Хранитель лабинской истории - ХранителиРодины.рф

Эта статья посвящена человеку, который 35 лет своей жизни посвятил открытию в городе Лабинске историко-краеведческого музея. Вместе с единомышленниками он смог пройти через многие препятствия и добиться осуществления давней мечты.

Еще в древние времена, с возникновением народов и государств на Земле, появились подвижники – люди, которые своим самоотверженным служением, убеждениями и делами двигают человечество вперед, способствуют его духовному и интеллектуальному развитию. История знает немало имен подвижников, среди которых были философы, военачальники, деятели религии, науки, культуры и искусства. Они коренным образом отличались от других своих современников тем, что преобразовывали окружающее пространство, расширяя сознание и кругозор народных масс. Подвижников не всегда понимали при жизни. Но у них всегда имелись последователи, вдохновленные примером своего учителя и наставника. Подвижники были и среди жителей Лабинска. Один из них – учитель истории и основатель городского историко-краеведческого музея Федор Иванович Моисеенко. Большую часть своей жизни он беззаветно работал на благо современников и лабинской истории, сохраняя ее в документах, реликвиях и памятниках материальной культуры.

О фактах ранней биографии первого лабинского музееведа известно не так уж много. Причинами этого являются отсутствие свидетельств о детстве и юности подвижника, недостаточное внимание современников к его судьбе. Известно, что Федор Иванович Моисеенко родился 5 июля 1912 года в станице Отрадной Баталпашинского отдела Кубанской области. В 1931 году некоторое время проживал в Ереване, работая агентом по приему заказов на домовые печати. Затем переехал в станицу Михайловскую Курганинского района Краснодарского края. С того времени и началась педагогическая деятельность Федора Ивановича. В Михайловской начальной средней школе он стал преподавать историю и конституцию, проработав там с 1932 по 1940 год. В 1938-м Федор Иванович успешно окончил Армавирское педагогическое училище.

Летом 1940 года Ф.И. Моисеенко вместе со своей семьей переехал в станицу Лабинскую. Здесь он устроился на работу учителем истории в семилетнюю школу № 30. Через год началась война с немецко-фашистскими захватчиками.

25 мая 1942 года прозвенел последний школьный звонок. Он коренным образом изменил жизнь не только мальчишек призывного возраста, но и многих учителей. Уже на следующий день Федор Иванович Моисеенко сменил свой гражданский костюм на военную форму. Теперь от ворот Лабинского военкомата его путь лежал в Краснодарское минометно-артиллерийское училище. В нем в течение года курсант Моисеенко проходил усиленную подготовку к фронтовым сражениям: посещал классные и тактические занятия, учился стрелять из минометов, командовать орудийными расчетами. Заканчивать обучение артиллерийскому делу Федору Ивановичу пришлось уже в городе Кушка Таджикской СССР, некогда самой южной окраины страны. Туда, с началом наступления частей Вермахта на Кубань, летом 1942 года было эвакуировано Краснодарское минометно-артиллерийское училище. 1 июня 1943 года его выпускник, младший лейтенант Моисеенко, был направлен в распоряжение командующего артиллерией Волховского фронта. Вчерашнему курсанту теперь предстояло испытать себя в настоящем боевом деле, применить все полученные знания и навыки в сражениях на подступах к Ленинграду. В тех местах он провоевал более полугода. В 5-м артиллерийском полку Волховского фронта Федор Иванович командовал расчетами дальнобойных орудий, которые вели свой разрушительный огонь по немецким укрепленным позициям.

В начале февраля 1944 года лейтенант Моисеенко был переведен в 174-й минометный полк резерва Главного Командования Ленинградского фронта. Судьбой офицера-артиллериста теперь стали по-настоящему ожесточенные сражения. Об этом можно судить уже только по тому, что соединения резерва советское командование всегда бросало на самый тяжелый и ответственный участок фронта. К тому же, 174-й минометный полк вошел в состав 2-й ударной армии, перед войсками которой стояла сложная задача по овладению стратегическим плацдармом на западном берегу реки Нарва. В тех местах проходила мощная линия немецкой обороны «Пантера», которая включала в себя несколько эшелонов траншей с дотами, дзотами, пулеметными гнездами, располагавшимися на расстоянии 30 – 60 метров друг от друга. Гитлеровцы считали ее «железным барьером», который большевикам никогда не удастся перейти. Несмотря ни на что, к середине февраля войска 2-й ударной армии поставленную перед ними задачу выполнили. Переправившись через реку Нарву, они смогли захватить и удержать часть вражеской территории южнее одноименного города. Кровопролитные бои за удержание и расширение Нарвского плацдарма продолжались почти семь месяцев. И все это время лейтенант Моисеенко принимал в них непосредственное участие, командуя огневым взводом 120-мм полковых минометов. 10 мая, сражаясь на плацдарме, Федор Иванович получил сильную контузию, но при этом боевой порядок 174-го минометного полка не покинул. Там же, в июле, он был ранен в обе руки и переносицу. При таком положении дел продолжать бой артиллерист уже не мог. С началом июльского наступления советских войск младший лейтенант Моисеенко был отправлен в Ленинград, где проходил лечение в городской больнице имени Мечникова.

