"Это всё мое родное, это где-то в глубине".
"Красу твою не старили ни годы, ни беда. Иванами да Марьями Гордилась ты всегда"., Крыловская, Краснодарский край
Ее жизнь, как яркая звезда, вспыхнувшая в небе и осветившая нам путь, вписавшая "золотыми буквами" в дневники памяти историю жизни. Школьный учитель, создатель музея? Да, но в первую очередь, незаурядная личность, которая смогла влюбить нас в историю маленькой кубанской станицы. Она хранила для нас родину, а мы с любовью сохранили её собственное имя. Вот оно - Вера Антоновна Жосан.
«Пойте гимны земле вашего Детства,
ибо это и есть ваша Родина.
Пойте себе, своим детям и
детям ваших детей, влюбляя
их в то, что они обязаны любить,
беречь и защищать пуще
собственной жизни».
Борис Васильев
Мы живём в быстроразвивающемся мире, то, что в XX веке казалось фантастикой, в нашем XXI веке, стало реальностью. Я рада, что у меня есть возможность обратиться к молодым людям нашей страны и рассказать, что волнует меня больше всего. Я часто думаю, как вы чувствуете себя, живущие в бешеном ритме нынешних городов-миллионников, проводящие своё время на учёбе и работе за компьютерами, живущие в век интернета и различных средств связи? Помните ли вы о самых простых, но таких необходимых для души вещах, как запах полевого цветка, пропитанного горячим степным солнцем, маленький родничок из-под земли, весело бегущий и дающий начало чему-то большому и могучему? Есть ли в вашей жизни та единственная роза, описанная в «Маленьком принце» Антуаном де Сент- Экзюпери? Роза, за которой вы будете ухаживать и оберегать её на нашей планете?
В связи с этими размышлениями, я вспомнила 22 августа, в день столетия американского писателя Рэя Дугласа Брэдбери, прочитанный мною ещё в советские времена научно-фантастический роман «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году, когда научно- техническая революция ещё не достигла таких размеров, как сейчас. Не было ещё интернета, айфонов, планшетов, но уже тогда Рэй Брэдбери предупреждал человечество о том, что прогресс , наряду с положительными сторонами, имеет и отрицательные. Он описывал бездушных людей, не способных сострадать другим людям, даже самым близким, общество, в котором прогресс может разобщить людей, «рассадив» их по квартирам с четырьмя «телевизорными стенами» и «ракушками» в ушах. Ведь именно это и начало уже сбываться и не кажется фантастикой в нашем мире. И я решила, что поделюсь с вами тем, что волнует меня и волновало всегда. Я работаю в небольшом музее, где собрана человеческая память, мудрость тех, кто жил до меня, наших станичников, которые строили, защищали порой ценой своих жизней то, что считали самым важным: свой дом, свою улицу, своих детей, матерей, всё, что было им дорого. Моя работа во многом продиктована желанием поразмышлять над тем, как нам с вами жить дальше в этом мире?
А чтобы размышлять на эту тему, я хочу пригласить вас в небольшое путешествие, в мир моего детства. Вижу себя девчонкой из маленькой кубанской станицы, которая являлась для меня тогда центром вселенной, где проживали любимые мною родители, сестры, учителя, друзья. Вся моя жизнь связана с этим местом, где первый родительский дом, говоря словами С. А. Есенина, с «голубыми ставнями», опоясывала деревянная «кружевная» веранда, созданная когда-то умелыми руками кубанского казака . Часто под вечер, она наполнялась голосами многочисленных родственников и соседей, которые усаживались за столы, чтобы обсудить свои дела и попеть любимые песни. Мой отец очень любил петь и обычно начинал с романса «Вот мчится тройка почтовая», потом кто- то затягивал украинскую песню и так, одна песня сменяла другую, и была такая тёплая атмосфера, что я запомнила это на всю жизнь, как пели абсолютно разные люди, но в какой-то момент , они становились единым целым. И имя этому целому- Народ. Я видела, как на моих глазах всё преображалось: лица становились одухотворёнными, их натруженные руки расслаблялись, а голоса были такими разными, но красивыми. Они устремлялись вверх, «распадаясь» на высокие и низкие, создавая что- то могучее, что заставляло меня так же, вместе с ними, мысленно устремляться вверх и там , на верхней точке, я начинала понимать, что тоже принадлежу к этому «хору». В этом многоголосии рождался маленький человек- это я сама. На моих глазах происходило смешение языков, культур, и образовывалось что- то неповторимое, что проникало прямо в душу, заставляя по-доброму смотреть на этот мир, наполненный любовью всех тех, кто живёт рядом с тобой. Это и была моя малая родина - кубанская станица, с необыкновенными укромными уголками природы, с её людьми- тружениками , давшими мне столь много в детстве, что хватило бы на несколько жизней.
