Здесь наша деревня была - ХранителиРодины.рф

Мне как жителю сельской глубинки очень близки, понятны переживания простых крестьян об исчезновении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моим родным селом. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о моей малой Родине и его жителях не исчезла. Хочу рассказать вам о деревне, которая была на территории нашего поселения, немногим в стороне от села Малый Труев Кузнецкого района и называлась она деревня Якты Юл.

Глава I. История появления деревни Якты Юл

1.1. Причины появления деревни Якты Юл



Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы. Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь – печаль, а радость здесь ярче и душевнее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост – деревня – это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом – чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением. И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива, приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна…Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни. Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе - задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, исход народа из деревни. И так по всей России. Результаты последней переписи показали, что больше трети российских деревень – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых домах проживают старые или пожилые люди, которые просто вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в города.

Мне как жителю сельской глубинки очень близки, понятны переживания простых крестьян об исчезновении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моим родным селом. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о моей малой Родине и его жителях не исчезла. Сегодня я хочу рассказать вам о деревне, которая была на территории нашего поселения, немногим в стороне от села Малый Труев Кузнецкого района и называлась она деревня Якты Юл.

Села Большой и Малый Труев Кузнецкого района существуют около 500 лет. Они возникли во время царствования самого Ивана Грозного. Для сохранения мусульманской веры, а также из-за невыносимых условий жизни, бросив свои барские участки, как утверждают старожилы, на истоке реки Труев поселились 7 семей (хозяйств) из деревни Тюмено Тамбовской области. По названию находящейся неподалеку реки Труев и пошло название деревни Труевские вершины. По свидетельствам многих историков татары-болгары, потом уже татары-мишари постепенно стали переселяться в эти места в XV веке нашей эры. В дальнейшем, примерно в 1700-1720-х годах, деревня распалась на три хутора. Хутор с большими землями стали называть Большой Труев, с меньшими – Малый Труев, третий, на истоке реки Канадейки, получил название Татарский Канадей. [1, c . 17]. В начале XX века, примерно в пяти километрах на юг от деревни Малый Труев зародилась деревня Якты-Юл, исследованию истории которой посвящена работа.

«Спустя несколько часов после принятия партией большевиков Декрета о мире, с трибуны II Всероссийского съезда Советов был оглашен еще один декрет, выражавший, без преувеличения, вековую мечту русского мужика о справедливости. Основываясь на крестьянских наказах, Декрет «О земле» провозглашал: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда. … Вся земля обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. … Наемный труд не допускается. Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме». [2].

В тогдашней России крестьяне составляли 80% населения. Две трети из 15 миллионов крестьянских хозяйств были бедняцкими. Безземелье, а значит и постоянные голодовки тяжелым прессом давили на мужицкие спины. Справедливый передел земли – вот чего требовала деревня на протяжении столетий. После ликвидации царизма, крестьяне стали делить землю самочинно. Начавшееся в сентябре 1917 года с Тамбовской губернии, восстание в считанные дни разлилось широкой рекой по всей стране. Только в сентябре - октябре 1917 года было зафиксировано 950 случаев разгрома помещичьих усадьб. К октябрю волнениями был охвачен 91% уездов России, в числе которых и уезды Саратовской губернии [3]. По словам старожилов, именно передел земли и стал основной причиной зарождения нового населенного пункта.

Соседями наших сел на востоке являются села современной Ульяновской области: село Курмаевка, где вперемешку проживают люди татарской и мордовской национальности, татарское село Большой Чирклей и мордовское село Мордовский Канадей. По словам старожилов, жители этих сел долгое время не могли произвести справедливый передел земли в своем районе. Решение аграрного вопроса в этих населенных пунктах нередко заканчивалось драками, разбоями и даже убийствами. Чтобы положить конец столь ужасающим столкновениям, Пензенский областной исполком предложил крестьянским семьям переселиться на пустующие земли. Такие пустующие земли имелись в лесной полосе к югу от Малого Труева. И тогда уже в первой половине 20-х годов добровольно сюда переселяются крестьянские семьи из Чирклея: семья Янгазова Мухаммятши, семья его брата Янгазова Хайбуллы, семья Сулейманова Тахира. В 1926 году из деревни Курмаевка добровольно переселяются семья Янгазова Садри Ибниевича, семья Шафеева Исмята Ганиевича, семья Шафеева Муталлиба Джаббяровича. Эти семьи-переселенцы и являются основателями деревни Якты Юл. В последующие годы в Якты Юл переселились еще 6 семей, затем через 2 года еще столько же.

