Основные этапы истории Малаховского театра - ХранителиРодины.рф

К северу от железной дороги, в парке на Театральной улице стояло прекрасное деревянное с белыми колоннами здание Малаховского Летнего театра, который относили к наиболее значительным памятникам театральной культуры начала ХХ века.

Предыстория

Первое упоминание о Малаховке театральной встречается в журнале «Театрал» за 1896 год. Там сообщалось о кружке любителей из служащих управления Московско-Казанской железной дороги. Спектакли имели успех, и возникло намерение построить специальное здание для театра.

Два первых здания

Первое сообщение о театре нашлось в журнале «Театральная Россия» за 1905 год. Он был построен артистом Г. С. Васюченко-Галицким на земле братьев П. А. и С. А. Соколовых. В 1910 году Пермяков построил здание театра, просуществовавшее всего один сезон и сгоревшее.

Третье и самое известное здание (1911 год)

В марте 1911 года П. А. Соколов подал прошение – разрешить строительство в своем имении театра. Новый театр на 500 зрительских мест был открыт 22 мая 1911 года. Строительство нового здания Летнего театра, взамен сгоревшего, малаховское предание связывает с именем Ф. И. Шаляпина: он якобы заключил пари с Соколовым на ведро шампанского, что тот не сумеет построить новое здание менее чем за два месяца. Но здание было построено артелью рязанских плотников за 52 дня. При ремонте театра в 1966 году был найден договор владельца театра с артелью плотников. При досрочном окончании строительства артель получала сверх договора 400 рублей. Спроектировал его профессиональный архитектор Л. Ф. Даукша в характерном для эпохи стиле модерн. Из театральных рецензий современников: «Обширное, очень хорошее для Летнего театра, технически и эстетически оборудованное здание... В Малаховке отличный театр. Красивый, стильный. Его белые колонны так чётко и красиво вырисовываются на зелёной лесной декорации. В нем есть что-то строгое, что-то внушительное».

МЛТ до 1917 года в контексте подмосковных дачных театров

Здание МЛТ было одним из лучших среди дачных летних театров. Зрительный зал театра, сцена и артистические уборные имели электрическое освещение, крайне редкое в те годы в летних театрах, получаемое от специально построенной электростанции. Для удобства зрителей функционировала конная железная дорога – от железнодорожной станции Малаховка до посёлка Новая Малаховка на границе с Удельной; на афишах же всегда указывалось время отхода последнего поезда на Москву. Малаховский театр, среди подмосковных летних театров, находился в исключительно благоприятных условиях. «Это многочисленный контингент публики местной и приезжей» («Москва и окрестности»), следовательно – «крупный бюджет». Великолепно оборудованное здание с электрическим освещением, «наличие в группе больших артистических сил». Это «позволяло театру думать не только об успехе, но и о художественной цельности... И сознательно добиваться органического единства своего лица... И свой стиль в Малаховском театре был найден». В те времена театры не имели постоянных трупп, за исключением императорских театров и некоторых основных столичных. В дачных театрах, как правило, не было и сезонных трупп. Обычно играли два-три случайных артиста и полуактёры из любителей. Характерной особенностью дачных театров являлось исполнение постановки обычно не более одного раза за сезон. Редкая постановка шла два-три раза за сезон или повторялась два или более сезона. При длительности сезона 90 дней и 30 постановках, над пьесой труппа работала в среднем 3 дня и могла провести лишь 2 – 3 репетиции. «Театр в Малаховке, – отмечала пресса, – резко отличается от остальных дачных театров, культивирующих специфичное “дачное” искусство. Он всегда относился к делу серьёзно». В Малаховском театре ведущее место занимали актёры Малого театра. Были артисты и других театров: Александринского, Незлобина, Корша, «Кривое Зеркало». На малаховской сцене пели оперные, как мы сказали бы сегодня, звёзды: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, В. Р. Петров. Малаховский театр сумел осуществить «серьёзный, даже немного тяжеловесный репертуар». Отлично зарекомендовавшей себя драматической труппе Малаховского театра не раз предоставляли право показать своё искусство и в самом стольном граде, например, в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». В журнале «Рампа и жизнь» в 1911 – 1918 годах печатали объявления о проведении спектаклей, гуляний, соревнований. Журнал даже ввел специальную рубрику – «Малаховский театр». Театр давал большие сборы, обычно 2 – 3 тысячи рублей за вечер. Можно с уверенностью сказать, что редкий губернский город имел такой театр, каким являлся летний театр в Малаховке. Спектаклей было более 200. Ставились трагедии и драмы как русских и иностранных классиков, так и современников. Но давали «и бешеный фарс с его пряным весельем, и лёгкую комедию, где смех без горечи и веселья, непритязательная шутка; и грациозную миниатюру; и колоритный гротеск, и старинный водевиль с пением». Для каждой постановки писались декорации. Театром была широко организована реклама. Зрительный зал всегда был полон. Зрители приезжали и из Москвы, и из окрестных поселков, хотя там были свои театры. «Зрители любили свою труппу, труппа любила своих зрителей». В парке «Летний сад» кроме театра и кино-кафе находились: скеттинг-ринг (для катания по асфальту на роликовых коньках), кегельбан (для игры в кегли), бильярд и ресторан. Устраивались гуляния, балы, детские праздники. Во время цветения сирени организовывался «Сиреневый бал», на котором выбирали на текущий сезон «Королеву красоты» – законодательницу предстоящих балов и мод. Наряду с профессиональными в Малаховке продолжались и любительские спектакли. Они шли в помещении гимназии, на кругу в общественном парке «Плоховое», да и на сцене самого Летнего театра. Это было время театрального бума.

