Город, с которого всё начиналось
г.Енисейск, Енисейск, Красноярский край
Удивительные вещи могут произойти с человеком в любой момент его жизни. Порой невероятные приключения настигают его неожиданно, просто ворвавшись в его привычный мир, меняя и преображая его совершенно невиданным образом.
Теплым летним вечером я просто прогуливался по улицам своего родного города. Енисейск всегда прекрасен в это время года. Светлые улочки, кругом деревья и ярко-зеленая трава, старинные дома, необычно выделяющиеся в городской суете. Все это и есть Енисейск – старинный город с насыщенной четырехсотлетней историей.
Пересекая мост через реку Мельничную по улице Ленина, я вдруг почувствовал, что мир вокруг начинает кружиться. Оглядываясь по сторонам, я начал видеть родной город во всех моментах его истории одновременно. Время переплеталось, улицы преображались. Абсолютно все моменты времени соединились воедино. Я увидел стрельцов, возводящих острожную стену и рядом с ними купцов, обсуждающих закат Российской Империи. Увидел рабочих, возвращающихся с золотых приисков, и советских граждан, стоящих в очереди за кружкой холодного кваса. Видел и солдат Колчаковской армии, патрулирующих город, и то, как вырастают Енисейские храмы, стремящиеся ввысь. Я увидел все это одновременно. Восторженные эмоции заполняли меня целиком, без остатка. Я понимал, что хочу рассмотреть каждую деталь этого невероятного видения. Переполненный желанием познания, я быстрым шагом помчался по центральной улице, стараясь не упустить ни одной, даже самой маленькой детали этого видения.
Покинув мост через реку Мельничную, я очутился среди нескольких зданий, в которых сейчас располагаются торговые отделы различной направленности. Но вдруг прямо на глазах место начало меняться. Здания стояли на месте, но вид их стал строже и массивнее. Из домов выходили рабочие механического завода. Всего полвека назад они трудились здесь, выпускали различную продукцию для промышленного и бытового применения. Я уже собирался идти дальше, как вдруг все вокруг снова начало преображаться. Дома стали исчезать, появилось несколько незатейливых построек. А вместо рабочих завода вокруг появились девушки в длинных черных одеяниях, практически полностью скрывавшие их от окружающего мира. Служительницы и послушницы женского монастыря в этот самый момент сажали цветы на принадлежавшей им территории. Видение вдруг начало развеиваться и очень скоро полностью исчезло.
Затем я уловил женский голос и смех, доносящийся откуда-то неподалеку. Быстрым шагом я направился в сторону голоса и через пару мгновений оказался возле красивого двухэтажного кирпичного здания.
Я увидел, как женщина встречает нескольких гостей у дверей с высоким крыльцом. «Госпожа Захарова, благодарим вас за приглашение. Мы давно хотели посетить ваш дом. Но не хотели быть незваными гостями» - проговорил один из людей, поднимающийся по ступенькам. «Ну что вы?! Я всегда рада гостям, в том числе и незваным!» - Сказала хозяйка дома и рассмеялась. Через мгновение все эти люди исчезли, просто растворившись в воздухе. Возле главного входа появилась табличка с надписью «Енисейский краеведческий музей». Я улыбнулся, подумав про себя, что даже через сто лет «жители этого дома» готовы открыть двери для каждого, кто пожелает посетить этот старинный особняк.
Я прошел несколько шагов и посмотрел на другую сторону улицы, где сейчас находится библиотека и заметил, что здание немного изменилось.
Двухэтажный каменный дом вдруг обзавелся деревянной галереей на втором этаже. Пожилой мужчина в черном сюртуке держал в правой руке раскрытую книгу, а левой рукой держался за перила. Мужчина был погружен в чтение и не сразу услышал, как его зовут с улицы. «Господин Скорняков!» - несколько раз прокричал человек стоящий напротив дома. «Что вам, милейший?» - отозвался хозяин. «Это новая книга?» - спросил звонкоголосый человек. «Да, новая. Записки из подполья. Это Достоевского. Стараюсь пополнять библиотеку новинками. Вы кстати, если не ошибаюсь, одну книгу не вернули!»
Я слушал разговор двух книголюбов и вдруг почувствовал, как становится жарко. Посмотрев по сторонам, я увидел, что вся улица окружена огнем. Каждый дом, каждая постройка были объяты пламенем. Повсюду были слышны крики людей. Посмотрев еще раз на купеческий дом, я увидел, как пылает деревянная галерея, на которой мгновение назад находился хозяин этого дома, мирно читающий новую книгу. Еще мгновение спустя огонь исчез. Затем рассеялся дым, и тут я увидел, что стало с городом. Деревянные дома и постройки на всей улице были уничтожены огнем. Каменные же строения все еще были на улицах города, почерневшие, обугленные, разоренные пожаром. В окнах этих домов можно было увидеть полную разруху, устроенную беспощадным огнем. На улицах появлялись люди, возвращающиеся к своим домам. В окне дома, напротив которого я все еще стоял, появился тот самый человек, читавший книгу. Он проходил мимо сгоревших полок своей библиотеки в поисках уцелевших книг, время от времени держась левой рукой за беспокойное сердце. Медленно передвигаясь по выгоревшей комнате, он трясущимися руками отодвигал обугленные деревянные доски, не обращая внимания на опасность, которую представляло пострадавшее в огне здание.
