«Йетина мать» или «Свободу попугаям»…
Штрихи к портрету прокопьевского берестянщика, Прокопьевск, Кемеровская область
Нас встречает запах свежезаваренного кофе вперемежку с тонким древесным ароматом, манящим куда-то вглубь сибирской тайги… В небольшом, но очень вместительно-содержательном кабинете ему некогда находиться подолгу: всегда в творческом полете, в движении, в беседе с гостями или за работой над новым произведением… Мудрый управленец с более чем 20-летним стажем и мастер дел древесных с золотыми руками, человек тонко юмора и богатейшей творческой натуры, живописец, график, берестянщик и, «по совместительству», директор культурно-выставочного центра «Вернисаж»… Олег Дмитриевич Комаров – настоящий сын своей Малой Родины, крепко стоящий на ногах сибиряк, живущий и творящий на юге Кузбасса.
Ты помнишь, как все начиналось?!»
Когда он появился на свет, в великой Стране Советов одни продолжали быть в трауре по причине недавнего ухода из жизни «отца всех народов» Иосифа Виссарионовича Сталина, другие – готовились отметить очередную годовщину со дня рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. И только в семье Комаровых в провинциальном городишке, затерявшемся где-то на юге Западной Сибири, 20 апреля 1953 года радовались приходу в этот мир именно его, крохотного Олежки, – будущего большого мастера, вошедшего в число «брендовых» фигур родного края.
Мальчик рос вместе с молодым городом, которому на тот момент было немногим больше 20 лет (городской статус у Прокопьевска появился в июне 1931 г., хотя первые селения на его территории датированы еще серединой XVII в.). В стране подходило к концу первое послевоенное десятилетие, многие населенные пункты поднимались из руин, а те, что были в тылу, преображались и разрастались.
В 1950-1960-е годы, на которые приходятся детство и юность Олега Дмитриевича, в Прокопьевске появились первая музыкальная школа и Дворец пионеров (сегодня – Дворец творчества им. Ю. А. Гагарина), был обновлен стадион «Шахтер», обрел свой собственный «дом» прокопьевский Драматический театр им. Ленинского комсомола, был частично реконструирован Дворец культуры им. Артема (старейшее учреждение культуры, построенное в 1925 г., когда Прокопьевск был еще рабочим поселком), и т.д. Некоторые из этих учреждений сыграли большую роль в будущем Олега. А пока он рос и с любопытством наблюдал за большой стройкой…
«Для меня интересный факт очень, как по городу продвигалась трамвайная дорога, появлялись новые ее ветки... Я жил недалеко от ПЗША (прокопьевский завод шахтной автоматики, просуществовавший в городе более 60 лет) – в годы моего детства это было последнее кольцо трамвайной линии по отношению к Тыргану (по одной из самых распространенных версий, название этого района города в переводе с тюркского означает «гора ветров»; он действительно находится на некотором возвышении относительно других частей города), новых микрорайонов там еще в помине не было. И вот мы мальчишками совершали целое путешествие от этого крайнего на тот момент кольца к тому месту, где сейчас находится спорткомплекс «Снежинка», этот ледовый дворец тогда только в планах значился…» – рассказывает Олег. – «Я с детства любил рисовать, поэтому уже в молодости обращал внимание на многие тонкости облика города, где живу всю жизнь… Когда ходил на занятия рисованием во Дворец пионеров, дорога вела мимо кинотеатра им. Н. Островского (бывшего кинотеатра им. Р. Эйхе, открытого в 1933 г.): когда проходил это здание и, тем более, когда доводилось в нем бывать, всегда впечатляло необычное сочетание конструктивистских черт и элементов позднего сталинского ампира. Как это здание обыграно, какие там формы… Это было в свое время удивительное здание, на мой взгляд, уникальное… Драмтеатр, который стоит рядом, конечно, тоже хорош, но он такой же может быть и где-то в другом городе, а этот кинотеатр – он единственный в своем роде, он был сделан с учетом рельефности, особенностей данного конкретного ландшафта (увы, после 75-летнего существования в 2008 г. кинотеатр был закрыт. Сейчас в городе действуют современные кинозалы)».
«Мы верим твердо в героев спорта…»
В Сибири, как известно, зимой не занимать снега, поэтому Олег Комаров в детстве и юности любил покататься на лыжах и коньках. На открытых катках при ПЗША с увлечением гонял по вечерам шайбу вместе с братом и другими мальчишками. Клюшку специально для этого отец делал, вспоминает он. В футбол, плохо ли, хорошо ли, но обязательно с удовольствием играл летом.
