Мечта - ставшая реальностью... - ХранителиРодины.рф

В данной статье вы узнаете: какое было образование в конце XIX века, о чем мечтали дети в то время и какое отношение родителей, было к образованию ребенка.

"

На реке Исети, где впадает речка Арамилка, в 1675 году была основана Арамильская слобода. С каждым годом она становилась все больше и в 1707 году на ее землях уже было 24 селения.

Грамотными людьми были только писцы да церковнослужители, население же было сплошь безграмотным. Но под конец XIX века ситуация начинает меняться в лучшую сторону.

Мой рассказ, посвящается ничем не примечательному, из обычной крестьянской семьи – мальчику. Никто и подумать не мог, что он станет одним из самых известных учителей начала XX века в Арамили и оставив свои «мемуары» позволит потомкам узнать, как выглядел родной край в далеком XIX веке.

"

Детство

Патрушев Александр Александрович (тогда просто Саша) родился в 1883 году. С самого раннего детства стали проявляться способности Александра и рвение к познанию нового… Знал наизусть много молитв и очень любил слушать сказки «старушки» Анисьи Петровны.

В 8 лет, Александр стал учеником I-го отделения Министерской школы, называли ее арамильцы "Беленькой".



"В школе была одна комната: в переднем углу висела икона, между окнами два портрета: царя и царицы, на западной стороне висели часы с двумя гирями. В углу стояла небольшая черная доска".

Учительницей в те года была Свислотская Прасковья Филипповна - большую часть времени она посвящала 3 отделению, тогда как 1 и 2, получив задания, занимались самостоятельно.



"В 1895 году я окончил начальную школу. С выходом из школы окончилось мое детство. Отец настаивал отдать меня в "люди". Он говорил: "Тебе уже двенадцатый год, ты должен кормить себя и помогать нам".

Юность

Начались трудовые будни нашего героя. Работал он практически везде, где брали: рассыльным на суконной фабрике, на торфянике - сушил торф, помощником на мельнице Степанова и даже на золотом прииске. Но мечтал Александр не об этом. С самого детства Саша тянулся к знаниям, окончив начальную школу он не оставил свое обучение, а продолжал дальше развиваться. И благодаря открывшейся на фабрике библиотеке, ему это удалось.



"В 1897 году в Арамили открылась земская библиотека, заведовал которой - Костромин И.Т. У меня был товарищ Гриша Мужиков. мы с ним в числе первых записались читателями библиотеки. Иван Трофимович посоветовал нам прочитать маленькую книжку М.В. Ломоносов... Я хорошо помню, как мы с Гришей в воскресенье у нас на телеге вслух читали эту книжку. Она произвела на нас большое впечатление и мы стали мечтать как бы и нам уйти в город и поступить в какое-нибудь училище."



Биография Ломоносова и рассказы сапожника о брате, который упорно добивался своих целей, сильно подействовали не только на сознание, но и на волю юного Александра. И он решил во что бы то не стало "получить" необходимые знания.

В дом Патрушевых, на каникулах и перед началом учебного года, не раз заезжал учитель Щелкунской земской школы - Атманский Георгий Аристархович. И каждый раз беседовал с родителями о учебе их сына.



"Мои настойчивые просьбы отпустить учиться в город и советы щелкунского учителя о том же - подействовали".

Учеба в городском училище

Сдав вступительный экзамен успешно, Александр вновь начал учебу. Старательность, упорство, трудолюбие и тяга к знаниям помогала юному Саше во всех невзгодах. В первый год учебы было тяжелее всего. Постоянные недоедания, истощение привели к распространенной в те времена болезни - цинге. Но ни болезнь, ни уговоры родителей не заставили его отвернуться от своей мечты.

Свой первый преподавательский опыт Александр Александрович получил еще в городском училище. Занимаясь репетиторством со своими «коллегами», он не только углубил свои знания, но и улучшил материальное положение.



«В четвертом классе инспектор училища А.П. Шалин порекомендовал меня, как репетитора фотографу Терехову для его сына, который в следствие болезни оказался в классе отстающим. Я каждый день ходил к Терехову, после уроков, заниматься с его сыном. По истечение трех месяцев, он не только догнал, но и вышел в число самых успевающих учеников.»



В июне 1901 года Александр Александрович оканчивает городское училище и подает прошение о допущении к экзамену на звание учителя.

Учительская деятельность

С 1902 года начинается учительская деятельность Александра Александровича Патрушева в сельскохозяйственной школе , где и работал до 1909 года. Далее с 1909 по 1935 работал в школах Бородулино и Бобровки, а с 1935 перешел в "родную" арамильскую школу. Не одно поколение арамильцев воспитал и выучил этот учитель, за что в 1949 году был награжден Орденом В.И. Ленина.



Комментарии