Сберегая прошлое. Об исследовании набережной Оми и краеведе Олеге Анатольевиче Милищенко
Будни краеведческой работы провинциального города, Омск, Омская область
Память о прошлом существует только благодаря людям, тем кто воскрешает её, делая живой. По-настоящему живая лишь та история, которая привязана к конкретному месту, когда, проходя мимо него, можно сказать: кто здесь жил, что здесь было; прикоснуться к камням, ощутить под ногами почву, по которой ходили предки. Как бы ни была совершенна академическая наука, изучающая прошлое, не она совершает такое чудо. Я говорю о краеведении, краеведах, тех, кто не по должности и за плату, а по сердечному призванию бескорыстно тратит на это свою жизнь. Ниже я хочу рассказать об одном удивительном месте на карте моего родного миллионного Омска, невзрачном на первый взгляд, и интереснейшем человеке, прямо сегодня, сейчас изучающем его, делающем историю живой.
Милищенко Олег Анатольевич
Омск – один из крупнейших в Сибири промышленных, транспортных, научных и культурных центров. Краеведы, искусствоведы и археологи приложили немало усилий для сохранения его более чем 300-летней истории. Однако всё их внимание было обращено, в основном, на историю кварталов двух Омских крепостей, на архитектурный комплекс вдоль Любинского проспекта (улица Ленина), улицы Шпрингера (Санниковский проспект, улица Партизанская), улицы Гасфорда (Юртовская улица, улица Карла Либкнехта), драмтеатру, Торговому корпусу, Управлению западно-сибирской железной дороги, Кадетскому корпусу, железнодорожному вокзалу и ряду сохранённых или восстановленных омских храмов. Эти достопримечательности являются из года в год туристическим брендом исторического Омска. За ними теряется другой, «старый Омск», – деревянный, «деревня в городе» (по меткому определению доктора наук, профессора Д.А. Алисова, одного из немногих серьёзных исследователей, писавших о нём).
Когда омичи и гости города проходят по омскому «Комсомольскому» мосту через реку Омь, они обращают иногда внимание на заметные на мелководье правого берега, в районе жилого дома по адресу: улица Чехова, 3 (бывшая до революции Перфильевская набережная) старые сваи от мостов, брёвна от пристаней, дамб и старые затонувшие баржи. Всё это – наследие конца XIX – середины XX вв. И в отличие от туристического центра Омска, это место, прежде относившееся к первой при Омской крепости крестьянской Губиной слободе (1719-1768 гг.), никем в комплексе не изучалось и не популяризировалось. Хотя жители и продолжают находить здесь предметы материальной культуры прошлых веков: ремесленные инструменты, оружие, монеты, керамику…
Мокринский форпост на месте Губиной слободы. Фото 1860-х гг.
Кто здесь жил? Как развивался сложившийся на месте слободы Мокринский форштадт Омска? На подобные вопросы учёные могут ответить только в общих чертах. И если, учесть, что при всех градостроительных процессах на этой территории не проводилось экспедиционно-археологических работ, начиная с 1920-х гг., то при современной реконструкции набережной правого берега Оми от Комсомольского до Фрунзенского мостов (2019 – 2021 гг.), как раз по границе бывшего форштадта, будут окончательно уничтожены последние свидетельства «седой старины».
Начало старому, «деревянному» Омску, расположенному по обоим берегам Оми, положили как раз правобережная Губина слобода и левобережные Ильинский и Казачий форштадты (последние стали аминистративно-территориально оформляться с последней трети XVIII в.). В это же время стали оформляться на месте Губиной слободы крепостной и Мокринский (в просторечии – Мокрый) форштадты. Мокринский часто затапливался половодьем Оми, поэтому так был назван. Сейчас его кварталы, в основном, застроены типовыми современными зданиями, но набережная, заброшенная и заросшая, сохранилась во многом нетронутой.
Мокринский форпост в районе современных улиц Чехова, Баррикадной/Щербанёва
Деление жилых участков в омских форштадтах шло поквартально, дома и кварталы имели нумерацию, а улицы носили неофициальное наименование (до 1898 г.). Напротив, современного дома по адресу ул. Чехова, дом 3, по берегу Оми сохранился ряд археологизирующихся объектов. А именно: остатки деревянных конструкций барж, причалов, деревянных свайного и наплавного мостов через Омь. Первым их в наше время стал изучать омский краевед Владимир Петрович Баженов (1945-2018). После ухода этого яркого подвижника истории города работу продолжил исследователь Омской Нахаловки (1830-е – 1980-е гг.) Олег Анатольевич Милищенко.
