«Мастер резнаго дела» Максим Салин из села Дединово - ХранителиРодины.рф

В России много интересных исторических мест, хранящих память о событиях и людях, прославивших нашу страну в веках. Одно из таких мест – старинное село Дединово на Оке, бывшее до 1929 г. в составе Зарайского уезда Рязанской губернии, а ныне –городского округа Луховицы Московской области. Каждый, кто приедет в село, получит такой запас исторической информации, какого нет ни в одном учебнике. Здесь можно побывать на месте ПЕРВОЙ в России государственной кораблестроительной верфи, где в 1667-1669 гг. был построен ПЕРВЫЙ русский военный корабль «Орёл», на котором ВПЕРВЫЕ был поднят Российский Триколор. Император Петр Великий дважды посещал село Дединово – в 1695 и 1722 годах (в связи с этим Дединово внесено в федеральный список «Малых петровских городов России»). Здесь собиралось рязанское ополчение 1812 г., и дединовцы расскажут гостям села о его предводителе, местном помещике Л.Д. Измайлове, который, кстати, послужил прообразом пушкинского Троекурова. Расскажут местные жители и о прославленном в послевоенные годы ХХ века дединовском колхозе им.Сталина (впоследствии – им.Ленина), где трудились девять Героев Социалистического Труда, а его председатель – Ф.С. Генералов – был дважды Героем Социалистического труда. Гости узнают о том, что именно уроженцы поокских сел Дединово, Ловцы, Белоомут были основателями в петровские времена Рыбацкой слободки в Санкт-Петербурге. Услышат имена дединовцев, оставивших свой след в истории. Это – династия купцов Шустовых, один из представителей которой – Никита Шустов – построил в родном селе белокаменный Троицкий Храм (1696-1700 гг.), династия «Медовых королей Москвы» Старцевых, дединовский предприниматель-молокозаводчик из крестьян В.Е. Школов, поставщик Императорского двора, чья продукция успешно конкурировала с продукцией молочного завода, построенного в Санкт-Петербурге англичанами. В Дединове жила и первая любовь Сергея Есенина – «девушка в белой накидке» Анна Сардановская – Анна Снегина из знаменитой поэмы. Дединово – село людей талантливых и мастеровых. Об одном из дединовцев, чья жизнь может стать хорошим примером для современных молодых талантов, и пойдет речь в нашей работе.

Итак, речь пойдёт о дединовце Максиме Салине – простом крестьянине, крепостном, ставшем волею судьбы студентом (учеником) Императорской Академии художеств, а затем принявшем активное участие в строительстве знаменитого Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге. Кто-то может заметить: дескать, участников строительства этого Собора было очень много, да и учеников в Академии художеств (за всю её историю) – немало. Это так. Но, во-первых, как-то не «связываются» (применительно к первой половине XIX века) слова «ученик Академии…» и «крепостной крестьянин». И, во-вторых, далеко не у каждого строителя или «академического студента» имеется на счету… сразу «три Исаакия».

Чтобы понять, о чём идёт речь, обратимся к биографии нашего героя.

Увы, мы не найдём сколько-нибудь подробных сведений о Максиме Салине в «больших» энциклопедиях и исторических трудах. Лишь в «Энциклопедии Луховицкого района Московской области» небольшая справочная статья о Салине имеется1. Кроме того, есть работа В. Яковлева «Рязанский барин и его петербургский крепостной», опубликованная в книге «Насельники рязанских усадеб»2.

