Село моё - ты капелька России - ХранителиРодины.рф

Историк и исследователь Сибири Г.Ф. Миллер, описывая своё путешествие из Красноярска в Томск в 1740 году, писал, что река Четь впадает в реку Кию с востока, в шести верстах от Середининой заимки, которая находится на западном берегу Кии.



Земля отцов!

Иль это только снится:

Когда к тебе издалека,

Как облака, в душе восторг клубится,

И тает грусть, как тают облака.

Н. Палькин

Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни у всех есть своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Родина каждого человека начинается с села или города, с улицы и с дома, в котором он живёт. И знание истории и культуры своей малой Родины необходимы каждому, чтобы рассказывать потомкам о людях, о традициях, о самых интересных страницах истории. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина».

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего наша страна, село в котором мы родились и живем. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могут рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезно и поучительно. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

Незаметно, но безвозвратно идут годы, они уносят сначала силу людей, а затем и их жизнь. Одна тысяча лет стирает с лица земли, деревни, села, города и целые страны в общем историческом процессе. Гордость за свою Родину неразрывно взаимосвязана с гордостью за ее прошлое, за свои корни, за предков, достойных нашей благодарной памяти. Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего.

Именно поэтому тема нашей исследовательской работы «История родного села». Нам стало интересно то, какой была Красноярка много лет назад, какие события здесь происходили. Ведь каждое село вправе гордиться своей историей. У каждого она своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о них, бережно сохранять всё, что они нам оставили. В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Наша малая Родина – это село Красноярка, особо дорога нам. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край.

И вот у нас появился интерес узнать как можно больше сведений о родном селе с красивым названием Красноярка, о судьбах людей, населявших его. Несмотря на небольшое по своим размерам село, история его оказалась удивительно долгой и необыкновенно интересной. То, что мы узнали от старейших жителей, некогда проживающих в нашем селе и живущих в нём до сих пор, захотелось записать, чтобы напомнить близким, или тем, чья судьба как-то связана с Краснояркой о событиях минувших лет.

Актуальность темы:

.Человек - патриот своей родины обязан знать историю страны, родного края

.Любить свой родной край можно только, зная его историю. Без прошлого нет настоящего и будущего.

.Долг каждого человека: жить одной жизнью со своей родиной, делать всё для её процветания.

Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящие изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы большое внимание уделяют изучению своего края.

Изучение данной темы поможет нам узнать историю нашей малой родины и историю страны.

• Цели работы:

• Познакомиться с историей своей малой родины.

• Узнать как можно больше о людях, живших в селе с начала его основания и делавших историю села.

• Проанализировать уровень и уклад жизни в селе раньше.

Гипотеза:

• Каждому человеку надо знать историю нашего государства, места, где он родился и живёт. Наши предки оставили нам в наследство большую страну, с богатой историей, которую мы должны помнить и знать, самое главное – научиться гордиться своей страной, бережно относиться к тому, что нам досталось.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения села Красноярка;

2. Объяснить происхождение названия села;

3. Взять интервью у жителей села.



Для реализации цели мы брали интервью у бывших жителей села, читали газетные статьи, изучали старые фотографии, архивные документы.

Объект исследования: Село Красноярка Зырянского района Томской области.

Методы исследования:

1.Поисково – исследовательский;

2. Практико – ориентированный;

3. Метод опроса.

История возникновения села

По официальным данным годом возникновения нашей деревни считается 1826 год. Хотя есть свидетельства о том, что в районе сегодняшней Красноярки за сто лет до её основания находилась Серединина заимка. Историк и исследователь Сибири Г.Ф. Миллер, описывая своё путешествие из Красноярска в Томск в 1740 году, писал, что река Четь впадает в реку Кию с востока, в шести верстах от Середининой заимки, которая находится на западном берегу Кии. В заимке было три дома, которые принадлежали Томскому отставному сыну боярскому Петру Серединину.