Олег Анатольевич родился в Омске в 1963 г. За окончанием школы последовали его учёба в ГСПТУ-69, в школе радиотелеграфистов ДОСААФ, служба в армии, на Чукотке. Полевыми исследованиями он начал заниматься ещё мальчишкой – с 1974 г. Долгое время – самостоятельно, поскольку, как он говорит: «существовала некая сегрегация… когда выпускников 8-летней школы или ПТУ готовили быть просто рабочими… информация о существовании некой археологической организации или неких каких-то учреждений, занимающихся археологическими исследованиями, у меня совершенно отсутствовала».
Милищенко Олег Анатольевич
Всё изменилось с поступлением на исторический факультет Омского государственного университета, где он отучился 6 лет на заочном отделении. Во время учёбы в вузе Олег Анатольевич был участником ряда археологических экспедиций в северные районы Омской области, где получил опыт исследовательской работы под руководством известных сибирских археологов: В.И. Матющенко, А.И. Петрова и Б.В. Мельникова. По окончании университета в 1990 г. был руководителем археологического кружка при Городском дворце пионеров, организатором самодеятельных, а также совместных с университетскими коллегами, краеведческих исследований как в Омской, так и Тюменской областях. Преподавал историю в школе. С 1997 по 2018 гг., включительно, заведовал Народным музеем истории Омского СХИ – Омского ГАУ. Стал автором множества публикаций, в т.ч. монографий на археологическую и краеведческую тематику. Он абсолютно не тщеславен и легко записывает в соавторы даже тех, кто оказывает лишь техническую помощь.
Зав. музеем О.А. Милищенко ведёт экскурсию в музее ОмГАУ для студентов вуза. Фото 2014 г.
За время 20-летней работы заведующим музеем истории Омского ГАУ, а также смотрителем музея истории Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Олег Анатольевич разработал три экскурсионных маршрута по университету, университетскому городку (архитектурно-парковому комплексу) и по центру г. Омска. Поле официальной ликвидации музея университета (19 декабря 2018 г.), за неимением свободных вакансий, перешёл на должность документоведа научного управления Омского ГАУ им. П.А. Столыпина. Интересно, что из-за протестов Милищенко «ликвидаторы» переименовали уничтожение музея в реорганизацию и сохранили, по крайней мере, экспонаты. Однако коллекции и историческая экспозиция были расформированы и разобраны.
Центральная часть экспозиции музея ОмГАУ
Увлечённый с детства познавательной нумизматикой, Олег Анатольевич с 1978 г. занимается сбором как нумизматического, так и прочего подъёмного материала, имеющего значение для краеведения, по берегам Оми, Иртыша, а также на различных берегах других водоёмов в Омской Области. С осени 1978 г. вступил в члены омского регионального отделения ВООПИиК, где и состоит по сей день. Именно членство в это обществе помогало сохранить активность в исследовательской деятельности до наших дней. В это время стал общаться с другими коллекционерами и краеведами. С 1985 г. пытался обратить внимание, как музейных работников, так и преподавателей исторического факультета Омского ГУ на проблему комплексного исследования берегов Оми, на предмет сбора источниковой доказательной базы по материальной культуре населения Омских крепостей и прилегающих к Оми прибрежных кварталов Омска XVIII – XX вв. а также предшествующих русской колонизации поселений XVI – XVII. Однако его призывы особого отклика не получили.
Дом на ул. Чехова, 3
Дом на ул. Чехова, 3. На берегу видны остатки деревянных конструкций (?)
Дом на ул. Чехова, 3. 2010 г. Остатки конструкций – на берегу и воде…
Собрав необходимые данные по исторической географии относительно бывшего Мокринского форштадта, исследовав доступный картографический материал, начиная с плана Первой омской крепости, учитывая расположение близлежащих кварталов сохранявшегося до середины 1970-х гг. частного сектора (в основном, деревянных строений второй половины XIX – первой половины XX вв.), выходы ныне почти уничтоженных современной застройкой улиц бывшего Мокринского форштадта к береговой линии, вплоть до среднего уреза воды правого берега Оми, и общую историческую и краеведческую литературу (а архивных документов сохранилось крайне мало) Олег Анатольевич приступил к первоначальному осмотру прилегающих к береговой полосе археологизирующихся объектов: дамб, сохранившихся свай наплавного и деревянного мостов, остатков барж и причалов.