Есть ещё повесть детского писателя Александра Вересова «Исаакиева деревня» (См.: Вересов А. Старые мастера. – Л.: Дет. лит., 1971). Можно найти и ещё несколько небольших публикаций на эту тему. Однако, биография нашего героя значительно интереснее и насыщеннее, нежели в подобных публикациях. О чём, конечно же, могут поведать – и поведали! – документы. Мне в этом случае повезло…



Однажды один из ведущих луховицких краеведов, учитель Дединовской средней школы Сергей Александрович Кочетков передал мне фотокопии архивных документов о Максиме Салине, которые заинтересовали меня, ведь под многими из них стояли подписи известных исторических деятелей, например, президента Академии художеств А.Н.Оленина, министра народного просвещения А.Шишкова, министра Императорского двора, а также руководителей других ведомств Российской империи первой половины XIX в. А посвящены они все… судьбе простого крестьянина. Приведу полностью один из них, а именно – письмо Министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына «Господину президенту Императорской Академии Художеств» (письмо датировано 6 мая 1822 г.): «Г. [господин – прим. авт.] Начальник Главного Штаба Его Императорского Величества относится ко мне, что живущий в С.-Петербурге крестьянин Максим Тиханов Салин поднес Государю Императору сделанную им по своему изобретению модель великолепного христианского храма. Его Величество, желая, дабы способности сего крестьянина в архитектуре были усовершенствованы, Высочайше повелеть соизволил причислить его к ведомству Императорской Академии Художеств, в число ея учеников, с тем, чтобы Ваше Превосходительство обратили на него особенное внимание и поручили его хорошему Архитектору или каменного дела Мастеру.

О таковой Высочайшей воле, для надлежащего исполнения оной, уведомляя вас, Милостивый Государь мой, прилагаю при сем в подлиннике доставленную ко мне от Г. Начальника Главного Штаба Его Императорского Величества отпускную, данную Салину от бывшаго его господина, Генерал-Лейтенанта Измайлова…»3. Вот, оказывается, с чего вдруг всё «завертелось» в судьбе Салина – по воле императора Александра I.

Интересен и второй документ, а именно – отпускная на Максима Салина, из которой мы узнаём, что «… Генерал-Лейтенант и Кавалер Лев Дмитриев сын Измайлов отпустил вечно на волю, Рязанской губернии, Зарайского уезда, села Дединова крепостных моих крестьян Максима Тиханова сына Салина, тридцати одного года, с женою его Анною Кузьминою, двадцати шести лет, […] их дети, Петр, одиннадцати, […] Иван, пяти, Алексей, двух, дочь Матрена, четырех лет […] Почему и волен он, Максим, с женою… и детьми их […] с сей отпускной жить, где они пожелают, и избрать род жизни на законном праве, какой похотят – до которых впредь как мне, так и наследникам моим дела нет…»4



23 августа 1822 г. Максим Салин был причислен к ведомству Академии художеств с определением: «… не помещая вместе с учениками, так как он человек семейный, допустить ходить в рисовальные, а потом и в художественные классы, поручив его в главное ведение г. старшего профессора архитектуры Михайлова, с тем, чтобы он по усмотрению своему употребил его на практике при строениях, производимых как в академии, так и в других местах…»5. Перед этим, летом 1822 г., Максим Салин имел возможность съездить в с. Дединово за своей семьёй по билету, выданному Академией художеств 23 мая 1822 г.6.



Каковы же были успехи Салина в обучении? Надо сказать, что учиться в полном объёме, как все другие студенты, он просто не мог, так как был семейным. Кроме того, возраст Салина и его малограмотность не позволяли ему освоить достаточно быстро все академические дисциплины. Об этом он и сам пишет в своём прошении «В Императорскую Академию Художеств» от 14 декабря 1822 г.7. На что правление Академии принимает решение (от 16 декабря 1822 г.): «…дабы ему облегчить способ к содержанию его семейства доставлением ему случая работать из платы по ведомству Гоф-Интендантской конторы, в которой он может заниматься практикою на строительных работах…» При этом, чтобы он «… мог усовершенствовать себя в резьбе из дерева…»8.

