свое руководство 24-ю Тимашевскую дистанцию пути. Заботился не только как производительно работать, но и о людях, своих подчиненных. По его инициативе завели подсобное хозяйство и появилась возможность периодически выдавать работникам продуктовые наборы с мясом и овощами.  А в свободное время в небольшом железнодорожном клубе занимались художественной самодеятельностью, славились певцы, музыканты и танцоры из коллектива Савченко по всему краю.
         Станция Тимашевская расширялась , возрастало ее значение, увеличивалась пропускная способность. Однажды на станцию приехал начальник дороги. В здании вокзала было назначено совещание комиссии по подведению итогов работы. Вышел из авто на привокзальной площади, а перейти попасть в здание вокзала нет возможности. 
    —На первом и втором пути стояли составы. С трудом удалось найти начальнику переходные площадки на цистернах. Измазался весь. И ставит задачу построить подземный переход. 
      Для Петра Ивановича это работа не представлялась сложной. Опыта по восстановлению мостов и труб было достаточно. За 5 месяцев подземный переход был построен к радости горожан и пассажиров. Руководство дороги оценило вклад в строительство перехода и организаторские способности Петра Ивановича.
   — «Почетный железнодорожник» - мой последний творческий аккорд. Оглядываясь на прожитое, думаю, что поступал правильно. Делал все и всегда во благо людей и Родины.
      Живите долго и дарите нам добро, мудрость, веру в справедливость, дорогой Петр Иванович!
            
                            
                            
                            
Комментарии