Счастлив художник своей судьбой - ХранителиРодины.рф

В 2019 году исполнилось 95 лет В.М. Юрчику - художнику, живописцу, члену Московского Союза художников, который воспел своим творчеством скромную природу наших мест: села Петровского, деревень Алабино, Бурцево, реки Десны. Юрчик - участник московских, республиканских, всесоюзных выставок. Его картины находятся в галереях и частных собраниях России, Украины, Австрии, Венесуэлы, Германии, Ирландии, Японии. За большой личный вклад в создание Борисоглебской картинной галереи им. П.И. Шолохова удостоен звания "Почетный гражданин г. Борисоглебска" (1987 г.) В 2010 году по инициативе нашей библиотеки в Петровской школе состоялась встреча с художником, где он рассказал ребятам о своей жизни, о своем пути в мир искусства.

Василий Юрчик родился 27 августа 1924 года в

украинском селе Александровка Тростянецкого района Винницкой области. А пора его юности связана с Подмосковьем, где он жил с родителями с 1932 года, учился в Петровской школе. Здесь будущий пейзажист открывал для себя чарующий мир природы, она же постепенно, исподволь воспитывала в нем художника. Эту взаимную "работу" Василий Михайлович описывает так: "Живописнейшие окрестности Алабино с лесными далями и перелесками, цветущими лугами, извилистыми берегами Десны оставили неизгладимый след в моем сердце. В летние каникулы я становился совхозным пастухом, выезжал с лошадьми в ночное. Любил сенокосную пору с ее утренними туманами и "вкусными" звуками режущих траву кос. Лет с двенадцати увлекся охотой. Приходя из школы, забывал о домашних заданиях, вскидывал на плечо одностволку и до заката по чернотропу или первой пороше охотился на зайцев, пропадал на вальдшнепиной тяге..."

Василий Михайлович к искусству шел сложным, неординарным путем. Значительный период его жизни был связан со службой в Советской Армии. Встреча с Петром Ивановичем Шолоховым (1951 г.), московским художником помогла не только изменить свою судьбу, но и положила начало большой дружбе.

Будущий художник создает пейзажи, согретые душевным теплом, трепетным отношением к природе. Слаженность общего цветового решения вызывает чувство гармонии. Жадно вбирая формы и краски русской природы, он много рисовал, копировал Саврасова. Но все это было, как сам он хорошо понимал, в пределах беззаботного хобби, правда до определенного времени. В то время существовало положение, запрещавшее военнослужащим с высшим образованием поступать в гражданский институт. Помог случай и, конечно, глубокая личная заинтересованность.

Об этом Юрчик рассказывает, как о счастливом предзнаменовании: «Однажды был на выставке в залах Академии на Кропоткинской. Там обратил внимание на медную табличку с надписью «Приемная президента Академии художеств СССР». Тут же меня осенила дерзкая мысль: а не обратиться ли за содействием лично к президенту? К неописуемой радости он был на месте и принял меня. Возглавлял тогда Академию (в 1957 г.) А.М. Герасимов. Внимательно выслушав просьбу, он назначил день и час, когда сможет посмотреть мои этюды. Просмотр состоялся, президент обещал помочь.

И действительно помог: направил моему начальству соответствующее отношение. В результате я успешно сдал экзамены в Московский полиграфический институт…» Годы учебы были насыщены до предела. Защитил диплом серией цветных листов «Музей-усадьба А.П. Чехова в Мелихове». Однако главной целью оставалась живопись. Составной частью его работы над образом русского раздолья в последние годы стало изображение полевых цветов, букетов, деревенского разнотравья.

Художник пишет сирень, подснежники, незабудки. А необычный натюрморт «Одуванчики» наводит на размышления о быстротечности жизни. Из коротких и длительных путешествий Василий Михайлович привозит этюды, богатые впечатления. В мастерской рождаются пейзажи-картины, обобщающие лирические настроения десятка этюдов.

Возможно, значительное время жизни художника прошло вне любимого искусства. Но нисколько не потеряны его свежесть чувств, энергия поиска, трудолюбие и бодрость, счастливый дар переплавлять старательные наблюдения во вдохновенную живопись. «Мой творческий девиз - говорит Василий Михайлович, – неуклонно следовать традициям русской реалистической линии «пейзажа настроения», ведущего свое начало от А.К. Саврасова. В последние годы увлекся техникой живописи, основанной на сближенной тональности, мягких переходах холодновато-серебристых тонов. Такое цветовое решение созвучно неброской красоте пейзажа Севера и Подмосковья. Если мое творчество хотя бы в малой толике находит отклик у зрителей - значит есть основания для оптимизма».

 

Комментарии