Судьба и Родина едины - ХранителиРодины.рф

Автор: Берсенева Эльвира Николаевна

Учитель истории и обществознания,

Руководитель Музея Воинской Славы

МБОУ гимназия г.Зернограда







Судьба и Родина едины.



«Любовь к Родине начинается с семьи».

Ф. Бэкон



«Нам дороги родители, дети, родственники,

но любовь ко всем им заключает

в себе любовь к Родине».

Античный афоризм





Мой рассказ о замечательном человеке-учителе, ветеране Великой Отечественной войны, общественном деятеле Викторе Акимовиче Паршине. Но написать только о нем, как оказалось, невозможно. Чтобы раскрыть судьбу его, показать значимость следа, который он оставил после себя и на земле, и в памяти людской , надо начинать рассказ издалека, от его корней. И , конечно же, о тех кто был по жизни рядом .

Поздняя, не очень ласковая весна 1880 года встречала путников из Курской губернии на привольной земле области Войска Донского.

Отмена крепостного права мало что изменила для беднейшего крестьянства России. Потому и тянулись вереницей бедняки, в поисках заработка, к югу, – к местам богатым рыбой в реках, зверем и птицей в необъятной Донской земле, где жили вольные казаки, относительно более зажиточные жители многострадальной России. Да только и Дон, для иногородних пришельцев, не раскрывал широко своих объятий.

Множество раз прошагал маршрутом от села Почепного, Селинской волости, Дмитриевского уезда Курской губернии до Маныча и Кагальника молодой, двадцатидвухлетний крестьянин, владеющий ремеслом кровельщика – Борис Паршин, но все же, существенно поправить свое материальное положение так и не удалось.

По словам своих дальних родственников из станицы Кагальницкой, он узнал, что прихожане собираются произвести ремонт кровли на церкви местного прихода вот и торопится он, чтобы получить возможность заработка, и может быть все- таки вылезти из нужды.

Иногороднее население, в области войска Донского, считалось людьми более низкого сословия, а потому и приклеивали к ним различные клички-ярлыки: «хохлы», «кацапы», «русаки» и т.д. Ограничивались иногородние и в правовых отношениях. Казачье население, особенно на юге Дона, было в основном зажиточное, имело приличные наделы земли и нуждалась в рабочих руках для обработки земли, для сенокосных работ и работ по уборке и обмолоту хлебов.

Крестьяне центральных губерний России спешили попасть на Дон к сенокосу, к уборке и обмолоту хлебов, а после окончания этих работ возвращались на свою Родину. Лишь некоторым удавалось прижиться, осесть на постоянное место жительства на Дону.

Все помыслы Бориса были – найти выгодный подряд, не опоздать наняться на предполагаемый ремонт кровли церковного храма. Нужда не покидала маленькую семью Бориса Паршина, даже тогда, когда позднее он стал использовать труд своего сына, в качестве помощника. Одному Богу известно, как трудно доставался Паршиным хлеб насущный, потому и решил Борис сделать все для того, чтобы своему сыну дать образование, положив на это все свои силы и средства.

Труд образованного, грамотного человека всегда ценился очень высоко, особенно в ту пору, а маленький Аким проявлял явные способности: самоучкой выучился читать и писать от своих сверстников, обучавшихся в школах с трехгодичным обучением, освоил программу начальной школы.

И только в 1893 году, в возрасте 15 лет, отец устроил Акима, наконец, учиться в Кагальницкое двухклассное училище. Учиться было легко, интересно, совсем несложно, а певческий талант одаренного мальчика, абсолютный слух и прекрасный голос, сходивший, как с небес, в местной церкви, при пении на клиросе, в составе детской группы хора, – прихожане очень ценили.

Быстро прошли два года обучения в Кагальницком училище, и в 1895 году 25 августа, в возрасте неполных 17 лет Аким получил свидетельство об окончании училища и был рекомендован на работу учителем Маныч-Балабинской церковно-приходской школы Донской епархии.

К этому времени Аким Паршин совсем осиротел: умерла его мать , разбился насмерть отец, поскользнувшись и упав с кровли ремонтируемого храма.

Для молодого, не имевшего никакой поддержки, Акима (кроме собственных способностей) началась трудная борьба за жизнь и место в этой жизни. Курская природа и родительские гены, наделили этого русоволосого, с веснушками на лице и сероглазого с голубизной, юношу, не только способностью к овладению знаний , а так же приятным баритоном, добротой, необыкновенной коммуникабельностью, умением дружить, помогать друзьям, совершенно бескорыстно, хотя сам, до самой смерти, нуждался в такой же помощи и дружбе.

