Гражданин станицы Нерастанной - ХранителиРодины.рф

«…В жизни каждого человека есть такое родное место, с которым он не может никогда расстаться, куда бы его судьба не закинула. Таким местом для меня стал Белореченск…». А. В. Мищик «Станица Нерастанная» - именно так именует в своих художественных произведениях провинциальный южный городок Краснодарского края - Белореченск его почётный гражданин, член Союза писателей СССР, поэт и прозаик Александр Васильевич Мищик. Жизнь Мищика тесным образом связана со станицей Белореченской, которая с 1958 года стала городом Белореченском.

Александр Васильевич родился 18 мая 1916 года в небольшом селе со смешным названием Кочердык, что на Южном Урале (Октябрьский район Челябинской области). Он знал с детства, что будет писателем и свою мечту начал осуществлять в ранней юности: в 14 лет в областной молодёжной газете «Красный курган» были опубликованы его первые стихи, через два года он стал редактором этой газеты. Его первым литературным наставником был известный поэт Борис Ручьёв.

В 1935 году Александр Васильевич окончил планово-экономический техникум и вместе с семьёй переехал на Кубань, в станицу Белореченскую. Отец его, Василий Александрович поднимал местную промышленность - организовал артель по кожпромремонту и построил швейную фабрику. На новом месте Мищик пошёл работать в строительную бригаду колхоза «Красный огородник» (будущий колхоз им. Ленина): изготавливал самана. Один из первых рассказов, написанных на новом месте, так и назывался – «Саманная яма». А на сцене колхозного клуба, который вместе с другими колхозными активистами строил своими руками Александр, состоялись премьеры его первых пьес.

Одна из героинь его пьес, Мария Леонтьевна Мотузная, молодая и энергичная строительница новой жизни, в дальнейшем разделила всю нелёгкую жизнь Александра Мищика, став его женой. В предвоенные годы Мищик отслужил в Красной армии в кавалерии, в далёком Забайкальском военном округе. До начала Великой Отечественной войны он успел после службы вернуться в свой колхоз, в котором его избрали колхозным счетоводом. Колхоз представлял одну большую дружную семью, а члены этой трудовой семьи стали героями его первой книги, которая так и называлась – «Одна семья».

Мирный труд продолжался недолго. В ветреный и хмурый день 22 июня 1941 года всё перечеркнула война. Вишни только начинали поспевать, и были ещё кислыми. Именно вишнёвые деревья с их буйным весенним цветением и обильным летним урожаем, перепутанными осенними ветками и задумчивыми зимними шапками были для Мищика одним из источников творческого вдохновения.

Через 20 лет, учась в Москве на Высших литературных курсах, раскрывая тайны своего вдохновения друзьям - писателям, Мищик жаловался, что не может работать в Москве: «пишу, если в окно бьются вишнёвые ветви…». Именно вишни ещё с утра своей горечью предупреждали Мищика в тот роковой день о наступившей всеобщей Беде. Вода на реке Белой в тот день была холодной, ветер гнал по воде неприятную рябь, и пришлось возвращаться домой. На окраине станицы громко кричала женщина – «ВОЙНА!».

На фронт Мищик сразу не попал, его направили в Краснодарское пехотное училище. Как все курсанты, он писал рапорты о досрочной отправке в действующую армию. Но каждый день начинался с команды «Подъём!», шли занятия по тактике, почти каждый день курсанты совершали штурм высоты 36,6 – на которой сейчас стоит кинотеатр «Аврора» города Краснодара. В декабре 1941 года состоялся выпуск курсантов: Мищик получил направление в Севастополь. Теплоход «Грузия», на котором молодые лейтенанты отправились к месту службы, подойдя к Севастопольскому оборонительному рубежу, был разбомблён и потоплен немецкой авиацией. Мищик добирался до берега на куске доски вплавь.

В Севастополе его командиром роты направили в 365-ю дивизию под Инкерман с приказом «Стоять на смерть!». Стояла жара, не было воды, но в распоряжении солдат были полные чаны инкерманского шампанского. Потом, после войны, шампанское напоминало ему самые горькие минуты жизни. Он его пригубливал не по праздникам, а когда вспоминал боевых друзей. Приказ выполнили. Стояли насмерть. Но страшный взрыв потряс Инкерман. Немцам удалось подорвать склад боеприпасов в штольнях. Тысячи защитников Севастополя были погребены заживо. Мищика выбросило взрывной волной из штольни. Он погрузился в вязкую тишину. Когда к нему стало возвращаться сознание, то сначала он услышал шум воды, а потом немецкую речь. Он увидел, как вдоль дороги по кюветам текли реки шампанского. Немцы купались в нём и поливали вином друг друга из своих касок.