Вспоминая всё это, знаю, что есть у нас с вами то, что всегда берегло наших предков и нашу землю и связано оно неразрывно с теми, кто жил до нас, таких, как бабушка, рассказывавшая сказки на ночь, в которых добро обязательно побеждало зло, как мама, встававшая чуть ли не ночью, чтобы испечь нам вкусный горячий хлеб, или папа, с которым я с гордостью шла по улице в воскресный поход в кино, чтобы увидеть фильм «А зори здесь тихие», заведующая детским садом, которая оставляла для меня горячие оладьи с мёдом и компот, если меня позже других детей привозили в детский сад. Позже я узнала, что она чуть ли не в 17 лет убежала на фронт, а её мама кричала: «Катя, вернись!», но Катя вернулась только после Победы. И сейчас в музее, я неизменно подвожу ребят к её фотографии и рассказываю о ней ,о всех моих учителях, о своей маме, которая потеряла на фронте своего первого мужа, об отце, прошедшем самую страшную в истории человечества войну и о тысячах своих земляков, которые отдали свои драгоценные жизни, ради того, чтобы мы с вами жили. Словами современной песни:
"Это всё моё родное,
это где-то в глубине.
Это самое святое,
что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит,
как господня благодать.
Это то, что не купить и не отнять".
Действительно, «не купить и не отнять»… Прожив достаточно большую жизнь, я часто размышляю над судьбами тех, кто вроде бы, не совершал великих подвигов, но на самом деле, именно благодаря их подвижническому труду, мы стали людьми. Они, как горьковский Данко, вырвавший сердце из своей груди, освещают нам путь.
И именно об этих людях, влюблявших нас с детства во всё то, что нас окружало и, в первую очередь, в самого Человека, я и хочу вам рассказать. Говорят : «Не место красит человека, а человек место», и ведь это правда. Где бы мы не родились: в большом городе или маленькой станице, ауле или селе, главное, всегда оставаться человеком, с уважением относиться к прошлому, каким бы оно ни было, мечтать о будущем и жить настоящим. Ведь каждый человек- это уникальная личность. В каждом из нас повторяются черты наших предков, тех, кто создавал неповторимый колорит и красоту, даже самого маленького уголка нашей Родины. Именно благодаря им, я решила попробовать себя на стезе служения людям, будущим поколениям, стать учителем.
Размышляя о жизни, я убедилась, что в ней, действительно, всё связано. Уже работая в музее, я прослеживаю судьбы сразу нескольких наших учителей, которые оказались тесно связанными с моей собственной судьбой. Я не была знакома лично с женщиной, как и я, учителем истории, которая 15 лет собирала материал для нашего станичного музея- Верой Антоновной Жосан, но есть такие люди, они, как яркие звезды, вспыхнувшие в ночном небе, «погаснув» однажды, они возвращаются к нам, благодаря своей любви к нам. Так и Вера Антоновна, как будто прочертила путь, который привел меня в музей, чтобы я продолжила дело всей её жизни- чтобы я, так же как и она, влюбляла молодых людей в то, без чего она не смогла бы жить…
И вот я в музее, читаю её биографию.
