«Сокол земли Белгородской: когда призвание становится подвигом». - ХранителиРодины.рф

«У летчиков могил и вправду нет, у них судьба воистину крылата»… Эти слова из стихотворения И. Мирошникова «Летчики» в полной мере можно отнести к выдающейся жизни Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, Н. Н. Кононенко. Человек, всю свою жизнь связавший с небом, рано избравший главный вектор своего жизненного пути и ни разу не изменивший ему, прошедший ад Великой Отечественной – он стал одним из достойнейших представителей авиации. Есть некая высшая закономерность в том, что одним из самолетов, пилотируемых им, являлся Ла-7 – гордость советской авиапромышленности. Поднимаясь в небо, летчик и ведомый им самолет становятся одним целым, поскольку зачастую им приходится рассчитывать лишь друг на друга, а в условиях войны эта зависимость усиливается в тысячи раз… Данная статья повествует о судьбе авиатора Кононенко, в первую очередь фокусируясь на ее военном периоде и одновременно акцентируя внимание на таком достойнейшем представителе отечественных истребителей, как Ла-7, а также апеллируя к сохранению исторической памяти.

… Я стою неподалеку от музея-диорамы и наблюдаю за тем, как рабочие устанавливают на один из постаментов внешней экспозиции музея модель самолета. Самолет совсем новый, сверкающий свежей краской, а на одном из его бортов видны цифры «75» - символ 75-летия Великой Победы. Я знаю, что внешняя экспозиция музея-диорамы носит название «Оружие Победы» - представленные в ней образцы техники стояли на вооружении Красной Армии в разные периоды Великой Отечественной войны. Стало быть, устанавливаемая авиамодель - также представитель военной техники тех лет. Какая же именно?

Лучший истребитель Второй мировой войны

Я приближаюсь к постаменту и могу рассмотреть самолет подробнее. Это Ла-7 – истребитель, разработанный в 1943 году талантливейшим советским авиаконструктором, генерал-майором Семеном Алексеевичем Лавочкиным – лауреатом четырех Сталинских премий, дважды Героем Социалистического Труда. Фактически Ла-7 явился улучшенным вариантом уже существовавшего истребителя Ла-5ФН. Поскольку на последний не было возможности установить более мощный двигатель, улучшение его летных качеств представлялось возможным только за счёт совершенствования аэродинамики и снижения массы машины. В январе 1944 года на заводе №21 был изготовлен самолёт "Ла-5 эталон 1944 г.", а 2 февраля лётчик-испытатель Г. М. Шиянов впервые поднялся на нем в небо. Через две недели, 16 февраля, этот самолёт был передан на государственные испытания, после проведения которых он был запущен в серию в мае 1944 года под обозначением Ла-7. К ноябрю он полностью вытеснил на конвейере Ла-5ФН.

Улучшенные летно-технические характеристики Ла-7 позволили советским летчикам изменить тактику ведения боя. Так, новые Ла-7 быстро успевали набрать необходимую высоту и занять выгодную позицию для атаки. Изначально бывали случаи, когда немецкие FW-190 уходили из-под удара Ла-7 на бреющем полете после резкого снижения и торможения за счет резкого сброса газа и выпуска крыльевых щитков. В таких ситуациях Ла-7 прекращал атаку и выходил из боя с набором высоты, чтобы не попасть под вражеский огонь. Однако на заключительном этапе войны немецкие пилоты крайне неохотно шли на лобовые атаки против Ла-7. В основном на это решались пилоты FW-190, а, к примеру, летчики на Me-109 серии G от них и вовсе уклонялись.

Высокая маневренность, сильное вооружение, простота и доступность в управлении и повышенная живучесть машины – все это обеспечило Ла-7 славу одного из лучших (а по некоторым данным – лучшего) серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Серийное производство Ла-7 продолжалось до 1945 года, а с производства самолет был снят в 1947 году. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько всего было изготовлено таких машин: разные источники приводят разные статистические данные. Часто указывается цифра 5905, однако есть сведения о том, что количество Ла-7 превысило 6 тысяч машин.

На самолетах Ла-7 летали многие авиаторы Великой Отечественной войны. Среди них - летчик-ас, трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович, Покрышкин Александр Иванович и Кононенко Никита Никифорович – летчик, чьим ратным подвигом по праву может гордиться Белгородская земля.

Военная судьба летчика Кононенко Никиты Никифоровича

Н. Н. Кононенко родился 16 апреля 1922 года в селе Самотоевка (ныне Краснопольский район Сумской области Украины) в семье крестьянина. В 1937 году окончил неполную среднюю школу в родном селе, после чего учился в школе ФЗУ при машиностроительном заводе имени Фрунзе. Н. Н. Кононенко рано определился с профессиональной стезей: еще до Великой Отечественной войны он окончил аэроклуб в г. Сумы, а в 1940 году - Чугуевское военно-авиационное училище лётчиков.

С 3 февраля 1943 года старший сержант Кононенко - в действующей армии. Сражался на Брянском, Центральном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Никита Никифорович Кононенко принимал участие в одной из крупнейших военных операций Великой Отечественной войны – Курской битве. В 1943 г. заместитель командира эскадрильи Н. Н. Кононенко выполнял разведывательные полёты над Белгородом, Сумами, Полтавой, Харьковом. В составе полка эскадрилья наносила удары по аэродромам противника, расположенным в районе Харькова, прикрывала наземные войска, сопровождала полёты бомбардировочной авиации. В 1943 году после окончания курсов штурманов эскадрилий Никита Никифорович принимал участие в наступательных боях за освобождение Левобережной Украины.

