Знать,чтобы помнить... - ХранителиРодины.рф

Автор статьи Ольга Никитична Пузыревская, руководитель школьного музея МКОУ СОШ с. Сергеевка Партизанского МР Приморского края

Наше село на краю Земли, практически на берегу Японского моря, там, где протекает р. Партизанская (Сучан). Много интересного хранит земля Партизанского района. Когда-то здесь жили первые люди, возникали, развивались и исчезали государственные образования.

Переселенцы заселили здешние места, построили города, села, небольшие деревеньки. В одном из таких сел уже 44 года живу и работаю я, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея.

Наше село немаленькое, около 4 тысяч жителей. Прошло в своем развитии немало. 125 лет исполнилось ему в этом году. Есть у нас разные предприятия: леспромхоз, лесничество, фермерские хозяйства, два детских сада, школа. Совсем недавно наше село называли селом музеев, и недаром. В селе работали три музея: Школьный краеведческий музей, который начал свою деятельность в 1971 г. по инициативе директора школы Кузнецовой Дины Михайловны; музей лесничества, основателем которого была директор Сергеевского лесничества Радченко Раиса Ивановна и музей археологии, который был создан скульптором и художником Семеном Никитичем Горпенко. Но, к сожалению, остался и работает только музей школы. Музей лесничества в запущенном состоянии и хотя экспонаты до сих пор хранятся в здании лесничества , то только благодаря семье Унтеровых, которые там работают. А вот интереснейшего и весьма популярного музея археологии, или музея Горпенко, как его чаще называли, не стало.

Ушел из жизни Семен Никитич и исчез труд его жизни - музей. Завещал он хранить его своему внуку Семену, но не только не сберег внук, но и распродал многие предметы из богатейшей коллекции музея, и «всплывают» многие артефакты в частных коллекциях «любителей археологии».

Кто же был этот человек, гостями которого были археологи, коллекционеры, туристы?

Ученики нашей школы и жители села очень любили посещать этот музей и слушать удивительные рассказы его основателя. Семен Никитич - это человек с большой буквы, скульптор по профессии и краевед по призванию, а также член Географического общества, в которое он вступил в 1973году.

Семен Никитич Горпенко родился 22 февраля 1927г. в г. Чигирин Черкасской области, в Украине. В 1934 г. маленький Сеня и его семья переехали из города Чигирин в Одессу. Жизнь сложилась так, что семья в 1937 г. была вынуждена переехать во Владивосток. Здесь и произошло взросление и становление Семена как мужчины, человека, художника.

Жизнь Семена Никитича складывалась непросто. Под бомбежкой в Украине погибает мать, уходит на фронт отец. Семен остается один, заканчивает 5 классов и идет работать на железную дорогу токарем (станция Первая Речка, вагоноремонтные мастерские).

После войны Семён Никитич поступил в художественное училище в г. Владивостоке. В 1952 г.после окончания училища, по направлению, попадает в г.Сучан(ныне Партизанск), где много трудится над скульптурными памятниками города. Обладая прямолинейностью, Семен Никитич не уживается с администрацией города, которая пытается фактически его выжить из Партизанска. Несмотря на трудности он создает множество скульптурных изображений: памятник С.Лазо, бюст К.Коренного, памятник партизанам на кладбище с.Казанка, монумент на сопке Партизанской славы, стела-барельеф на въезде в с.Казанку и др.

Спустя некоторое время, Семену Никитичу выпадает возможность поехать в Ярославль на «творческую дачу», и он не упускает этот шанс. Приехав туда, Семён Горпенко начинает работать со скульпторами Вучетичем и Орловым. В этом городе - Ярославле, он подружился с Алексеем Ильичем Тенета, который является автором памятника на центральной площади г. Владивостока. 32 года отданы г. Партизанску . Сам Горпенко говорил, что работа в Партизанске научила его преодолевать трудности, закалила его.