Вера Антоновна Жосан родилась на Украине, в Кировоградской области, в селе Диковка, 31 декабря 1915 года, в бедной крестьянской семье. Уже в седьмом классе , она обучала неграмотных взрослых по программе ликвидации неграмотности. Ученицей пятого класса мечтала стать учителем. Эту любовь привила ей учитель русского языка и литературы. И тут я понимаю: это то, что объединяет нас, ведь я тоже с детства мечтала стать учителем, и во многом , под влиянием моей любимой учительницы русского и литературы Полтавской Лидии Степановны, которая училась у Веры Антоновны Жосан. Мы даже учились с Верой Антоновной в одном университете-Ростовском, только в разные годы. Когда в далёком 1972 году я из восьмилетней школы пришла учиться в среднюю школу № 18, Вера Антоновна уже не преподавала, но я попала именно в тот класс, который занимался у Веры Антоновны в кружке «Юный историк». В нашем музее хранится альбом с фотографиями ребят из этого класса: вот они после уроков встречаются с местными жителями- потомками запорожских казаков и записывают их рассказы, вот они на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны, а вот они с Верой Антоновной в городе русской славы- Севастополе. Я читаю воспоминания кружковцев о Вере Антоновне, написанные в июне 1987 года. Все они удивительно тёплые по- домашнему, искренние , написанные с верой в то, что дело их любимой учительницы будет жить. Вот что они писали в своих воспоминаниях: « Вера Антоновна была удивительно простым, чутким и внимательным учителем, она умела работать без устали и нас учила этому, была очень увлечённым человеком и умела увлечь других».
Кроме того, в нашем музее я увидела местную газету «Авангард», в которой 23 июня 1990 года была напечатана статья «Жизнь, прожитая достойно», а написала её моя учительница литературы и русского языка -ученица Веры Антоновны- Полтавская Лидия Степановна. В статье она вспоминала о Вере Антоновне, как о человеке, чья жизнь была связана с постоянным, напряжённым, всепоглощающим трудом, о том, что природные способности и огромное трудолюбие сделали её незаурядным человеком. Лидия Степановна вспоминала: «И уже потом, в период учёбы в университете и в период работы, когда заходила речь об исторических событиях, прежде всего памятью обращалась к тому, что сказала Вера Антоновна. Она умела так преподнести и оттенить основное, что оно запоминалось надолго, многое- навсегда». Говорят , что плох тот учитель, кто не воспитал ученика, который бы превзошёл его. Вспоминая уроки Лидии Степановны, я твёрдо знаю, что она взяла самое лучшее у Веры Антоновны, но превзошла ее в методах преподавания предмета. В те, советские времена, она использовала абсолютно демократические методы преподавания. Никогда я не слышала, чтобы она говорила: «Я решила, что это сочинение лучшее». Нет, она зачитывала нам сочинения, а сами учащиеся выбирали победителя голосованием, обычно, победитель был виден сразу- «лес рук». Ему вручался какой- нибудь небольшой сувенир: пластинка , привезённая из путешествия по пушкинским или есенинским местам, книга, набор открыток. Она могла сказать, обращаясь ко мне: «Жаль, что я читала твое сочинение о С. А. Есенине уже ночью, мне хотелось бежать к тебе домой, чтобы сказать, что ты- умница». Такое не просто запоминалось на всю жизнь, но и вселяло уверенность в то , что тебе всё по плечу.
