Усадьба Пуриха Дмитровского уезда
Пуриха: диковинки истории, Дмитров, Московская область
Дорогие читатели! Предлагаю совершить экспедицию в прошлое, побывать в деревне Пуриха Дмитровского края. Здесь сохранился деревянный усадебный дом, возраст которого около двух столетий. Вы познакомитесь с усадебным комплексом Пурихи, несколькими поколениями обитателей главного дома, а также соприкоснетесь с памятками старины, сохранившими свое невероятное очарование до наших дней. Желаю вам приятного виртуального путешествия!
Усадебный дом и его обитатели
Экспедиции – это одна из интереснейших, раскрывающих многие загадки истории, граней музейной работы. Сегодня мы с вами виртуально побываем в деревне Пуриха.
Здесь сохранился единственный в Дмитровском крае деревянный усадебный дом. Местные жители называют его «дом барыни» или «графинин дом».
Пуриха находится «на горе», в двенадцати километрах на юго-восток от древнего города Дмитрова и примерно в шестидесяти километрах от столицы. Деревня расположена в междуречье реки Яхрома и ее правого притока – Талицы.
Добротный усадебный дом построен в первой половине XIX века московским губернским архитектором Дмитрием Фомичем Борисовым, мастером храмовой архитектуры, автором многих построек в столице, Московской губернии и некоторых – в Дмитровском уезде, в том числе автор проекта Южного придела Успенского собора в Дмитровском кремле. Липовая аллея с южной стороны дома, оставшаяся от бывшего усадебного парка, была высажена не позднее последней четверти XVIII века.
Деревне Пуриха, на данный момент, примерно два с половиной столетия. Краевед В. Е. Каплин определяет первый след её по документам второй половины XVIII века. В это время деревня Пуриха (тогда – сельцо Голушино) Вышегородского стана Дмитровского уезда являлась владением дворянина отставного капитана премьер-майора Прохора Васильевича Головачева.
В 1830-е гг. поместье переходит во владение Д. Ф. Борисова и принадлежит ему до середины XIX века.
Позднее Пуриху приобрела чиновница седьмого класса Елизавета Васильевна Кохановская, владевшая имением до конца XIX века.
Последующие владельцы: Дмитрий Константинович Алексеев и его дети. Благодаря лояльным отношениям Алексеевых с новой властью, главный усадебный дом (и это настоящее чудо!) удалось сохранить.
Алексеевы освободили дом примерно в 1923 году. Переехали в столицу. Два лета в доме был пионерский лагерь. Дом оставляли открытым, многое поломали.
На сегодняшний день сохранились: главный дом – деревянный с мезонином (балкон и старая терраса утрачены), цокольный этаж, служебный флигель и хозяйственное здание – обе постройки относятся ко второй половине XIX века. Дом анфиладной застройки, на первом этаже – шесть комнат, на втором – четыре.
Сейчас владелица дома – Альбина Алексеевна Харитонова (урожденная Николаева). Она работала инженером-нормировщиком на дмитровской швейной фабрике «Юность».
Большой дом отапливали печки-голландки, которые исправны до сих пор. Они аккуратно обложены изразцовой плиткой.
В доме пять печей с изразцами! Три печки – на первом этаже, одна – в цокольном, еще одна – на втором этаже. Альбина Алексеевна вспоминает, что в ее детстве (середина прошлого столетия) печки часто топили.
Новая терраса просторная и светлая. С нее открывается прекрасный вид на овраг с густым лесом. Внизу протекает речка Талица.
Пришло время познакомиться с главными героями моего рассказа.
Гаврила Леонтьевич Малышев – дедушка хозяйки дома. Он родился в деревне Пуриха в 1888 году. Его отец – Леонтий Малышев – тоже был родом из Пурихи.
Дочь Гаврилы Леонтьевича – Мария Гавриловна (1915 – 2007), урожденная Малышева, в замужестве Николаева. В доме хранится живописный портрет – работа художницы Анны, дочери Альбины Алексеевны. Мария Гавриловна прожила долгую насыщенную жизнь. Ушла из жизни в преклонном возрасте – ей было 92 года. Она была «копилочкой» множества удивительных историй, прекрасной рассказчицей.