Условия для создания здесь деревни были хорошие: рядом есть лесной массив, обеспечивающий жителей дровами и строительными материалами; камень можно взять здесь же из земли. Была также маленькая речка, которая текла по дну оврага, огибающего деревню с южной стороны. С западной стороны простирался смешанный лес на несколько километров (около 20 кв. км). А с восточной и северной стороны деревни имелись пахотные земли (пастбища и пашни примерно 800 га)



Легенда о происхождении топонима Якты Юл

По воспоминаниям современников, когда возник вопрос о том, как же назвать новую деревню, один из жителей воскликнул: «Аллага шокор, ходай безгядя курсятте якты юл!», что означало: «Наконец – то, и нам Господь указал светлый путь!». Тогда все в один голос согласились: пусть деревня так и будет называться «Якты Юл», что в переводе с татарского языка означает «Светлый путь». Деревня находилась в лесной чаще, в очень живописном, тихом и спокойном уголке природы, а главное, здесь земли было всем вдоволь. Несмотря на все бытовые и хозяйственные нужды, связанные с освоением новых земель, люди были счастливы и радостны от перемен в их жизни. Вскоре со стороны Малого Труева в Якты Юл была вымощена дорога, вдоль дороги стали выстраиваться крестьянские дома. Это было очень красивое и удобное для деревни место.



Как выглядела деревня Якты Юл.

Начиная с 30-х годов в Якты Юл добровольно начинают переселяться и другие семьи из разных близлежащих поселений. Численность дворов постепенно увеличивается, и к 70-м гг. она достигает порядка 40 дворов. Численность населения деревни составляла примерно 300 человек. По воспоминаниям современников, в Якты Юл существовала одна единственная улица, на которой для удобства жителей дома строились вдоль дороги, и напротив друг друга. Новые дома возводились, не нарушая порядка. Так же и продолжали улицу. За домами были расположены земельные участки жителей. Со слов наших собеседников, Шавкята Загитовича Баишева и Тахири Бякировны Янгазовой, земельные наделы жители Якты Юла старались каждой семье выделить в одинаковых долях. В итоге на одну крестьянскую семью приходился участок в 25-30 сотых земли! Вдоль улицы были вырыты три колодца, из которых люди набирали воду для питья, а также для хозяйственных нужд. В самом конце улицы располагалось хозяйство лесника. С левой стороны от дороги были расположены школа и клуб, а с правой стороны располагался магазин. Вдоль деревни тянулся овраг, в котором протекала речка. Жители Якты Юла искусственно запрудили поток воды в ручье. Так в Якты Юл появился пруд, в котором даже водилась рыба. За оврагом находилось деревенское кладбище, сохранившееся до сих пор, как единственное свидетельство существования деревни. По описаниям старожилов и современников деревни мы попытались воссоздать первоначальный образ деревни Якты Юл. Он мог выглядеть следующим образом. (приложение 1). Только не было в Якты Юл света. Дома освещались керосиновыми лампами.



Занятия жителей.

Деревня Якты Юл находилась в лесу. Поэтому первые поселенцы занимались охотой и лесными промыслами. Здесь также имелись хорошие условия для занятия земледелием. На расчищенных и распаханных площадях сеяли пшеницу, овес, рожь, сажали овощи в своих хозяйствах, которые потом солили в бочках на зиму. Применяли тягловую силу — лошадей. Обязательно старались держать при дворе корову – кормилицу. Якты Юл находился в лесной чаще, поэтому жители занимались еще и пчеловодством. Мед шел не только на личное потребление, но и на продажу. Одним из доходных занятий яктыюльцев была заготовка леса: дрова на зиму, срубы для бани, для дома, под конюшню и т.д. Активно собирали смолу в специальные конусообразные емкости, сосновые и еловые шишки на семена. Весь сбор сдавали Хайкину Петру Матвеевичу, объездчику лесного хозяйства. Сам он проживал здесь же в деревне Якты Юл, в самом конце улицы. Рядом с Хайкиным проживали в бараках еще несколько семей, работников лесного хозяйства. По весне (в основном женщины и подростки) выходили по просьбе колхоза и лесного хозяйства высаживать посадку из молодых сосенок вдоль дороги. Возникнув в 1920-х годах, деревня медленно, но уверенно набирала силы и крепла. После коллективизации в 1936-1937гг. в Якты Юл был образован местный колхоз «Якты Юл», где трудилось все население деревни. Председателем колхоза долгое время являлся житель села Малый Труев, Яфасов Фуать Абдрахманович. Председателем он был назначен за свои личные качества: имел волевой характер, был на фронте, обладал грамотностью. Многие колхозы тогда соревновались в сдаче урожая. Не отставали и яктыюльцы. «Я прекрасно помню это важное событие в Якты Юл-, говорит Янгазова Равза Фаттаховна. -Уже в конце лета, после уборки зерна, мы сдавали первый урожай. Большие колхозные машины, нагруженные зерном, выезжали из деревни с поднятым советским флагом, слышались веселые напевы и частушки под гармонь, провожают урожай все жители деревни, испытывая при этом гордость и радость.» Верили крестьяне в лучшее будущее, трудились с душой, хотя жизнь была тяжелой. Несмотря на все трудности, деревня продолжала жить и крепнуть.









