С чего начинается Родина - ХранителиРодины.рф

Село – простое слово. А на самом деле, село - это маленькая Родина для каждого, кто родился в нем, где живут родные нашему сердцу люди. Таким родным, любимым и незабываемым местом является наше село Никулята Яранского района Кировской области, затерявшееся где - то далеко в «русской глубинке»

С чего начинается Родина… Родина - это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных. А еще это место, где ты стал в прямом смысле Человеком. Научился отличать хорошее от плохого, творить добро, любить и уважать.

Душа нашей малой родины обитает в деревнях и сёлах. Люди, которые в этих населенных пунктах жили и живут, работают. Благодаря им сохраняется живая история деревень, сел. Родина бывает разная, но она одна!

Село – простое слово. А на самом деле, село - это маленькая Родина для каждого, кто родился в нем, где живут родные нашему сердцу люди. Таким родным, любимым и незабываемым местом является наше село Никулята Яранского района Кировской области, затерявшееся где - то далеко в «русской глубинке».

Никулятское поселение расположено в 40 км к югу от районного центра - г. Яранска. Площадь поселения составляет 118,56 кв.км. Село расположено в верховьях речушки Иж, воды которой впадают в реку Вятка. Местность холмистая, с перелесками. Почва в основном суглинистая и подзолистая. Местная фауна - это зайцы, лисы, медведи, кабаны и другая дичь. Граничит с землями Пижанского района и республики Марий Эл.

А теперь перейдем к истории нашего села.

История нашего села во многом похожа на истории таких же сел и деревень, разбросанных по всей нашей необъятной стране. Появилось наше село Никулята в 1786 году, т.е. 220 лет назад. Первыми поселенцами были Николаев Николай Васильевич и три его сына, и называлось оно Верхоижским, мари звали его Кушле. Население в основном были марийцы - переселенцы с берегов реки Волги и русские. Из 175 жителей грамотных насчитывалось всего 12 человек, из них 1 женщина. Жили бедно. Выручало исключительно трудолюбие умельцев - крестьян. Они делали деревянные кадушки, ткали льняные полотна и холсты, изготовляли сани - розвальни, кошовки, телеги и многое другое.

Статус села Никулята получили после постройки в 1858-1878 годах каменной Казанско-Богородицкой церкви. Приход состоял из 27 селений, в которых проживало 2954 православных русских и 840 мари.

В 1878 году в селе открыли Церковно-приходскую женскую и мужскую школы.

В 1880 году была построена школа. Называлась она трехклассным земским училищем и существовала на средства земской управы. Одно трехклассное училище на весь приход. Да и в нем мог учиться не каждый. В первую очередь учились дети попов и более зажиточных крестьян. Обучение проводилось под постоянным контролем церкви. Основателем земского училища был Николай Алексеевич Воскресенский. В 1910 году было построено типовое здание. Заведовать училищем стала дочь Воскресенского - Лидия Николаевна Воскресенская. По ее инициативе в 1913 году была построена квартира для учителей.

В 1913 году в селе Никулята насчитывалось 52 хозяйства. Появились зажиточные люди. Имелось две мельницы (паровая и ветряная), было около 50 лошадей, столько же сох и борон, одна конная молотилка, три мануфактурных магазина, две бакалейные лавки, два трактира, калашня, красильня.

Больницы в селе не было. Лечились от болезней у старух-знахарок. А до Яранска, где жил единственный на весь уезд врач - сорок верст. Настоящей сенсацией для жителей села стало, когда в 1914- 24 годах в Никулятах был построен и сдан в эксплуатацию больничный корпус, хотя и была она самой отсталой во всем Яранском уезде Вятской губернии, радости не было предела. Постепенно больничный комплекс разрастался, в 1931 году было построено здание амбулатории и открыто к 14-ой годовщине Великого Октября. Рассчитано оно было на 150-200 коек, с четырьмя врачебными кабинетами, рентгенкабинетом. В 1935 году было оборудовано родильное отделение с расчетом на 10 коек.

В 1917 году в селе установилась Советская власть. Земли были переданы в руки народа. Бедные получили то, что хотели, а богатые потеряли то, что нажили.

В 1927 году в Никулятах был организован колхоз. Первоначально он назывался «Трубач». В него входили несколько жителей села. Колхоз был беден. Не было ни общественных построек, ни общественного скота (кроме лошадей), ни тракторов, ни машин, ни комбайнов. Также не было опыта ведения артельного хозяйством. Кулаки не хотели уступать место колхозам. Шла жестокая классовая борьба. Несмотря ни на что - колхоз развивался. Наиболее грамотные люди проводили агитацию, среди населения проводилась агроучеба о севооборотах, удобрениях и различных сельхозмашинах. Колхозники занимались в пунктах ликбеза, много и честно трудились, поэтому все трудности организационного периода были изжиты. С годами колхоз развивался, менялся облик села - увеличивались пахотные площади, поголовье домашних животных, строилось жилые и производственные объекты, были протянуты линии электропередач и радиосвязи, и многое другое, что нужно для счастливой долгой жизни и работы человека. Но беда, нагрянувшая неожиданно не обошла стороной и наше село. Мирный труд крестьян был нарушен, с Никулятского сельского округа ушли на фронт 488 мужчин. 355 человеческих жизней забрала война. А все трудности военного времени легли на плечи женщин, стариков и детей, но вопреки всему колхоз не прекращал свое существование. Он сохранился и до наших дней, только название изменилось.

