Быть первым - не легкий труд - ХранителиРодины.рф

На всех учеников имелся один букварь на якутском языке, пара химических карандашей и коробка цветных. Не было ни тетрадей, ни бумаги. Выручили найденные в доме священника килограмма полтора всякого рода бланков. Писали лебедиными перьями, чернила делали из химических карандашей, позже из сока голубики.

Как стать легендой

Как люди становятся легендами? Они живут, работают, и, казалось бы, не делают ничего необычного. А потом получается, что их жизнь неразрывно связана с каким-то городом или поселком. Их дела и поступки тесно переплетаются с историей края, их имена становятся неотделимыми от места, где они жили. И выходит, что они сами и есть история, легенда, соль земли, на которой они жили...

Не прошло еще и ста лет, что по меркам истории совсем небольшой срок, когда на Востоке нашей большой страны оставались необжитые, не нанесенные на карту земли. Не было здесь дорог, мостов, городов и поселков, а кочевали на оленях эвены, вдоль рек имелись небольшие поселения юкагиров, да стояли разбросанные по колымской тайге якутские юрты.

В то время, в 1911 году родился в селе Павловское, что под Якутском, мальчик, назвали его Панкратием, Паней. А поскольку родился он в крестьянской семье, с детства был приучен к труду. «Семи лет, - вспоминает он, - начал боронить. В 10 лет ездил в лес за дровами, чистил хлев, в 12 научился пахать однолемешным плугом, косить, копнить сено, заготавливал дрова, мог сесть верхом на любую необученную лошадь…» Знал якутский язык. Был хорош собой: русые волосы, голубые глаза. Гармонистом был отменным, что называется «первый парень на деревне».

Непростая задача

В Якутске в то время было всего четыре средних специальных школы, одну из которых и закончил Панкратий. Получив свидетельство об окончании школы, вернулся в родное село Павловское, а через некоторое время узнал, что вызывают его в Народный комитет просвещения Якутской АССР.

Перед молодыми ребятами, которые сами только окончили школу, поставили непростую задачу: ликвидировать неграмотность среди местного населения на Колыме. Сразу предупредили, что будет трудно: придется все начинать заново, терпеть лишения, отсутствие связи, дорог, перебои в питании. Панкратию и трем его одноклассникам было всего по 18 лет, а им предстояло отправиться в далекий путь, подготовить себя к работе в суровых условиях Севера.

Выйдя тогда из кабинета наркома просвещения, Панкратий Иович Борисов впервые почувствовал себя взрослым человеком. Осознал, что ляжет на него тяжелая, но благородная обязанность – стать не только учителем, но и проводником новой жизни для местного населения, не знавшего ни грамоты, ни денежного обращения, не умевшего вести сельское хозяйство.

И вот 7 июля 1930 года П. И. Борисов с тремя своими товарищами-одноклассниками отправился в путь. В дороге Панкратию Борисову исполняется 19 лет, он начинает вести дневник, в котором записывает все подробности своего путешествия.

В путь на Колыму

Сначала от города Якутска, по реке Лене, они плыли на старом колесном пароходе под названием «Революционный» до города Качуга. От Качуга до Иркутска добирались на грузовом автомобиле, а дальше, до Владивостока, по железной дороге. Автомобиль и поезд Борисов и его спутники видели тогда впервые в жизни. Дальше от Владивостока до бухты Нагаево (города Магадана тогда еще не существовало) добирались на старом китайском пароходике «Дашинг». Охотское море встретило их девятибалльным штормом и жуткой качкой, а в бухте Нагаево ждал сырой туман и мелкий холодный дождь. Жить поначалу пришлось в палатке. В ней установили печку, пол устлали ветками лиственницы. По ночам устраивали дежурства на случай визита косолапого хозяина тайги.

Из рассказов старателей они узнали, что в верховьях Колымы есть четыре населенных места: Сеймчан, Таскан, Оротук и Балыгычан, где живут коренные жители-якуты, занимающиеся охотой и скотоводством. Выяснили, что добраться до Колымы можно на вьючных лошадях или месяца через полтора, когда выпадет снег, на оленях. В надежде нанять лошадей Борисов со своими спутниками отправляются в поселок Ола. Здесь они встречаются с Яном Круминым, уполномоченным ЦИК Якутии, который приехал для устройства Среднеканского района. Эта встреча решила все: Борисова, как знающего якутский язык, Крумин пригласил в Среднекан, трое товарищей его осели в Гадле и Оле.

По таежному бездорожью

Только к началу октября нашли лошадей и закончили приготовления к дальней дороге. Путникам предстояло преодолеть расстояние более 500 километров по таежному бездорожью, через крутые сопки и бурные реки. Лошади были навьючены продуктами, везли железную печку и учебники для школы.

На Колыме уже была поздняя осень, вскоре начался сильный снегопад, ударили жгучие морозы. Лошади резали ноги об лед, поскальзывались на обледеневших камнях, а вскоре сильно истощали и не могли идти дальше. Пришлось оставить часть вещей, в том числе учебники, которые Панкратий Борисов вез для школы. Только один букварь сохранил он в заплечном мешке. Через две недели закончились продовольственные припасы. Питались тем, что удавалось подстрелить в пути: белки, куропатки. 19 ноября 1930 года обмороженные, полуголодные, изнуренные тяжелым путешествием сквозь колымскую тайгу, добрели до стана Среднекан, где была база геологов. При помощи опытного проводника весь путь прошли за 38 дней.

