Афанасий Осипов - ХранителиРодины.рф

Есть в каждом человеке великая, светлая грусть… непрерываемая, нескончаемая. Невидимой нитью она ведет человека к тем родимым благословенным местам, где по-особому ощущается сладость воздуха, слышится потрескивание сухих дров в затопленной печи, звучит мелодия в шелесте листьев берез.

Бывает так, что в пору бурлящей юности, мы мечтаем о жизни в большом и красивом городе, представляя себя в квартире с видом на башню Эйфеля. Но с течением времени начинаем с удивлением понимать, что куда-бы нас не вели жизненные пути-дороги, мы непременно возвращаемся в родные пенаты. Неспешно шагая по любимой улице, мы останавливаемся возле одного неприметного домика, и, распахивая калитку, видим лицо матери в окне. Природа малой Родины – это своеобразный храм, формирующий душевный склад и представления человека о прекрасном.

Имя Народного художника-живописца, академика Российской Академии художеств СССР, первого президента Академии Духовности Республики Саха (Якутия), лауреата Государственной премии имени Ильи Репина, депутата Верховного Совета СССР Афанасия Николаевича Осипова известно далеко за пределами республики. Его многолетняя творческая деятельность целиком связана с родным краем. Он автор тематических картин, портретов, пейзажей, вместе составляющих многоликую галерею образов Якутии.

Афанасий Осипов родился 28 февраля 1928 года в отдаленном алаасе Бетегестех Второго Эргитского наслега Хангаласского улуса, впоследствии вошедшем в Горный улус Якутии. Живописная красота родных мест: жемчужная гладь речки Синяя, вершины золотых скал, необъятная, щедрая и дикая тайга, взрастили в душе юного Афанасия тонкое мировосприятие. Общение с охотниками и промысловиками предопределило выбор будущей специальности. И когда пришло время выбирать профессию, он поступил в кооперативный техникум на пушника. Однако по окончании техникума весной 1945 года в судьбе 17-летнего юноши произошел крутой перелом – он решает стать художником и с этой целью едет в далекую Москву. Почти месяц длилось его путешествие по Лене, Ангаре, а затем по железной дороге. По рекомендации Главного управления по делам искусств он был принят в 4-й класс знаменитой средней художественной школы при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, а затем продолжил своё образование в институте. Успешно окончив его в 1955 году и защитив дипломную работу «Изгнание шамана», высоко оцененную Государственной экзаменационной комиссией, Афанасий Осипов возвращается в родную Якутию, посвящая свою жизнь любимой профессии – Художника.

Удивительной гармонией наполнены произведения Афанасия Осипова. Особое мировидение мастера отличает та редчайшая глубина и целостность в настойчивой попытке отразить взаимосвязь, единение и полярность таких противоположных вещей, как Вселенная, космос, с одной стороны, и земля, всё живущее на ней – с другой. Искренняя любовь к жизни позволила художнику с яркой убедительностью облекать в живописные образы окружающий мир.

«Речка Сиинэ» (1956), одна из ранних работ Афанасия Осипова, посвящена малой Родине. Художник написал пейзаж, когда ему было 28 лет. Это было время творческого становления, первых шагов в освоении традиций реалистической живописи, активных поисков образов и тематики. В композиции молодой художник лаконично передал летнее состояние природы в вечернее время. Древние скалы, подобные могучим исполинам, густой лес наполняют пространство картины постоянством, а изображение речки Сиинэ вносит динамику. Она словно бы ищет путь своего течения, извилистыми линиями обвивая кромки песчаного берега, плавно несёт свои воды, направляясь к Синским столбам. Художник сопоставляет себя с движением речки, поскольку он только начинает путь обретения своего художественного мастерства. Подобно извилистым линиям речки, этот путь будет нелегким и трудным, и, тем не менее, во многом благодаря, таланту и трудолюбию, насыщенным, интересным и глубоко содержательным.

Среди огромного количества пейзажных работ Афанасия Осипова больше всего посвящено Арктике – Заполярной Якутии: Нижняя-Колыма, Мома, Индигирка, Верхоянье, Оймяконье, Яна, Хараулахские хребты у Северного Ледовитого океана. Композиция «Сияние гор» (1977) входит в обширный цикл «Май в Момской тундре» и олицетворяет приход долгожданной весны на Арктический Север. Солнечные лучи, граненые линии Момских гор, отсвечивающий прохладными синими тенями снег, создают образ ликующего Заполярья.

Мотив солнца часто встречается в творчестве Афанасия Осипова. Момент рассвета, пробуждения природы передан в полотне «Встает светило в золоте» (2001). Из-за золоченой тайги мягко выступает округлая линия озера с клубящимся над ним утренним туманом, над землей плавно простираются легкие дымки облаков, вдалеке утопают в синеве причудливые линии сопок, а выше, величественно поднимается солнце в радужном ореоле. Тихо отступают перистые облака, растворяются туманы, обнажая бескрайние, прекрасные просторы. В мощной, красочно насыщенной живописи – ощущение вечности, неизменного коловорота времени. В пейзаже «Кисилях над Яной» (2004) серебристой нитью вьется красавица река Яна, теряясь вдали за горными кряжами. Скальные останцы, напоминающие фигуры людей, оживляют пространство, своим величием и суровым видом подчеркивая суетность бытия. В композиции «Озарение над останцами Нельканского перевала» (1997) солнце, изображенное в лучезарной короне, с нарастающей космической силой освещает пространство картины. Полотно притягивает магнетической силой, которая ведет человека в царство покоя и единения с окружающим миром. В «В ауре космоса» (2001) образ ликующего солнца в золоченом ореоле наполняет полотно эпическим звучанием и одновременно навевает проникновенную поэтичность, подчёркивая сопричастность человека к первозданной красоте и мощи северной земли.

Непрерывная, духовная связь художника с природой «золотой» нитью пульсировала на всем протяжении жизни художника. Преклонение перед ее красотой способствовало тому, чтобы наполнить пейзажи живой, внутренней силой. Афанасий Осипов, воспевая родную природу и увековечивая её сурово-величавое состояние в своих картинах, утверждает энергию и радость бытия.

Комментарии