Первые годы Советской власти

После 1917 года в Малаховке не стало постоянной труппы. В 1920-е – начале 1930-х здание театра использовалось для гастрольных спектаклей и концертов московских театров и артистов. Инициатором и организатором гастрольных выступлений был Иосиф Иванович Дарьяльский. Труппа Малого театра ставила пьесы Островского, Гоголя, Грибоедова, шли пьесы иностранных классиков, советских драматургов. В гастрольных спектаклях участвовали артисты Малого театра: А. А. Остужев, А. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, А. И. Южин, Е. Д. Турчанинова, П. М. Садовский и другие. Давала спектакли и труппа Московского Художественного театра, проходили гастрольные спектакли оперных театров, Московского театра оперетты. Состоялся ряд концертов артистов Академического Большого театра и других театров.

Предвоенные, военные и послевоенные годы

Помещение Малаховского театра приспособили для показа кино. К сожалению, при реконструкции архитектура здания была нарушена: изменён фасад, широкая деревянная лестница заменена двумя кирпичными, на месте центрального входа выросла кинобудка. В середине 1950-х годов в театре выступал знаменитый джаз-оркестр под управлением Л. О. Утёсова. В послевоенные годы спектакли на сцене МЛТ ставились лишь эпизодически. В 1959 году был поставлен последний спектакль «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки. К этому времени дачные театры почти прекратили свое существование. В 1966 году обильный снегопад разрушил крышу и частично стены. Ремонт здания повлек за собой дальнейшие его изменения: театральный зал окончательно превращается в кинозал. Решением Исполкома Люберецкого горсовета депутатов трудящихся от 6 мая 1975 года здание театра поставлено на государственную охрану. В октябре 1995 года на здании Малаховского театра была установлена мемориальная доска. Она увековечила память о выдающихся артистах, выступавших на малаховской сцене. В настоящее время повреждённая огнём доска хранится в Малаховском музее.

Гибель театра

Но едва минуло 4 года после этого торжественного события, как театр 8 октября 1999 года сгорел. Это было настоящей трагедией для всех малаховских жителей. Но память о Малаховке – «театральной столице Подмосковья» живёт и поныне.



Дарья Давыдова,

заведующий научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)

Комментарии