Они были первыми

Началась подготовка к I Съезду советов. Панкратий Борисов был назначен секретарем. Ему поручили провести перепись населения. На лошади он объезжал якутские юрты, находящиеся друг от друга порой на десятки километров. Всего насчитал жителей – 121 человек, из них в Сеймчанской долине – 79. Все жители по национальности якуты. Занимаются скотоводством и охотой на пушного зверя. Оленей у населения нет. Хлеб здесь в пищу не употреблялся. Торговля в Сеймчане не организована. Иногда охотники обменивают пушнину на чай, спички, порох. Все население поголовно неграмотное, не имеющее представления о книге или газете.

Принимая участие в подготовке I Сеймчанского районного съезда Советов, П.И. Борисов взял на себя инициативу открыть первую школу в Сеймчане. Тогда это было необходимым, важным политическим событием накануне грядущих перемен. Сеймчанская школа старше самого района. П.И. Борисов открыл ее в декабре 1930 года, почти за месяц до создания органов советской власти в Среднеканском районе.

Чернила из голубики и один букварь на всех

Зданий, подходящих для школы не было. Сохранилась церковь и юрта с деревянной пристройкой, где до 1917 года жил священник. С помощью местных жителей решили отремонтировать это пустующее помещение. Не было ни гвоздей, ни стекол. Смастерили столики из расколотых топором деревянных пластин. Окна заделывали льдинками. Одну комнату определили под класс, другую под спальню для девочек. Столовую сделали в коридорчике. Организовалась группа помощи школе из местных жителей, все они сами были неграмотные.

Со сбором детей в школу возникли большие проблемы. Кто-то распустил слухи, что ребят научат читать и писать и отберут у родителей для работы на прииске.

Вновь и вновь Борисов объезжал юрты и убеждал родителей. В декабре удалось собрать 16 учеников в возрасте от 8 до 12 лет. Все ребята приехали со своими постелями: выделанными оленьими шкурами, которые заменяли матрацы и одеялами из заячьих шкурок. Всех ребят вымыли в корыте, выдолбленном из тополя, всех постригли.

Еще труднее было с одеждой для учеников. П. Борисов обратился за помощь к Яну Крумину с просьбой организовать для ребятишек сбор нижнего и верхнего белья среди рабочих и геологов. Так в Сеймчан было передано 26 рубашек, 4 суконных одеяла и 19 метров мануфактуры.

На всех учеников имелся один букварь на якутском языке, пара химических карандашей и коробка цветных. Не было ни тетрадей, ни бумаги. Выручили найденные в доме священника килограмма полтора всякого рода бланков. Писали лебедиными перьями, чернила делали из химических карандашей, позже из сока голубики. Из бересты изготовили наглядные пособия – цифры, буквы. Из тальника вырезали косточки для классных счетов. Их нанизали на нитку из конского волоса и натянули на деревянную рамку.

Обучение Борисов решил вести на якутском языке, а на изучение русского ежедневно отводил 1-2 урока. В первый день учебы Борисов рассказал своим ученикам, что такое школа и зачем нужно учиться, как следует вести себя на уроке, что представляет собой книга, карандаш и бумага. Второй урок ушел на обучение приемам письма лебедиными перьями, на третьем знакомились с букварем.

Хотелось, чтобы была мука, хлеб. Ребят кормили мясом и молоком - делилось коренное население. На завтрак жарили мясо на сковороде, на обед варили, вечером снова варили или поджаривали на вертеле. И все это без соли. Так питались всю зиму, и только весной геологи поделились мукой.

Днем занятия в школе, а вечером П. Борисов объезжал верхом на лошади близлежащие юрты и проводил работу по ликвидации безграмотности взрослого населения. Рассказывал, как выращивается картофель, капуста, пшеница.

13-я годовщина Красной Армии – 23 февраля 1931 года – стала необычным днем для школьников и их родителей. В школе был проведен первый праздник с концертом, вечер закончился пьесой, которую сочинили сами участники «Как меня бабушка в школу не пускала». Этот же праздник – рождение первой пионерской ячейки. Семеро ребят были приняты в пионеры. Вместо пионерских галстуков, которых не было, всем им прикрепили к рубашкам красные лоскутки. Эти ребята стали первыми помощниками своему учителю в борьбе за новый быт и ликвидацию неграмотности среди взрослых.

Учебный год Борисов закончил 19 мая 1931 года. К тому времени ребята умели читать и писать, знали русский язык. Сделав первый выпуск, Борисов получил задание открыть школу у юкагиров в селе Нелемное, где и проработал 14 лет. Он изучал юкагирский и эвенский языки, принимал активное участие в укреплении колхоза.

Добрым делам- добрую память

Позже Борисов вернулся в Сеймчан, участвовал в развитии поселка, в его политической и культурной жизни.

21 апреля 1983 года П.И. Борисовым, на общественных началах, в здании Дома культуры был открыт Сеймчанский краеведческий музей. Экспонаты для музея помогали собирать геологи, школьники, работники авиапредприятия. С 1987 года музей является государственным учреждением культуры.

П.И. Борисов умер в июле 1991 года, за свои 80 лет он прожил трудную, но интересную жизнь. Он начинал преобразования, которые коренным образом изменили жизнь этих мест. Был свидетелем того, как на месте глухой тайги был построен поселок Сеймчан, как он рос и развивался. В этом преображении края была заслуга, в том числе, и П.И. Борисова.

Первый учитель, основатель и первый директор Сеймчанского краеведческого музея, человек, ставший легендой и образцом для подражания, своей жизнью доказавший, что быть первым - это сложный, но почетный труд.

Комментарии

  • До глубины души тронул рассказ. Спасибо, что делитесь настоящей историей.