И вот я вхожу в вестибюль университета, чтобы сдать документы на исторический факультет. Первый экзамен- сочинение, я смотрю на темы, они очень трудные, но в конце – одна единственная на вольную тему: «Мой любимый рассказ Чехова». Я вспоминаю поездку в десятом классе , к тёте в Крым , в Ялту. Та, зная моё увлечение литературой и историей, предложила мне посетить домик –музей Чехова, который находился в двух остановках от дома, где она проживала, по улице Кирова. Вспоминаю каждое слово, сказанное Лидией Степановной на уроках , увиденное в домике- музее Чехова и выбираю рассказ, которого не было в школьной программе- «Тоска». Он о «маленьком» человеке –извозчике, который потерял сына и пытался поговорить об этом с людьми, но они бездушны, никто не хотел его слушать. Город огромный, он там духовно одинок. Когда я писала об этом , уже тогда понимала, что я абсолютно счастливый человек: все, кто встречался на моём пути, вроде бы обычные люди, но в тоже время, уникальные , как мои родители, сёстры, станичные учителя, умеющие дарить тепло и радость, не стремящиеся переделать тебя по своему образу и подобию, но раскрывающие самые лучшие твои качества и позволяющие тебе остаться самим собой, что очень важно для любой личности. Это они научили меня любить всех людей, внимательно относиться к каждому человеку и, в первую очередь, к тем людям, которые никогда ничего не просят лично для себя, чей труд, порой бывает незаметным, но именно эти люди, такие простые и искренние, отдают всё тепло своей души другим…
Беру билет на экзамене по истории и первый вопрос: «Особенности капитализма в России в XIX – первой половине XX века.» И опять я вспомнила своих учителей: своего первого учителя истории Дубину Ивана Емельяновича, который называл нас «пятачки», потому что взял нас в пятом классе и мы всегда чувствовали его любовь и заботу. Думаю и сейчас, что если бы не такие люди, как Вера Антоновна, как все мои учителя, я никогда бы не поступила в университет. Да что там университет? Не стала бы человеком. Если бы не Вера Антоновна Жосан и наш краевед Николай Иванович Ефименко, имеющий казацкие корни, вряд ли бы мы знали, как развивалась наша станица Екатериновская (позже переименованная в Крыловскую), все эти 226 лет: от первых переселенцев в 1792 году (образована в 1794 году), перенесших огромные трудности при освоении необжитых территорий Кубани, до Октябрьской революции 1917 года, после которой изменились экономические, политические и культурные условия развития нашей станицы, да и всей России. Работая в музее, я каждый день рассматриваю многочисленные фотографии дореволюционных казаков и их семей, собранные Верой Антоновной, и понимаю, что эти люди сделали для нас невероятное: они одновременно охраняли южные рубежи России, сделали пригодными для жизни земли, на которых мы сейчас живём, растили и воспитывали следующие поколения, создали уникальную культуру, из которой народы Кубани и до сих пор черпают своё вдохновение. Когда смотришь на одухотворённые лица наших станичников в последние предреволюционные годы, невозможно оторвать глаз от этих красивых и мужественных людей. Чувство собственного достоинства и исполненного долга перед Отечеством- вот что отличало наших станичников тогда. Ведь они принимали участие в тяжелейших войнах, таких, как Крымская война (1853-1856 г. г.), после которой наш станичник Калистрат Татарин вернулся Георгиевским кавалером, а защитником Севастополя был Ларион Кривоносов, русско- турецкие войны, Первая мировая война. Все эти сведения были собраны Верой Антоновной и ее учениками.
Так как архивы почти не сохранились, Вере Антоновне приходилось очень нелегко: по крупицам она собирала те документы, которые приносили жители нашей станицы или записывала рассказы старожилов. Ею были восстановлены имена купцов, которым принадлежали здания в центре станицы, большинство которых сохранились до наших дней и в них до сих пор располагаются районные учреждения. Старые названия улиц, как например, Бульварный переулок ( ныне улица 151 Стрелковой дивизии), Базарная площадь и другие. Принадлежность зданий купцам и предпринимателям, а также их предназначение всегда интересуют наших станичников. Какую бы выставку мы не организовали или публикацию в инстаграм видео с фотографиями и рассказами о старинных купеческих домах в нашей станице -это всегда вызывает очень большой интерес.
