Место силы - ХранителиРодины.рф

Путоранский заповедник - край света или его начало? Есть ли там шаманы? Какой он, современный белый шаман? Приезжайте на озеро Лама - узнаете!

- Где ты планируешь провести отпуск?

- На Ламу хочу на недельку махнуть…

- Ооооо! Лама!!!

Для норильчанина Лама – это всегда притягательное место, мечта, не для всех доступная, но яркая, заманчивая. Для туриста это тот самый край земли, к которому принято стремиться и слагать о нём песни. А кто-то выбирает это место не просто для временного отдыха – для жизни. Навсегда. Но таких не много, тут есть нюансы.

Справка: Лама - крупное пресноводное озеро тектонического происхождения в Красноярском крае России, приблизительно в 120 километрах восточнее Норильска. Является одним из самых глубоких озёр России.

Попасть сюда не просто. На катере путь занимает часов шесть-семь, в зависимости от погоды. Начало маршрута проходит по руслу реки Норильская. Это спокойная, долинная река. По берегам редколесья, перемежающиеся большим количеством мелких озер и заболоченными лайдами.

Затем катер входит в реку Талая, извилистую, перекатистую, с быстрым течением, крутыми берегами, одно из любимых мест отдыха норильчан. После трёх живописных перекатов выходим в озеро Мелкое с пологими берегами, поросшими лесотундрой вперемешку с участками северной тайги. Со всех сторон там видны горы, отроги плато Путорана и горные долины, образованные озерами Глубокое и Лама.

Справка: Плато Путорана - это обширное и практически не затронутое цивилизацией базальтовое плато, возвышающееся на севере Восточной Сибири немного севернее полярного круга. Основную часть плато занимает созданный в 1988 году Путоранский заповедник - один из крупнейших в России.

Из озера Мелкого входим в речку Лама, которая вытекает из одноименного озера. В ней почти нет течения, множество островов, отмелей, проток, лавируя между которыми выходим в озеро Лама.

И тут важно, с какой целью человек на озеро приехал. Если просто рыбу половить, грибы-ягоды пособирать, то вот берег, высаживайся, ставь палатку и в путь. Если же интересно природу посмотреть, познакомиться с плато Путорана, увидеть его красоты и узнать историю, то тут без экскурсовода не обойтись. Долгие годы единственным гидом, готовым рассказать об этих местах, оставался Олег Крашевский, человек харизматичный, увлечённый, способный часами рассказывать о том, что знает и любит. А Ламу и его окрестности он и знает, и любит с детства.

Норильчане и гости города могли поближе познакомиться с этим удивительным человеком в Публичной библиотеке на открытии выставки «Книга севера», которая стала завершающим этапом межмузейного проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха». Тогда в холле Публичной библиотеки разместилась коллекция документов и предметов, связанных с коренными народами Таймыра. В лекционном зале рассказывались истории русских и зарубежных первопроходцев Севера, экспозиция в читальном зале была посвящена прошлому, настоящему и будущему Норильска. А Олег Крашевский представил обширную коллекцию шаманской атрибутики из Этнографического музея на озере Лама. Гости библиотеки получили редкую возможность увидеть настоящий шаманский бубен, могущественных идолов «койка» и даже главный атрибут власти шамана — корону. К слову, по итогам проекта в Норильске была выпущена «Книга севера» с массой фотографий экспонатов из музея Крашевского.

Олег Крашевский родился в Норильске, по образованию геолог-охотовед. Работал в местном НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, в лаборатории акклиматизации канадских овцебыков. По полгода проводил в тундре, наблюдая за поведением животных. Собственно, благодаря исследованиям Крашевского и его коллег государство заинтересовалось судьбой снежного барана и внесло плато Путорана в число национальных заповедников. А в начале 1998 года он договорился с администрацией Таймырского муниципального района об аренде 125 га буферной зоны заповедника для создания крестьянского (фермерского) промыслового хозяйства природоохранного направления «Бунисяк». Первым делом он освободил от браконьерских сетей озеро, построил на берегу трехэтажный дом для туристов и хозблок. Рядом поставил нарядный чум и срубил избу. И поселил там своих друзей - нганасан.

Справка: Нганасане - коренной самодийский народ в Сибири. Термин «нганасан» был введён советскими лингвистами в 1930-е годы как ошибочное применение известного многим народам Севера употребления слова со значением «человек» в качестве эндоэтнонима.