В 1898 году Донская епархия направляет Акима Паршина в город Новочеркасск в семинарию на краткосрочные педагогические курсы по изучению церковного пения в составе первой группы слушателей. На испытаниях по предметам: по закону божьему, по методике русского и церковно-славянского языков, по педагогике и дидактике, по методике счисления, по гигиене общей и школьной, по церковному пению получил отличные оценки у всех лекторов. В свидетельстве об окончании курсов № 41, инспектор курсов Николай Крупский, преподаватели и лекторы семинарии свидетельствуют о том, что Аким Паршин знаком с одноголосым пением и может обучать этому в школе. После окончания курсов был направлен учителем в Спорновскую школу Донской епархии.

На следующий год Аким снова направляется на краткосрочные курсы по специализации предмета одноголосное церковное пение, что отмечено в удостоверении № 136 от 5 августа 1899 года в городе Новочеркасске на курсах учителей семинарии во второй группе слушателей, приравненной к полному курсу семинарии.

Согласно табели о рангах, изданном 24 января 1722 года в царствование Петра I и просуществовавшего до 1917 года, все чины морские, военные и гражданские были разделены на XIV классов. От коллежского регистратора до действительного тайного советника на государственной гражданской службе, первый чин в XIV классе был коллежский регистратор – который и надлежало получить Акиму, но для этого он должен быть отпущен официально из крестьянского состава сельского общества села Почепного Курской губернии, в связи с переходом на государственную службу в качестве учителя, о чем ему было выдано отпускное свидетельство сельским обществом и старшиной семинарской волости Малютой, что Аким Паршин долгов не имеет, под судом и следствием не состоял и препятствий для перехода крестьянина Акима Борисовича Паршина на государственную службу в качестве учителя не имеет. Таким образом крестьянин Аким Паршин стал учителем церковно-приходской школы с правом преподавания в начальных классах и первый гражданский чин с ношением формы, о чем свидетельствуют фотографии того времени .

Сбылась мечта Бориса Паршина, о которой он так и не узнал при жизни. С увольнительным свидетельством Аким Паршин в 1902 году 20 октября переводится на работу учителем в х. Верхне-Соленый, где священник Григорий Попов, дает ему характеристику… « Аким Борисович Паршин поведения весьма хорошего, работает весьма усердно.»

В этом же 1902 году в мае месяце Аким делает предложение Масуренковой Марии Ивановне, дочери казака среднего достатка, совершенно неграмотной девушке, и хотя для местного населения он был иногородним «чужаком», но все же получил согласие на брак за свою доброту, талант и опрятность в поведении и одежде, уважение родителей учеников. Против такого зятя не стал возражать казак Иван Масуренков, к тому же Аким Борисович был верующим и соблюдал все религиозные праздники и регулярно посещал церковь . Приданое за Марией Ивановной, однако было небольшое.

22 марта 1903 года родила Мария Ивановна своего первенца, сына Виктора, с самого младенческого возраста, как две капли воды похожего на Акима Борисовича. Молодая семья жила в любви и согласии, но достатка в семье не было. Положение учителя сельской церковно-приходской школы было очень трудным, требования к учителю предъявлялись высокие, а обеспечение учителя ложилось на прихожан-родителей. Доходило до того, что учителя обеспечивали питанием по очереди родители обучаемых детей, по аналогии, как пастуха общественного стада, что унижало учителя и ставило его в бедственное положение. Не все родители обучали своих детей грамоте. Часто все зависело от величины дохода прихожан.

В 1904 году Акима Борисовича переводят на работу в относительно крупный населенный пункт, хутор Ново-Кузнецовка, в котором была церковь и входящие в этот приход хутора. Наметились сдвиги к улучшению жизни и быта.

В 1905 году, в год поражения России в русско-японской войне, родилась у молодой супружеской четы и девочка, назвали её Тамарой. Росли дети, у Акима и Марии было много друзей. Посещая по праздникам церковь, друзья навещали и Акима с Марией, не забывали и друзья, коллеги по Новочеркасской семинарии, а так же и коллеги по профессии.

От отца Аким перенял и постиг владение столярными инструментами, сам мастерил для своей семьи и для школы необходимую мебель: стол, табуреты, комод, шкаф, сундук – не обращаясь ни к кому за помощью. Вечерами же он с упоением отдавал себя скрипкам, подаренным в годы учебы в Новочеркасске. Звуки, издаваемые этими инструментами, буквально завораживали хуторян.