1.2. Общественная жизнь в Якты Юл.



В Якты Юл жители устраивали вечёрки с песнями, плясками и частушками. По воспоминаниям бывших жителей, на улице стояли скамьи, и ребятишки любили смотреть, как веселятся взрослые. «Ну а молодежь,-рассказывает Янгазова Равза Фяттаховна,- предпочитала собираться в районе оврага под названием Сухой. Овраг располагался недалеко от опушки леса в районе села Татарский Канадей. Сюда, прошагав расстояние в несколько километров, стекалась молодежь не только с Якты Юла, но и с Курмаевки, с Чирклея, с Ахметлея, с Труева. Играла гармонь, пелись песни, молодые знакомились и выбирали себе спутника жизни. Также и я, родилась и выросла в Татарском Канадее, а судьбу свою встретила из Якты Юла, в 1959 году вышла замуж за Янгазова Халила Якуповича и переехала жить в семью мужа в Якты Юл. Люди в этой деревне были какие – то другие: добрые, гостеприимные, трудолюбивые и жили все одной семьей.»

В первые годы образования деревни, в Якты Юл не было своей школы. Поэтому ребятишек из Якты Юла возили на лошади в школу в Татарский Канадей, где имелась семилетняя школа. Это были 1936 – 1939гг., о чем свидетельствуют фотографии. (приложение2).

Позднее в Якты Юл была открыта своя начальная малокомплектная школа, в которой в течение учебного года обучалось 12-15 ребятишек Якты Юла. Семьи в деревне практически все были многодетными, имели по 5-6 детей, а то и больше, поэтому возникла острая необходимость в открытии школы. Она появилась в Якты Юл в 1937 году. Школа располагалась в небольшом деревянном здании, построенном на средства государства. В здании имелось всего две комнаты: в первой комнате располагалась колхозная контора, в которой заседал председатель колхоза и его секретарь, в другой комнате, что побольше находился учебный класс. Заведующим и первым учителем Якты-Юльской начальной школы был назначен Хальметов Ахмет Зайнетдинович. Наша собеседница, Ганиева Рашидя Зыевна, проживающая на данный момент в г. Пенза, рассказывает: «Я прекрасно помню этого учителя. Сам он родился и вырос в селе Малый Труев, в 1937 году окончил семилетнюю школу в Татарском Канадее и в этот же год начал учить грамоте ребятишек в Якты Юл. Я могу вам даже назвать имена учеников, поступивших в тот год сразу в третий класс Яктыюльской начальной школы. Их и было-то всего семь: Янгазов Рафик, Шафеев Ахмади, Янгазов Юнес, Басаев Хансевяр, Куручева Зайтюня, Магдиева Муниря, Бурганов Мухаррям. В 1939 году они окончили начальную школу в своей деревне. Дальнейшее обучение продолжили в Канадейской школе. Через год началась война, наш учитель Хальметов Ахмет Зайнетдинович ушел на службу и не вернулся. Как позже стало известно, в этот же роковой 1941 год он погиб на фронте.