По воспоминаниям старожилов нашего села и записям Завьялова Александра Павловича, одного из комсомольцев сороковых годов (в своё время он вёл дневники, куда записывал рассказы первых комсомольцев и старейших жителей села), в 1830 году в верховьях левого берега реки Кия были открыты золотые прииски, и здесь было организовано казённое поселение. Бывшие крепостные крестьяне, вышедшие из-под крепостной зависимости, приказом Императора были сюда заселены. Общее число дворов было 60, мужское население составляло 170 человек, женское – 146 человек. Всего 316 человек. В 1866 году деревня пополнилась католиками ((поляками), гонимыми из-за восстания в Подолее. Число дворов уже стало 86, а общее население – 690 человек. В это время жена крестьянина Евгения Прокопьевна Сунгурова открыла молочную лавку, а купчиха Фёкла Степановна Пастухова - частное питейное заведение.

Но в 1830 году во время наводнения реки Кии обвалился яр, и там обнаружились древние захоронения сидячих усопших в четырёхстах метрах от настоящего кладбища. Это говорит о древнем поселении на территории деревни татар или монгол. Более точных сведений о появлении нашей деревни Красноярка мы не нашли. Только по документам обнаружили ещё, что в XVIII веке, в то время, когда на территории Красноярки была Серединина заимка, здесь ещё был пересылочный пункт на пути к северу, в места ссылки. Здесь заключенных переправляли через реку Кию, а весной и осенью, в разлив, они жили на берегу в бараках, пока переправа вновь не станет возможной.

В 1888 году в Красноярке была открыта церковноприходская школа. В 1901 году общество деревни обратилось к Крестьянскому начальнику третьего участка Мариинского уезда об открытии училища. Жители за свой счёт выстроили школьное здание, производили расходы на его отопление, освещение и наём сторожа. Министерская школа грамоты открылась в 1903 году. В этом здании дети учились вплоть до 1981 года. Сельский Совет был создан в 1922 году, но в 1931 году он был присоединён к Богословскому сельсовету.

В колхоз красноярцы объединились одними из первых в районе. В 1929 году создаётся сельхозартель «Путь к социализму», а в 1935 году – «Рассвет». В 1950 году эти сельхозартели сливаются в одну – «Путь к социализму», а в 1957 году она вошла в укрупнённую сельхозартель «Советская Россия». Реорганизация продолжалась, и в начале 1960 годов Красноярка стала отделением Богословского колхоза имени XXII партсъезда. Лишённая атрибутов самостоятельности – сельского Совета и собственного колхоза, Красноярка не получала должного развития. Часть населения уезжала в более перспективные населённые пункты.

Тяжелейшие годы войны Красноярцы переносили стойко. Трудились голодные и холодные. Тем самым тоже ковали победу над врагом. Принимали в свои семьи эвакуированных Ленинградцев во время войны, кормили и поили, чем могли. Принимали репрессированных латышей, и бок о бок трудились и жили вместе с ними, ни в чём их не упрекая. Когда те уезжали на родину в 1970 году все они были благодарны красноярцам за хорошее к ним отношение.

В 1956 году в Красноярке открывается сельский клуб. Подъём сельского хозяйства в 1960-1970-е годы принёс положительные изменения в развитии Красноярки. Рядом с селом были осушены пойменные луга, которые давали высокие урожаи зерновых и трав. В мае 1992 года Красноярское отделение выделилось из колхоза XXII партсъезда в самостоятельный колхоз «Красноярский», председателем которого был избран Николай Степанович Евланов. Хозяйство получило возможности для развития. Расширяется сельскохозяйственное производство, началось строительство объектов социально – культурного назначения. Была построена восьмилетняя школа, центр досуга и творчества, строилось жильё, новые улицы. В Красноярке базировалось предприятие по обслуживанию польдерных систем. Оно также занималось строительством жилья и дорог. В память о его деятельности осталась улица Мелиораторов. Увеличилась численность населения, на 1 января 1994 года здесь проживало 425 жителей.

