Хранительница партизанской славы
Портретный очерк о Ворониной Н. П., Брянск, Брянская область
Портретный очерк рассказывает о Ворониной Н. П., которая 25 лет возглавляла Музей партизанской славы "МК "Партизанская поляна"". Музей находится посреди брянского леса, где в 1941 году располагался партизанский отряд Кравцова Д. Е. Надежда Павловна внесла огромный вклад в сохранение истории партизанского движения на Брянщине. Профессионалу, незаурядному человеку посвящается этот очерк.
На всю Россию славится Брянщина своим партизанским прошлым. В годы войны 60 тысяч ее сыновей и дочерей ушли в лес для борьбы с врагом. Более 8 тысяч из них пали в неравной схватке. Прошли годы, и на том месте где когда-то располагался городской партизанский отряд Д.Е.Кравцова, открылся Мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Произошло это в сентябре 1969 года. В 1977 здесь открылся Музей партизанской славы, а в 1979 сюда пришла Надежда Павловна Воронина, чтобы посвятить служению в музее 39 лет своей жизни.
Родилась Надежда в 1944 году в далеком Новосибирске. Семья была самой обычной. Папа - токарь, мама – домохозяйка. Помимо Надежды в семье росли еще две младшие девочки-близнецы. В 1951 году семья Ворониных переехала в Брянск, на родину отца.
Надя росла очень независимым ребенком, любила плавать и кататься на велосипеде. Тщательно скрывала от родителей синяки и ссадины. Когда подросла самостоятельно осваивала игру на гитаре, начала писать стихи.
Окончив школу, она пошла на завод работать копировщицей, а через год поступила на вечернее отделение Брянского технологического института. Получила специальность инженера-механика лесной промышленности.
На заводе энергичная и целеустремленная девушка быстро продвигалась по службе: техник-конструктор, старший техник-конструктор, инженер, старший инженер… Появилась семья, родился сын Юрий.
И вот тут крутой поворот судьбы. Мужа Юру переводят охранником лагеря МВД неподалеку от Партизанской поляны. Здесь же его семье дают жилье – небольшой деревянный дом без удобств. И, спустя какое-то время, Надежде Павловне предложили возглавить недавно созданный музей. Ну действительно, женщина с высшем образованием, живет в трех минутах ходьбы от музея. И она согласилась. В 34 года перейдя из «физиков» в «лирики». Семья не припоминает, мучилась ли она сомнениями, ведь с детства она принимала решения самостоятельно. И с огромной энергией и трудолюбием, она взялась за новое дело. Музей тогда являлся филиалом Брянского областного краеведческого музея. Финансирование было небогатое, приходилась решать целый ряд проблем – осваивать экскурсионный материал, искать экспонаты для пополнения фонда, спонсоров для благоустройства музея, самим благоустраивать прилегающую территорию. И вот тут характер Надежды Павловны раскрылся со всех сторон. Материалы экскурсий она учила не только по книгам и архивным данным. Она разыскивала и знакомилась с бывшими партизанами и узнавала материал из первоисточников. С огромной любовью накапливала его, делилась своими знаниями с посетителями, публиковала статьи в Брянской учительской газете. Если экскурсия добиралась до музея поздно вечером, его хозяйка отпирала двери и радушно принимала гостей. Однажды, когда она рассказывала о партизанском гимне «Шумел сурово Брянский лес», ее попросили исполнить эту легендарную песню. Отказать было невозможно – уж больно настойчивы были экскурсанты. И Надежда Павловна запела.
В городе ее нередко видели спешащей с тортиком в руках или с букетом цветов – она навещала ветеранов-партизан, вместе с ними отмечая памятные даты, помогала решать им бытовые вопросы. Ведь настоящие герои как правило скромны.
Очень хотелось пополнить экспозицию музея, и она отправлялась в районы отыскивая личные вещи, письма, дневники «народных мстителей». Ходила по организациям с просьбой оказать помощь музею. Очень ей хотелось отблагодарить отзывчивого руководителя нефтепровода «Дружба» за его участие в делах музейных, но денег на подарок не было, и тогда она пришла в его кабинет с охапкой сирени.
Как-то раз, после очередной экскурсии, гости спросили: «Каким образом отапливается ваш музей?» Узнав, что отопление печное, они предложили газифицировать музей за их счет.
С мужем и сотрудниками музея благоустраивали территорию. Тут же росли дети. В 1983 родилась дочь Светлана. Дети органично влились в трудовой коллектив. Коллектив хотя и был небольшим, но очень дружным и сплоченным. Все праздники, личные события в жизни отмечали вместе. И никакой «текучки»!
С начальством отношения всегда были непростые, скорее наоборот. Но она не искала благосклонности, она просто хорошо выполняла свою работу. Она так привыкла. Наверное, это то, что называют внутренней независимостью. Да, она была удивительно свободной и с прекрасным чувством юмора.
В 2004 году, когда Музей партизанской славы стал самостоятельной единицей, был назначен его директор. Надежда Павловна перешла на должность старшего научного сотрудника.
25 лет она была бессменным капитаном музея, пережила с ним три эпохи: советскую, «перестройку» и 90-е годы. И несмотря ни на что, с упорством и любовью, преодолевая трудности, она со своими сотрудниками сумела донести до наших дней правду о великой войне и великом подвиге нашего народа.
В ее записной книжке много цитат. Среди них читаем: «Чтобы разрушить государство надо разрушить героику его народа», «Без прошлого нет настоящего, это дорога в будущее». Наверное, так она определяла свое профессиональное кредо.
В книге отзывов есть такие слова: «Спасибо Вам за память…»,
«Мы не могли сдержать слез…», «Спасибо за проповедь любви к своему Отечеству…», «Слушая Вас, понимаешь, что никто не забыт и ничто не забыто…»
Надежды Павловны не стало 9 августа 2018 года. В жизни так случается: уходит в жизнь вечную товарищ по работе и кажется, что жизнь продолжается, но постепенно понимаешь, что рядом кого-то не хватает, и чувство это не притупляется, а становится со временем только острее.
Пересматривая старые фотографии ветеранов, узнаешь лишь единицы из них. А она знала каждого, помнила. Но главное не это, она сама была незаурядным человеком. Парадокс: но её нельзя было назвать лидером. С ней просто было легко, всё казалось возможным и разрешимым.
Надежда Павловна, нам так тебя не хватает…
Комментарии