В 1941 году в деревне Якты Юл появилась новая учительница. Ее звали Мишкина Марьям Ибрагимовна (в документах упоминается как Мария Ибрагимовна). Она приехала из селения Новоспасское, недалеко от Сызрани. В учебный год она проживала в одном из домов Малого Труева, а иногда оставалась переночевать прямо в школе. Своей семьи у нее не было.» Вспоминая свою коллегу, Мишкину Марьям Ибрагимовну, Баишев Шавкят Загитович, рассказывает: «Я знаю, что пройдя от Якты Юла порядка двух километров на юг, в лесной чаще, есть овраг, который жители наших сел до сих пор называют «Обоз», там тоже было небольшое поселение, состоящее из 5-6 бараков. Здесь проживали русские семьи, которые, имея на то разрешение, для колхоза «Евлашевский» заготавливали лес. Телеги, а зимой сани, нагруженные огромными бревнами, проезжали через Якты Юл и уходили в сторону Евлашево. Так вот, жители «Обоза» попросили Марьям Ибрагимовну обучить грамоте своих ребятишек. Она согласилась и поселилась здесь же на время в одном из бараков и стала обучать ребят.» Позднее Мишкина Марьям Ибрагимовна была принята в Большетруевскую семилетнюю школу на должность библиотекаря. (Приложение 3).

А заведующей и учителем Яхты Юльской начальной школы стала Ляпина Сарра Аминовна, приехавшая работать в школу Якты Юла из селения Октябрьское (на татарском диалекте - Мазарлы) современного Неверкинского района Пензенской области. Сарра Аминовна проработала на указанной должности до 1952 года..

Ее сменила Юнусова Танзиля Шагиазамовна, уроженка с. Большой Труев. Родилась в 1929 году и выросла в простой крестьянской семье. С 1929 года родители работали в колхозе «Байраги» Большетруевского сельсовета. Сама Танзиля Шагиазамовна в 1946 году тоже начала работать рядом с родителями в колхозе «Байраги». В 1947 году смогла поступить учиться в Ташкентское областное педагогическое училище, которое в 1951 году окончила по специальности «учитель начальных классов», вернулась в родное село, вышла замуж за молодого человека с Якты Юла и переехала жить в семью мужа. В 1951 году была назначена учительницей начальных классов Малотруевской начальной школы. Приказом № 119-п Пензенского Областного Отдела Народного образования от 19 февраля 1952г. заведующей начальной школой в Якты Юл была назначена Юнусова Танзиля Шагиазамовна, проработавшая на этой должности вплоть до 1957г. В перерывах между декретными отпусками Танзили Шагиазамовны (1953г., 1956г.) учителем и заведующим в школе был Ганиев Фярит Зыевич, уроженец села Малый Труев, принадлежавший к известной в с. Малый Труев педагогической династии Ганиевых..

С 15 августа 1957г приказом №109 Кузнецкого районного отдела народного образования заведующим и учителем Яктыюльской начальной школы был назначен Баишев Шавкят Загитович, проработавший на этой должности до 1971г. Родился 14 августа 1935 года в семье простых крестьян, в годы коллективизации, тоже вступивших на работу в колхоз «Байраги» Большетруевского сельсовета. В 1944 г. поступил учиться в Большетруевскую семилетнюю школу, а в 1951 г. поступил на учебу в Сосновоборское педагогическое училище. Окончив в 1955г. педучилище, по распределению был направлен на работу в Среднеелюзанскую среднюю школу учителем начальных классов, где проработал два года.

«Когда я только пришел работать в школу в Якты Юл,- рассказывает Баишев Шавкят Загитович, работавший учителем и одновременно являвшийся заведующим школы,-зашел в класс, и очень удивился. Как же мы будем здесь учиться? Ученических парт вообще не имелось. Посреди комнаты стоял большой обеденный стол на очень высоких ножках. Когда дети садились за стол, их даже не было видно. Тогда я начал искать парты в соседних школах. Свободные, но сломанные парты имелись в Канадейской школе. Как же их доставить в Якты Юл? Все лошади в колхозе заняты, мне предложили запрячь коров и доставить парты. Деваться было некуда, так в школе Якты Юл появились парты. В классе мы выстроили их в три ряда, каждый ряд означал год обучения. Я подсаживался к ученикам и вполголоса объяснял материал урока, чтобы не помешать другим «классам» выполнять работу. Ребятишек я обучал до 4 класса, затем они продолжали обучение в средней школе, открытой в 1953г. в селе Большой Труев. До Труева расстояние было дальнее, поэтому родители заранее договаривались, кто сегодня на лошади доставит детей до школы и обратно заберет их после уроков.».