Переход к рыночным отношениям привёл к ликвидации колхоза. В 1998 году он реорганизован в Акционерное общество открытого типа «Красноярское», через несколько месяцев в АООТ агрофирма «Нива». В 2007 году в Красноярке значилось 102 хозяйства, 362 жителя. Сельскохозяйственное производство было представлено ООО «Чулымское» и товариществом «Росток», где было занято 50 человек.

Раньше в деревне было пять улиц, полностью застроенных домами и заселённых жителями, но из – за ежегодных оползней исчезают улицы и вместе с ними дома. В половодье Кия подмывает берег, и часть берега обрушивается в воду. Таким образом, уже исчезли прибрежные улицы. Сейчас расселенными стоят несколько домов: от их крыльца до обрыва осталось менее 15 метров. Недалек час, когда и они ухнут под склон.

Происхождение названия села Красноярка



Наше теперь уже село, а не деревня, Красноярка Зырянского района стоит на высоком берегу над рекой Кией. С обрыва открываются захватывающие виды – на излучину реки, на песчаные пляжи, на далёкие леса. Говорят, отсюда и пошло название села: Красный яр - значит, красивый.

А по другой версии, название Красноярка произошло оттого, что раньше на поверхности яра было обнажение красной глины, которая особенно яркими красками играла на закате. Но со временем пласты красной глины рухнули в реку, и теперь глинистый яр имеет самый обычный цвет — рыжий.

Есть ещё и третья версия названия нашего села, ведь Красноярка находится на очень красивом месте, на высоком берегу реки Кии среди красивых лесных колков и в переводе название означает «Красивый высокий обрыв». Действительно берег реки с правой стороны резко и красиво обрывается и уходит в воду.

Как бы там не было, но само слово Красноярка звучит очень поэтично и красиво, и раньше село действительно было очень красивым. Но всё со временем меняется и нынешняя политика привела к тому, что многим пришлось просто покидать родные места в поисках работы.

Воспоминания старожилов села.

Из воспоминаний одного из первых комсомольцев нашего села – Иннокентия Алексеевича Кудинова:

- В тревожное, охваченное героической романтикой время, я жил в небольшой притаёжной деревне с поэтическим названием Красноярка. Раскинулась она пятиконечной звездой на клинообразном увале, который врезался в высокий обрывистый яр живописной реки Кии, окружённая со всех сторон лугами, заливаемыми вешними водами. Тогда было трудное и беспокойное время. Ещё всюду рыскали недобитые белогвардейские банды. Ещё не успела деревня опомниться после пережитого полтора года назад страшного пожара, уничтожившего четыре улицы из пяти. Многие односельчане прямо на горячих пепелищах (сухой навоз горел несколько лет) наспех сколачивали домишки, обносили изгородью участки, обзаводились скотом, одежонкой.

Деревянная соха была главным орудием обработки земли. А лучинка являлась по вечерам единственным источником света в каждом доме. Только разве у двух-трёх кулаков по ночам в светлицах ярко горели керосиновые лампы. Такой я запомнил родную Красноярку того времени. И как бы не было трудно людям, жизнь в деревне шла своим чередом.

Из воспоминаний одного из первых комсомольцев села Русина Георгия Ивановича:

- Летом 1918 года, когда всё население деревни было на полях, загорелось гумно на старой улице. Стояла сухая безветренная погода, откуда не возьмись, налетел сильный ветер и давай загоревшуюся солому разбрасывать. Строения все были деревянные, а сараи крыты соломой, поэтому возникло сразу несколько очагов возгорания. Пожар был такой, что люди, с полей заметив пожар, не успели приехать, как все дома сгорели вместе с постройками. Сгорели тогда четыре улицы полностью и на той стороне реки Кии сгорели лодки. А виной всему была шалость детей, которые подожгли гумно. Но обвинили в пожаре уроженца деревни Михея Теплоухова, который занимался сапожничеством и, затаив на кого-то обиду, попьянке сказал, что пустит красного петуха в отместку. Во время пожара нашли его, били и топтали ногами, а потом решили живым закопать в могилу. И как не кричал Михей, что он не виновен, не послушал его народ, бросили живым в могилу и закопали избитого. Над могилой его три дня земля шевелилась, а на месте жестокого деревенского самосуда выросла берёза, вся кривая и изогнутая. И до сих пор эта берёза стоит на том же месте со стволом, изогнутым дугой, как будто напоминает всем о том, что народ здесь в старину жил суровый и даже жестокий.