Мать Марии, Ефросинья Дмитриевна, родила дочь в поле – рожь жала.
Мария закончила школу в соседнем селе Ильинское. Недолгое время работала в Ильинском сельсовете – секретарем, но большую часть своей жизни трудилась в колхозе. Трудилась усердно. К работе относилась очень ответственно. Курам терла морковку! Муж посмеивался: «Вот бы себе морковки натерла!»
Еще один живописный портрет, который хранится в доме Альбины Алексеевны, заслуживает особенного внимания.
Портрет написал Сергей Васильевич Малютин (1859-1937) – иллюстратор сказок А.С.Пушкина и книг Н. Н. Юрьина «В сонном царстве» и «Городок», архитектор, известный также оформлением театральных декораций. Он стоит у истоков создания игрушечного символа России – знаменитой русской матрешки. В 1890-е гг. токарь Василий Петрович Звездочкин (1876-1956) выточил первые разъемные деревянные фигурки – матрешки. Автором росписи первой матрешки стал художник С. В. Малютин.
Предлагаю вместе совершить «виртуальное» путешествие в Пуриху, побывать в усадебном доме.
Сначала мы попадаем в маленькую уютную переднюю, затем – вход в основное помещение первого этажа.
Благодаря особенной атмосфере и сонму удивительных окружающих нас здесь предметов, ставших свидетелями смены многих поколений, возникает чувство погружения и сопричастности к тайнам прошлого.
Шкафчики, полочки, комоды, буфеты – примерно столетнего возраста. Дом словно «живой музей».
Бывшие «мелочи жизни» ныне стали «диковинками истории». Согревает душу гармоничное переплетение старины и современности.
В доме хранятся многие семейные реликвии, а также «памятки» от прежних хозяев и гостей: керосиновая лампа с отражающим экраном, вместительный сундук с детским скарбом, стулья, кринки, плетеные корзины и сито, дедушкин туесок…
Ключевая фигура моего рассказа – это дед хозяйки, Гаврила Леонтьевич Малышев. Гаврила закончил школу в селе Ильинское – 3 класса с отличием. В школу идти надо было пешком три версты. У Гаврилы Малышева была большая тяга к знаниям, он был очень любознательный. Мать не пускала его в школу, а он все равно убегал.
В 11 лет отдали Гаврилу осваивать портняжное ремесло, но у него ничего не ладилось. Рожден был Гаврила совсем для другого дела. Позднее отдали его учиться работе с металлами: резные фонари и резные ворота мастерить. Гаврила Леонтьевич становится мастером художественной ковки. За успехи в этом деле награжден бронзовой медалью.
Свидетельство о получении медали на 2-й Всероссийской кустарной выставке 1913 года и сама медаль «За полезные труды» Г. Л. Малышева представлены в экспозиции «Музея-заповедника «Дмитровский кремль».
Гаврила Леонтьевич работал в Москве, а потом перебрался в родную деревню. Был председателем колхоза – первым человеком на деревне. И лошадь за ним была своя закреплена, а работал еще больше других. Если появлялись какие-то деньги – все в колхоз.
Как же так вышло, что Гаврила Леонтьевич Малышев стал хозяином этого усадебного дома в Пурихе? Дачники, наслышанные о его золотых руках, уговорили купить дом и заняться его обустройством. Дачники – люди совершенно не случайные и, как выясняется, прямо заинтересованные (не ради меркантильных интересов, а по велению сердца и творческого порыва) в том, чтобы у такого добротного дома был бы умелый талантливый хозяин.
Один из них – это Архангельский, с которым дружественные отношения поддерживали еще прежние владельцы Алексеевы, а также нам уже знакомый художник Малютин.
«Памятки» об этих замечательных людях до сих пор бережно хранит дом: написанный С. В. Малютиным живописный портрет Гаврилы Леонтьевича, а также шкафчик, который в семье так и величают – «Шкафчик от Архангельского».
Территория бывшей усадьбы Пуриха
Пришло время познакомиться с территорией усадебного дома.
У дома растут многовековые липы – остатки некогда большой аллеи. Липам более двух столетий.