25 сентября 1944 года шестёрка истребителей, ведомая капитаном Н. Н. Кононенко, атаковала группу из восемнадцати вражеских бомбардировщиков, прикрываемых восемью истребителями. Умелыми действиями наши лётчики нарушили боевой порядок противника и принудили бомбардировщиков сбросить груз на своей же территории. В этом бою советскими летчиками были сбиты шесть самолётов неприятеля, два из которых снова пришлось на долю Никиты Кононенко.

22 Января 1945 года шестёрка самолётов Ла-7, ведомые гвардии капитаном Н. Н. Кононенко, вылетела на прикрытие наземных войск. В районе Будапешта советские лётчики вступили в бой с четвёркой вражеских Ме-109. В этом воздушном поединке Кононенко пушечной очередью сразил одного "Мессера". В целом же возглавляемая им эскадрилья сбила 80 самолётов противника.

За два года боёв штурман гвардии капитан Н. Н. Кононенко совершил 157 боевых вылетов, принял участие более чем в 50 воздушных боях, уничтожил 15 самолётов противника лично и 9 - в составе группы. При этом сам Н. Н. Кононенко ни разу не был ни сбит, ни даже ранен.

16 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Никита Никифорович был удостоен звания Героя Советского Союза. Он также награждён тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, многими медалями.

В 1958 году Н. Н. Кононенко окончил Военно-командную академию противовоздушной обороны. Никита Никифорович прошёл путь от курсанта до полковника, служил в Московском округе ПВО, а в 1965 году, после увольнения в запас, переехал в Белгород - туда, где прошла его боевая юность.

Наверное, самым знаковым событием в жизни Никиты Никифоровича в послевоенный период стало его участие в качестве факелоносца на открытии мемориала «В честь героев Курской битвы» 9 мая 1975 года, когда ему поручили доставить Вечный Огонь из Волгограда в Белгород. Сам Н. Н. Кононенко вспоминал: «Сначала я вёз его прозаично – в фонаре «летучая мышь», поездом от Волгограда до Харькова. В Харькове меня встретила делегация из Белгорода на машинах. На границе наших областей ожидал уже бронетранспортёр. Дали мне факел. Зажёг я его от огня лампы, и, держа в руке, гордо вёз до самого мемориала, привёз. И вспыхнул от него Вечный Огонь в память о тех, кто выиграл это величайшее танковое сражение на Курской дуге».

Никита Никифорович вел значительную военно-патриотическую работу среди молодёжи в должности председателя первичной организации ДОСААФ котлостроительного завода. Никиты Никифоровича Кононенко не стало 11 ноября 2000 года.

Ныне на Аллее Героев в парке Победы города Белгорода лётчику-фронтовику установлен бюст-памятник работы скульптора А.С. Смелого. Распоряжением Администрации города Белгорода от 25 апреля 2005 года на жилом доме №1 по улице Гостенская установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Никите Никифоровиче Кононенко.

Однако память о герое увековечена не только в камне. В фондах музея-диорамы хранятся фотографии Никиты Никифоровича. На одной из них – фотоснимке 1970-х годов – он запечатлен принимающим поздравления от белгородских школьников. А теперь и во внешней экспозиции музея появится новая модель самолета, на котором летал герой.

"Оружие Победы"

«Оружие Победы» - такое название неслучайно, ведь именно образцы техники, представленные во внешней экспозиции музея, наряду с советскими бойцами приближали, а затем и встречали Победу в далеком 1945 году. Так, мощная советская самоходная артиллерийская установка СУ-152, получившая в войсках имя «Зверобой», предназначалась, прежде всего, для борьбы с новыми танками противника в летних боях 1943 г. Пушка ЗИС-3 - «Звездная» пушка прославленного конструктора артиллерийских систем В.Г. Грабина - останавливала немецкие танки на обоянском и прохоровском направлениях в 1943 году. 160-мм миномет МТ-13 являлся мощным средством прорыва вражеской обороны. Полковая пушка ПА-27 - одно из 120 орудий, из которого были даны победные залпы в Москве в честь освобождения городов Белгорода и Орла 5 августа 1943 г. Здесь же находятся 122-мм гаубица, которая была способна успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА, а также тяжелый танк «Иосиф Сталин» (ИС-2), имевший боевую массу 46 тонн, и тяжелый танк ИС-3 - «Щука» (название, данное конструкторами машине из-за ее конусообразной вытянутой вперед носовой части – «щучьего носа», позволившего усилить броневую защиту). Здесь же и знаменитый танк Т-34-85, поступивший на вооружение Красной Армии в декабре 1943 года, и артиллерийская установка СУ-100, бронебойный снаряд которой с дистанции 1 км пробивал броню толщиной 160 мм, и боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 – «Катюша», как ласково называли это грозное орудие бойцы. И сегодня наряду с ними во внешней экспозиции музея к 75-летию Великой Победы установлена новая модель Ла-7 - их боевого товарища, одного из самых результативных самолетов-истребителей, которые пилотировались лучшими советскими летчиками, в числе которых и имя Героя Советского Союза Н. Н. Кононенко.

Комментарии