Мария Ивановна вносила свой вклад в семью, она оказалась отличным кулинаром и кондитером, особенно по изделиям из теста, не зря местный священник поручил ей выпекать просвирки для прихожан.

Для себя, детей,мужа она шила на машинке «Зингер» сорочки, блузки и другие необходимые в жизни и быту предметы одежды и белья.

Опрятно и вкусно она готовила различные блюда, домашнюю колбасу, пшенную кашу с выжарками, запеченную в кишках, в духовке и, конечно украинский борщ. Не часто появлялись эти блюда и продукты, но зато тем памятнее, приятнее было их вкушать. Хозяйство семьи никогда не было большим, не всегда была корова, были куры, поросенок, иногда утки или гуси, огород около 15 соток, снабжавший картофелем – вот и все богатство.

Атмосфера семейного лада, согласия, что мы называем счастьем, оказалась недолговечной. В 1906 году в хуторе случился пожар, никто из жителей не решался войти в пылающий дом, где от боли и страха кричали дети, а Аким Борисович бросился в огонь, спас на пожаре многих жителей хутора, в том числе и своих учеников.Когда обрушилась горящая крыша, получил травмы и ожоги, от которых 7 сентября скончался. Похоронен был на Ново-Кузнецовском кладбище, около деревянной церкви. В 1930 году церковь была разрушена, а в 1940-х годах её снесли окончательно. На могиле Акима Борисовича был установлен кованый ажурный крест, который в годы Великой Отечественной войны пострадал во время боев и не сохранился до наших дней. После войны место , где были церковь и кладбище распахали , как будто и не было ничего и никого.

Оставил после себя Аким Борисович двадцатитрехлетнюю вдову Марию, сына Виктора трех лет и дочь Тамару, которой было всего полтора года . С этой поры семья из трех человек испила полной мерой всяких обид, бед и трудностей не только материальных, но и духовно-психологических и моральных. Издевки недалеких людей по отношению к детям-сиротам, наделение их кличками такими как, «безотцовщина» и тому подобное, больно ранили детские сердца, и запомнились на всю жизнь. Детям приходилось заниматься недетским трудом, быть пастухами чужого скота, свиней, овец и на разных работах – за кусок хлеба. Нелегкое им выпало детство, и судьба у них была неласковой и неблагосклонной.

Именно в это время зародилась дружба с Митей Лелюшенко-будущим дважды Героем Советского Союза Дмитрием Даниловичем Лелюшенко, дружба, которая продолжилась всю жизнь, до последних дней жизни. Дмитрий Данилович ежегодно приезжал в Ново-Кузнецовку к родным, всегда много общался с Виктором Акимовичем Паршиным. Фронтовики много говорили о войне, вспоминали боевых друзей. И все же все разговоры возвращались в детство, смеясь, вспоминали как зимой часто проваливались под лед и боялись возвращаться домой. Они катались на самодельных коньках на льду пруда . Как выбирались, помогая друг другу,это просто чудо!Все обходилось благополучно, не считая наказания родителей.Спустя годы, Дмитрий Данилович , смеясь, говорил: «Витя, мы ж с тобой в одной купели крестились!».

Конечно, Виктора Акимовича, как учителя истории интересовали события Великой отечественной войны, а Дмитрию Даниловичу было что вспомнить. Оба фронтовики-они действительно крестились в одной Российской купели, хотя судьбы их сложились по-разному. Вспоминали раннее детство- просторы родной земли с волшебными запахами земляники, полыни и чабреца. Вспоминали яркий пожар диких тюльпанов, ирисов, подснежников, воронцов, волнующие душу трели жаворонков, казавшихся тогда в детстве сказочными птицами-стрепета, дрофу, куропаток. Как захватывали дух табуны необъезженных лошадей. Все это с детства стало любимым-не только красота малой Родины, но и суровая действительность быта тех лет.