«Профессиональные спортсмены – они, конечно, наша гордость. Сегодня прокопьевскую школу бокса, тайского бокса и других боевых искусств знают далеко за пределами Кузбасса, на мировом уровне. Чего стоят такие наши бойцы, как Григорий Дрозд, Артем Вахитов, Лилия Аетбаева. Но меня в профессиональный спорт, если честно, никогда не тянуло. Очень часто по тем или иным причинам на этом поприще ребята, их судьбы ломаются…
На мой взгляд, настоящий спорт – это любительский, когда мальчишки, вместо того, чтобы заниматься непонятно чем, шайбу гоняют или мяч. Это, скорее, не спорт, а уже физическая культура, так сказать, без нее – никуда. В школе она преподавалась, в горном техникуме. Медотвод от физкультуры чуть ли не проказой считался… Все, кого ни возьми, сплошь и рядом на коньках стояли… Мне мои навыки и элементарная физподготовка очень пригодились, когда в шахту спустился… Электрослесарь рештаки должен был таскать, двигатели, оборудование … Попробуй-ка с ними сходи в забой да обратно…».
«Я б в художники пошел, пусть меня научат…»
Хоть и любили в семье Комаровых творчество («для себя» рисовали и отец, и брат, да и он, на них глядя, что называется, «пристрастился»), путь в будущее Олегу был предопределен родителями однозначно: какие могут быть художества в шахтерском городе, на родине более 15-ти мировых и всесоюзных рекордов добычи угля, в «Жемчужине Кузбасса», как неофициально называли Прокопьевск за достижения в угольной промышленности и качество добывавшегося угля?! И, творческий по натуре, парень после 8-летки вынужден был пойти осваивать специальность электромеханика в прокопьевский горнотехнический техникум. Это сегодня есть выбор, где учиться, если не хочется уезжать далеко: несколько разнонаправленных техникумов и колледжей, филиалы ВУЗов… А тогда из серьезного – горный да медицинский…
«Художественного училища тогда еще не было поблизости нигде, даже в Кемерово. В Красноярск не отпустили, потому что далеко… После третьего курса в горном техникуме, когда в нашем областном центре наконец появилась к моему великому счастью «художка», мне педагог по литературе рекомендовала поехать туда, ведь у меня хорошо получалось, например, рисовать для уроков портреты писателей – Гоголя, там, и прочих… Но на семейном совете снова решили, что нет, лучше закончить горный, перспективнее… Это же надежно, это же шахта, ты будешь работать, деньги получать, все у тебя будет…».
Но к холсту, к карандашу и кистям тянуло неимоверно, до «трясучки». И, как говорили раньше, «через завмаг, через товаровед», Олег Дмитриевич все же пришел к тому, к чему его тянуло всю жизнь…
Начинал постигать художественные азы дома, потом, перед армией, когда во время учебы в горном техникуме проходил практику на шахте им. Ворошилова, после первой смены ходил на занятия к талантливейшему педагогу Георгию Милентьевичу Заиграеву, в изокружок при Дворце пионеров.
Дальше – отдал долг Родине, служа в Германии, причем в последние 1,5 года там довелось познакомиться с работой в издательстве газеты «Советская армия». А потом были заочная учеба в омском худграфе, параллельно –работа внештатником в газетах «Шахтерская правда» и «Весь Прокопьевск», место гардеробщика в одной из художественных школ… В ней, к слову, он, как Илья Муромец, «просидел» 33 года: сначала трудился гардеробщиком, потом – преподавал, дорос до директора, и, продолжая учительствовать, 15 лет занимал в школе эту должность. Между прочим, выпускников «художки» тогда сразу же принимали в училище в Кемерово, даже в Новосибирск. Знали наших педагогов и их уровень, потому и брали, почти не глядя… Понимали, что толк будет, если школу Комарова закончили…
«То березка, то рябина…»
И профессиональные, и личные путешествия Олега Комарова по России и по миру позволили ему повидать много красивых уголков. Но особое место в его сердце, по признанию художника, занимают, конечно же, родные пейзажи: заповедник «Томская писаница», реки и озера Кузнецкого Алатау, Салаирский кряж, горнолыжный курорт в Шерегеше, березовые рощи и хвойные лесопосадки в окрестностях родного Прокопьевска.
«Одно из замечательнейших мест родного города – Зенковский парк с его великолепным чистым воздухом – вдохновляет на прогулки, но, увы, в силу занятости не всегда получается туда попасть… К слову, мы с прокопьевскими берестянщиками оформили в парке арт-пространство фигурами из бересты… Кажется, получилось весьма интересно. Я, конечно, стараюсь не оставлять «натуру» без внимания на долгое время, ведь она – источник моего творчества… Мне очень повезло, что в свое время удалось исколесить практически всю Кемеровскую область вдоль и поперек, от севера до юга, выезжая с учениками или коллегами на пленэры… Такие вот вылазки в итоге привели меня к тому, что я почти ушел от классических картин и стал работать с берестой. Березка – это, несомненно, один из наших российских, кузбасских брендов…».
