Ему интересно жить… - ХранителиРодины.рф

Ирбитский край – территория уникальная. Сотни лет она, как магнит, притягивала талантливых людей. Слава об Ирбитской ярмарке неслась по странам и континентам, затем Ирбит весь мир покорил как мотоциклетная столица России. Сегодня историю края хранят многочисленные музеи. Среди них настоящей жемчужиной является единственный в стране государственный музей мотоциклов. Музей создан, развивался и продолжает жить благодаря человеку, который является настоящим самородком: Александр Ильич Буланов – директор, хранитель и летописец своего детища и всей мотоциклетной истории Ирбита.

Красные нити его судьбы

Вся жизнь Александра Ильича напрямую связана с мотоциклами. В 1971 году, как только юноше исполнилось16 лет, он получил права категории «А» и начал работать водителем грузового мотоцикла в транспортном отделе. В 18 лет отправился на службу в армию. Удивительно, как в жизни переплетаются пути-дороги: в 1974 году после службы в технических войсках Александр поступил в Уральский государственный университет на факультет истории. Казалось бы, мотоциклетная эпопея должна закончиться, однако, как часто случается, господин случай внес свои коррективы. По семейным обстоятельствам студент не смог продолжить учебу в университете и вернулся в родной город. Но тогда молодой человек и предположить не мог, что не только мотоциклы станут делом его жизни. История красной нитью пройдет через его судьбу: он станет надежным хранителем истории и передаст потомкам уникальный пласт культурного наследия.

Моменты триумфа

В Ирбите Александра пригласили работать водителем мотоцикла на Ирбитский мотоциклетный завод, в свободное время он увлекался мотоспортом. В 1979 году его перевели на должность испытателя спортивных мотоциклов в отдел главного конструктора. С этого момента спорт стал профессиональным, Александр постоянно участвовал в соревнованиях разного уровня. Упорство, смелость, мастерство позволили молодому человеку пережить немало моментов незабываемого триумфа. Уже в 1982 году он стал чемпионом РСФСР. В действительности мотоспорт – бескомпромиссный вид спорта и, кроме того, очень сложный и опасный. Александр Ильич неоднократно получал травмы, поэтому в 1985 году оставил спорт и стал работать испытателем дорожных мотоциклов, а после – руководителем лаборатории неметаллических изделий в отделе главного конструктора.

Александр Буланов уже не мог участвовать в соревнованиях, но азарт не покидал его и он начал придумывать различные трюки. Так, в июне 1992 году прибывшие в Ирбит представители Гиннесса констатировали мировой рекорд – Александр вместе с другом Анатолием Бекишевым 24 часа ездил на мотоцикле с поднятой коляской. После зрелищного представления бывший мотогонщик решил создать команду для показа различных каскадерских трюков.

Команда пользовалась невероятной популярностью, многие представления казались людям невероятными, например, пролом кирпичной стены, езда мотоцикла без водителя, дымовая завеса в движении и на поворотах. Каждый номер Александр Буланов продумывал от начала до конца, обязательно испытывая все новые задумки на себе, и только после этого обучал коллег. Выступления смотрелись очень эффектно, трибуны стадионов были полностью заполонены, зрители испытывали настоящий восторг.

Истории хранитель

Являясь профессионалом в мотоспорте и знатоком истории развития мотоциклостроения, Александр Буланов начал писать статьи для печатных изданий. Автор находился в постоянном поиске новой информации, каждый мотоцикл досконально изучал, проверял и готовил исторические сведения. В 1997 году была издана первая книга начинающего летописца «Мотоспорт в Ирбите». Тысяча экземпляров разлетелась по всей стране за несколько месяцев, ведь это было уникальное издание об отечественных соревнованиях на мотоциклах с коляской.

С 1998 года Александр по совместительству начал работать заведующим демонстрационным залом в отделе главного конструктора. Важно отметить, что Александр Ильич стал продолжателем и хранителем коллекции редких мотоциклов, созданной Борисом Зефировым.

Борис Владимирович – легендарная личность, именно он принимал активное участие в становлении мотоциклетного завода на Ирбитской земле. Свою жизнь он посвятил развитию мотоциклетного спорта в России, за что его прозвали «Мотопапой». Александр Буланов считает, что встреча с таким уникальным специалистом и талантливым профессионалом – подарок судьбы. Ведь для юноши он был наставником, истинным примером для подражания. После Александр Ильич стал последователем его дела – коллекция не была предана забвению. В 2011 году Александр Буланов к 100-летнему юбилею выпустил новую книгу, посвященную Борису Зефирову.

Один в поле воин

В Советском Союзе 15 предприятий выпускали мотоциклетную технику разных классов. В коллекциях заводов хранились собрания как российских мотоциклов, так и аналогов зарубежного производства. К сожалению, судьба большинства предприятий печальна – они ликвидированы, а экспонаты утеряны.

В девяностые годы Ирбитский мотоциклетный завод находился на пороге аналогичных событий. В те времена на предприятии часто менялись руководители, оборудование продавалось, а однажды и собранную по крупицам коллекцию мотоциклов хотели выставить на продажу. В этот роковой момент в бой вступил именно Александр Буланов: тогда он оказался единственным человеком, который понимал значение и фатальные последствия столь серьезной утраты для города.