Из воспоминаний одного из первых комсомольцев села Сидорова Пимена: (По записям, сохранённым старейшим жителем нашего села Завьяловым Александром Павловичем)

Когда колчаковцы заняли наше общежитие в Мариинской кооперативной школе под свои казармы, нам пришлось уехать в родную Красноярку, на этом наша учёба закончилась. Однако в родной деревне и особенно в Причулымье ещё свирепствовала колчаковщина. Здесь разбойничал карательный отряд шиняевского кулака Фомки Карзилова. Под видом борьбы с партизанами отрядов Лубкова, Перевалова и Петра Аксёнова, они огнём и мечом наводили «порядок» в деревнях и сёлах Мариинского и Томского уездов.

Вскоре вернувшись из Мариинска, мы с братом Стигнеем и снохой решили навестить родственников в селе Чердаты. Только мы выехали за пределы Красноярки, наш конь начал дико ржать и вставать на дыбы. Мы поняли, что лошадь почуяла что-то неладное, и стали вглядываться в темноту. Нам показалось, что в снегу по всей дороге воткнуты какие-то фигурки, точно построенные в шеренгу. Когда подъехали поближе, нас охватил ужас.

- О, господи! – воскликнула сноха. – Да это же убитые люди!

Нам стало страшно, к горлу подкатил ком, язык не поворачивался что-либо сказать. А Пеганка трусил по снежной дороге, справа и слева обставленной трупами. Эта человеческая стена тянулась до самых Чердат. Обезображенные людские трупы, у кого отрублена голова, у кого руки, некоторые торчали вверх ногами с пропоротыми животами или вырванным сердцем. У самого села Чердаты на увале показалась избушка - кузня. Она тоже была полностью завалена трупами. От такого ужаса и от дикого испуга мы развернули нашу Пеганку и вновь по аллее трупов помчались назад к себе в деревню, которая в тот момент тоже была оплотом кровавого капитана Карзилова. Карзиловцы с рёвом и шумом гнали по улицам коров и овец, награбленных у жителей наших деревень на убой. Жуткое это было время и потом, спустя много лет по моему телу при воспоминании о таком зрелище бегали холодные мурашки.

Из воспоминаний Дик Валентины Ивановны (Девичья фамилия Сухотина). Я родилась в 1933 году в деревне Красноярка. Окончила всего 1 класс, потому что не в чем было ходить в школу. Семья у нас была большая - мать и восемь детей. Отца своего я никогда не видела и не знаю, умер он или просто ушел от нас. Мать о нём никогда не говорила, она вообще была у нас неразговорчивой. С семи лет я уже вовсю работала в колхозе, полола поля, вязала лён. Домой приходила затемно и падала без сил. Чтобы не умереть с голода, мы ходили по деревне с протянутой рукой. Кто что подаст, тем и питались. Правда, иногда помогали комсомольцы, они приносили кое-какую еду. Они обрабатывали свои, разработанные деляны с хлебом. А потом помаленьку раздавали этот хлеб малоимущим, таким как мы. Но этого было мало, чтобы прокормиться, и мы всё время голодали. А про одежду и говорить нечего, её у нас просто не было. Ходили в рванье. Была одна фуфайка на 9 человек и та вся в дырах и заплатах, и кто успевал первый её надеть, тот и мог выйти ненадолго на улицу, остальные сидели на печи. Все те же комсомольцы помогали дровами, а то замёрзли бы совсем. Спали вообще на голом полу, если удастся где-нибудь раздобыть охапку соломы и кинуть на пол под себя, так это было счастьем для каждого. Вот так и жили. Страшно вспоминать о том времени. Из всех восьми детей я осталась одна- одинёшенька, остальные померли. Часто просматриваю фотографии, плачу и думаю, как мы выжили тогда, как перенесли все те тяготы жизни? Не дай Бог никому!