В 1910году начал обучаться в Ново-Кузнецовской школе, после окончания которой, в 1913г поступил в Веселовское двухклассное училище. Учился на отлично. Коллектив учителей этого училища, видя блестящие результаты своего ученика, помня , что он учительский ребенок-сирота, помня подвиг Акима Борисовича, выступил с инициативой ходатайствовать перед руководством Новочеркасской учительской семинарии о приеме на обучение Виктора Паршина. Он был зачислен. Отдавая дань уважения своему погибшему коллеге, учителя собрали небольшую сумму денег( 3 рубля) для обучения сироты. Мама одна не смогла бы выучить его . Многосторонне одаренный ребенок учился успешно, но революционные события и бои Гражданской войны дошли и до Новочеркасска. Руководство приняло решение прекратить занятия, провести досрочно экзамены. Ученики сдали экстерном экзамены на звание учителя начальной школы, получили документ об образовании и начали трудовую деятельность.

Первым местом работы с февраля 1920 г. стала начальная школа х.Красные Лучи 1-й ступени Поповского сельсовета Мечетинского района в должности заведующего школой. А с 1921 года и по 1928 год, он работает учителем в Ново-Кузнецовской школе Мечетинского района, где ранее работал его отец, где учился он сам, где жила его мать.

10 января 1928 года он создает семью. Женой его становится красавица Анастасия Ландик- учительница начальных классов. Почти сразу молодые учителя получают назначение в Калининскую школу Егорлыкского сельсовета Мечетинского района Донского округа Северо-Кавказского края в качестве заведующего школой. И обосновали это тем, что на тот момент «имет место острый недостаток подготовленных, грамотных, дипломированных учителей, обладающих организаторскими способностями и имеющих стаж работы». Поэтому впоследствии начались частые назначения в те хутора Мечетинского района в тогдашних его границах, где школ еще не было и надо было с нуля , на голом месте организовать их и наладить процесс обучения.

В 1933году 15 августа он переведен заведующим средней школой и учителем в станице Егорлыкской . А в 1935 г. из Мечетинского района выделяется в самостоятельный Егорлыкский район , создается районный отдел образования и Виктора Акимовича Паршина назначают инспектором Егорлыкского районо. Умение сплачивать вокруг себя людей, заражать их энтузиазмом, полезными делами, умение обращаться с коллегами, родителями, учениками как с равными, с пожеланиями им добра и счастья, через упорный труд к поставленной цели –это черты , отличавшие его и дела, которые помнят его теперь уже пожилые ученики. Анастасия Варфоломеевна во всех делах была помощницей и поддержкой. До сей поры эти качества характера и души этой семьи живы в сердцах людей знавших их и близко общавшихся.

В 1936 году он осознает необходимость получения высшего образования и поступает в Ростовский Государственный педагогический институт(заочно) на исторический факультет.

Для успешной учебы необходимо было снизить нагрузку на работе и Виктор Акимович просит о переводе в школу, поближе к матери. Так в 1937году он назначен в неполную среднюю школу хутора Клюев Мечетинского района на должность завуча и учителя истории. А Анастасия Варфоломеевна на должность учителя начальных классов с поступлением заочно в Азовское педучилище.

Обучая детей и совершенствуя свои знания, эта семья занималась большой общественной работой. Участвовала в работе по ликвидации неграмотности , руководила кружками в школе, организовывала вечера, праздники не только в школе, но и в хуторе для всего населения.

Отдельно хочется отметить то, что в хуторе не было еще клуба, библиотеки, радио. Но был театр, который стал знаменитым не только в Мечетинском районе. На спектакли школьного театра приходили со всех соседних хуторов, а также приглашали приехать с «гастрольным туром» в соседние районы. Спектакли ставили по классическим произведениям, шили костюмы сами и сами готовили декорации. Удивительно талантливым был тогдашний коллектив Клюевской школы. А ведь учителя были все из больших крестьянских семей, подготовки в школе актерского мастерства не имели, как и не имея музыкального образования, прекрасно играли на музыкальных инструментах и не на одном! А как пели!

Все это хоть как-то согревало души людям, радовало в минуты отдыха. Жизнь сельских жителей ведь была нелегкой в те годы. Старожилы рассказывают о бездорожье, грязи, очень холодных зимах. Еще более трудные из-за отсутствия топлива ( топили бурьяном, соломой), работа в поле от зари до зари, ужасающая бедность. Недостаток одежды и обуви в семьях. Дети ходили в школу босиком до самых морозов. А с наступлением холодов , из большой крестьянской семьи шел в школу кто-то один, так как на всю семью были одни сапоги. Отсутствие спичек, соли, сахара. И все же это не смогло отрицательно повлиять на духовную жизнь клюевцев. Гостепреимство, готовность поделиться последним, доброта, доверие, порядочность и благородство души были само собой разумеющимся состоянием. Песни по пути на работу , на отдыхе, даже при отсутствии хлеба. Не только семейные , но и с многочисленными соседями чтения книг. В этом огромная заслуга тогдашних учителей. Это их подвижнический труд в том числе давал такие результаты воспитания вместе с семьей.