В саду сохранились старые хозяйственные постройки: сарай и ледник, где хранили припасы в снегу.
Из сада открывается живописный вид на знаменитую Баран-Гору (Бараний Лоб). На ней располагался Вышгород-на-Яхроме.
Рядом с домом можно увидеть семейный оберег. Камень еще от барыни остался. Альбина Алексеевна поведала мне легенду, которая передавалась в семье от старших поколений – младшим, «из уст в уста». Пятеро сыновей искали барынин клад, искали-искали да никак отыскать не могли. Тогда они смекнули, что клад может под камнем тем храниться. Вот и потревожили семейный оберег. Правда, как ни старались, камень с места сдвинуть не смогли, но небольшой кусок от него все же откололся – его потом на лошадях куда-то увезли. В этом дело или просто совпадение, только все как один братья потом на войне погибли.
В этих местах часто встречаются большие валуны. Они очень древние, ледникового происхождения.
Усадьба в прежние времена территориально была очень большой, простиралась до самой речки. Все окрест считалось «барским». Говорили, например: «барское болото», «господский пруд».
В нескольких десятках метров от главного дома растет старая лиственница, долгожитель среди деревьев. Несомненно, что возраст нашей лиственницы не менее двух веков, а это дает основание полагать – когда-то она входила в черту усадьбы.
Барыня владела кирпичным заводом, располагавшимся в овраге. Питьевую воду жители деревни Пуриха брали из речки Талицы. «Живая вода» из Талицы особенная, студеная. Температура зимой и летом примерно одинаковая. Зимой только в лютые морозы не бывает слышно журчания воды. Жители деревни отмечали целебные её свойства.
Напротив главного дома на противоположной стороне дороги располагаются два строения – флигели второй половины XIX века, которые ныне находятся в частном владении, а ранее относились к усадебному комплексу.
Первый флигель был кирпичным на глине, от барыни отошел колхозу. Он полностью перестроен. Однако получить представление о том, как дом выглядел ранее снаружи, мы все же можем, благодаря картине, которую написала дочь Альбины Алексеевны – Анна Харитонова.
Второй деревянный флигель – Девичья (ее еще называли – Людская). За этим домом – тропинка, которая ведет к бывшему «барскому» (во втором своем назначении – пожарному) пруду. Девичью в ближайшее время собираются сносить, поэтому так важно сохранить память: в Слове, картинах, фотографиях.
После осмотра флигелей устремляюсь к бывшему «барскому» пруду.
Вот и пруд. Затаила дыхание, любуюсь. Вспоминаются сказки А.С. Пушкина, а еще – песни счастливого советского детства. У пруда – старый-престарый дуб. «Крылатые» качели. Лесенка ведет наверх – домик на дереве, устроенный детишками. Пруд зарос и обмелел, но очарование старины, соприкосновение с прошлым – источник незабываемых впечатлений и вдохновения в моей любимой музейной работе.
Осматривая территорию бывшей усадьбы Пурихи, в очередной раз получаю доказательства, почему Дмитровский край величают «Подмосковной Швейцарией». Уникальный холмистый рельеф местности обязан леднику своим происхождением.
Путешествуя по Пурихе, встречаю дома-старожилы, которые заслуживают особого к себе внимания по причине почтенного возраста.
Вот первый дом. Старое крыльцо, двустворчатые двери. Дому более столетия! Дом добротный, построен основательно, в едином стиле старой архитектуры.
Другому дому тоже более столетия. Сначала он строился на одну семью. Со временем семья стала большая, места всем не хватало, появилась пристройка.
Следующий дом достигнет векового возраста совсем скоро – через несколько лет.
Экспедиции в Пуриху приоткрыли завесу тайн – многих, но не всех. В планах – дальнейшее общение с хозяйкой дома.
Такое не часто встретишь: в доме-музее Альбины Алексеевны ощущается родное тепло. Каждое утро дом просыпается для новой насыщенной жизни, каждый день пишется новая страница его истории. Отрадно, что дом не является застывшим в янтаре времени неизменным созданием, напротив, это живой организм, который постоянно обновляется и дополняется. А, значит, история дома продолжается и, хочется верить, будет длиться еще очень долго!
Комментарии