Самородок приморской земли - ХранителиРодины.рф

Иван Ульянович Басаргин – известный приморский прозаик, проживший трудную жизнь, который вопреки стечению множества обстоятельств смог раскрыть «непочатый родник» своего таланта. Произведения его востребованы читателями, представляют значительный интерес для филологов, занимающихся описанием специфики «приморского текста» и истоков формирования дальневосточного региолекта.

Большой интерес вызывает жизненный путь И.У. Басаргина.

Я не была лично знакома с писателем, но более двадцати лет собирала материалы к его биографии. В беседах с его женой и дочерьми, родным и двоюродными братьями, другими родственниками, друзьями, коллегами, в архивных документах, дневниковых и автобиографических записях представала судьба самобытного автора – самородка приморской земли.

И.У. Басаргин родился 16 марта 1929 г. в семье крестьянина и охотника, старообрядца-беспоповца часовенного согласия Ульяна Степановича Басаргина на основанном им в глухом уголке Сихотэ-Алиня хуторе Лужки (с 1.01.2020 г. – с. Нижние Лужки Чугуевского муниципального округа). Иван был шестым ребенком в семье. Жили небогато, имея в хозяйстве лошадь,

Сихотэ-Алинь в районе с. Нижние Лужки. Фото автора

тёлку, корову; земли – 4 гектара. В октябре 1930 г. началось раскулачивание: потребовали сдать пшеницу и овёс, 200 пудов. Такого количества зерна не было, забрали почти всё, что имелось.

Ульян Степанович поехал в залив Владимира, нанялся капустоловом на йодовый завод. В районе бухты Нерпа построил домик, перевёз семью занялся заготовкой морской капусты. Так маленький Ванюшка совершил первое в

Японское море. Бухта Нерпа. Фото автора

своей жизни путешествие почти в 100 километров.

В 1932 г. У.С. Басаргина по ложному обвинению арестовали и осудили на 10 лет лагерей без права переписки. Семья осталась без средств к существованию. Было приказано вернуться в Лужки. В марте 1934 г. выселили в с. Яковлевка, где 5 детей и мать жили в палатках из домотканого холста. Басаргины самовольно вернулись в Лужки, жили в бане (дом был заколочен), но им велели отправиться к месту высылки. Все, кроме младшего Никишки, надели на плечи котомки и отправились за матерью. Подбадриваемый старшим братом, пятилетний Иван шагал сам, хотя от усталости ему хотелось плакать. Между селениями Погой (Шумным) и Антоновкой, поднимаясь по вырубленным в скале ступеням Чёртовой Лестницы Иван глянул вниз, от высоты закружилась голова. Он потерял сознание и покатился в ревущую реку. Задержал куст рододендрона, в котором застряли голова и плечи. Спас его старший брат. Вернуться в Лужки им разрешили лишь через месяц.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, старший брат смастерил для него охотничий лук и стрелы. В ту пору было много фазанов. Подкараулив сидящую на изгороди птицу, Иван добыл свой первый трофей. В этом же году Иван пошёл искать ушедшего в тайгу старшего брата, забрёл далеко, заночевал в лабазе на солонцах, где и нашёл его брат. Детские впечатления и переживания писатель отразил в рассказах «Первая тропа», «Первый трофей».

В 1938 г. Басаргиным было предписано выехать за пределы Дальнего Востока. Погрузили в лодки немудрящие пожитки, разместились сами на свежевыструганных досках сидений… Четверо суток плыли по рекам, добираясь до железнодорожной станции. Путь был чрезвычайно опасен: на реке было множество заломов. Вспоминая об этом, мать писателя со слезами на глазах сказала, что они «видно, не роковые были», т.к., услышав предупреждающие крики сплавщиков, успели в последний момент повернуть в соседнюю протоку.

Четыре года скитаний по стране (Усолье-Сибирское, Черемхово, Лесосибирск, Кинель). Постоянные переезды, когда за учебный год приходилось менять 2-3 школы. Никто не хотел сидеть за одной партой с детьми «врага народа», их сторонились.

Из Кинели переехали в уральский город Карабаш, где мать и старший брат работали на торфоразработках. Иван учился на «отлично», много читал, его приняли в пионеры. С уходом старшего брата в армию, с началом войны материальное положение Басаргиных ухудшилось. Было решено ехать в Казахстан. Там на станции Макинская в ноябре 1941-го Иван и его младший брат из-за сильного истощения попали в больницу. В том учебном году они в школе не учились.

В марте 1942 г. Басаргиным разрешили вернуться на Дальний Восток. Поселились в селении Утёсном Читинской (ныне Амурской) области, куда в конце 1930-х был выслан дед (отец матери). Постепенно стали обживаться. Большим подспорьем были рыбалка и охота. Дед подарил Ивану свою бердану. Охотились с братом на коз. Был случай, когда, убегая от волков, бросили добытое мясо. Ребята попадали в пожар, замерзали в тайге. Братья обрабатывали огород, гоняли в ночное лошадей, доили коров, косили сено, собирали бруснику, голубику, оре́шничали. Иван работал в подсобном хозяйстве совхоза, с 14 лет – погонщиком на баркасе на реке Деп. Не раз, распутывая канат, которым лодка крепилась к лошади, попадал в ледяную воду, что впоследствии пагубно отразилось на здоровье. Два сезона был золотоискателем, освоил промывку породы лотком.