Благодаря Вере Антоновне, мы без труда можем представить один день из жизни наших станичников перед революцией. Вглядываюсь в одну из фотографий и вижу, как оживает Базарная площадь в центре станицы, ведь было чем торговать, казаки занимались хлебопашеством и разведением скота, рыболовством и охотой. В ту пору через нашу станицу Екатериновскую проходил прогон скота, который закупался на ярмарках в черноморских станицах и перегонялся на территорию Донского войска, в Екатеринославскую губернию и далее в другие российские регионы. Важно прохаживаются казаки и казачки в своих красивых одеждах, иногородние, которые занимались различными промыслами, предлагают свой товар. Ведь согласно кубанского календаря тех лет в 1916 году в станице было 136 промышленных предприятий: кирпичные заводы и газогенераторные маслобойни, кузницы, бондарные и другие предприятия. Чего тут только не было: глиняная посуда (макитры, кринки, чашки), детские игрушки, кирпич, изделия кузнецов ( ухваты, ножи, топоры, подковы), плетённые из лозы детские колыбели, нехитрая мебель, деревянные бочки, вёдра, корыта, ложки, ступы и другие изделия. Шумно на площади, не протолкнуться, ведь в станице проживало более 18 тысяч человек, в быстро развивающуюся кубанскую станицу спешили люди со всех концов России.
Как жаль, что в России перед революцией, так бурно развивающейся экономически, политические силы не смогли правильно найти выход из кризиса, который был усилен вступлением России в первую мировую войну, которая, безусловно, стала катализатором надвигающейся «бури», которая для одних, будет «гордо реять», как буревестник, а для других станет адом, вечными муками потери своей Родины- России.
Жизнь и трудовая деятельность Веры Антоновны пришлась на советский период истории. В годы, когда был невероятный народный подъём, когда ликвидировалась неграмотность и сотни людей в нашей станице, не умевшие читать и писать, сели за парты. Вера Антоновна принимала в этом самое активное участие, а позже собрала огромный материал о развитии школьного образования в станице до революции и в советский период.
Был собран материал о коллективизации в нашей станице: фотографии и документы, медали за добросовестный труд работников колхозов, грамоты, знамёна, которые давались за участие в социалистическом соревновании. Вот, как об этом вспоминала сама Вера Антоновна: «Для сбора материала по истории нашей станицы мы решили провести подворный обход, который вскоре превратился в коллективное воспоминание о пережитом и своеобразную встречу с прошлым. Между нами и населением установилось духовное родство. Люди старались подольше нас задержать, видя в каждом из нас понимающего и сочувствующего собеседника, доставали документы, фотографии, письма, награды, и рассказы, рассказы…А провожали нас неизменной благодарностью, что их не забыли».
В 30-е годы был образован наш-Крыловский район, много нового появилось в нашей станице, но грянула война и Вера Антоновна, которая училась в Харькове, вернулась к своим родителям, в Екатериновскую. Отсюда ушли на фронт ее брат и любимый человек, и оба не вернулись с войны. Кто знает, может, когда она читала леденящую душу похоронку и появились мысли об увековечивании памяти дорогих ей людей и всех тех наших земляков, которые погибли на фронтах Великой Отечественной. Она с огромным упорством собирала сведения для создания «Книги памяти» ветеранов Великой Отечественной войны и погибших жителей нашего района. По материалам, хранящимся в музее, видно, как часто обращалась Вера Антоновна через местную газету «Авангард» к населению с просьбой помочь в сборе материала для увековечивания имён погибших земляков. Каждый раз Вера Антоновна благодарила наших станичников за участие в этой трудной работе. Вот ее слова: «Мы узнали о ещё 250 славных защитниках нашей Родины. Имена погибших будут занесены на мемориальную доску. Никто не должен быть забыт, ни один солдат не должен остаться безвестным.