В таких трудах и застала Великая Отечественная война семью Паршиных и всю нашу Родину.

Приказом по РОНО от 26.10.1941г №237 уволен с должности учителя истории и завуча Клюевской школы в связи с мобилизацией в ряды Советской Армии.

Участвовал в обороне Ростова-на-Дону осенью 1941г. на рубеже по нынешней улице Профсоюзной. Там сейчас стоит памятник –зенитное орудие. Это-памятник девочкам-зенитчицам, защищавшим Ростов осенью 1941 года. Они почти все погибли, но одна из горсточки выживших зенитчиц, после войны приехала по распределению работать в Клюевскую школу. Это была Александра Максимовна Ревенко. Они узнали друг друга, воевавшие рядом учителя-фронтовики и впоследствии проработали в одном коллективе до пенсии.

Потом , после боев за Ростов , было длительное лечение в госпитале, участие в битве за Кавказ, освобождение Ростовской области, Молдавии, Румынии.

После демобилизации назначен учителем истории и директором Клюевской семилетней школы. Пришлось длительное время приводить в порядок здание школы: ремонтировать крышу, двери, окна. Нуждались в ремонте печи в классах, надо было заготовить дрова и много-много других забот. Не было тетрадей, ручек, чернил. Большим счастьем были газеты и не столько как источник информации для детей, сколько как возможность выполнять на полях газеты заданные уроки. Отсутствие чернил восполнил сок паслена. Вот так для голодных детей паслен стал не только лакомством и хоть каким-то источником витаминов, но и средством обучения. Ну а отсутствию ручек быстро нашлось решение. Как в далекие времена стали писать гусиными перьями.

Вернувшись с фронта как не тяжело было вспоминать и говорить, но все же рассказывал ученикам и их матерям-вдовам о том, как защищали Родину, как воевали и умирали за нее советские солдаты и офицеры. Не каждый фронтовик соглашался встречаться с детьми и вдовами, но Виктор Акимович понимал, как учитель истории, что молодому поколению надо донести дух неоспоримой Великой Победы, чувство гордости за свою страну и народ.

С невыносимой болью узнавал о гибели на фронте земляков-хуторян, в числе которых были и его ученики, о тяжелых испытаниях , выпавших на долю стариков, женщин и детей в период оккупации, об участии в деятельности подполья учеников Клюевской школы. Рассказывали наперебой все дети хутора, в том числе и дочь Юлия.

Юлия Викторовна Паршина(Зайцева) родилась 23 июля 1935г в ст. Егорлыкской. Она была долгожданным , крепким и красивым ребенком. Ее бабушка-Мария Ивановна Паршина ухаживала за ней согласно сложившихся в казачьих семьях обычаев и методов воспитания. Юля, как и все сельские дети, рано приобщилась к труду , выполняя посильную работу по дому, в огороде, по уходу за домашними животными и птицей. Но мирную жизнь прервала война. И далее я хочу привести отрывок из воспоминаний Юлии Викторовны о ее военном детстве.

« … Люди бегали из дома в дом, сообщая о начале войны. Потом весь хутор собрался в клубе. Кто-то со сцены говорил о войне, женщины рыдали, а мы-дети, глядя на них, тоже громко плакали. На следующий день каждый ребенок и подросток получил задание что-то делать : вязать, шить, сушить сухари, шить кисеты, наполнять сумки, коробки, грузить их на повозки и отправлять в действующую армию. Помню как мобилизованные из Клюева и соседних хуторов шли пешком в Мечетинскую, а женщины и дети шли следом, провожали. Призвали и моего папу. И потекли тоскливые дни ожидания писем с фронта. А когда они приходили, я читала их сама по несколько раз в день. Неграмотные хуторяне звали меня к себе прочитать письма, пришедшие с фронта от сыновей и написать ответ.

