Шкурлова в Пригорском помнят! - ХранителиРодины.рф

Как вы думаете, может ли человек труда быть героем нашего времени?



В наше время не все считают, что человек труда может быть положительным героем и быть примером для подражания. Многие считают, что сейчас важно быть богатым и успешным, окружать себя комфортом и достатком. Но так ли это?

С 1981 года я живу в селе Пригорское и работаю заведующей Пригорской сельской библиотекой. С этого момента я и узнала Николая Матвеевича Шкурлова. Он работал директором Талашкинской птицефабрики. А возглавил он этот коллектив в 1973 году. Расскажу очень кратко об этом замечательном человеке.

Родился 22 мая 1924 года в деревне Светлое (ныне - Починковский район Смоленской области) в крестьянской семье. Родители , Матвей Парфёнович и Марфа Павловна, у которых было пятеро детей, научили их трудиться , привили им трепетное отношение к хлебу, приучили их любить свою землю, уважать людей. С детских лет Николай черпал житейскую мудрость из рассуждений отца, который был председателем ревизионной комиссии в колхозе. «Не приходом люди богатеют, а расходом,- говаривал Матвей Парфёнович,- Где вода была, там и будет, куда деньга шла, там и скопится». Не успев окончить Болваничскую среднюю школу Починковского района, Николай был призван в Красную Армию. Началась война. Рядовой Шкурлов прошел по фронтовым дорогам, пройдя боевой путь от Днепра до Эльбы. Войну закончил старшиной роты. Грудь его украшали боевые ордена и медали. Потом ему присвоили офицерское звание.

В 1948 году был демобилизован и вернулся на Смоленщину. Работал старшим бухгалтером Смоленской погрузочной конторы, главным бухгалтером Смоленской товарной станции Западной железной дороги.

По партийному призыву был направлен на работу в Касплянский район Смоленской области на должность заведующего Касплянским районным финансовым отделом. В 1957 году заочно окончил Московский финансово-экономический институт, получив специальность бухгалтера-экономиста. В 1956-1958 годах являлся заместителем председателя Касплянского райисполкома, а затем на протяжении трёх лет - председателем колхоза "Путь к коммунизму". Именно здесь наилучшим образом проявились его профессиональные качества как хозяйственного руководителя. В короткие сроки возглавляемое им хозяйство было выведено в число лидеров сельскохозяйственного производства в районе.

В марте 1961 года Шкурлов стал директором объединения семи колхозов на базе совхоза "Верховье" (с 1967 года - опытно-производственное хозяйство "Верховье). И в марте же 1969 года он был переведён в Смоленском областное управление сельского хозяйства на должность заместителя начальника. В 1972-1973 годах руководил отделом подбора и подготовки кадров, одновременно будучи заместителем начальника сельскохозяйственного объединения.

В феврале 1973 года Шкурлов был назначен директором Талашкинской птицефабрики. Тогда фабрика находилась в плачевном состоянии: убогие помещения, сложная психологическая обстановка в коллективе, низкая трудовая дисциплина, слабая производственная база. Сам Николай Матвеевич не знал ничего о птицеводстве, пришлось сесть за книги и осваивать новую для него отрасль птицеводства. Конечно, было очень сложно, но он не тот человек, который так просто сдаётся. За годы его руководства Талашкинская птицефабрика стала одним из самых передовых предприятий во всей области. Была осуществлена коренная реконструкция и техническое перевооружение фабрики, построены новые производственные корпуса, объекты культурного и социально-бытового назначения, в том числе: два детских сада, Дом культуры, средняя и музыкальная школы, школа искусств, больница и поликлиника, сберегательная касса, почта, спорткомплекс. Большую работу провёл по сплачиванию трудового коллектива, превращению фабрики в многоотраслевое предприятие, специализирующееся на производстве не только птицеводческой, но и животноводческой продукции, а также зерновых культур. Сложно было Николаю Матвеевичу заставить людей поверить в перспективы фабричного социально- экономического развития, убедить их в реальности планов и увлечь людей. Но Шкурлову были присущи настойчивость и целеустремлённость, поэтому и не удивительно, что к концу 1980-х годов фабрика стала огромным сельскохозяйственным комплексом, крупнейшим на Смоленщине.

Возглавляемая Шкурловым фабрика на протяжении многих лет награждалась переходящими Красными знамёнами, в том числе и оставленными предприятию навечно. В 1982 году она была удостоена наименования "имени 60-летия Союза ССР".

Труд Николая Матвеевича Шкурлова был отмечен многочисленными наградами. Указом Президента СССР от 8 октября 1990 года за "выдающиеся успехи в развитии сельского хозяйства, большой личный вклад в увеличение производства и продажи государству сельскохозяйственной продукции на основе применения интенсивных технологий и передовых методов организации труда" он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он стал последним на Смоленщине обладателем этой высшей степени отличия СССР.

На протяжении своей работы Шкурлов неоднократно избирался членом Смоленских обкома и райкома КПСС, депутатом районного и сельского Советов, делегатом съездов учителей и медиков СССР.

Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР (15.12.1981). Был также награждён четырьмя орденами Ленина (22.03.1966, 23.12.1976, 29.08.1986, 08.10.1990, единственный на Смоленщине обладатель сразу четырёх таких орденов), орденами Отечественной войны 1-й и 2-й (06.04.1985) степеней, Трудового Красного Знамени (11.12.1973), многими медалями, в том числе медалью "За преобразование Нечерноземья РСФСР" (05.10.1979), двумя золотыми, одной серебряной и одной бронзовой медалями ВДНХ СССР.

Умер 31 января 1991 года, похоронен на Братском кладбище Смоленска.

О Шкурлове до сих пор вспоминают с теплотой. Вспоминают о том, как принимали на работу только лучших, ответственных профессионалов и просто умных и талантливых людей. Он сам был таким, был ещё очень гостеприимным, на фабрику приезжали делегации из союзных республик, было много и зарубежных гостей. И ещё он умел смотреть в будущее. Например, когда в Пригорском начиналось строительство новой школы, многие люди сомневались в том, что на селе нужна школа на 800 учащихся. Оказалась, что ещё как нужна! Нужны ли целых два детских сада: «Солнышко» и «Колосок»? Оказалось, что даже двух садов иногда не хватало.

Николаю Матвеевичу не разрешали строить на селе такой большой Дом Культуры, и по документам он проходил как Дом животновода, было мало книг в сельской библиотеке, и он организовал дело так, что мы могли комплектовать фонд нашей библиотеки из резервного фонда Министерства культуры СССР. И эти книги, привезенные мной когда-то из Москвы, и сейчас являются своеобразным ядром нашего книжного фонда. Мы сберегли эти книги. А наши пригорцы бережно относятся ко всему, что связано с Николаем Матвеевичем Шкурловым: ему в Пригорском установлен бюст, местная школа носит его имя, и вот теперь в его честь названа и улица.



Комментарии