Пройдя курс лечения, в августе 1944 года Федор Иванович был направлен для дальнейшего прохождения службы в 330-й стрелковый полк 86-й стрелковой дивизии 116-го стрелкового корпуса 2-й Ударной Армии. В его составе лейтенант Моисеенко прошел военными дорогами 2-го Белорусского фронта. Победу встретил в Восточной Пруссии. За умелое командование, отвагу и участие в ожесточенных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками Федор Иванович награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

Из рядов Советской Армии Ф.И. Моисеенко был уволен в запас в звании лейтенанта 27 марта 1946 года. Вскоре приехал домой в станицу Лабинскую.

С началом нового учебного года Федор Иванович вернулся к преподавательской деятельности в средней школе № 30. Сразу же перед педагогом возник ряд трудностей. Ведь война отложила свой отпечаток и на школу. В ней практически не было вспомогательных средств обучения: карт, дополнительной литературы, наглядных пособий. Но и эти проблемы вчерашний фронтовик решал вполне успешно, причем делал это собственными силами. Такое положение продолжалось в течение многих послевоенных лет. Федор Иванович всегда умел заинтересовать каждого ребенка. Подтверждением этому сегодня могут послужить слова его учеников. Так, например, Нэлли Ивановна Фисенко вспоминала, что «на уроках Федора Ивановича всегда было интересно. Все его слушали, затаив дыхание. Даже хулиганистые мальчишки-переростки. Классы в то время были по 40 – 42 человека. И в них Федор Иванович всегда твердо держал дисциплину. А с наглядными материалами, правда, было трудно. У Федора Ивановича долгое время была всего одна лишь политическая карта мира. Он носил ее всегда с собой, под мышкой, чтобы никто не украл. Эта карта была очень старой. Когда она рвалась, Федор Иванович ее чинил и снова брал с собой в школу. Он также приносил к нам на уроки исторические книги из его домашней библиотеки. Мы знакомились с ними и передавали дальше на соседние парты. В этих книгах мы видели картины грандиозных битв, портреты правителей и выдающихся личностей».

Большое внимание Федор Иванович Моисеенко уделял военно-патриотическому воспитанию школьников. Он активно участвовал в организации памятных вечеров, классных часов и различных мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории Советской Армии и Флота. Неоднократно в стенах школы он проводил встречи учащихся с участниками Гражданской войны, фронтовиками Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В период школьных каникул и выходные дни Федор Иванович вместе с другими учителями, членами краеведческого кружка и пионерскими отрядами совершал походы к местам боев и захоронений павших воинов. В ноябре 1966 года краеведы Лабинской средней школы № 30 прошли свои первые туристические маршруты по боевым партизанским тропам. 25-26 мая 1967 года Ф.И. Моисеенко с группой школьников отправился к местам гибели бойцов Лабинского партизанского отряда, чтобы установить там памятники. В этом походе их сопровождали партизаны А.Г. Батаев, М.М. Мироманов, А.М. Шмойлова, В.Ф. Ефимов. Всего было установлено три обелиска на местах гибели А.Г. Турчанинова и Д.П. Селиверстова, И.Ф. Константинова и А.Г. Глущенко, Т.И. Шведова, Н.Г. Наливайко, М.И.Корякина и других бойцов.

Историко-краеведческой работой Федор Иванович Моисеенко по-настоящему стал заниматься с 1956 года. Связано это было с возникшей одновременно необходимостью создания городского музея, где бы хранились собранные поисковиками исторические материалы. Правда, сегодня имеются свидетельства и о том, что еще, начиная с 1949 года, Ф.И. Моисеенко со своими учениками выезжал на места археологических раскопок, которые велись на территории Лабинского района. Сам же Федор Иванович в своих «Заметках о музее» спустя десятилетия писал: «После войны, с 1954 года, я стал руководителем секции преподавателей истории района. В 1956 году Министерство Просвещения ввело уроки преподавания истории краеведения. Материалов для краеведения не было, и, в марте 1956 года, на учительском совещании секции преподавателей истории было вынесено решение о создании в городе историко-краеведческого музея районного масштаба, в котором сосредотачивать материал для преподавания краеведения по школам района. Местом сбора краеведческого материала музея избрали школу № 30, где я работал преподавателем истории. С этого времени я начал собирать материал для музея». Под руководством Федора Ивановича Моисеенко был организован в средней школе № 30 историко-краеведческий кружок. На протяжении многих лет его работы количество юных поисковиков постоянно менялось. В 1965/66 учебном году в состав кружка входило 68 человек, а в 1966/67-м в поисковой работе было задействовано около 300 школьников. В результате Ф.И. Моисеенко вместе со своими учениками собрал богатый музейный материал: археологические находки, предметы кубанского быта, реликвии времен Гражданской и Великой Отечественной войн, старинные монеты, документы и другие письменные свидетельства. Большая научно-поисковая работа была проведена по изучению истории Лабинского партизанского отряда: исследованы боевые операции, собраны фотографии, записаны воспоминания и составлены биографии бойцов. Совместно с инициативной группой лабинских партизан ребята составили боевые списки отряда, выявили погибших, отыскали живых. Собранные юными краеведами материалы оформлялись на школьных стендах, вкладывались в альбомы.

