Искусство уральской художницы
Наивное искусство уральской художницы Нины Варфоломеевой., Асбест, Свердловская область
в статье раскрыта эволюция творческого пути известной художницы наивной художницы Варфоломеевой Н.И.. Большое внимание уделено биографическим данным, полученным от современников художницы. Также характеризуется культурная среда города Асбеста, которая способствовала развитию ее таланта.
В 2019 году художественная общественность отмечает столетний юбилей одного из самых значительных авторов наивного искусства Нины Варфоломеевой. Её имя и работы вошли во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», а картины хранятся в крупнейших собраниях наивного искусства России и зарубежья.
В 70-80 е годы в городе Асбесте Свердловской области происходило много важных культурных событий - это открытие детской художественной школы, мемориального музея имени Н.М. Аввакумова, краеведческого музея с выставочным залом. Также работали изостудии для взрослых и детей. Все больше жителей города были участниками художественной жизни, пробовали свои силы в изобразительном искусстве. Рядом с профессиональными художниками появляются любители, которые в силу разных причин не обучались основам искусства, но тяга к красоте была так велика, что многие стали писать картины. Не все из них нашли свою оригинальную творческую манеру. Художественная общественность долгое время всерьез не признавала картины самодеятельных художников. Их работы не допускались до ежегодных городских выставок.
Наиболее яркой и самобытной представительницей этого направления является Варфоломеева Нина Ивановна. У нас ее называют «Асбестовский Пиросмани». Родилась Нина Ивановна Варфоломеева в 1919 году, в небольшой сибирской деревне Александровка. Детство её выпало на трудные тридцатые годы. Жизнь была очень тяжелой для страны, а для отдельно взятой судьбы ещё трудней. Нина Ивановна в 13 лет стала единственной кормилицей в семье (кроме неё было ещё два брата). Отец был репрессирован, а мать не пережила несчастья, заболела, слегла. Вот так и она не окончила школу, проучившись в ней всего 5 классов. Родители, хоть и были простые колхозники, но предрасположенность к искусству имели. Цветы были везде: на вышивках белья и одежды; на деревянной мебели, посуде; на заборе, воротах. Уехав из деревни, Варфоломеева Н.И. выбрала профессию, по тем временам доступную для себя – маляра.
Но душа не знала покоя, было прочитано множество книг о художниках, о картинах. Поражала та красота, что открывалась глазам. Завидовала создателям картин, мечтала сама написать что-то своё родное и близкое сердцу. Но неизменно занималась лишь тем, чему в детстве научилась у матери – вышивкой. Взрослый человек, она просто не знала, как подступиться к простому рисунку, не то, что к картине. Но прозрение пришло.
За год до пенсии Варфоломеева делала ремонт в одном из магазинов города. Её внимание привлекло только что начатое панно во всю стену, изображающее берёзовую рощу. Неизвестный художник рисовал по вечерам. Как поразилась Нина Ивановна, когда узнала, что нарисовал панно обыкновенный слесарь, срисовывая с картинки. Оказывается и так можно – это было настоящим открытием для художницы. Можно взять и перерисовать...
Первым делом она старательно скопировала из газеты портрет В.И Ленина. Получилось! Дальше начала перерисовывать животных, природу. Обратилась к творчеству И.И.Шишкина, И.И. Левитана и других замечательных русских художников. Для неё этот этап, причём очень короткий, послужил элементарной школой. Очень помогли в этот момент работы детского иллюстратора Пришвина. В его рисунках увидела то, что ей очень хотелось найти – трава, как живая, а к цветам принюхаться хочется. Да, так она начинала – наивно, слепо, почти бессознательно. Но вскоре пришло время, когда копирование не устраивало художницу. Ей хотелось написать что-то своё.
Наедине с красками (гуашь, масло) и кистью стала невольно думать о прошлом, вспоминать дорогую сердцу Александровку. Рождались на бумаге сценки: лирические и драматические, оживали воспоминания. Так появилась тема о детстве и деревне.
Но продолжался поиск. Колористические навыки отработаны с помощью вышивки, а с копирования взята художественная форма, техника рисунка, особенно заметно по пейзажам художницы – это влияние И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.К. Саврасова. Казалось бы, в работах Н.И. Варфоломеевой должны быть трагизм, горе, ведь детство было тяжёлым. Но нет в картинах Нины Ивановны малейшего намёка на трагедию. Так русская душа устроена, что растворяет боль и отчаяние в могучей поэзии и красоте жизни.
Творчество всецело поглощает её, а яркие гуашевые краски принесли необычную радость в дом. Мир детства, деревни – это тот нескончаемый источник, откуда художница черпает своё вдохновение. И так написаны первые работы.