Увлечённый Таймыром, Олег Крашевский с юношества интересовался культурой и историей северной земли. Со временем любовь к месту переросла в образ жизни. Олег увлёкся биоэнергетикой, стал лечить людей и предсказывать их будущее. Нганасане сначала в шутку, а потом всерьёз начали называть его Белым шаманом и доверять ему самое сокровенное.

Рассказывая историю своего шаманства, Крашевский эмоционален:

- Я давно и серьёзно занимаюсь эзотерическими практиками. Сегодня многие называют себя шаманами, пройдя обучение на каком-нибудь семинаре в Москве. Но, чтобы стать шаманом, нужно в первую очередь признание духами. Мне это признание в своё время обошлось в восемь месяцев, проведённых на больничной койке, одиннадцатью операциями и двумя клиническими смертями. Во вторую очередь шамана должен признать народ. И я получил признание нганасан, в том числе – пожилых, которые видели и знали своих шаманов. Это очень ценно. Так что этот путь не так прост, но по другому пути и идти уже не могу.

Подаренные нганасанскими друзьями вещи и найденные артефакты со временем собрались в довольно обширную коллекцию, которая образовала музей, тот самый Этнографический музей, экспонаты которого и быди привезены в Публичную библиотеку на выставку «Книга севера».

Место для создания музея долго выбирать не прошлось, его Крашевский открыл на плато Путорана, на Шайтан-горе, издревле называемую «местом силы». Здесь, по преданиям, селились эвенкийские шаманы, последняя из которых доживала здесь свой век в 40-е годы прошлого века. Кстати, именно здесь, на западном склоне горы, известный в Норильске краевед Станислав Стрючков нашёл первого идола, который стал частью экспозиции. Позже Крашевский там же обнаружил другого идола, следы старого стойбища и остатки шаманских ворот – места камлания.

Справка: «камлать» - совершать ритуальное действо, «перемещаясь» в мир мёртвых и «возвращая» оттуда души живых.

Все экспонаты музея представляют сегодня несомненный научный и художественный интерес. Предметы культа, по мнению хранителя музея, настолько «живые» и всемогущие, что относиться к ним надо с особой осторожностью. Например, домашних идолов койка следует подкармливать – периодически давать им масло или жир – так делали нганасане тысячелетиями. Кстати, следы кормления койка можно увидеть почти на всех ликах, какими бы они ни были – в виде двуглавого существа, шаманки, ребёнка, оленя или птицы.

Крашевский рассказывает, что обычно у койка просят помощи в различных ситуациях, а после одаривают духа подарками: навешивают на деревянную или металлическую фигурку замочки, колокольчики, бисеринки и другие украшения. Так идол обрастает заслугами, а его сила увеличивается.

Сегодня коллекция Олега Крашевского насчитывает более четырёх тысяч экспонатов, связанных с жизнью коренных народов Таймыра, в основном – нганасан. Интересны культовые предметы: обереги, шаманские короны, бубны, курительные трубки из металла и бивня мамонта, а также одежда, подвески к шаманским костюмам, уникальная оленья упряжь.

Поверий, легенд и историй в коллекции шамана множество. А убеждённость рассказчика производит на немногочисленных туристов неизгладимое впечатление.

Почему немногочисленных? Из-за труднодоступности территории и сурового климата. До Ламы непросто добраться летом – туда нет регулярных водных маршрутов, а другого пути нет – и, уж тем более, зимой. Только самые отчаянные снегоходчики заезжают в те места. Кроме того, дивной красоты озёра и водопады окружены лесами, но это не касается самого плато. Там, на вершине, никогда не жили ни люди, ни животные: ветра там достигают невероятной силы, какой не бывает и в самых ветреных точках планеты. Ну, а норильские морозы описывать бессмысленно – это надо почувствовать и… ужаснуться. Поэтому зимой сюда туристы не заезжают, а летом… по ситуации.

Ну, а для тех, кому это удовольствие не доступно вовсе, краеведы Станислав и Лариса Стрючковы выпустили книгу «Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности», где Олег Крашевский рассказывает и о себе, и о своей коллекции. Найти издание можно в Публичной библиотеке Норильска в отделе «Краеведение».

Комментарии