Станция насосная - ХранителиРодины.рф

Близко познакомиться с историей любого города помогают музеи, особенно если они расположены в необычных старинных сооружениях. Ведь они сохраняют в себе энергетику той эпохи, в которую были построены. Даже простое нахождение в подобных музеях способно подарить незабываемые впечатления. Одним из таких необычных музеев является водонапорная башня в г. Каргат.

Комплекс насосной станции был построен в связи с проводимыми работами по усилению Великой Сибирской железной дороги в 1912 году. Заказчиком выступал Комитет Сибирской железной дороги. Все здания и сооружения построены по типовым проектам, разработанным для Западно-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги.

В 2009 – 2010 года государственным автономным учреждением Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» и администрацией города Каргата проведены работы по реставрации здания для размещения в нем музея истории города.

Насосная станция расположена на территории железнодорожной станции Каргат на расстоянии 340 м от первого железнодорожного пути. Южным фасадом комплекс ориентирован на реку Каргат, откуда осуществлялся забор воды в бак водонапорной башни.

Главное здание насосной станции с водонапорной башней и дымовой трубой ориентировано своим северным фасадом на железнодорожную линию.

Дымовая труба располагается на расстоянии 6,4 м от насосной станции.

Вертикаль дымовой трубы с объемом водонапорной башни, машинного отделения, выполненных в красном кирпиче, составляют ансамбль, который композиционно являлся ведущим среди рядовой застройки станции Каргат и хорошо просматривался со стороны железной дороги, играл активную роль в формировании силуэта поселения. Главное здание насосной станции состоит из двух одноэтажных кирпичных объемов разных по высоте, к которым с южной стороны примыкает двухъярусная водонапорная башня, нижний ярус которой выполнен из красного кирпича, верхний – из бревен, обшитых досками.

Северный прямоугольный объем главного здания был построен в 1912 году, южный объем, расположенный между северным и водонапорной башней – в 1930-е годы.

О разном времени строительства свидетельствуют стилистические особенности и материал стен. Водонапорная башня и северная часть машинного отделения сложены из кирпича размером 260 × 135 × 70 мм, 270 × 130 × 65 мм. Более поздняя часть машинного отделения и перехода в башню сложена из кирпича размером 255 × 120 × 75 мм. Обе части главного здания насосной станции перекрыты двускатными стропильными крышами.

Со стороны западного и восточного фасадов объем главного здания завершен щипцами прямолинейного ломаного абриса. На восточном фасаде устроены два мощных выступа прямоугольной формы со срезанными углами, служившие опорами для вертикальных насосов. На западном фасаде северной части машинного отделения расположены ворота, верхняя часть проема которых остеклена. Проемы ворот и двух высоких окон на северном фасаде – с перемычкой из клинчатого кирпича.

На восточном фасаде средней (более поздней) части здания расположен один оконный проем, на западном – оконный и дверной проемы с лучковым завершением. Декор неоштукатуренных кирпичных стен выполнен в кирпичной пластике, прост и лаконичен. Тектоника стены подчеркивается лопатками по углам, горизонтальными карнизными тягами из лекального кирпича, тягами на уровне окон, перемычками оконных проемов из клинчатого кирпича, выступающих из плоскости стены.

Примыкающая к зданию насосной станции водонапорная башня в плане представляет собой квадрат со срезанными углами, имеет два яруса. Нижний – кирпичный. Толщина стен 120 см. Окна первого яруса на восточном и западном фасадах вертикальные, с арочным завершением, обрамлены архивольтами из клинчатого кирпича. В верхней части кирпичного яруса со стороны северного фасада выступ, опирающийся на консоли. В выступе находится оконный проем круглого очертания.

Консольные выступы стены на южном, восточном и западном фасадах поддерживаются рядом кронштейнов из формованного кирпича. Верхний деревянный, восьмигранный в плане ярус башни представляет собой сруб из окантованных бревен диаметром 25 см. Углы сруба обшиты вертикальными досками. Верхний ярус освещается двумя рядами горизонтальных окон, ориентированных по сторонам света.

Крыша шатровая, невысокая, увенчана светоаэрационным фонарем. Кровля шатра и фонаря металлическая. На северо-западном фасаде башни нивелировочный знак Омского военно-топографического отдела.

В интерьере полы бетонные, кирпичные стены оштукатурены и побелены, сруб внутри не обшит. На верхний ярус башни, где расположен клепаный металлический бак, ведет металлическая с дощатыми проступями лестница, крепящаяся к внутренней грани стены.

На высоте окна консольного выступа на северном фасаде башни расположена лестничная площадка, с которой на уровень смотрового прохода вокруг бака ведет вертикальная лестница. Размеры главного здания в плане: 11,0 × 23,0 м.

Дымовая труба расположена со стороны восточного фасада, в плане – правильный восьмиугольник. Цоколь выложен из гранитных блоков. Нижняя часть трубы – с вертикальными гранями со ступенчатыми цоколем и карнизными тягами. Грани декорированы неглубокими нишами с арочными завершениями из клинчатого кирпича. На восточном фасаде для усиления тяги устроен арочный проем.

Верхняя, большая по высоте, часть трубы имеет сужающиеся кверху наклонные грани. По восточной грани устроена вертикальная металлическая лестница из гнутых стержней, замоноличенных в кирпичную кладку. Завершена труба профилированным фризом и ступенчатым карнизом.

Сохранившийся комплекс зданий и сооружений железнодорожного назначения начала ХХ века, выполненный в кирпичном стиле, – характерный пример архитектуры поздних построек Западно-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги.

Среди экспонатов уникальные книги, выпущенные в 1908-1914 годах, старинные открытки, монеты, почтовые карточки «За ударную укладку арматуры» и «Привет с Волги», выпущенные в 1932 году. Привлекает внимание царская печать в паспорте одного из первых переселенцев Каргата Никифора Болоцкого, поставили её в 1908 году и свадебное платье украшенное кружевом 1913 года Богослововой Марии Леонтьевны.

А так же, привлекают выставки местных нумизматов коллекций старинных монет от Петра I (1682-1725 г.) до Николая II (1894-1917 г.).

В середине – резной стол внушительных размеров. На нём под стеклом уникальная карта-макет Каргата, которую мастер Юрий Сабадаш составил по рассказам старожилов. Здесь видна бывшая Миргородская церковь во имя Святых Захарии и Елизаветы, дома и магазины купцов Мариупольского, Демьянова, Загороднева, Тузова, Винокурова ,Кохмана, Ромбитского, Шмуловича, кондитерские и колбасные производства куца Каспарова и кожевенное производство купца Чертуганова, а так же винные склады, кузница, вокзал, водонапорная башня, скобяная лавка и многое другое производство с 1859 г. – 1928 г.

С 2009 года по 2020 год, музей истории г. Каргата пополнился на 642 экспоната основного фонда и 308 экспонатов вспомогательного фонда. Благодаря жителям нашего города, района и области.

Комментарии