После 1971 г., учителем и заведующей Яктыюльской начальной школой вновь была назначена Юнусова Танзиля Шагиазамовна. Но учащихся школы изо дня в день становилось меньше, жители стали покидать деревню. А в 1972г. школа и вовсе закрылась, учить было уже некого. Юнусова Танзиля Шагиазамовна приказом № 69 Отдела народного образования Кузнецкого районного исполнительного комитета была переведена на должность учителя начальных классов в Большетруевскую среднюю школу, где проработала до 1976г. до ухода на пенсию.

Ближе к 70-м гг в Якты Юл появился свой клуб, опять же построенный на средства государства. Здесь собирались все жители, играла гармонь, пелись песни, частушки. В эту эпоху появляется звуковое кино. Субханкулов Искандяр –киномеханик-любитель из Большого Труева часто привозил в Якты Юл показывать кино. Летом киносеанс устраивали прямо под открытым небом. «Электричества в Якты Юл не было, для просмотра кино его добывали из аккумулятора колхозной грузовой машины ЗИЛ-150, на которой водителем работал Янгазов Рафик Мухаммеджанович,» - рассказывает его супруга Янгазова Тахиря Бякировна.

Часто вспоминается магазин в Якты Юл, по рассказам современников, самый лучший магазин в округе. Снабжался необходимыми продуктами из Евлашевского Рабкопа. До замужества продавцом в магазине была приятная и вежливая женщина – Янгазова Азизя Якуповна. Затем до конца существования магазина продавцом был житель Якты Юла Шафеев Мясум Муталлибович, который по просьбам жителей и гостей мог открыть магазин и в ночное время. «В детстве очень часто мы с семьей ездили в Якты Юл в гости к нашей тетушке, старшей сестре моего отца Бургановой (Абдряхимовой) Оркие Абдульмяновне, - рассказывает Абдряхимов Равиль Исхакович, житель села Большой Труев. – Дорога пролегала через лес, мне он казался волшебным. Летом было красиво и живописно, а зимой у этой дороги было свое таинство, но было немного жутковато. Но самое замечательное, чем нам запомнился Якты Юл, это магазин. Почему-то, в отличие от наших труевских магазинов, он имел больший ассортимент товаров, и они имелись в достаточном объеме. Поэтому навестив тетю Оркию, мы обязательно заглядывали в магазин и закупали все неоходимое для семьи именно здесь. А какие приветливые здесь были люди! До сих пор, встретив где-нибудь выходца из деревни Якты Юл, мы здороваемся друг с другом как родственники».

Таким образом, работая над исследованием, мне удалось выяснить причины и все предпосылки образования новой деревни, восстановить на рисунке первоначальный образ Якты Юла, узнать значение топонима «Якты юл». Изучая архивный материал, я узнала обо всех педагогах, проработавших в школе деревни Якты Юл. Встретившись с бывшими жителями, мне удалось найти фотографии, запечатлевшие жизнь и людей исследуемой эпохи.



































Глава II. Якты Юл в годы ВОВ

2.1. Участники ВОВ из деревни Якты Юл



В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая принесла немало горя. Уходили на фронт отцы, братья, дяди. Из деревни Якты Юл, как и по всей стране жители уходили на войну. Из маленькой деревушки в 40 дворов, в ВОВ приняли участие:

-Бурганов Биктимер Насыйрович, известно, что был военным офицером в звании капитан. С боями прошел через всю Прибалтику: Эстонию, Латвию, Литву. После войны остался жить в Германии.

-Шафеев Муталлиб Яббярович, (1903-1942) пропал без вести [3]

-Шафеев Юнус Каюмович, (1909-1941), в декабре 1941г. пропал без вести [4]

- Шафеев Мунир Муталлибович. Погиб во время войны. Его родственница, Юсупова (Шафеева) Нажия Мясумовна рассказывает: «Родители часто вспоминали про дядю. Говорили, что в письмах домой Мунир Муталлибович писал, что служит в Тамбове, оказывается тогда он уже воевал на территории Украины, освобождая ее от оккупантов.»

-Янгазов Мухаммятша Садриевич. Участник Сталинградской битвы. Был ранен (оторвало палец). После войны вернулся в Якты Юл.