Плен… Почти три года, от Севастополя до острова Рюген в Норвегии, Мищик пытался пробраться к своим. Он совершил три побега, побывал в трёх концлагерях, остался живым и встретил Победу в Осло. Началась проверка бывшего военнопленного под Новгородом. Его водили на допросы и днём, и ночью. На одном из допросов Александра долго рассматривал один капитан, а потом спросил: - Так это ты, драматург, который организовал спектакль в двенадцатом бараке в лагере «Нюрнберг» в марте 1943 года в честь победы Красной армии под Сталинградом? Мищик молча кивнул. - Вы направляетесь для прохождения воинской службы в Горьковскую дивизию рядовым до подтверждения звания «лейтенант». Вот так ему повезло. После войны пришло и признание воинских заслуг: он был награждён девятью орденами и медалями, в том числе «За оборону Севастополя».

В 1947 году Мищик вернулся в станицу Белореченскую. Мать, Степанида Адамовна, молча рухнула в объятия сына – 4 года назад она получила на него «похоронку». Больше из станицы он никуда не уезжал. Не считая времени, когда учился на Высших литературных курсах в Москве. Казалось бы, пережив столько на той проклятой войне, он и писать-то должен был про войну. Но получилось не так – главной темой его книг стало счастье трудиться и жить на родной земле.

В творчестве писателя практически отсутствует военная тема. Этот пробел он объяснял тем, что тяжело писать о событиях, пережитых на войне, так как их снова надо пропускать через сердце, иначе не написать правдиво. Мищик считал, что рассказами о мирной жизни он утверждает мир. Первые послевоенные публикации его появились в 1948 году. Рассказы о жизни людей колхоза печатались в краевых газетах и альманахе «Кубань». В 1953 году в Краснодаре была издана первая книга Мищика «Одна семья».

В 1955 году Александр Васильевич познакомился лично с Михаилом Шолоховым. Эта встреча произошла на торжественном заседании, посвящённом его 50-летию. Эта дружба продолжалась всю жизнь и знаком признательности таланта Мищика явилась публикация его рассказа «Горячая тяга» в шолоховской «Вёшенской правде». В 1956 году А.В. Мищик издаёт две книги: «Зоренька» и «Перед весной». И вот 29 октября 1957 года Александра Васильевича Мищика принимают в члены Союза писателей СССР. Среди тех, кто дал рекомендацию по приёму его в Союз писателей были писатели-фронтовики: Александр Твардовский, Сергей Смирнов, Илья Френкель, Савва Дангулов.

В 1958 году выходит новая книга Мищика «Маленькое счастье» о счастье жить и трудиться на родной земле. В 1959 году его приняли на Высшие литературные курсы в Московский государственный литературный институт имени А. Горького. Как вспоминал Александр Васильевич: «В нашей группе были известные писатели – Виктор Астафьев, Сергей Викулов, тоже фронтовики. Своей дружбой, литературной опытом оказали влияние на моё творчество». В Белореченск Мищик вернулся зрелым, замеченным российскими издателями литератором. К этому времени его произведения печатались в ведущих центральных журналах «Крестьянка», «Работница», «Смена». В 1960 году издаётся одно из главных произведений Мищика знаменитая «Станица Нерастанная», которая определила гражданское отношение писателя к людям нелёгкого крестьянского труда: «в каждой станице есть легендарный человек».

По окончании курсов Мищику было предложено место главного редактора республиканского литературного журнала, но Александр Васильевич вернулся в свою станицу Нерастанную, чтобы стать её Вечным Гражданином… Ему приходили письма без адреса «станица Нерастанная (г. Белореченск), писателю А.В. Мищику». Не одно десятилетие Александр Васильевич возглавлял при редакции местной газеты «Огни Кавказа» группу начинающих литераторов. Почти каждый день то дома, то в редакции проходили встречи и заседания районной литературной группы.

Он помог найти своё творческое «я» белореченским поэтам, членам Союза писателей России: Вадиму Неподобе и Валерию Комолеву, а также молодым авторам: Алексею Зимину, Михаилу Блюдикову, Николаю Гостеву, Евгению Кламбоцкому. А сколько ветеранов войны приносили свои воспоминания о боевых годах… Александр Васильевич мечтал об издании газеты «Литературный Белореченск». 16 марта 1969 года Мищик был избран депутатом Белореченского городского Совета и потом избирался им неоднократно. Один из первых он был награждён званием «Почётный житель города Белореченска».

Александр Васильевич Мищик умер 1 февраля 1996 года, на 79-ом году жизни, после тяжёлой болезни. Похоронен на новом кладбище города Белореченска. 11 ноября 1997 года на здании редакции газеты «Огни Кавказа», в которой печатались многие его рассказы, очерки и стихи, писателю-фронтовику А.В. Мищику была установлена мемориальная доска. Первая из 25 мемориальных досок с именами кубанских писателей, установленных в тех годах на зданиях городов и станиц Краснодарского края. «В этом здании работал писатель, член Союза писателей России, многолетний руководитель литературного объединения при газете «Огни Кавказа», Почётный житель г. Белореченска Александр Васильевич Мищик, 1918 - 1996». И это дань памяти нашему земляку, талантливому, трудолюбивому, любящему свою Родину человеку.

Комментарии