Из воспоминаний Огнева Николая Борисовича – жителя нашего села.

Я приехал в Красноярку как переселенец из Чувашии в 1972 году. Деревня мне очень понравилась, здесь красивая река, а я люблю рыбалку. Здесь много лесных колков, а я люблю ходить за грибами и ягодами. Сейчас, правда, уже не могу, всё-таки девятый десяток разменял. А по молодости я ни минуты не сидел: готовил дрова, сам убирал покосы, картофеля садил по тридцать соток и обрабатывал огород почти всегда один. В лес по грибы и ягоды тоже ходил один. Ну а рыбалка – это моё любимое занятие. Бывало, уйдёшь в ночь и только к утру возвращаешься, но зато целое ведро карасей. Рыба дома была всегда: и вяленная, и солёная, и свежая. Работал я в Красноярке киномехаником. Клуб был старенький и небольшой, потому, как привезут индийское кино, народу было не протолкнуть. Все жители и стар и мал, любили фильмы, особенно индийские. Во время войны мы жили в Чувашии, отца на фронт не взяли, так как у него был порок сердца врождённый. А брат погиб на фронте в 1941 году в Смоленске. Сейчас я остался совсем один, но из Красноярки уезжать я не собираюсь, люблю это село, мне всё здесь родное и близкое. В 14 лет я вступил в комсомол, я и сейчас чувствую себя комсомольцем. А тогда в комсомоле была бурная жизнь, я всегда старался быть в передовых рядах любого дела, энтузиастом был, короче. Я ведь и на БАМе был в своё время. А теперь вот сижу порою, смотрю на ребятишек за окном и думаю: их бы энергию туда, в то время направить, в комсомол их надо, чтобы жили во имя Родины - честно и справедливо.

По рассказам Софьи Аркадьевны Бакчаниной, ныне уже покойной. Мои родители бежали из Польши во время восстания в 1866 году. Переправлялись на плотах через реку Кию, но как рассказывал нам отец, он дошёл только до реки, встал на пригорок и так ему понравились здешние места, что он решил не переправляться через реку, а основаться здесь, на этом берегу. Так они и остались в Красноярке для проживания, а мы уже потом родились в этой деревне. Братья отца тоже поселились здесь. Местные жители приняли родителей и других переселенцев хорошо, никогда ничем не попрекали, делили с ними последний кусок хлеба, они-то ведь бежали только в том, что было на них, а по дороге питались тем, кто что подаст. Но выжили, обжились немного и остались здесь в Красноярке.

Из слов одного из старейших жителей села Красноярка Завьялова Александра Павловича: В 70-80-ых годах Красноярка экономически росла и укреплялась. Стали строится добротные дома с зелёными палисадниками, с телевизионными антеннами. На усадьбах появились плодово-ягодные сады, а в избах - швейные и стиральные машинки. В семьях стали появляться мотоциклы и даже автомобили, труженики колхозники стали посещать курорты и совершать туристические поездки. В бытность председателя Николая Степановича Евланова была построена восьмилетняя школа и хороший дом культуры. Была также построена котельная, и в дома провели центральное отопление. С жителей был снят тяжёлый груз заготовки дров, которые они возили за 30 километров из Симоновки. Провели к домам и колонки с артезианской водой. Это действительно было благо. И вот грянула Горбачёво - Ельцинская перестройка, вновь наступил феодальный строй. Колхоз ликвидирован, технику растащили. Котельная прекратила работу и была разграблена. Люди превратились в заложников и рабов. Нет детсада, разорён и отдан под склад клуб. Процветает пьянство и воровство.