- Шабакаев Шакир Ибрагимович, погиб в сентябре 1941г.[5]



2.2. Семья Магдеевых в годы ВОВ



Война не обошла стороной и семью Магдеева Калимуллы и его супруги Сании. Семья Магдеевых была в числе первых переселенцев в деревню Якты Юл. Здесь всегда к данной семье было особое отношение. Глава семейства всегда отличался сдержанностью, порядочностью. Жители деревни за советом в первую очередь спешили к Кяляй бабай (так жители Якты Юла между собой называли Магдеева Калимуллу. А его супругу называли Кяляй аби). Свою порядочность супруги Магдеевы смогли передать своим детям. Всего в этой семье родилось 16 детей, ставших достойными членами общества. Все дети Магдеевых закончили Канадейскую семилетнюю школу. Семья была многодетной, жизнь была тяжелой. Началась коллективизация. Старший сын Сабит решился покинуть родную сторону и уехал в Киргизию. Обосновавшись в городе Ож, Сабит позвал за собой и своих братьев. Один из братьев, Асан, тоже отправился вслед за братом в Киргизию. Братья поступили на обучение в кооперативный техникум, получили специальность бухгалтера, параллельно посещали занятия в ДОСААФ. Мечты молодых людей о светлом будущем разрушила начавшаяся в 1941 году война. Из сыновей Магдеева Калимуллы:

Магдеев Ильяс Калимуллович, ушел на войну добровольцем, в звании младший лейтенант погиб в 1942г.

Магдеев Сулейман Калимуллович (Каштунович) [6, c. 55] пропал без вести.

Магдеев Сабит Калимуллович, будучи уже в Киргизии, был записан в ряды добровольцев, но из-за травмы руки не был зачислен в ряды Красной Армии.

Магдеев Асан Калимуллович, поступил на учебу в Чкаловское летное училище в г. Оренбург. В 1940 г. был призван на службу Кузнецким РВК Пензенской области. С началом войны был записан добровольцем, в 1942 г. начал боевые вылеты на ИЛ-2. Из наградного листа: «За время участия на фронте Отечественной войны на самолете ИЛ-2 на штурмовку живой силы и техники противника совершил 73 успешных боевых вылета, действуя по переднему краю обороны немцев, а также на охоту и разведку войск противника. На боевые задания водит группы по 6-8 самолетов, является мастером противозенитного и противоистребительного маневра. Мужественный воздушный командир. Умело и тактически грамотно атакует цель. Заходит на нее со своей группой по 2-3 раза до полного ее уничтожения... В Рожано- Макувской операции в районы: Макув, Залесье, Беловежа-Мошин ведущим групп 6-8 самолетов совершил 10 успешных боевых вылетов, при этом группой уничтожил: до 60 автомашин, 15 танков, подавил огонь 3-4 батарей МЗА, истребил до 140 солдат и офицеров противника...» Это лишь фрагмент из наградного листа Асана Калимулловича. Таких фрагментов в боевой биографии множество. В армии числился как Магдеев Александр Константинович. (Приложение 4). Работая над проектом, нам удалось найти родственников Магдеева Асана Калимулловича. Его дочь, Латыпова (Магдеева) Найля Асановна, проживает в г. Москва. Она любезно согласилась предоставить нам фотографию своего отца, а также его наградные листы.

За весь период участия в Великой Отечественной войне Магдеев Асан Калимуллович был награжден Орденом Славы I (1944г.), II (1945г.) степеней; орденом Александра Невского (1945г.); орденом «Красное знамя»1943г., повторно той же наградой в 1944г.); медалью «За Отвагу» (1943г.), медалями за боевые заслуги.

Настоящий Герой из Якты Юла!!!

Магдеев Асан Калимуллович, старший лейтенант, командир летного звена 289-го штурмового авиационного полка принимал участие в военных действиях под Москвой, на Белорусском фронте, Украинском фронте, в Польше, дошел до Берлина. Был командиром звена в составе 4-го штурмового авиационного корпуса, которым командовал сам командир гвардии, генерал-лейтенант Г.Ф. Байдуков. С 16.04.1945 г. корпус принимает участие в Берлинской операции.

Войну Асан Калимуллович закончил только в 1946 году, сражаясь с Японией. Был ранен. Вернувшись после войны, предпочел жить в Киргизии, где и похоронен.

