Финалист конкурса «Малая Родина»
Адмирал Читинский
Деятельность декабриста Дмитрия Завалишина в Чите, Чита, Забайкальский край
Дмитрий Завалишин прожил долгую, деятельную и полезную для людей жизнь. Благодаря его разносторонним талантам он навсегда изменил судьбу Читы, где провел 24 года.
Декабристы в Сибири
История Забайкалья неразрывно связана с судьбами декабристов. Молодые люди, участники тайных обществ, заплатили высокую цену за попытку преобразований в Российской Империи. После восстания 14 декабря 1825 г. 86 человек были отправлены на каторжные работы в Сибирь. Тюремные казармы при рудниках на границе с Китаем, Читинский острог, тюрьма в Петровском Заводе не сломили дух изгнанников.
После окончания срока каторжных работ декабристы остались в Сибири на поселении под строгим полицейским надзором, однако это не помешало их разносторонней деятельности. Благодаря им в Сибири были открыты школы, в том числе и для девочек, библиотеки; декабристы оказывали и медицинскую помощь. Уже не словом, а примером они служили делу, которому себя посвятили.
Акварель "Внутренний вид Читинского острога". Копия с работы Н.А. Бестужева 1828-30-е гг. Из коллекции Музея декабристов в Чите.
Мечты о Чите
В Читу, после окончания тринадцатилетнего срока каторжных работ, вернулся Дмитрий Завалишин, чтобы навсегда изменить облик селения. Декабрист был третьим ребенком в семье Иринарха Ивановича Завалишина, шефа Астраханского гарнизонного полка, впоследствии назначенного генерал-инспектором путей сообщения России. Иринарх Иванович очень серьезно относился к воспитанию детей: в дом приглашали лучших учителей.
В своих воспоминаниях Завалишин упоминал об удивительном случае из детства, связанный с далекой Читой: «Я был очень любознателен и никогда не играл. Поэтому мне никогда не дарили игрушек, а всегда какие-нибудь вещи, относящиеся к учению, книги, картины, инструменты и пр. В день рожденья моего, когда мне исполнилось семь лет, отец подарил мне стенную карту России.… Всякий раз, что я становился против середины карты, я замечал, что средний на карте меридиан проходит в Забайкальском крае через какое-то место называемое Читинский острог». Это название будущий декабрист отыскал в географическом словаре Щекотова. В раннем возрасте он верно предположил о том, что река Чита через Ингоду, Шилку и Амур имеет сообщение с Тихим океаном. Мечты о далеких землях, океанах, реках подтолкнули Завалишина связать свою жизнь с морем.
«Словарь географический Российского государства», изданный в 1808 г. Его составителем является А. Щекатов. Точно такой же словарь был в библиотеке маленького Дмитрия. Из коллекции Музея декабристов в Чите. Фото - Любовь Потехина.
Кругосветное плавание
В 1816 г. Дмитрия отвезли в Петербург для обучения в Морском кадетском корпусе. Директор корпуса представил мальчика своим коллегам как «маленького человека, но большое чудо». Еще во время обучения Завалишин был назначен учителем нескольких дисциплин в этом учебном заведении. После его окончания преподавал астрономию, высшию математику, теорию морского дела и механику. Одновременно Завалишин слушал лекции в Петербургском университете, в Медико-хирургической академии, в Горном корпусе, посещал обсерваторию, Академию художеств.
В 1822 г. его пригласили в кругосветное плавание под командой М.П. Лазарева, которое продлилось до 1824 г. Во время путешествия он посетил Данию, Англию, Бразилию, Австралию, Калифорнию, Аляску. Однако при возвращении в Петербург погодные условия не позволили Завалишину увидеть манящую с детских лет Читу.
Ожерелье из перламутровых пластин. Привезено Д.И. Завалишиным из кругосветного плаванья 1823 г., приобретено на о.Таити. Передано в музей внуком декабриста Борисом Ивановичем Еропкиным в 1971 г. Фото - Максим Федосеев.