К сожалению, многие музейные предметы и материалы краеведческого кружка Ф.И. Моисеенко постигла печальная участь. В средней школе № 30 так и не было отведено специального помещения под музей. Во время ежегодных ремонтов там пропала часть историко-культурных ценностей и результатов поисковых работ учащихся. В 1961 году была целиком разграблена нумизматическая коллекция. Несмотря на это, поисковая работа краеведов 30-й школы не прекращалась.

С выходом на пенсию в августе 1972 года Федор Иванович Моисеенко с большим усердием принялся за главное дело своей жизни. С вопросом о необходимости организации городского музея он постоянно выступал на общественных собраниях, конференциях, митингах. По данной проблеме писал статьи и заметки в газетах «Ленинское Знамя» и «Комсомолец Кубани». На протяжении многих лет добивался у местных властей предоставления здания под музей. Результатом кропотливой работы подвижника стало открытие в сентябре 1978 года первого в Лабинске народного музея. Он находился в здании клуба комбината «Лабводиндустрия», расположенного на окраине города. При народном музее Ф.И. Моисеенко создал Совет, основной задачей которого стало привлечение школьников к сбору экспонатов. Федор Иванович активно включился в просветительскую работу: проводил в городских школах лекции по краеведению, показывал интересные музейные предметы, привлекал детей к сбору экспонатов.

Несмотря на положительные моменты, народный музей имел ряд недостатков. Он располагался на верхнем этаже здания. Трех выделенных в нем комнат не хватало для размещения около полутора тысяч экспонатов. Народный музей не имел какой-либо охраны, в результате чего некоторые экспонаты бесследно исчезли. Для посетителей он также был неудобен, так как находился на окраине города. Да и статус музея сам говорил за себя. Он был именно народным, а не муниципальным, зарегистрированным. Все это заставило Ф.И. Моисеенко вести дальше работу по созданию историко-краеведческого музея: добиваться выделения здания, проведения в нем ремонта, официальной регистрации учреждения и своевременного открытия. И Федор Иванович с достоинством ее выполнял, несмотря на преклонный возраст и плохое здоровье. Ф.И. Моисеенко добился того, что в мае 1989 года ему были вручены ключи от здания в центре города на углу улиц Советской и Красной, в котором ранее располагались райфинотдел и районная инспекция Госстраха. С этого события и началась работа по формированию облика будущего музея, подготовке его к открытию. Большую роль в ней сыграли ветераны Великой Отечественной войны Иван Степанович Осипов, Борис Григорьевич Литвак, Николай Терентьевич Смоляров, ветеран педагогического труда Георгий Лаврентьевич Михайлов, историк-краевед Владимир Владимирович Стоколос, руководство и сотрудники Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника, заведующая районным отделом культуры Алевтина Васильевна Болотникова, второй секретарь горкома партии Екатерина Григоверьевна Пищалова, председатель Лабинского райисполкома Евгений Михайлович Харитонов, преподаватель Лабинского сельскохозяйственного техникума Владимир Ростиславович Пашуто, председатель Лабинского горисполкома Валерий Николаевич Забазнов и другие отзывчивые лабинчане. Открытие музея было намечено к 150-летию со дня образования Лабинска.

Мечта всей жизни Федора Ивановича Моисеенко воплотилась в жизнь 14 сентября 1991 года. В этот день лабинский историко-краеведческий музей впервые распахнул свои двери для посетителей. В 1993 году Федор Иванович ушел из жизни. Тогда же его имя было присвоено городскому музею.

С тех пор здесь свершилось многое: сформировался современный вид экспозиций, выросли фонды. Но, как известно, без фундамента стен не построишь. И этим прочным основанием стал многолетний кропотливый труд Федора Ивановича Моисеенко. Память об этом человеке будет передаваться из поколения в поколение благодарными земляками. Как показывает время, история своих хранителей и подвижников не предает забвению.



Евгений Виноградов, специалист Выставочного зала города Лабинска



Комментарии

  • Очень хорошая статья !!! Люблю ходить в этот музей очень приятно что в нашем маленьком городке есть такое интересное место досуга как молодежи так и людей по старше ...

  • Очень интересная статья!

  • Очень понравилась статья о музее, о Моисеенко, приятно, что в нашем городе есть такой музей, который можно посетить в любое время, познакомиться с историей города

  • Интересная статья, проделана большая работа