Ведь это нужно будущим поколениям». Она не переставала думать о нас. В музее хранится переписка с советскими солдатами 151 стрелковой дивизии, которые освобождали нашу станицу от фашистов в феврале 1943 года. Вера Антоновна вела переписку со всеми, кто воевал в 151 Жмеринско- Будапештской Краснознамённой стрелковой дивизии, где бы они ни жили после войны, очень многие жили на Донбассе.
Были восстановлены имена всех тех крыловчан, которые ушли в 1943 году воевать вместе с солдатами 151 стрелковой дивизии. Сколько судеб остались бы неизвестными, сколько событий в истории нашей станицы неосвещёнными, если бы не колоссальный труд этой женщины, которая собирала экспонаты и документы, работала с архивами, вела огромную переписку, по крупицам собирала материалы и факты, систематизировала всё, что было накоплено ею за 15 лет неустанного труда.
9 апреля 1970 года Вера Антоновна была награждена юбилейной медалью «За добросовестный труд», а 13 сентября 1978 года медалью «Ветеран труда».
Глядя на все материалы музея, я до сих пор удивляюсь, как этой женщине удавалось столько сделать, ведь основной её профессией было всё же, преподавание в школе?
Я не зря удивляюсь, в воспоминаниях Лидии Степановны встретила такие слова: «Часто встречая равнодушие тех, кто, кажется, должен бы в первую очередь заинтересован в этом деле, несмотря на бесконечную волокиту, отсутствие материальной поддержки, она продолжала стучать во все двери, исступлённо работала сама и все- таки стала автором печатной книги, и основоположником нашего станичного музея. Это как раз то, о чём я писала в самом начале: когда многое из-за равнодушия людей не хранится в нашей жизни и только благодаря таким людям, как Вера Антоновна, музей, всё- таки, появился в нашей станице. 30 ноября 1984 года было принято решение Крыловского районного Совета народных депутатов «Об открытии в районном центре исторического музея". Вера Антоновна долго добивалась, но музей был открыт только через шесть лет, 9 мая 1990 года. К сожалению, сама Вера Антоновна не дожила до его открытия и не увидела результата своего многолетнего труда.
Её дело продолжили Дердунова Мария Михайловна и Варнавских Нина Константиновна. Благодаря труду моих земляков, работавших в колхозах нашей станицы и на их деньги, начался ремонт здания для музея. Были приглашены художники из станицы Павловской, да и местные жители: Кипа Г.З., Мелешко В.А., Посошков М.П. принимали участие в построении экспозиций музея. И закипела работа…Сколько за эти годы было проведено семинаров, конференций, уроков мужества, лекций, экскурсий, выставок, культурно- массовых мероприятий и собрано новых экспонатов для основного и вспомогательного фонда музея? И каждый раз, когда я провожу экскурсии, я вижу перед собой Веру Антоновну, человека с большим сердцем, в котором словами А.П. Чехова»… все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».
В 2017 году решением общественно-государственного Экспертного совета по проведению поисково- просветительской экспедиции «Имя Кубани», посвящённой 80-летию образования Краснодарского края, Жосан Вера Антоновна удостоена почётного титула лауреата в номинации «Духовное имя Кубани».
Наша кубанская станица благоустроена: есть прекрасный парк, обновлённый современный кинотеатр, спорткомплекс «Олимпийский» и современный стадион, больницы и школы, детские сады, современные магазины, предприятия и учреждения культуры. Но больше всего я люблю наш музей, где хранится память о тех, благодаря кому, мы стали людьми.
А высшей наградой для сотрудников музея всегда является, когда после экскурсии к нам подходит молодая учительница со своими учениками и со слезами на глазах , только и может сказать: «Спасибо огромное, мои бабушка и дедушка, они воевали с фашистами...». Малыши ещё не понимают, почему плачет их учительница и трогательно её успокаивают, беря за руки. Но я спокойна за наше будущее, ведь оно в руках таких же, молодых людей, как эта учительница, которая всегда будет продолжать наше дело, сея «разумное, доброе, вечное», влюбляя своих учеников в то, что так дорого мне самой…
Комментарии