Вид с нового деревянного моста (1954-1984) на сваи от старого Октябрьского моста (последний был снесён ледоходом в 1947 г.)
Так выглядел Октябрьский мост в 1935-36 гг.: от ул. Баррикадной (правый берег) на ул. Омскую (левый берег)
А так – со стороны Краснофлотской («Второго взвоза» до революции)
А так – со стороны Библиотеки Пушкина
А так – это же место ранее… До революции.
Вот, что он об этом рассказывает: «Сначала была …разведка я посмотрел, что сохранилось, насколько вода ушла. Потом, когда активно стали работать экскаваторы по улице Щербанёва, я обратил внимание, что ни археологов, ни краеведов нету и всё это пропадёт, я взял рулетку, взял транспортир, взял другие простые инструменты. которыми раньше пользовался и Матющенко, и Мельников, когда никаких теодолитов и дальномеров не было, и этим старым, дедовским археологическим методом обмерил все эти детали… Потом пригласил сотрудников из Библиотеки имени Пушкина, они помогли всё это сфотографировать, нанести на карту, и теперь мы можем пользоваться этими данными. Плюс – мои воспоминания и воспоминания моего негласного учителя Владимира Петровича Баженова, который… рыбаков, которые часто рыбачат там… опрашивал по истории этих мест».
Это наплавной мост, Николаевский. Возможно, его остатки конструкций мы видим вдоль берега по Чехова, 3
И стальные канаты тоже от него, от наплавного... (2010 г.)
А это в руках О.А. Милищенко остатки одного из канатов в 2020 г….
Опоры моста…
Опоры моста…
А это сваи от Октябрьского моста; на дальнем плане (предыдущие фото) сваи со стороны ул. Омской
Стремительная реконструкция, с применением тяжёлой строительной техники (лето 2020 г.), и «удлинение» правобережной набережной заставили торопиться с фиксацией сохранившихся объектов. Вот как о значимости своего дела говорит наш герой: «Про эту часть берега [Оми] мы очень мало знаем. А началась её история с образования так называемой Губиной слободы, во времена Петра I, которая располагалась через речку напротив Первой Омской крепости. И никто подробно её не изучал. И, когда мы 23 августа ходили рассматривали предметы, к нам подошёл один из строителей и спросил: «А чего вы тут ищете?». Я говорю: «Здесь была старая деревня, слобода времён Петра I, вот казаки и солдаты жили в крепости, а здесь пахали или пытались делать какую-то распашку крестьяне. Были крестьянские подворья». Он этому удивился. То есть про это нигде ничего не писали, в принципе, в перспективе нас ждут очень интересные открытия».
А это место, где из-под воды торчала баржа. Недавно строители, реконструирующие набережную, подняли её на берег и уничтожили. Эту баржу видно на снимках раннего времени. См. выше
В период с 1 по 23 августа были произведены визуальная съемка, обмер доступных частей исследуемых конструкций, а также фото- и видеосъёмка этих объектов на фоне прилегающей местности. В дальнейшем собранные материалы будут анализироваться, а результаты, по возможности, публиковаться.
Пристани для лодок у Комсомольского моста, между улицами МОПРА/ГАГАРИНА и Байдукова
Фрунзенский спуск от Госпитальной и Фрунзе, а дальше – Нахаловка. На горе – госпиталь, правее Дом со шпилем купца С.Р. Алчедаевского. А на переднем плане, под горкой госпиталя – Алчедаевские бани, снесённые при строительстве Фрунзенского моста в 1984 г.
Данный текст составлен с использованием материалов О.А. Милищенко, которого ваш покорный слуга ввёл в небольшое заблуждение, сказав, что они нужны для одной публикации, но не сказал, что она будет и о нём самом. Надеюсь, мой герой не обидится на эту вольность. А вас я призываю быть внимательными и неравнодушными, не забывать, что весь мир вокруг вырос из прошлого.
Помните о нём, узнавайте прошлое и любите свой край!
Комментарии