В 1941-1942 г. Возле Клюева был военный аэродром. Там и сейчас можно рассмотреть холмики капониров для самолетов. Все - и старики, и женщины, и дети там работали. Копали , носили землю, делали маскировку. Совсем маленькие еще не могли выполнять такую работу и поэтому их обязанностью было приносить работающим воду, хлеб, молоко. Очень часто прилетал немецкий самолет- «рама» на разведку и мы уже знали, что вскоре после него будут бомбить. Часто группами прилетали немецкие самолеты и шли воздушные бои. Было очень страшно. Клюевцы прятали своих детей в нашем учительском доме, надеясь, что пули не пробьют кирпичные стены. Помню как по хутору, по полям вокруг двигались подводы, запряженные верблюдами. На них привозили раненых. Так в нашем учительском доме появился госпиталь. Дом был барачного типа постройки-большая коммунальная квартира с длинными коридорами и многочисленными комнатками с печным отоплением. Все клюевские дети ходили в госпиталь после уроков. Они разделились на маленькие группы по 3-4 человека, за каждой группой была закреплена палата и определенные обязанности. Три девочки: Надя Юдичева, Рая Сирица и я-Юля Паршина каждый день стирали огромное количество бинтов, чтобы их можно было использовать еще раз. Сушили их, гладили, скатывали. Для раненых пели песни, танцевали, читали стихи, приносили из дому молоко, сметану, хлеб, яйца. Моя бабушка-Мария Ивановна Паршина пекла пушистые пышки, мазала их медом и маслом, а я кормила ими своих раненых. Они нас всегда ждали и были нам очень рады. Аплодировали нам после выступлений. Кто улыбался, а кто плакал. Мы помогали им писать письма домой. Раненые лежали и на кроватях, и на полу во всех комнатах нашего дома и в близлежащих домиках. Летом 1942 г. мы собирали лекарственные травы для госпиталя, работали в саду, в поле. А ведь мне тогда было всего 7 лет. Я так мечтала, чтобы скорее закончилась война и вернулся папа, но она все продолжалась. Это были сплошные трудности и слезы. Пришлось пережить и оккупацию. Перед самой оккупацией моя мама Анастасия Варфоломеевна провела целую операцию по спасению книг школьных и домашних. Зная, что немцы их сожгут, она решила их спрятать. В курятнике выкопала яму, сложила в нее книги, засыпала землей, утрамбовала, а сверху разложила толстым слоем солому, чтобы якобы курам было теплее. Книги, конечно припачкались, поскольку были завернуты в мешковину, но главное после освобождения их достали и использовали для занятий.

Нам - детям было очень страшно. Немцы забирали у всех теплые вещи, продукты. Приходили к нам в школу во время уроков, садились в классах возле печек , грелись, а нас вышвыривали на мороз. Немцы в классе курили, плевали на пол, играли на губных гармошках, хохотали и кричали нам-первоклашкам по-немецки: «Русские свиньи». Наша учительница собирала нас в кучку, пыталась всех обнять и не могла всех сразу. Ходила по кругу , успокаивала , просила не плакать. Это повторялось зимой часто. Мой старший брат Витя выкопал у нас в саду окоп. Притащил туда ящики от снарядов, чтобы было на чем сидеть, солому, воду, сухари. Это спасло нам жизнь во время бомбежек и боев летом 1942 и зимой 1943. Когда зимним утром в Клюев ворвались 3 советских танка и первые красноармейцы, все стали выбегать из домов , встречать. Я плакала и бежала к перекрестку в центре, где они остановились. Увидела уже издали красные звезды на борту. Я так надеялась, что увижу своего двоюродного брата Петю, который был танкистом. Как же мне хотелось , чтобы он на своем танке освободил нас! Снова потянулись обозы с ранеными, катили пушки через хутор, шли машины-«Катюши», грузовые машины. Снова в Клюеве госпиталь и я как «опытный сотрудник со стажем» руководила младшими , учила в свои неполные 8 лет их что и как надо делать. Вот только с питанием для раненых теперь все было по-другому. После оккупации время было голодное, тяжелое. Немцы по всему хутору извели коров, кур. Мы сами едва держались на ногах от голода. И все же шли работать в госпиталь-стирали бинты, убирали , топили печки в палатах, собирали хворост , рубили камыш и возили все это в госпиталь на санках. Камыш стелили на пол , накрывали плащпалатками , потом простынями и укладывали раненых . Так решали проблему нехватки кроватей. Подолгу дежурили возле тяжелораненых. Кормили их из ложечки, а наши мамы сдавали для них кровь. В один из дней, вскоре после освобождения, из района хутора Коммуна немцы обстреляли наш госпиталь и штаб из дальнобойных орудий. Было сделано 5-6 выстрелов именно по штабу и госпиталю. Кто-то видно корректировал огонь и цель была достигнута. Штаб и связь были уничтожены. Погибло 3 человека: командир, связист и военный врач. Их хоронили всем хутором в школьном абрикосовом саду, поставили деревянную оградку. Мы ухаживали за братской могилой. Все хуторяне приходили к ней и в праздник Победы, и в поминальный день гибели. Уже после войны останки перенесли в парк в центре Клюева между конторой и клубом. На открытие памятника приезжали родственники погибших, поиском которых занимались мой отец Виктор Акимович Паршин и учитель Клюевской школы Полина Гордеевна Шарикова.