Мне же только и оставалось идти дальше по улице, с пониманием того, что я ничем не могу помочь окружающим. Ведь с тех пор прошло больше ста пятидесяти лет.
Вдруг прямо из пустоты посреди дороги появились бегущие люди. Их было человек десять. Они были вооружены. Некоторые из них были ранены, но ни на ком из них не было военной формы. Все разного возраста, в разной одежде. Кто же эти люди и от кого они убегают? «Город нам не удержать, нужно уходить», – проговорил один из бегущих людей. «Белые догоняют. Да и с ранеными нам не уйти далеко», – ответил боец, бегущий рядом с предводителем. «Значит, укроемся в церкви. Там хороший обзор и так просто они нас оттуда не вытащат». Далеко за спинами отступающих были видны отряды военных. Они преследовали убегающую группу людей, стреляя им вслед из винтовок и выкрикивая требования сдаться. Но бойцы не останавливались. Они стремительно бежали к спасительной церкви, которая даст им временное укрытие и возможность перегруппироваться. Вдруг все фигуры этого видения начали исчезать. Последнее, что я услышал – это слова лидера отступающих бойцов. – «Придет время, и революция снова освободит этот город!», – после этих слов видение окончательно растворилось.
Затем справа от меня неожиданно появилась огромная толпа людей. Их были сотни, а может быть и тысячи. Среди этой толпы можно было увидеть деревянные торговые лавки, телеги, подвозы с товарами. Вокруг кричали зазывалы. Различные товары продавались и покупались здесь: от железных топоров до золотых украшений, от китайского шелка до меховых шуб, от заграничных сладостей до речной рыбы. Где то в глубине толпы были слышны крики «Мошенник! Плут! Шарлатан!». Толпа подступала к человеку, поскальзываясь на яичной скорлупе, которой под ногами было великое множество. Мужчина в строгом костюме старался их успокоить, приговаривая «Друзья мои, неужели вы думали, что в этих яйцах действительно окажутся золотые монеты?». Толпа полностью окружила его, но в следующий миг стала оборачиваться в поисках фокусника. Я увидел его стоящим рядом с собой. Он посмотрел прямо на меня и сказал «Господин Штраус к вашим услугам. Фокусник, гипнотизер, чревовещатель, а теперь еще и злейший враг жителей вашего города, судя по всему. С чувством юмора, как я погляжу, у них не очень!». На этих словах мужчина исчез, как и все вокруг. Я стоял уже посреди привычного парка. Вокруг бегали дети, люди отдыхали на лавочках, качались на качелях.
Я быстро побежал вперед, чтобы догнать еще хоть какое-то видение, свернув в сторону набережной. Я чувствовал, что где то там еще можно догнать это видение. Пробегая мимо Богоявленского собора, я услышал, как кто-то кричал мне в след «Осторожно! В сторону!». Я успел отбежать в последний момент, когда рядом упал колокол. Я остановился и посмотрел на самый известный Енисейский храм. Я увидел, как люди сбрасывают с него колокола, как переоборудуют здание в котельную, как позади храма танцует группа людей под инструментальную музыку. Увидел, как здание приходит в запустение, как практически разрушается, как возрождается из руин, и как вновь величественно возвышается на набережной города.
Мой путь закончился недалеко от Богоявленского собора. Я стоял на набережной и смотрел на памятник основателям города Енисейска. Три бронзовые фигуры смотрели куда-то вдаль. Я развернулся, стараясь разглядеть то, на что был обращен их взор. Как вдруг, услышал за спиной голос. «Красивый город?!». Голос не был мне знаком. Я осторожно обернулся. То, что я увидел, поразило меня. Прямо за моей спиной стояли трое. Те, кто только что был изображен на памятнике. Все трое смотрели на меня. Я полностью развернулся к ним, не зная, что ответить. А они втроем пристально смотрели на меня. Сын боярский Петр Албычев сжимал в руке царскую грамоту. Стрелецкий сотник Черкас Рукин держал руку на эфесе своего оружия. Инок Тимофей держал в руках книгу с изображением православного креста на лицевой стороне обложки. «Ну, так как? Город то хорош?» - снова спросил Сын боярский. «Это прекрасный город! Спасибо!» - я хотел сказать что-нибудь еще, хотел задать вопросы, узнать историю от тех людей, которые ее творили, но тут я почувствовал, что время истекло. Три фигуры стоящие передо мной вновь стали бронзовыми и только в виде отдаленного эха можно было немного различить их разговор - «Нужно сначала остроколье поставить, дабы от басурманов огородиться! Ну и часовню конечно построить! Без этого никак!»
Пережив это приключение, я уже по-другому воспринимал свой город. Я не мог вообразить, что столько событий могло произойти за время существования всего одного небольшого города. И что же это за место? Острог?! Военная крепость? Торговый город с одной из популярнейших ярмарок царской России? А кроме всего этого еще и город, переживший золотую лихорадку, рассвет пароходства, революцию и гражданскую войну. Маленький город, отправивший тысячи людей защищать свою страну от фашистских захватчиков. Город, практически уничтоженный пожаром и отстроенный заново. Город, с которого начиналась история Красноярского края. И где каждый кирпичик и каждый человек – это история!
Комментарии