1984 год стал переломным в его жизни, он уезжает в с.Николаевку, где при Доме офицеров флота ему выделяют помещение под мастерскую. Через год его приглашает директор совхоза «Победа» А.В.Татуйко. Семен Никитич начинает готовить проект памятника, посвященного жителям села Сергеевка, погибшим в ходе Великой Отечественной войны. Но этот замысел остался только на бумаге. Тяжелые 90-е, развал СССР, испарившийся» неизвестно куда мрамор и от изготовления памятника пришлось отказаться. В дальнейшем, Семену Никитичу Горпенко предстояло пережить очень страшный удар судьбы: сгорели его мастерская и склад. Все творческие работы, все его богатство - его скульптурные труды, часть его души-всё сгорело в том страшном пожаре Однако и здесь он сумел выстоять и начать новый этап своей деятельности, создание музея. Горпенко открывает в себе ещё одну грань таланта – он всерьёз увлекается археологией, историей, краеведением, в это же время он собирает замечательную коллекцию находок и создаёт Музей археологии. Одной из самых удачных работ Семена Никитича были скульптуры для Екатериновских пещер. В пещере Географического общества он установил скульптуры древних людей, для которых эта пещера была домом. Они сидели у огня, и казалось, что история ожила на наших глазах. Но, увы.. Музей был закрыт, скульптуры разбиты. Тогда он решает создать частный музей. И хотя у него не было права вести раскопки, да в этом и не было особой нужды, ведь разные интересные вещицы повсюду валялись, стоит только увидеть их и принести в музей. Семёну Никитичу, в осуществление его замысла, помогли руководители, тогда ещё процветающего совхоза «Победа», они ему предоставили помещение под музей и квартиру, в которой Семён Никитич мог жить. Узнав о создании музея, жители села очень этим заинтересовались и каждую случайную находку, по их мнению, относящуюся к «доисторическому» времени, дружно несли к нему в музей. Открытие «Историко – археологического музея» в селе Сергеевка произошло в 1990 году. Зайдя в музей, можно было увидеть: каменную летопись доледникового времени- каменные изваяния, которых в музее насчитывается 2970 штук или 2 тонны, и изображения которых напоминает изображение множеств птиц, зверей, рыб, людей. Семён Никитич считал, что в те далёкие времена, в лесах бродили олени, тигры, в долинах - мамонты, бегемоты и слоны. Второй зал был залом средневековой археологии. Многие предметы были восстановлены благодаря его таланту. В музее находились экспонаты с Николаевского городища, они были представлены керамическими головками Будд. Навесная плита, установленная на коньке крыши арки, с лепным изображением птицы феникса с головой тигра, выполненная из терракоты, частично восстановленное изображение динозавра с буддийского храма. В историко – археологическом музее можно было наблюдать ещё очень много различных находок: находки целой и фрагментированной кровельной черепицы, фрагменты голубовато-серого кирпича, руды, стекла, железа в виде подков, лемехов для пахоты, жернова. В музее, кроме экспонатов с городища, были представлены также работы автора, такие как: скульптура шерстистого носорога, выполненная под наблюдением Верещагина, копия Кондонской красавицы из Хабаровского края, копия спящей красавицы из- под Артема. Экскурсии в музее проводились со дня его создания. Среди посетителей музея были не только жители района, но и ученые, археологи из разных стран мира (Америки, Китая, Японии, Австралии.)

Доктор исторических наук Э.В.Шавкунов,в книге отзывов написал: «По материалам археологических раскопок на Николаевском городище скульптором С.Н. Горпенко была выполнена частично реконструкция, а затем снятие копии с древней терракоты. Представленные им муляжи феникса и дракона представляют собой полные копии (вплоть до учёта малейших деталей) архитектурных украшений парадных ворот буддийского храма. Выполнены муляжи не только мастерски, но с большим чувством правды, в связи с чем работа С.Н. Горпенко заслуживает всяческих похвал и может быть выставлена в отделе археологии музея в качестве ценных и интересных экспонатов, которыми не обладает ни один музей СССР.»

Историю создают люди. Семен Никитич мечтал, что его музей будет существовать еще долго. Но увы… Но я верю, что наши односельчане не забудут еще долго этого удивительно красивого, увлеченного историей, искусством человека. И пусть нет музея Горпенко, но в школьном музее хранятся фотографии , вырезки из газет, исследовательские работы о скульпторе, художнике, археологе, краеведе Семене Никитиче Горпенко.

Комментарии