- Никто не верил в реальность достижения поставленной цели. Люди откровенно говорили: «Они хозяева, что хотят, то и делают!». Конечно, с такими выводами я не согласился и начал действовать, - вспоминает Александр Буланов.

Да, работа по спасению коллекции предстояла немалая. Александр Ильич начал писать тревожные просьбы о помощи в управление ФСБ, прокуратуру, администрацию, а также губернатору. Для получения профессиональной поддержки он пригласил научного сотрудника Московского политехнического музея Олега Владимировича Курихина, чтобы получить экспертное заключение. Ознакомившись с экспонатами, специалист головного технического музея России составил «Заключение о музее мотоциклов Ирбитского мотозавода». В резюме Олег Владимирович подтвердил, что собрание является уникальным, так как отражает основные тенденции развития мирового мотоциклостроения. Таким образом, ирбитскую коллекцию официально признали бесценной и неделимой.

Наконец, все труды Александра Буланова были вознаграждены: администрация города выкупила раритетную коллекцию, и 25 июня 2004 года открылся Ирбитский муниципальный музей мотоциклов. Но на этом новоиспеченный директор музея останавливаться не собирался, он вновь принялся собирать все необходимые документы для присвоения музею нового статуса. Благодаря усилиям истинного хранителя истории, 2 января 2006 года указом губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя музей получил статус государственного.

Интересно, что помещение для экспозиции было выбрано историческое. Раньше на этом месте располагался музей «Боевой и трудовой славы» Ирбитского мотоциклетного завода. Помещение было выкуплено за символическую стоимость – 40 тысяч рублей. Ветераны очень переживали, что все накопленные с 1941 года материалы будут утеряны, однако Александр Буланов все оформил гармонично. Он оставил наполненные информацией и фотографиями стенды и витрины, создал тематические экспозиции. Всего в музее семь залов, и каждый является уникальным.

- Каждый год мы с женой приезжаем в Ирбит и обязательно посещаем Ирбитский музей мотоциклов. Приходя в зал «Серийные модели ИМЗ», невольно вспоминаю времена, когда с дедушкой и бабушкой ездили в огород на мотоцикле «Урал». Когда возвращались домой по бездорожью, мне разрешали сесть за руль и проехать несколько километров. Это были незабываемые эмоции. Здорово, что юные жители нашей страны сегодня могут познакомиться с историй создания мотозавода, что подвиг ирбитчан никогда не будет забыт, - делится впечатлениями от экскурсии Дмитрий Карпов, гость из Екатеринбурга.

Изначально в собрании насчитывалось около 70 транспортных средств, а сегодня их более 120, и, что важно, модели, которые хранятся в музее, никогда не подвергались реставрации, качество их сохранности поражает. В основном экспонаты поступали от ценителей спортивной техники, в частности, сам Александр Буланов передал в коллекцию свой легендарный мотоцикл «УРАЛ» ИМЗ-8.103-10 и еще три личных байка. Конечно, разместить все экспонаты в музее невозможно, поэтому с частью коллекции самые любознательные посетители могут познакомиться в фондохранилище.

Еженедельно в музей приезжают группы из Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края, а индивидуально – со всего мира. Регулярно работники музея устраивают выездные выставки, а с 2004 года представляют экспонаты на байк-слете. Тут встречаются настоящие любители раритетной техники и современных мотоциклов.

- Я с 2001 года занимаюсь организацией байк-слетов. Честно, как только на мероприятие сотрудники начали привозить музейные экспонаты, уровень мото-шоу значительно вырос. У Александра Буланова друзья по всей стране, и многие являются коллекционерами. Он, как настоящий фанат своего дела, всегда придумывал разные тематики и озвучивал их «старинщикам», которые, в свою очередь, тоже привозили раритетные экспонаты. Выставка всегда вызывает живой интерес, ностальгию, удивление, восторг, - делится президент байк-клуба «Ирбит-мото» и потомственный байкер Сергей Лежнев.

Каждый новый день – новые открытия

Сегодня Александр Буланов свободное время посвящает изучению архивных материалов. Совсем недавно он узнал истинную дату зарождения мотокросса – 1944 год. Листая страницы газеты «Коммунар», Александр увидел июньское объявление о проведении мотокросса. Занимательно, но в следующих номерах издания не было никакой информации об итогах мероприятия. По неофициальной версии во время гонок произошел несчастный случай, поэтому результаты первого мотокросса не были афишированы.

В коллекции летописца уже пять книг, написанных на мотоциклетную тематику. Сейчас Александр Ильич собирает материал для следующего издания. И, конечно, оно будет посвящено истории ирбитского мотоциклетного строения. Да, ему всегда интересно жить…

Такие самородки, как Александр Ильич Буланов, – гордость города, его достояние, а главное – гарантия того, что история будет жить в веках!

Комментарии

  • Для каждого владельца мотоцикла Урал ирбитский музей-особое место, находясь в его стенах ощущаешь весь скрытый потенциал наших мастеров. Ильич, спасибо что сохранил и продвигаешь в массы. Музей для меня - маяк в мотециклетном мире!