Как разгадать тайну - ХранителиРодины.рф

Мой рассказ об истринском художнике Людмиле Шаталовой, много лет изучавшей графическое творчество великого русского поэта Михаила Лермонтова. Она сумела найти и разгадать шифры и криптограммы на лермонтовских рисунках, приоткрыть завесу тайны жизни этого гениального поэта.

Людмила Николаевна Шаталова (14.08.1916 - 10.10.2009) – художник, член Союза художников СССР, лермонтовед, Почетный член Московского Лермонтовского общества, Почетный гражданин г. Истры. Она появилась в наших краях примерно в тоже время, что и наша семья, вернувшаяся из эвакуации в Сибири после войны.

Истра – моя малая Родина - небольшой город на северо - западе Подмосковья. Историки считают, что он возник у стен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 17 веке. Святейший патриарх Никон в 1656 году начал строительство монастыря, где главный его храм – Воскресенский - был создан по образу и подобию Храма Гроба Господня в Палестине.

По промыслу Божию трудами Патриарха на берегу реки Истры возник храмовый комплекс, а в окрестностях расположились другие культовые сооружения, которые вместе с особенностями местностями явили уникальное культурно-религиозное явление – икону на местности. Эта икона повторяла собой все первообразы святых мест в Палестине и стала центром притяжения для огромного количества паломников с семнадцатого века. Наши места называют «Русская Палестина». Многие известные и неизвестные истории люди стремились побывать у Святыни. Эта особенность определила жизнь многих людей, живущих в этих местах.Я хочу рассказать вам о об одном таком человеке – Людмиле Николаевне Шаталовой.

Как все начиналось.

Уроженка Истры, я хорошо понимаю, ту любовь и интерес, который наш городок вызвал у москвички, члена Союза художников СССР, Людмилы Шаталовой, которая вместе с маленькой дочкой Наташей в 1954 году переехала в Истру из Москвы вслед за мужем Василием Тимофеевичем Полторацким. Блестящий ученый, он был направлен в этот только восстановленный после войны городок создавать новый научно-исследовательский институт Ветроэнергетики. Семья поселилась совсем недалеко от монастыря. Талантливый художник, Людмила Николаевна, исходила с этюдником все окрестности, конечно, ее заинтересовали красоты и история монастыря. Раз возникнув, этот интерес уже никогда не угасал в душе художника и привел к удивительным открытиям.

Погрузившись в историю монастыря, Людмила Николаевна обнаружила, что среди многочисленных паломников, в наших местах был и ее любимый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. В черновиках его стихов она нашла пометы «В Воскресенске» (так город назывался до 1930 г.) и «Написано на стенах жилища Никона» (речь идет об отходной Богоявленской пустыни Патриарха Никона в Гефсиманском саду, куда он удалялся от дневных трудов на строительстве для молитв и отдыха). Монастырю, по мнению Людмилы Николаевны, были посвящены не только стихи, имеющие эти пометы. Впечатления юного поэта были столь сильны, что как выяснится позже, нашли отражение во многих произведениях (юношеский роман «Вадим», поэма «Демон», «Боярин Орша», «Мцыри») и рисунках.

Этими открытиями Людмила Николаевна поделилась с читателями местной газеты «Ленинский путь». Появились ее статьи «Лермонтов в Воскресенске» («Ленинский путь», 1979, №49), «И сегодня близок нам» ( «Ленинский путь»,1979, №132), «Львиная натура («Ленинский путь», 1984, №122), множество публикаций как в московской так и в местной прессе.

Но более всего заинтересовали Людмилу Николаевну рисунки Лермонтова, особенно его графика. Это был острый профессиональный интерес современного художника к работам талантливого предшественника. Людмила Шаталова рисовать начала рано, в 14 лет поступила в московское художественное училище, брала уроки известного художника Чарушина. Позднее уехала в Ленинград, чтобы учиться в институте им. Репина Академии Художеств на живописном отделении. В 1938 году ей пришлось уйти со второго курса, т.к. ее мать была репрессирована. Вернувшись в Москву, через год она вновь поступила на живописное отделение института им. Сурикова, где будет учиться под руководством известного русского живописца Аристарха Лентулова.

Увидев работы Шаталовой на итоговой выставке после окончания 2-го курса, директор института И.Э. Грабарь принял решение перевести талантливую студентку на графический факультет, т.к. нашел в ее студенческих работах задатки художника- графика, которые необходимо было развить за годы учебы.

На графическом отделении преподавали известные художники М. Родионов, П. Павлинов, под руководством которых она изучает технику литографии, офорта, гравюры. В семье Людмилы Николаевны, где все ее члены художники: дочь Наталья Васильевна Полторацкая - художник–керамист, ее супруг - известный медальер Владимир Семенович Петров, внук Денис Петров - скульптор, внучка - Татьяна Пунанс – искусствовед, считали, что Людмила Николаевна – энциклопедический знаток всех графических техник, возможно, последний на тот период времени.