Позже, в декабре 1827 г., Максим Салин решением правления Академии художеств был определён «…в ведение Комиссии для построения Исаакиевского собора по строительной ея части…» и ему было выдано Свидетельство, где отмечалось, что он «…обучался формовальному искусству и черчению архитектурных ордеров, с изрядным успехом, […] равно и поведения был добропорядочного…»9…

…Итак, с конца 1827 по 1853 г. Максим Салин работал на строительстве Исаакиевского собора десятником (смотрителем). В 1835 г. он пишет прошение в Императорскую академию художеств о «…возведении […] в звание подмастерья или мастера резнаго на дереве дела…». Интересна резолюция, которую собственноручно наложил на этом прошении президент Академии художеств А.Н.Оленин: «Отличная способность ученика сей Академии Максима Салина в исполнении в дереве архитектурных моделей, самою отчетистою резьбою…» (заметим, что это весьма высокая оценка мастерства нашего земляка, данная ему одним из лучших знатоков различных искусств того времени). И далее: «…Максим Салин, по мнению моему, имеет право на звание мастера резнаго дела в дереве…»11.

В октябре 1835 г. Максиму Салину был выдан Академией художеств Аттестат, с возведением его «…в звание свободнаго /не класснаго/ художника резнаго дела на дереве…», что давало ему право «…пользоваться с его потомством вечною и совершенною свободою и вольностию и вступить в службу, в какую сам по званию художника пожелает…»12.

В музее «Исаакиевский собор» Санкт-Петербурга представлена деревянная модель, которую изготовил Максим Салин. Из материалов музея видно, что первую модель собора Салин сделал ещё до 1835 г. Позже ту модель император Николай I подарил прусскому королю. К 1846 г. Салин изготовил новую модель (её масштаб – 1:166 к размеру самого собора), которую архитектор Монферран назвал «весьма полезною во время производства строения». Деревянная модель Салина использовалась тогда как рабочий макет строящегося собора, а также – для показа именитым гостям. В экспозициях Луховицкого историко-художественного музея и Дединовского краеведческого музея представлены фотографии, где изображены модели М.Салина: Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге хранится еще одна модель Исаакия, в создании которой также принимал участие наш земляк.

В заключение зададимся вопросом: откуда берёт своё начало мастерство Максима Салина, где его корни? Конечно же, в родном селе Дединово. Издавна славились дединовские мастера по дереву: столяры, плотники, корабельщики и, в том числе, резчики. Зримым воплощением мастерства местных резчиков явились и богатые резные иконостасы дединовских церквей – Рождества Богородицы (вторая пол. XVII в.), Пресвятой Троицы (1696 –1700 гг.), Воскресенской (Петропавловской) и Казанской (обе – XIX в.), и искусная отделка домов и дворовых построек13. Причем, мастерство это сохранилось и до наших дней. Дединово до сих пор красуется своими домами с резными наличниками и богатым убранством фасадов. Об этом можно найти интересные публикации в прессе14. Дединово – это настоящий памятник архитектуры под открытым небом.

Так что, свое мастерство «Максим Тиханов, сын Салина», из крепостных, вольноотпущенный, привёз в стольный град Петербург из родного села Дединово. И это мастерство позволило нашему земляку не только стать «вечно вольным» (вместе с потомством своим), но и занять своё место в российской культуре.



___________________________________

1. См.: Энциклопедия Луховицкого муниципального района. М., 2009. С.191.

2. Яковлев В. Рязанский барин и его петербургский крепостной // Насельники рязанских усадеб. Рязань, 2007. С. 71-78.

3. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 173. Л.1; 1 об.

4. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 173. Л.2; 2 об.

5. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 173. Л.4.

6. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 173. Л.6.

7. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 173. Л.7; 7 об.

8. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 173. Л.9; 9 об.

9. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 716. Л.3.

10. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 931. Л.8.

11. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 1971. Л.78; 78 об.

12. РГИА. Фонд 789. Оп. 1, ч. II. Ед. хр. 1971. Л.80.

13. См.: Памятники архитектуры Московской области. М., 1999. Вып. 3. С. 208-215.

14. См., например: Викторов А. Дединовские узорочья // Наука и жизнь. 1988. № 5. С. 116-117.

Комментарии