Отец, вернувшись с войны, получил назначение на должность директора Клюевской школы. Школьное здание имело много повреждений после боев. Все лето папа ремонтировал крышу школы, двери, окна, полы, печи. Спешил все закончить до 1 сентября, чтобы принять детей в здании , приведенном в порядок. А я приходила мыть, чистить, убирать. Трудные были послевоенные годы. Особенно для семей, в которых погибли отцы. Папа добивался для вдов и сирот в районе пособий, направлений таких детей на бесплатную учебу после школы. А еще он добился открытия в Клюеве интерната для детей из соседних и дальних хуторов. Я всегда гордилась своим отцом. Он был большим патриотом своей Родины. Для него не было страницы истории, чтобы он не восхищался русскими людьми. Он всегда говорил, что Россия-это сердце всего мира, его душа».

Все послевоенные годы Виктор Акимович не только учил детей, он неоднократно избирался депутатом, занимался решением многих проблем в Мечетинском районе, в Конзаводском поселении. Это строительство и ремонт дорог и мостов, строительство дренажной системы , спасавшей от подтопления большие территории Конзаводского поселения. Высадка лесозащитных полос и уход за ними, сада в Клюеве и многие другие дела, занимавшие много времени, сил, здоровья. Как депутат был ходатаем по нуждам солдатских вдов и солдатских сирот, организовал ликбез. Перечитывая документы , сохранившиеся в семейном архиве, не перестаю удивляться его работоспособности, тому откуда он брал силы на все это.

Семейный архив сохранил еще и письма. Очень трогают письма детей, вспоминающих своих родителей. Многократно радостней читать письма от бывших учеников. Прошло более полувека после его смерти. Сами ученики уже очень пожилые люди, но помнят своего учителя.

Каким же надо было быть человеком , чтобы ни годы, ни заботы и проблемы, семейные трудности или наоборот-везение и счастье не стерли в памяти образ учителя, наставника, друга. Вот только некоторые из них.

«В 1937году я поступила в 5 класс Клюевской школы. Меня учили замечательные учителя. Но больше всех я помню Виктора Акимовича Паршина. Он преподавал нам русский язык, литературу и историю. Его уроки были настолько интересными, что мы их с нетерпением ждали. Особенно любили уроки истории. Тогда у нас не было учебников, но Виктор Акимович так хорошо рассказывал, что все запоминалось. Для меня уроки истории были праздником. Теперь я, конечно , понимаю, что свой отпечаток наложила личность учителя. Он был большим патриотом нашей Родины. Еще он всегда интересовался нашей жизнью, бытом. Мы жили от школы в 10 км, поэтому всю неделю находились в интернате. Помню, как он всегда спрашивал как мы живем, не голодаем ли, тепло ли нам. Если у кого из нас не было денег пойти в столовую, он всегда даст денег и потом спросит наелся ли. Чуева Александра Георгиевна . Выпускница Клюевской 7-летней школы 1940 года.»

«Всего три года я близко знал Виктора Акимовича. Но, видимо , определяющим в этом случае являются не годы. За это короткое время он сумел привить мне помимо любви к истории-любовь к жизни, устремленность в будущее, твердость в достижении цели. Всю жизнь мне было нелегко, однако находил в себе силы выходить победителем, и вот это упорство выросло из того самого зерна, которое посеял когда-то мне в душу добрый, хороший Учитель-Виктор Акимович Паршин. Николай Круговых. Писатель. Белоруссия.»

«Пишет вам бывший ученик. Учился я в Клюевской школе, директором которой был Виктор Акимович Паршин. Лично для меня он до конца дней своих был моим наставником. Он радовался любым успехам своих учеников. Благодаря его моральной поддержке и советам, я закончил техникум, а затем институт. 15 лет работал на рудниках и шахтах Урала, а затем в Министерстве цветной металлургии СССР. Всегда поддерживал связь с Виктором Акимовичем. И в письмах, и при личных встречах, находил моральную поддержку и добрый совет. Константин Николаевич Иваненко.»