Интерес к рисункам русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова пришелся на конец 80-х годов ХХ века. Людмила Николаевна по-новому взглянула на графическое наследие поэтов и смогла найти то, мимо чего прошли исследователи поэтического наследия. Это позволило ей открыть новые страницы биографии великих поэтов.

Член Московского Лермонтовского общества, кандидат педагогических наук, ветеран РГБ Елена Николаевна Фадичева, сотрудничавшая с Людмилой Николаевной, не раз отмечала в своих публикациях, что именно Шаталова – профессиональный художник-график – увидела, что портретные рисунки Лермонтова, изображающие разных людей его круга, обладают основным свойством – наличием в них тайнописи, талантливо спрятанной в ткани рисунка.

Шаталова поставила перед собой цель разгадать тайну рисунков, т.е. узнать, кого изобразил поэт-художник на них. В процессе работы сложился новый комплексный метод прочтения рукописей, который состоит в параллельном сравнительном анализе рисунков и литературных сочинений, переписки поэта и биографии его и окружения. Он получил название «пиктографический».

Невозможно пройти мимо исследований Людмилы Николаевны, связанных с «Вадимовым листом», обложкой юношеского романа «Вадим», испещренной множеством хаотически расположенных рисунков. Колоссальный исследовательский труд привел к разгадке отдельных сюжетов листа, их оказалось двадцать. Эти фрагменты отражали события личной жизни поэта и в тоже время стали каталогом его литературных замыслов. Людмила Николаевна определила, что в каждой сюжетной сцене Лермонтов изображает и себя в качестве участника или наблюдателя события, т.е. создает собственный портрет. Таких автопортретов исследователь обнаружила двадцать, определены ей и участники зарисованных сюжетов – люди из ближайшего окружения Михаила Юрьевича Лермонтова. В итоге Людмила Николаевна пришла к выводу, что «Вадимов лист» - графический дневник поэта и, одновременно, каталог литературных замыслов.

Своими открытиями Людмила Николаевна делилась с современниками: печатала свои статьи в московских журналах и газетах, беседовала с корреспондентами, давала различные интервью. Нам, истринцам, особенно повезло, т.к. почти о каждом новом открытии Л.Н. Шаталова размещала материалы в местной газете «Истринские вести», ранее она называлась «Ленинский путь». Мне довелось в 90-е годы некоторое время участвовать в этой удивительной исследовательской работе в качестве помощника и редактора статей. К сожалению, большая работа этого талантливого и упорного исследователя, не завершилась монографией. В 2009 году Людмила Николаевна ушла из жизни.

Понимая, что уникальные исследования талантливого и прозорливого исследователя могут кануть в Лету, несколько лет я собирала ее статьи из местной газеты, материалы, что хранились в моем архиве. Выступала на различных конференциях с рассказом об удивительном художнике и исследователе и ее необыкновенных исследованиях (в Московском Лермонтовском обществе в 2017 и 2018 гг, на Международной Лермонтовской конференции в Пятигорске в 2018 году, на Лермонтовских чтениях в г. Ярославль в 2018 и 2019 гг). Доклады (опубликованы в сборниках конференций) вызывали интерес, мне задавали много вопросов о Людмиле Николаевне, о ее работе. Стало ясно, что необходимо опубликовать эти материалы.

Последним толчком к завершению этой работы стала встреча с Еленой Николаевной Фадичевой, которая передала подборку статей из журнала «Студенческий меридиан» и другие материалы. В этих журналах была опубликована интереснейшая часть исследований Вадимого листа. Краевед Сергей Юрьевич Мамаев оказал неоценимую помощь в создании сборника, его верстке. На средства местного благотворителя Виктора Викторовича Филатова удалось издать книгу. Родился сборник, в котором собраны уникальные исследования и воспоминания о талантливом художнике и исследователе Людмиле Николаевне Шаталовой. В 2019 году в Центральной библиотеке им. А.П. Чехова в г Истра, где я работаю, состоялась презентация сборника исследовательских материалов Л.Н. Шаталовой «Я хочу рассказать вам…». Книги переданы в библиотеки го. Истра.

«Труды, не дошедшие до читателя, мертвы» – так называлась одна из статей о Л.Н. Шаталовой. Надеемся, что материалы удивительных исследований теперь доступны для исследователей и читателей.

27.08.2020 г.

О.В. Анискина, член Истринского отделения

Московского краеведческого общества,

член Московского Лермонтовского общества



Комментарии