Тихоокеанское время капитана Щербатюка - ХранителиРодины.рф

Владивосток — город моря и моряков. История его переменчива и глубока, подобно океану, но чтобы увидеть её необходимо уметь смотреть на город глазами людей разных профессий, в том числе и давно несуществующих, как, например, китобоев. Совместные труды бывших моряков-китобоев и музеев помогают воспроизвести эту уже забытую атмосферу расставаний моряков и их семей, ожиданий от морских походов и непредсказуемости схваток с морской пучиной и китами — одними из самых сильных и умных существ на планете. Именно так, из осколков разных восприятий времени и места, куётся единая история города, как мозаики уникальных биографий.

Китобойная столица востока России

Владивосток — это город, неразрывно связанный с морем. Море задаёт ритм и образ жизни горожан, формирует объединяющие их особенности и жизненные ценности. В разные эпохи соседство с Мировым океаном по-разному влияло на жителей приморской столицы. Основанный как крепость и база военно-морского флота Владивосток несколько раз менял свою морскую специализацию. В советское время Владивосток считался городом военных моряков и тружеников моря — рыбаков и китобоев.

Профессия китобоя сегодня стала явлением историческим, поскольку в 1987 году СССР присоединился к международному мораторию на коммерческий промысел китов. Но славные страницы китобойного промысла навсегда вписаны в историю Дальнего Востока. Считается, что добыча китов в нашем регионе начинается в 1863 году стараниями купца Отто Линдгольма, шкипера Ф.Гека, капитана А.К. Дыдымова и Г.Г. Кейзерлинга. События начала ХХ века — Первая Мировая война, две революции и гражданская война — надолго остановили развитие промысла. Вновь китобойный флот стал возрождаться в начале 1930-х годов: в 1933 году во Владивосток пришла знаменитая флотилия «Алеут»; в 1961 году отправилась в первый рейс флотилия «Советская Россия».

Усилиями китобойных флотилий и плавбаз во многом решалась задача обеспечения продовольствием и сырьем для фармацевтической отрасли в восстанавливающейся после войны стране. Труд китобоев, которые уходили на 9 месяцев в рейс был трудным не только физически. В ритме встреч и разлук жили сами моряки и те, кто оставался на берегу. Весь город выходил провожать и встречать китобоев в дальние трудные и продолжительные рейсы, в которых формировался особый тип моряка. Ведь китобои вступали в поединок с самым большим и умным обитателем морских глубин. Чтобы выстоять и победить в таком единоборстве нужен был профессионализм, дисциплина, умение работать в команде, не только технические знания, но и знания о китах и морях. А еще большое уважение к морским гигантам, промыслом которых заниматься было не только сложно, но и опасно. О такой опасной коллизии рассказывает Германа Мелвилла «Моби Дик», и для китобоев некоторые сюжеты книги могли стать реальностью во время очередного рейса.

Трудность и романтика китобойного промысла создавали особую ауру вокруг людей этой профессии, которая наполняла и наполняет атмосферу нашего города. Хранителями и трансляторами ее остаются люди, причастные китобойной истории и музеи — институции памяти, рассказывающие ее в своих экспозициях.

Становление капитана

Один из моряков-китобоев, преданный своей профессии — Виктор Павлович Щербатюк. Пятилетним мальчишкой он приехал с отцом с Украины во Владивосток в 1937 году. Пока отец работал на мастерских Тихоокеанского флота, маленький Витя знакомился с новым городом. По семейным обстоятельствам в 1946 году ему пришлось оставить школу.

Дальнейшую судьбу молодого человека в какой-то мере предопределило объявление в газете «Красное Знамя» о наборе в школу юнг, которая находилась в заливе Америка, рядом с рабочим посёлком Находка. По этому объявлению в возрасте 14 лет Виктор Щербатюк приехал в новое для себя место на учёбу.

Несмотря на тяжёлое послевоенное время, государство и руководство школы смогло обеспечить своих курсантов всем необходимым от еды и жилья, до теоретических знаний и ежегодных практик. Практики проходили на рыбокомбинате «Путятин», находившемся на одноимённом острове и возглавляемом Петром Семёновичем Кисловским, а также на буксире «Большевик», ходившем вдоль побережья Приморья до Советской гавани. После окончания учёбы Виктор получил свидетельство судоводителя маломерного судна и в должности моряка первого класса был направлен на работу во владивостокский Далькитозвертрест — организацию, занимавшуюся китобойным промыслом на Дальнем Востоке. Так началась жизнь моряка-китобоя.

Моря и суда

Начинающего моряка не оставляло желание стать капитаном дальнего плавания. Для достижения этой цели нужно было учиться дальше, поэтому в 1951 году Виктор Щербатюк вернулся в Находку. К тому времени родная школа юнг была преобразована в мореходную школу, готовившую штурманов малого плавания. Через три года учёбы он получил квалификацию штурмана малого плавания и мог занимать командные должности на гражданских судах. В дальнейшем, сочетая походы в море с учёбой, стал старшим помощником на танкере, снабжавшем китобойные суда на Курильских островах, прошёл школу плавсостава на судне «Долинск», обучался в школе усовершенствования комсостава. Став штурманом дальнего плавания, Виктор Павлович неожиданно для себя был назначен капитаном китбойного судна «Ретивый», за несколько часов до того как должен был уйти в море на другом судне и в другой должности.