«Думая о семье Паршиных, вспоминая нашу тогда кипучую работу, наполненную хорошими общественными делами, понимаем, что душой нашего коллектива был неистощимый на полезные дела Виктор Акимович. Хорошее было время. Вспоминаем и теплеет на сердце. Особенно живет в памяти наш творческий коллектив драматического кружка, наши выступления . С любовью и уважением ваши коллеги Топорковы Клавдия Антоновна и Сергей Федорович».

Незадолго до смерти снова встретились друзья детства В.А. Паршин и Д.Д.Лелюшенко. Это была уже их последняя встреча. Жаль, что по горячим следам тогда не записали все, что было сказано тогда. И все-таки именно благодаря их рассказам вся семья, все родственники интересуются историей войны, Историей России, родного края. Дмитрий Данилович пообещал тогда подарить книгу своих воспоминаний. Прошли годы, родные Виктора Акимовича уже и не надеялись на получение книги. Думали забыл. Но он оказался внимательным и обязательным человеком по отношению к семье друга детства. Как-то зашел в поликлинику в кабинет к дочери Виктора Акимовича тогдашний военком г.Зернограда М.М.Скнарев и сказал: «Дмитрий Данилович передал Вам свою книгу. На титульном листе надпись «На добрую память Юлии Викторовне». И подпись. Это бесценная реликвия-книга Д.Д.Лелюшенко «Москва-Сталинград-Берлин-Прага. Записки командарма» бережно хранится в доме дочери Виктора Акимовича. Добрую память оставили о себе наши фронтовики, среди которых и прославленные герои, и рядовые солдаты.

Хочу коснуться еще и семейной темы. Виктор Акимович воспитал замечательных детей. Дочь Юлию, получившую медицинское образование и около 40 лет проработавшую в ЦРБ г.Зернограда. А также четверых племянников, которых он не позволил отправить в детдом, забрал к себе , когда стряслась беда . Всем дал образование, профессию и путевку в жизнь.

Так получилось, что никто из детей не выбрал профессию учителя. Продолжателем учительской династии и начинаний деда стала внучка-Эльвира Николаевна Берсенева. Как и ее великий дед она преподает историю в школе, которую закончила. С детства занимается поисковой работой. Является руководителем музея Воинской Славы гимназии и руководителем поисковой группы «Миус-фронт». Как и дед когда-то ищет пропавших без вести солдат, родных этих солдат. Издала книги Памяти Зерноградского района «Героев чтит и помнит Зерноград»( Великая Отечественная война) и «Памяти павших, во имя живых»( войны в Афганистане и на Северном Кавказе).Дважды избрана депутатом , удостоена званий «Почетный работник образования РФ», «Почетный гражданин г.Зернограда», награждена нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» , медалями «Патриот России», « За отличие в поисковом движении» и другими.

В 2003 году к 100-летию со дня рождения Виктора Акимовича Паршина в Клюевской средней школе прошло огромное мероприятие. Съехалось со всех уголков страны большое количество учеников Виктора Акимовича. Многим возраст и здоровье не позволили приехать, поэтому они и прислали письма-воспоминания. Слова и слезы лились нескончаемым потоком на этой встрече.

В 2013 году на здании Клюевской средней школы была открыта мемориальная доска В.А Паршину. Церемония открытия состоялась с участием бывших и нынешних учителей и учеников школы, казачества, депутатов, общественности. Звучало много теплых слов о замечательном человеке, учителе, ветеране войны.

Виктор Акимович Паршин награжден орденами Отечественной войны и трудового Красного знамени, медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». А также медалью « 20 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Очень радует, что в Клюевской средней школе недавно создан музей, постепенно пополняются экспозиции, среди которых достойное место занимает экспозиция, посвященная учителям – фронтовикам, где есть информация и об учительской семье Паршиных. Еще радует, что на могиле Виктора Акимовича и у мемориальной доски на здании школы всегда лежат цветы. Приезжая в хутор Клюев на кладбище к своим родителям, бывшие ученики всегда приходят поклониться своему Учителю.

Паршин Виктор Акимович

Паршин Аким Борисович, отец

Паршина Анастасия Варфоломеевна, жена

Актёр школьного театра

Студент Учительской семинарии

Учителя Мечетинского района

Начало работы учителем

Справка общины 1898г.

Комментарии