Беседуя с бывшими жителями деревни, изучив данные архивов, мне удалось узнать о ранее неизвестных мне Героях ВОВ, рожденных на моей малой Родине. Их имена и фотографии обязательно пополнят в этому году ряды «Бессмертного полка», организуемого ежегодно в нашем родном селе. Меня переполняет гордость за то, что я живу на земле, которая растила и будет растить настоящих воинов, патриотов и Героев.



































Глава III. Распад деревни.



3.1. Трагедия деревни Якты Юл.



Жители близлежащих деревень и сел до сих пор вспоминают печальную историю, произошедшую в деревне Якты Юл. История эта случилась в 1967 году в семье многодетного крестьянина Янгазова Мухарряма Хайбулловича. В семье было семеро детей: пять дочерей и два сына. Семья испытывала материальные трудности. Поэтому на семейном совете было принято решение двух старших дочерей Санию (ученицу 3 класса) и Румию (ученицу 5 класса) отдать на обучение в Яснополянскую школу – интернат Кузнецкого района. Школа содержалась за казенный счет. О воспитанниках интерната очень хорошо заботились: полноценно кормили, бесплатно обучали, особо нуждающихся могли даже одеть-обуть. Для семьи это было настоящее спасение. Отец семейства обещал своим дочерям, что каждое воскресенье будет забирать их домой на побывку. Так оно и было: каждые выходные девочки виделись с родителями, а также с братьями и сестрами. А в эти выходные…. Отец не смог поехать, и не смог дочерей предупредить об этом.

Сания и Румия долго прождали у окна, но фигура отца в окне в обычное время так и не появилась. Тогда девочки надумали сбежать из интерната. Из Ясной Поляны они смогли доехать до села Евлашево. А здесь рядом с железнодорожным переездом проживали родственники. Сестры зашли погреться, отдохнули и дальше пешком отправились домой, в Якты Юл. Расстояние от села Евлашево до Якты Юла было далеким. Началась пурга. Дорогу до деревни замело. Сестры долго шли, потеряли курс и, вероятно, просто устали. Решили передохнуть, добрели до опушки леса, сели на свалившиеся деревья…и уснули. После уже не проснулись. Замерзли. Обе.

Родители были в полной уверенности, что девочки в интернате. Из интерната о бегстве двух сестер из Якты Юла сообщили в сельсовет села Большой Труев только через двое суток. Жители всех близлежащих сел вышли на поиски двух сестер, но поиски оказались безрезультатными. Тела Сании и Румии обнаружили только весной, когда сошел снег и люди начали ходить в лес за хворостом. Оказалось, дойти до дома оставалось всего каких-то 700 метров… По рассказам современников эта трагедия положила начало закату деревни Якты Юл.











3.2. Почему распалась деревня Якты Юл.



Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю советского народа, трудности, колхозники увеличивали хозяйства, строили новые объекты, поднимали сельское хозяйство, обеспечивая Родину необходимыми продуктами питания. Так и деревня Якты Юл, подобно тысячам деревень необъятной страны, стала оправляться от потрясений. Спасало людей сельское хозяйство, колхоз и трудолюбие. Жизнь в деревне шла своим чередом, не было только электричества. Оно появилось в 1957г. в селах Большой Труев, Малый Труев, Татарский Канадей. Электрификация Якты Юла даже и не планировалась. «Шел 1959 год,- рассказывает Баишев Шавкят Загитович,-ко мне обратились жители деревни: Шавкят Загитович, ты человек грамотный, помоги написать в Исполком коллективное письмо, быть может нам тоже проведут линию электропередачи. Письмо мы написали, ответ был однозначный: не рентабельно. После обратились в Пензенское областное отделение. Ответ был такой же. Никто обеспечивать Якты Юл электричеством не намеревался, потому что, как выяснилось, Якты Юл попал в список «неперспективных деревень».

Времена правления Никиты Хрущева называют "оттепелью". Но именно во время правления Хрущева на Русской равнине подули такие леденящие душу ветра и студеный холод, которые сковывали русскую жизнь. Именно в период правления Хрущева русскому народу был назначен приговор - ликвидация "неперспективных деревень". Подготовка приговора "неперспективности" русским деревням началась в 1950‑х, а его смертельно разящий этап пришелся на начало 1960‑х. Суть концепции "неперспективности" состоит в том, что в сотнях тысяч русских деревень было предложено не строить ничего того, что нужно для жизни: ни школ, ни магазинов, не проводить к ним дороги, электричество и телефонную связь.