Одну из работ удалось показать на выставке в 1975 году («Ревность»). В этой картине Варфоломеева изобразила сцену из деревенской жизни. Всё проходит, всё изменяется, но любовь остаётся. Любовь к природе, к матери, к своему дому, к человеку. Именно эта работа была замечена Хадери Н. А., искусствоведом из областного центра. Сама художница на закрытии выставки не была, и поэтому сообщение о том, что её заметили, повергло её в трепет, вот уж не ожидала. За выставкой в Асбесте следует приглашение от искусствоведа на областную выставку. Снова нужно искать, работать, думать...
Крестьянский труд – основа сюжетов «Страда», «Сенокос», «Посевная», «Зимний вечер», «Уборка урожая в 30-е годы». Косари в белых рубахах, женщины в новых цветастых кофтах, вышли на луга как на праздник. Художница изображает их любовно, с большим количеством деталей, не забыла и себя – подростка: на лошади возит копны, помогает старшим. «Уборка урожая в 30-е годы» − это автобиографическое полотно, которое определило творческий путь художницы. Интересен сам комментарий художницы к этой картине: «До обеда я бойко работаю. И вдруг кровь из носа. Я стою да плачу: они вяжут снопы, а я нет, отстану ведь…».
На областной выставке произведений самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проходившей в рамках первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, художница получила звание лауреата выставки 1975 − 1976 годов. Из рецензии Хадери Н. А. о выставке: «…приходите на выставку и убедитесь, сколько правдивости, поэтической свежести и духовного здоровья в работах Варфоломеевой».
В 1977 участвует на всесоюзной выставке, посвящённой 60-летию Великого Октября, Н. И. Варфоломеева была награждена дипломом I степени художника-любителя. А работа «Уборка урожая в 30-е годы» была куплена Владимиро-Суздальским историко-архитектурным заповедником (г. Владимир). Любопытная деталь: закупочная цена составляла 35 рублей.
В 1978 – первая персональная выставка в родном городе. И снова художница продолжает рассказывать свою жизнь в картинах – «Похороны в деревне», «Женщины в войну», «Лесорубы», «Дольняя дорога». Её работы читают как книги. Вот одна из них – «Мой дом». Незатейливость убранства крестьянского жилища, за окном ночное небо - поздний вечер. А в комнате уютно от человеческого присутствия, тепла, каждый занят своим делом. В этой атмосфере сквозит приятие жизни, ощущение чего-то глубокого, устойчивого, важного для человека. Мир, ограниченный стенами крестьянского дома, предстаёт вместилищем ясности и человеческого тепла.
Нина Ивановна Варфоломеева писала, как дышала, как жила, тихо, скромно с радостью. Её непосредственные наивно-поэтические работы чисты и прекрасны, в них – взгляд мудрого человека на мир...
Ещё трижды картины художницы выставлялись в столице. Свыше 20 из них перекочевали в государственные музеи. Наиболее значительная выставка в Асбесте была в 1980 году в городском Дворце пионеров и школьников при музее Авакумова Н.М.. Было представлено 34 работы. Из книги отзывов: «Сочные краски, правдивость написанного – всё это впечатляет, как будто сам побывал в деревне, в лесу, у реки».
Оригинальная манера, творческая самобытность выдвинуло художницу в пятёрку сильнейших «наивных» художников России. Её имя вошло во Всемирную Энциклопедию народного искусства, вышедшую в 1984 году в Югославии.В 1992 была её очередная выставка в историко-краеведческом музее города. Из отзывов к выставке: «Даже если Вы никогда не жили в деревне, на выставке Н.И. Варфоломеевой ощущаете светлую печаль по безвозвратно-ушедшему».
Из рассказа Варфоломеевой: «Очень люблю изображать природу, цветы, лес. Но мне всегда хочется, чтобы там были люди, животные, чтобы всё в картине было живое». Народная мечта об изобилии, счастье и доброте, и о гармонии между людьми и животными воплощается в этом наивном и благодарном мире, сочинённом художницей.
Н.И.Варфоломеева возвращает пейзажу право быть придуманным, ненастоящим, волшебной декорацией для её картины. Её лес – это синтез навыков копирования И.И.Шишкина, И.И.Левитана и собственных наблюдений. Лес сказочный и необыкновенно красивый, который подчёркивает настроение героя. В его владениях мир и гармония, покой, он ощущает радость бытия. Именно этих чувств на протяжении своей трудной жизни Варфоломеевой Н.И. так не хватало. Всё взаимосвязано. Дом и огород олицетворяет человека и его деятельность, лужайка – природу, лес – жизнь, вода – изменяемость и быстротечность. Жизнь изменяется, но человек и природа остаются и они взаимосвязаны. Берегите и эксплуатируйте мои рисунки для потомства, – так писала Нина Варфоломеева о своей миссии. – Что я рисовала, возможно, не очень хорошо. Но зато правдиво рассказала людям о первых годах коллективизации, где я 12 – 16-летняя работала рядом с взрослыми. Это история, и никто из молодых художников это не знает, а поэтому не нарисует. Берегите мои работы вечно, в будущем они бесценны будут.
Комментарии