В следующий рейс он опять пошёл старшим помощником, чтобы набраться необходимого опыта, ведь капитан дальнего плавания — это, в первую очередь, человек, который прошёл все ступени морской карьеры и получил максимум необходимых знаний для успешного руководства людьми и судном в долгом морском походе. Тем более, что плавание было чрезвычайно сложным и ответственным для каждого из членов экипажа. Маршрут судна проходил через Сингапур, Окинаву, Соломоновы острова, Австралию, Новая Зеландию и Тасманию.

По словам самого Виктора Павловича, этот рейс был неудачен. Судно вышло из Владивостока позже своих коллег по флотилии, и на китобойном промысле его преследовали неудачи. Закончилось всё трагически: севшее на камни судно после двух дней борьбы затонуло вблизи архипелага Палмера, к западу от Антарктического полуострова. Но все моряки были спасены. По прибытию в порт действия капитана и экипажа разбирала межведомственная комиссия для установления причины аварии и целесообразности действий экипажа. Капитан судна был снят с должности и переведён в службу безопасности морского плавания, а действия экипажа и командования были признаны верными в сложившейся обстановке. Для Виктора Павловича Щербатюка итог суда оказался совершенно непредсказуем — его направили старшим помощником капитана на китобойную базу «Советская Россия».

Плавучий город китобоев

Построенная в 1961 году на Николаевском судостроительном заводе на Украине, эта китобойная база, вместе со своей сестрой «Советской Украиной», была крупнейшей в мире в своём классе. Она могла перерабатывать до 75 китов в сутки и была оборудована всем необходимым для бытового удобства моряков, включая кинозал на триста мест.

«Советская Россия» обрабатывала китов вблизи Антарктики — туда и ходил в рейсы Виктор Павлович. А в 1961 году он получил от Владивостокского порта заветный диплом капитана дальнего плавания, а после замены дипломов в соответствии с международными стандартами, Виктор Павлович получил диплом «капитан». В 1970 году получил диплом по специальности «судовождение» Дальрыбвтуза — владивостокского университета, готовящего персонал гражданского флота.

Став капитаном дальнего плавания, Виктор Павлович ещё два года ходил в моря, а в 1972 году стал начальником Сахалинского мореходного училища в городе Невельск. Четыре года спустя его пригласили во Владивосток — преподавать в Дальрыбвтузе, где он работает по сей день, обучая будущих капитанов безопасности мореплавания и морскому праву. Последний его выход в море состоялся в 2008 году в качестве капитана-наставника на учебном парусном судне «Паллада»: до этого он неоднократно был руководителем практики на этом судне, а теперь передавал свой опыт новому молодому капитану.

Память о море

Яркая и неординарная биография Виктора Павловича Щербатюка интересна не только как история отдельного человека, но и как крупица истории уже утраченной профессии китобоя. Но как донести до современников эту историю? Как показать, что за люди раньше были, как они жили и работали, какую роль в их жизни играло море?

Одним из хранилищ памяти былых лет являются институции, сберегающие артефакты прошлого: библиотеки, частные и государственные архивы и музеи. Музейные коллекции и выставки позволяют воспроизвести казалось бы утраченную атмосферу жизни морского города советского времени, демонстрируя с помощью своих собраний подлинных предметов то, чем люди жили и о чем думали в ту не такую давнюю, но уже ушедшую в историю пору.

Чтобы посмотреть на город через разные временные призмы, глазами разных людей, живших в нем, Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева проводит множество выставок, показывающих разные аспекты жизни города. Виктор Павлович Щербатюк помогает музейным сотрудникам в создании экспозиций и мероприятий, посвященных морской тематике. Его сотрудничество с музеем началось в ноябре 2013 года, когда в главном корпусе музея открылась выставка «Труженики моря», посвящённая морякам, китобоям и рыбакам Владивостока. Виктор Петрович активно участвовал в создании и работе выставки, восстановил гарпунную пушку, стоявшую когда-то на китобойном судне, а его документальная книга о советских моряках-китобоях «За кормой Антарктика» стала источником вдохновения для этой выставки.

Участвовал он и в создании экспозиции МВЦ «Музей города» «Открытые морские залы: Тихоокеанское время», посвящённой жизни и быту моряков советского Владивостока, их семей и близких. Попытка рассказать о чувствах людей, их образе жизни была бы бессмысленной без личных вещей моряков и их близких: в основу экспозиции легли 27 интервью и более 100 экспонатов, среди которых были фотографии и личные вещи жителей Владивостока, связанных когда-либо с морем. Одним из таких жителей является и Виктор Павлович Щербатюк, чья судьба и необычна и типична для целого поколения владивостокских моряков советской эпохи — вершителей и хранителей истории и души нашего города.

Комментарии