Крестьянский труд - это конечно не просто труд, это образ жизни, это судьба человека. И об одной судьбе простого деревенского жителя, крестьянина, труженика Чепайкина Петра Ильича рассказала его внучка, Вохминцева Маргарита Васильевна.

«Мой дедушка, Чепайкин Петр Ильич, родился 29 мая 1930 года в деревне Верхоижье Никулятского сельского совета Салобелякского района Кировской области. Родители работали в колхозе « Новая жизнь», простыми рабочими. В семье кроме Петра росли брат Анатолий и младшая любимая сестренка Марина. Когда началась война, отец, Илья Кириллович, 1903 г.р. ушел на фронт, а в сентябре 1942 семья получила весточку - «пропал без вести». Беззаботное босоногое детство кончилось, начались трудные дни лихолетья. А было то ему всего 10 лет. Жили плохо. Холод, голод и нищета преследовали их. Его сестра Марина вспоминала «Нас было трое, жили плохо, питаться было нечем, так я самая младшая ходила по деревням - милостыню просила. Толя постарше меня был, пастухом нанимался. А Петя самый старший был, очень трудолюбивый, начал рано зарабатывать своим трудом». Дома были старые с соломенной крышей, дров было мало, топили больше хворостом. Спали на печи, которая не особо и грела, и чтобы как - то согреться ребята залезали под печь, плотно прижавшись друг другу и, засыпали. Несчастье ходило по пятам. Однажды в их дом зашли нищие (в те годы люди в деревнях ходили из дома в дом и просили милостыню), а он (мой дед) в это время крепко спал. Взрослых в доме не было и один из пришедших начал будить его. От неожиданности и страха мальчик (дед) закричал так громко, что ушные перепонки лопнули, и он оглох. Всю свою оставшуюся жизнь он был глухим, но не был признан инвалидом. Пусть был глухой, но с ним надо было разговаривать шепотом, т.к. он понимал « по губам».

А жизнь не останавливается на месте. Надо было жить, двигаться вперед и мой дед, инвалид, не опустил руки, рано овладел столярным и плотницким делом, печным мастерством (складывал печи), научился писать цифры и считать на счетах. Вся его трудовая деятельность прошла в совхозе «Южный». К работе относился добросовестно, народ его уважал. Скромный, малограмотный, но ответственный, работал мой дед приемщиком молока и конюхом. Обслуживал 7 лошадей, кормил, поил, ухаживал, чистил стойла. Рано утром начинался его рабочий день, запрягал своего коня по кличке Орлик, а его в это время уже ждали жители деревни, с бидонами, заполненными свежевыдоенным молоком для продажи в колхоз. На пункте сбора дед забирал эти фляги и развозил на лошади по колхозным объектам и учреждениям.

Зимой и летом, осенью и весной, независимо от погоды едет лошадка по своей дорожке, а в повозке сидит дед. У него добрая миссия - накормить детишек в детском садике, школу обеспечить свежим парным молоком, в столовую больницы для больных отвести, и при этом не потерять ни одного грамма молока.

Дед очень любил свою лошадь, никогда не причинял ей боли, ни одна хворостинка не гуляла по спине Орлика. А как за повозкой следил, чтобы колеса не скрипели и долго прослужили, каждый день их солидолом смазывал.

Кроме того, что мой дед был работягой и тружеником, он прекрасно относился к местной ребятне. Иной раз посадит ребятишек в запряженную тележку – прокатит. А им радостно, весело и дед доволен.

Несравнимое чувство удовольствия получали и мы (внуки). Когда морозным, зимним днем, посадив нас на сани, укутав в теплый овчинный тулуп, отвозил дед нас в школу. Овчины для шуб и тулупов выделывал он сам, своими натруженными руками. Вообще - не любил бездельничать. Даже во время обеденного перерыва находил себе занятие - то грабли починит (деревянные), то косы срежет, то лопаты деревянные смастерит, а долгими зимними вечерами лубни плел. Валенки детям своим катал и про нас, внуков, не забывал. Старые валенки чинил да штопал, а также силки да намёты мастерил, для ловли рыбы.

Семья деда владела большим хозяйством: корова, телята, поросята, овцы, куры, утки, гуси. Кроме этого у него была небольшая пасека и огород.

С этим добром успешно справлялись его помощники - подросшие дети, а затем и внуки. Он очень любил своих внучек. Дедушка говорил: «Я самый богатый человек - у меня 5 детей, 14 внуков и 7 правнуков». В дальнейшем правнуков стало больше, но он уже их не увидел.

Умер 7 сентября 2003 года в возрасте 72 лет. Несмотря на тяжелую судьбу, он прожил ее достойно. Мой дед - пример правильного поведения в семье, отношения к окружающему миру, жизни.

Комментарии