Финалист конкурса «Малая Родина»
Человек эпохи
Рассказ о директоре , Сосновское, Омская область
В статье рассказывает о директоре совхоза Сосновский, Таврического района Омской области, проработавшим в этой должности 19 лет и превратившим обыкновенный совхоз в передовой агрогородок
«Человек дело правит, а человека дело славит» эти слова в полной мере можно отнести к кавалеру орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Григорию Яковлевичу Виричу, с 1956-¬го по 1975 год руководившим совхозом, вошедшим в историю Омской области как ОПХ «Сосновское». «Он был очень открытым человеком и никогда не шел на сделку с совестью», – написал о нем Евгений Дмитриевич Похитайло, бывший первый секретарь Омского обкома в 1994 году, когда Григория Яковлевича не стало.
В должности директора Сосновского совхоза Григорий Яковлевич проработал 19 лет. Рослый, плечистый, над высоким лбом, черные кудри с проседью, глаза синие, внимательные. Это был незаурядный волевой, решительный и смелый человек. Осознав, что стоит на правильном пути, он никогда с него не сворачивал, не боялся бесчисленных выговоров, гнул свою линию, хотя потом жестоко расплачивался за свою стойкость. Не по своей воле он попал с должности директора треста молочных совхозов директором совхоза «Сосновский». Как всегда, он проявил свой характер, восстав против сдачи на элеватор всего фуражного зерна трестовских хозяйств, он вгорячах и с болью за судьбу общественного поголовья разошёлся так, что заявил открыто; разорять совхозы могут только враги. После письма в Москву, где его инициативу поддержали, Вирича уже сняли. От него ждали уныния, слёз, а он радовался, что добро, справедливость восторжествовали. Вот после такого «падения» и стал Григорий Яковлевич директором ОПХ «Сосновское» и Сибирской МИС. Началась новая, пожалуй, самая яркая страница в его биографии.
Хозяйство досталось огромное, но не в характере Вирича было гнуться перед трудностями. Иногда казалось, что он радуется им. Те, кто мог разгадать его характер, только дивились: «Этот не отступит!» и были правы. Новый директор любил работать, причём не абы как, а с налётом романтики, самозабвенно, с творческим подходом. Подобрал хорошую команду управленцев, зажёг делом, увлёк перспективой.
Задумал, например, новый директор создать на месте совхоза агрогородок. Чтобы и дома многоэтажные благоустроенные, и культура на селе и место для отдыха было. Задумать-то задумали, запланировали, но как задуманное воплотить? Ведь после войны прошло не так много лет и несмотря на то, что это был зерносовхоз, но люди жили небогато: землянки, бараки, темные улочки, грязь…
Благодаря Виричу село на глазах год от года становилось краше. Улицы заасфальтировали, большое значение придавалось строительству добротного жилья. Поселок и сегодня является своеобразным рукотворным памятником Виричу: планировка, присущая городскому поселению, прямые улицы, административные здания и жилые дома, построенные при нем и по выверенным лично им планам. Подарили детям и взрослым совершенно необыкновенную для села «зону отдыха», где в технически грамотно устроенных прудах можно было плавать, кататься на катамаранах, прыгать с вышки, ловить рыбу. Дети и взрослые качались на качелях, каруселях разного вида. Для того, чтобы купить три карусели и колесо обозрения, он дошел до министра в Москве, и тот сдался. Построили больницу с большим физиокабинетом – чтобы животноводы и хлеборобы могли поправлять здоровье.
А строительство нового ДК – это вообще целая эпопея. В селе был клуб барачного типа, но Григорий Яковлевич решил, что Сосновское ОПХ и его труженики достойны лучшего. Обратился в область – его инициативу не поддержали, поехал в Москву и там не нашёл поддержки. Созвал он тогда своих специалистов – поговорил с ними, а потом вышли на общее собрание, да и решили строить ДК хоз. способом, то есть за счёт хозяйства. Трудились все дружно начиная с простого работяги и заканчивая главными специалистами во главе с Григорием Яковлевичем Виричем. Песни, шутки, смех звучали до самой поздней ночи, а утром нужно было идти на основную работу. Так и не заметили как построили красавец Дом Культуры. В Сосновском был лучший в области дом культуры со зрительным залом на 520 мест. На втором этаже – 10 комнат для драматического, танцевального, шахматного кружков, духового оркестра. Григорий Яковлевич специалистов для занятий пригласил. Правда Вирич получил очередной выговор за самоуправство, но через какое-то время был награждён Орденом Трудового Красного знамени.
В бытность руководителем Григория Яковлевича в Сосновском развивалось не только сельское хозяйство и культура, но и спорт был на высоте. После того, как был построен ДК решил Вирич построить и спортзал. Сделали пристройку к ДК, да такую, что областные соревнования стали проводить на его базе. Два этажа, балкон, огромный волейбольный и баскетбольный зал, соответствующий всем необходимым стандартам, зал для гимнастики, тяжёлой атлетики, лыжная база. При нем более 15 лет проводилась олимпиады по 17 видам спорта, успешно выступали волейбольные и баскетбольные команды, лыжники, легкоатлеты, штангисты. Форма, коньки, лыжи, весь спортивный инвентарь – за счет хозяйства.