А что делать с "неперспективными жителями"?..

Их предлагалось переселить в "перспективные", укрупнённые поселения.

Эту реформу поддержали высшие партийные деятели КПСС и правительства СССР в Москве. Ведь по оценке "экономистов" в масштабах страны получалась огромная экономия средств. По всей стране началась

ликвидация бесперспективных деревень, в числе которых был и Якты Юл.

Для жителей деревни реформа прогремела как гром среди ясного неба: ликвидировать нашу деревню!

Ликвидация началась постепенно: в 1953 году вышло постановление Пензенского областного исполкома об объединении колхозов. Колхоз села Большой Труев «Байраги», колхоз села Малый Труев «Красный Путь», колхоз села Евлашево, колхоз села Татарский Канадей, колхоз «Яхты Юл» образовали один колхоз «Евлашевский». А в 1959 году колхоз был преобразован в совхоз «Евлашевский». Директором стал Денисов Юрий Борисович.

Слухи в деревне распространяются быстро. По деревне молниеносно распространился о том, что Кузнецкий райисполком переселенцам из Якты Юла безвозмездно предоставляет 10 кубов древесины. Это означало одно: переселяйтесь! В 1970- 1971 годах стали уходить первые жители. В 1972 год уехало самое большое количество жителей. Жители деревни переселились в основном в поселок Евлашево: на улицу Молодой Гвардии, на улицу Совхозная, руководствуясь тем, что поселок находится ближе к городу, есть электричество, совхоз, деревообрабатывающий комбинат, куда можно пойти работать не только мужчинам, но и женщинам. А некоторые жители не стали далеко уходить от родных мест и поселились в селе Малый Труев. Последними из деревни ушли Бургановы и Куручевы. К середине 1980-х годов в деревне Якты Юл никого не осталось.

Быстро развивалось совхозное хозяйство: пашенные участки земли, высокая урожайность, увеличение поголовья скота. Летом 1978 года руководство совхоза «Евлашевский» попросило разрешения у районного исполкома организовать летние пастбища для коров, «летний лагерь» как его называли работники совхоза, на месте бывшей деревни Якты Юл, обосновывая тем, что для увеличения надоев молока стадо следует поселить там, где есть водоем, густая трава и лесной тенек. Разрешение было получено, стадо переведено в «летний лагерь». Но жалуются доярки: доить темно, доильный аппарат подключать – нет электричества. Проблема быстро разрешилась: с самой крайней улицы Малого Труева, через лес были посажены столбы и проведена линия электропередачи. Долгое время, вплоть до распада в 1991 году совхоза «Евлашевский», в Якты Юл существовало электричество.

Сейчас на месте деревни поле. То, что здесь когда-то была деревня, можно узнать по кладбищу. Она огорожена, бывшие жители ухаживают за ней. Многие, уехавшие отсюда жители приезжают на место деревни, кладут цветы на могилы родственников. Их тянет сюда родная земля.

Решением Пензенского облисполкома от 11.03.1987 г. деревня Якты Юл исключена из учетных данных в связи с выездом всех жителей, вторично исключена с той же формулировкой 27.01.1988 г. [8] Таким образом, нам удалось узнать, почему распалась деревня Якты Юл, что, несомненно, прольет свет на темное пятно истории родного края.













Заключение



Работая над восстановлением истории, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет лес, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, средь леса, когда-то жили, работали, веселились люди. И немало известных людей вышли родом из таких вот малых деревень, и прославили свою Родину. Простые труженики, а также люди, которым волею судьбы посчастливилось жить среди замечательных людей. Останутся воспоминания лишь в памяти людей. То, что мне удалось собрать, это только часть истории, в дальнейшем я продолжу работу над этой темой, постараюсь пополнить исследование. Тот материал, что мне удалось собрать, прольет свет на прошлое. Я думаю, что собранный мною материал будет интересен не только жителям бывшей деревни, но и учащимся нашей школы, учителям, родителям. Собранные материалы я передам в музей школы, чтобы ими могли воспользоваться другие исследователи. Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал. В этом состоит практическая значимость моей работы. Перспектива работы заключается в продолжении более подробного исследования о людях и их судьбах, о взаимосвязи поколений.

























Комментарии