Комаров изнутри знает, о чем говорит… Береза для русского народа – не просто растение, это своего рода культурный код страны, один из ее обертонов… Это слезы эмигрантов серебряного века, сибирское здоровье, связанное в березовом венике, жизненная сила народа, текущая по древесным жилкам в березовом соке…
«Земля в иллюминаторе видна…»
Возглавив в 2008 году только что открывшийся культурно-выставочный центр «Вернисаж», Олег Дмитриевич открыл новую страницу в своей судьбе и в культурной жизни Прокопьевска. Но это – отдельная «песня», отдельный рассказ об уникальном пространстве для прокопьевских ценителей искусства.
Здесь бывает множество гостей разного уровня, зарубежных и отечественных… Один из таких посетителей уже давно – добрый друг и постоянный гость КВЦ. Это именитый земляк – Борис Валентинович Волынов, летчик-космонавт из первого отряда космонавтов СССР, дважды Герой Советского Союза. Он вместе с матерью переехал в Прокопьевск в 1938 году, провел здесь детство и юность, окончил местную школу № 1, которая теперь носит его имя. Борис Валентинович с супругой, прокопчанкой Тамарой Федоровной, часто бывает в городе, захаживает и в гости к Комарову в «Вернисаж».
Олег Дмитриевич улыбается: «К Борису Валентиновичу и к его супруге испытываю глубокое чувство уважения, горжусь тем, что лично доводилось общаться с ними и в рабочей обстановке, и в неофициальной. У нас была ситуация несколько лет назад… Возникло желание в «Вернисаже» провести выставку, посвященную космосу, отметив ею 50-летее со дня 1-го полета человека в космос. Наши сотрудники выехали в Москву и ближайшее Подмосковье за экспонатами, посетили музей, который находится непосредственно в Звездном городке. Как-то, мягко говоря, туго шло согласование передачи экспонатов к нам в КВЦ… Пришлось обратиться к чете Волыновых за помощью. Благодаря их содействию интересующие нас выставочные экземпляры были получены, за что им отдельное искреннее спасибо…Выставка в итоге получилась замечательная, очень пришлась по душе прокопчанам и гостям города».
Берестяная философия: «кто что курит…»
Дипломные линогравюры, графика, акварели, картины маслом и монотипии как-то вдруг остались для Олега Комарова в основной массе своей в прошлом, когда он побывал на пленэре у друга, мариинского мастера Юрия Михайлова… Его пленила береста своей простотой, но, при этом, глубочайшим философским подтекстом… Каким?! Олег Комаров улыбается, отвечая на этот вопрос: «Была ситуация: проплывала как-то «группа товарищей», в числе которой и я, с инструктором по Катуни. Инструктор говорит: «Посмотрите на эту гору, ее называют Медведем…» И тут посыпалось от товарищей, кто какую фигуру в очертаниях этой горы увидел… Инструктор усмехнулся: «Кто что курит, такое у того и видение…» (Буквально по Пелевину с его саркастическо-ностальгическим романом «Generatoin П» получается...). Я никогда ничего крепче сигарет не курил, да и те давно бросил, просто у меня взгляд на вещи такой… широкий… Отсюда и смысл в берестяных работах появляется неоднозначный… (смеется)».
Берестяной промысел привел Комарова к членству в Союзе художников России, к получению звания народного мастера.
Фольклор, абстракция, сибирская неоархаика (или архео-арт), произведения в стиле «печворк», авангард, космизм, концептуализм… Черты всех этих направлений находят в работах Олега Дмитриевича специалисты… Посетители же его выставок непременно находят в них, в первую очередь, внутреннюю глубину и богатство души, природную теплоту и естество, неиссякаемый юмор и любовь к жизни их автора…
«Моя жена, любимая и единственная на протяжении уже не одного десятилетия, весьма точно улавливает, как будет принята та или иная работа… Если, например, с прохладцой глянула на творение, то как-то и на выставке к нему мало подходят, а если приглянулось ей что-то, то и в экспозиции этот экземпляр будет успехом пользоваться… Так что повезло мне… И с супругой, и с ее вкусом к моим работам» (и вновь в глазах – добрая ребяческая смешинка).
У него в коллекции, конечно, есть классика жанра – берестяные туеса и подобные вещи из любимого природного материала… Но куда как популярнее, например, берестяные стельки от Комарова… Или «Йетина мать» – декоративная берестяная картина, подсмотренная у природы (ведь если есть Йети, значит, у него должна быть и мама...).
P.S. Народный коллектив «Прокопьевская береста» – объединение мастеров, работающих с этим природным материалом, в которое входит и Олег Дмитриевич Комаров, – сегодня является настоящим брендом города. Самобытные произведения Олега Комарова и творения его товарищей по цеху хранятся в частных и музейных коллекциях в Кемерово, Новосибирске, Сергиевом Посаде, Москве, Японии и т.д. С 2000 года в Прокопьевске постоянно пополняется специально созданная муниципальная коллекция произведений ДПИ, которые являются собственностью города.
Комментарии