Культура и спорт – это хорошо, но Г.Я. Вирич понимал, что совхоз должен поставлять государству зерно, молоко, мясо. Он вместе со своей командой делал всё возможное и невозможное, чтобы как можно больше механизировать труд рабочих, заинтересовать их в конечном результате своего труда. В хозяйство стала поступать новая техника: машины ЗИЛ, тракторы, комбайны.
Особенно директор жалел и ценил труд доярок, которые доили сначала вручную по 20 коров 3 раза в день. Их труд Григорий Яковлевич называл адским и перестроил фермы на механизированное доение и беспривязное содержание коров. Чтобы хоть как-то облегчить их труд - доярок стали привозить на ферму и обратно.
Может показаться, что нарисован портрет какого-то мифического героя без недостатков. Нет, они у Вирича тоже были. Например, он был очень вспыльчивым, крутым, мог обидеть человека, но через какое-то время проанализировав ситуацию всегда извинялся, если был неправ. Был однажды такой случай. Директор повздорил с главным агрономом и в сердцах сказал ему, чтобы тот писал заявление на увольнение. Главным агрономом работал тогда Андрей Андреевич Кливер. А.А. Кливер это и сделал – уехал с семьёй в Одесский район. Через время Вирич изменил своё решение. Он вспоминал: «Когда я всё обдумал, то понял, что был неправ и на душе было так неприятно, стыдно, что я не разобравшись так поступил с человеком. Я поехал в Одесский район, извинился перед Андреем Андреевичем и попросил его вернуться. И он приехал обратно в Сосновский совхоз». Вместе они трудились до ухода Григория Яковлевича с поста директора.
Григорий Яковлевич всячески поддерживал крестьян, и говорил, что без коровы, живущий в селе человек не крестьянин. Однажды выдался засушливый год. План по сенозаготовкам не был выполнен. Из-за этого во многих соседних совхозах жители лишились своего скота, но в Сосновском Вирич разрешил дать людям по два центнера зерна и, благодаря этому, ни одной коровы в личных хозяйствах не убавилось. Правда Григорий Яковлевич пополнил свою коллекцию выговоров.
Говорят: «Есть хлеб – будет и песня». Было заведено при Вириче и осталось славной традицией Сосновского широкое празднование двух праздников – это Масленица и Сабантуй. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Это прощание с поднадоевшей зимой и встреча первых в этом году теплых деньков и сабантуй по случаю завершения посевной.
Масленица для сосновцев, как карнавал для итальянцев, только с присущим нам славянским колоритом. Весело и красочно, с элементами старинных традиций проходила широкая масленица в Сосновском. Десятки людей всех возрастов приходили и на Зону отдыха и построенный стадион «Алмаз», чтобы понаблюдать за ярким действом с участием ряженых артистов, поучаствовать в разнообразных конкурсах, полакомиться свежеиспеченными блинами.
Обязательно в самом начале праздника слово предоставлялось самому уважаемому человеку – директору, который награждал почётными грамотами и ценными подарками передовиков производства. Здесь же на празднике можно было полакомиться блинами, съесть горячий шашлык или бешбармак. После праздника до самого вечера нарядные тройки катали в санях счастливых ребятишек по селу. Так же весело и неповторимо проходил сабантуй. Разница лишь в том, что проводился этот праздник в начале июня после завершения посевной.
В 1981 году вышла книга Л.И Иванова «Берёзовские ориентиры». Герои этого произведения как и сам совхоз, факты и события, приводимые писателем, случились не где-нибудь, а на сосновской земле. И, что самое главное, в умелом, целеустремлённом директоре Берёзовского совхоза Вершинине все узнали Григория Яковлевича Вирича. Леонид Иванович Иванов написал о Вириче целую серию очерков, опубликованных в книге «Корпус директорский», журналах «Сибирские огни», «Сельская новь» и др.
С Леонидом Ивановичем Ивановым Вирич был знаком лично. Писатель неоднократно посещал совхоз Сосновский. В одном из своих многочисленных очерков, посвящённых этому незаурядному руководителю и человеку писатель высказался, как бы подвёл черту: «Есть руководители, которые значительную часть своего таланта и времени расходуют на достижение лёгкого существования. Но встречались мне и такие руководители, которых можно назвать неуёмными в хорошем смысле этого слова. Таким всё время кажется, что они не сделали того, что могли бы сделать для общества, для людей, и поэтому и поэтому они стремятся как можно больше взвалить на свои плечи, повести за собой коллектив на новые, более высокие свершения. Вот эти люди и являются главной опорой и движущей силой общества».
После выхода на пенсию Григорий Яковлевич Вирич переехал жить в Омск, но не проходило недели, чтобы он не появлялся в Сосновском, потому что именно здесь он оставил свою душу и сердце, а после смерти завещал похоронить себя на сосновской земле. Благодарные земляки выполнили просьбу Человека эпохи, который оставил неизгладимую память о себе.
Комментарии