Дело "14 декабря 1825 г."
Был ли Завалишин членом Северного тайного общества, документально не установлено. На следствии он отрицал свою принадлежность к нему. В «Записках» представил себя не только членом, но и главным его идеологом. Один из декабристоведов С.Я. Штрайх, не решая вопроса о принадлежности Завалишина к Северному обществу, подчеркивает, что в истории движения декабристов он занимает видное место, а его мысли и действия были всегда прогрессивны и направлены на служение Отечеству. В момент восстания его не было в Петербурге. После Завалишин был арестован и осужден по I разряду, отправлен на каторгу в Читу, затем в Петровский Завод. На каторге он обучал товарищей иностранным языкам, читал лекции по астрономии, высшей математике и фортификации. Он поражал обширностью разнообразных знаний и сам учился языкам у других. В «казематской школе», устроенной декабристами в Петровском Заводе, обучал детей местных жителей латыни и греческому языку. Активно участвовал во всех общественных делах каземата.
Д.И. Завалишин (1804-1892). Копия Г.В. Мудренова с работы Н.А. Бестужева. 1839 г. Из коллекции Музея декабристов в Чите.
Любовь декабриста
По отбытии каторжных работ в 1839 г. он возвратился в Читу. 27 августа того же года в Михайло-Архангельской церкви состоялось венчание Завалишина с дочерью управляющего Читинской волостью С.И. Смольянинова - Аполлинарией. Невеста ждала Завалишина долгие девять лет, на протяжении которых влюбленных связывали письма. Брак Завалишиных был счастливый, но не долгий. В 1845 г. Аполлинария умерла, была отпета в Михайло-Архангельской церкви и похоронена у ее южной стены. Могила Аполлинарии сохранилась до наших дней. Похоронив жену, декабрист стал использовать для обучения детей местных жителей время, которое прежде отводил для обучения жены, считая, что это наилучшая память о ней.
Медальон декабриста Д.И. Завалишина с прядью волос Аполлинарии и сына от второго брака.Фото - Максим Федосеев.
Адмирал Читинский
После амнистии 1856 г., которая позволила декабристам вернуться в Европейскую часть России, Завалишин остался в Чите. Его работа на благо края была весьма разносторонней. Дмитрий Иринархович занимался медицинской, педагогической деятельностью, изучал край, принимал активное участие в сборе средств на ремонт Михайло-Архангельской церкви, которая к моменту прибытия его в Читу на поселение была уже ветхой. Завалишин убедил генерал-губернатора Восточной Сибири в рациональности преобразования Читинского селения в областной центр и был одним из негласных разработчиков «Проекта на устройство областного города Читы».
Он выполнял роль архитектора, инженера и землемера.
Плодотворной была его публицистическая деятельность. По вопросу о заселении Амурских земель Завалишиным было написано более 200 статей и заметок, в которых он выступил с критикой. За опубликованные статьи в 1863 г. Завалишина выслали из Читы в Москву, где он продолжил свою плодотворную работу. Декабрист преподавал в начальных школах, принимал участие в благотворительных организациях, сотрудничал в журналах, вторично женился и имел шестерых детей. Завалишин умер последним из декабристов в 1892 г.
Память о нем живет и по сей день в Чите: в прямых улицах, напоминающих Санкт-Петербург, в набережной р. Читы, названной именем декабриста, и в единственной сохранившейся на Дальнем Востоке деревянной двухэтажной Михайло-Архангельской церкви, построенной в 1776 г. – ныне Музей декабристов. Внук декабриста – Борис Еропкин передал в Музей несколько личных вещей, принадлежащих его знаменитому деду. Рыболовные снасти, ожерелье, привезенные декабристом Завалишиным из кругосветного плаванья. Каждый день эти реликвии «знакомят» посетителей Музея с удивительной судьбой «Адмирала Читинского».
Михайло-Архангельская церковь - ныне Музей декабристов, отдел Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова. Фото - Алексей Мясников.
Комментарии