Наступил победный сорок пятый. Ивану – шестнадцать. Нужно учиться (в Утёсном была только начальная школа), получать специальность. Весной 1946 г. Басаргины переехали в п. Биракан ЕАО.

В 1946 г. Иван начал учиться в вечерней школе, однако её вскоре закрыли. Сохранилась запись в его дневнике: «У меня ещё есть время, есть желание достичь цель [учиться]».

С 1946 по 1949 г. Иван работал учеником фрезеровщика, фрезеровщиком, маслёнщиком паросилового цеха на Бираканской бумажной фабрике, молотобойцем. Самостоятельно и при помощи подруги Людмилы (будущей жены) готовился к сдаче экзаменов за курс семилетки, имея лишь 5 классов образования. Весной 1949 г., сдав экстерном экзамены, получил аттестат. И это несмотря на проблемы со здоровьем: в 1947 г. он переболел клещевым энцефалитом, последствия чего ощущал всю жизнь.

В 1949 г. И. Басаргин поступил в Хабаровскую краевую культурно-просветительскую школу, находившуюся в Биробиджане, на клубное отделение. Это была пора счастливой, окрылённой надеждами юности.

24 октября 1950 г. состоялось бракосочетание Ивана Басаргина и студентки Биробиджанского педучилища Людмилы Турушевой. Дипломы о среднем специальном образовании молодые супруги получили в 1952 г. и начали трудовую деятельность на станции Известковая. В 1957 г. переехали в Кавалерово, где Басаргин работал учителем трудового обучения, директором районного Дома пионеров, начальником автоклуба ДОСААФ, журналистом, шофером в геологической партии. В Кавалерове он публикует первые статьи в районной газете, пишет рассказы, повести. Но его здоровье даёт сбои. Проявляется тяжёлая болезнь, от которой пальцы распухают так, что при работе на печатной машинке захватывают две клавиши. Требует забот семья. И всё же Иван Ульянович находит время и силы часто бывать в тайге, к которой с детства «прилипла душа». Во всех произведениях ощущается трепетное отношение к тайге: суровой и хмурой, ласковой и щедрой.

В 1967-68 гг. Басаргин побывал на нескольких литературных семинарах во Владивостоке и Хабаровске. На начинающего прозаика обратили внимание известные писатели Ю. Шестакова и Н. Задорнов.

В конце марта 1969 г. Басаргин принял участие в работе V Всесоюзного совещания молодых писателей, где его повесть «Сказ о Чёрном Дьяволе» получила высокую оценку на литературном семинаре. Его рекомендовали в члены Союза Писателей СССР и на Высшие литературные курсы при литинституте им. Горького. Рекомендация, а затем приём в члены Союза Писателей СССР по рукописи одной (первой) книги – случай исключительный!

1970-1971 гг. принесли Басаргину широкую известность. В 1970 г. в журнале «Молодая гвардия» публикуется повесть «Сказ о Чёрном Дьяволе», восторженно принятая читателями. В 1971 г. издательство выпускает повесть отдельной книгой; в Западно-Сибирском издательстве та же повесть выходит под названием «Чёрный Дьявол», Дальневосточное издательство выпускает сборник «Волчья ночь».

В 1972 г. в издательстве «Современник» вышел сборник «Акимыч – таёжный человек», в 1975 в издательстве «Советский писатель» – роман «В горах Тигровых», в Дальневосточном – роман «Дикие пчёлы».

И.У. Басаргин прожил всего 47 лет. Остались неопубликованными два романа, повести и рассказы.

Тайга всегда была для Басаргина родным домом. Писатель боролся за её сохранение. «Нам жить в этом краю, нам беречь природу, творить историю малой Родины, беречь свои традиции, тепло душ своих…» – призывал он.

Человек жив, пока жива память о нем. В Приморье помнят и чтят земляка. В музеях и библиотеках проводятся выставки, конференции, посвященные писателю. Приморцы принимают участие в автопробегах, посвященных памяти писателя, переиздании его произведений, создании фильмов о нем.

10 октября 2010 г. на добровольные пожертвования жителей п. Кавалерово открыта мемориальная доска на фасаде дома, где Басаргины проживали с 1958 по 1970 г.

Фото автора

Постановлением главы администрации г. Владивостока № 2076 от 29.08.06 муниципальному учреждению культуры ВЦБС библиотеке № 11 присвоено имя И.У. Басаргина. На протяжении более десяти лет в библиотеке идет работа как по творчеству И.У. Басаргина, так и по литературному краеведению; используются традиционные и инновационные методы работы, что позволяет активизировать работу по исследованию регионального компонента и стимулировать пользователей библиотеки к изучению творчества И.У. Басаргина. Основной комплекс занятий охватывает молодежную аудиторию: школьников и студентов (в том числе иностранных) в ВУЗах разного профиля – ДВФУ, ДВГИИ, ВГУЭС).

Комментарии