Алексей Фёдорович Гайдуков: Вымирает в настоящее время наше село. Колхоз развалился, крупных фермерских хозяйств, как в других деревнях Зырянского района, здесь так и не появилось. Народ начал разъезжаться в поисках работы и лучшей жизни. А четыре года назад Красноярская восьмилетняя школа была реорганизована в начальную школу. Начиная с пятого класса, дети вынуждены ездить на учебу за 10 км в райцентр. И это не способствует притоку населения: семьи с детьми уезжают, молодежь не возвращается. Фактически остаются те, кому все равно где спиваться, или те, кто глубоко пустил корни в эту землю.

Одним из таких, кто глубоко пустил свои корни в эту землю как раз и является Алексей Гайдуков. Предки его издавна живут на этой земле. Соседи про него говорят: «Деревня сгорит, а он еще три дня на углях сидеть будет». Алексей любит свою деревню, без работы он не бывает: зимой в школьной кочегарке работает, летом готовит сено, а потом продаёт его рулонами, весной работает на посевной, а осенью на уборке урожая у Высоковского фермера. Хваткий на все руки парень живёт и не собирается никуда уезжать. «Мне и здесь хорошо, - говорит Алексей Фёдорович, - работы хватает, и жизнь неплохая». А в этом году они с женой ещё и магазин открыли в Красноярке. Так что, кто хочет, тот везде сможет жить.

В последние годы в нашей Красноярке начали обосновываться дачники. Многие из них, в основном пенсионеры, живут здесь с ранней весны до поздней осени. А некоторые даже переезжают в деревню жить совсем. Один из уроженцев села, молодой парень Володя Фомин, построил на берегу реки заимку, возит сюда туристов. Запись, говорит, на месяц вперед — и зимой, и летом. А что? Здесь красота, тишина, и рыбалка хорошая. На рыбное место, по желанию гостей, их доставляет хозяин. Кроме того, в этом году Володя Фомин вместе со своим другом Русланом Завьяловым открыли в деревне ещё и пилораму. Появились, хоть и немного, рабочие места, да и желающие уже стали немного облагораживать свои усадьбы, благодаря этим парням.. Глядишь, то там, то здесь появляются новые заборы резные, скамейки у ворот. Может в скором времени село оживёт и расцветёт, хотя кто знает, что ждёт нашу родную Красноярку в будущем?

Заключение.

В результате проведенной работы цель исследования достигнута.

Опросив жителей деревни, пообщавшись со школьниками, мы поняли, что проходят годы, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей.

В итоге изучения и анализа обработки информации пришли к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.

Мы бы хотели, чтобы наше село Красноярка всегда было чистым, зеленым и процветающим.

Хотелось бы, чтобы молодежь, выучившись, возвращалась в родное село, чтобы здесь они жили, создавали семьи, воспитывали детей.

Пройдет еще немного времени, и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые смогут рассказать нам о том времени, когда они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось и следа, кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас собирет материл об одном человеке, об одной семье, живущей или жившей в нашем селе, это будет уже большой вклад в сохранение истории его истории, ведь история жизни людей — это история села в целом.

Таким образом, мы узнали, что Красноярка старинное село, начало которому было положено в начале XVIII века. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. Надеемся, и в будущем село будет жить. А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. Мы будем надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины – Красноярки.



Муниципальное автономное учреждение «Центр культуры Зырянского района»

Центр досуга и творчества села Красноярка.

Исследовательская работа

Село моё - ты капелька России

Работу выполнили:

Гайдуков Иван

Куроченко Анатолий

Организаторы:

Кудинова И.Н.- культорганизатор ЦКДиТс. Красноярка

Красноярка 2020.

Содержание:

1. Введение ……………………………………………….3.

2. История возникновения села…………………………..5.

3.Происхождение названия села………………………….8.

4.Из воспоминаний старожилов села …………………9.

5. Опрос коренных жителей села……………………….. 12

5. Заключение………………………………………………14.

6. Приложения………………………………………………16.

Комментарии