Илья Лаврентьевич Пятов
"Солдат. Педагог. Память", Зимино, Алтайский край
Прошло 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но тема эта актуальна сейчас как никогда, потому что очень важно сохранить для потомков истинные события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли они с собой. Важно не допустить «переписать» военную и послевоенную действительность.
Илья Лаврентьевич Пятов родился в 1918 году в Алтайском крае Топчихинского района, в селе Зимино.
Окончив школу и педагогический техникум города Сталинска, 1 сентября 1938 года юный географ Илья Лаврентьевич проводит свой первый в жизни урок в подростковой школе №23. В те годы он, конечно, еще не знал, что посвятит школе 40 лучших лет своей жизни, отдаст все свои силы и здоровье педагогическому труду, построит 2 новые школы. Но уже тогда он знал, что выбрал нужную профессию.
Через год молодой педагог переведен в Шумиловскую неполную среднюю школу Тогучинского района Новосибирской области. Преподает сначала в младших классах, затем географию в старших классах, а уже с 1941 года назначен завучем школы.
Огромная любовь к профессии учителя, организаторские способности Ильи Лаврентьевича, конечно, не остались незамеченными руководством! Поэтому 25 декабря 1941 года он уже работает завучем и ведет уроки географии в Тогучинской средней школе. Годом ранее встретил свою любовь – коллегу Анну Васильевну Ложникову,
Поженились 24 января 1941 года. Молодые, красивые, они мечтали зажигать светоч знаний в детях, построить большой дом и родить много ребятишек!
Вмиг все планы прервала Великая Отечественная война. Оставляя беременную жену, весной 1942 года, Илья Лаврентьевич строго-настрого наказывает ей, если родится парнишка, назвать Володькой! Владимиром Ильичом! В честь Ленина!
Ему будет суждено вернуться домой живым, пройдя страшные трудности Великой Отечественной, участвуя в Сталинградском сражении. Но тогда он об этом еще не знал! Просто очень надеялся вернуться живым!
315 стрелковая дивизия, куда попал Илья Лаврентьевич, формировалась в городе Барнауле (315 МКСД 62-8ой Гвардейской Армии – Мелитопольская Краснознаменная стрелковая дивизия). Перед началом Сталинградской
битвы её передислоцировали в город Камышин. Телеграфист-морзист 900 отдельного батальона связи 315 дивизии Илья Лаврентьевич Пятов позже вспоминал свое первое боевое крещение: «Стояло сухое лето. Под Сталинградом, в сторону Дона, местность исчерчена балками и холмами. Голая, полупустынная степь. Наш обоз, состоявший из 15 пароконных бричек, на которых было всё имущество телефонистов, а также машины-рации двигался по этой степи-пустыне. Перед остановкой на обед мы наломали в роще, которую проезжали, веток для костра. Замаскировав подводы и машины-рации, спустились в балку и остановились. Все, конечно, обратили внимание, что в небе появился немецкий самолёт-разведчик «Фоке-Вульф», который солдаты между собой называли «рамой». Пролетела эта «рама» над нами и исчезла. Мы особого значения и не придали этому. Молодые ведь, необстрелянные. Кому нужен наш мирный батальон связи? Ошиблись мы крепко. Не успели сварить на кострах обед, как в небе загудело. Налетело не меньше двадцати немецких самолётов и начали нас бомбить и расстреливать из пулемётов. Минут через двадцать от обозов ничего не осталось. Здесь почти в полном составе и полегла наша 315 стрелковая дивизия, не успев окопаться и развернуться для боя. Погибли не только рядовые, но и комдив генерал Князев, наш командир 900 батальона связи старший лейтенант Захаров, командир моего взвода лейтенант Бызов (кстати из Прокопьевского района). Мне повезло, я остался в живых в том бою. Так что чудеса и на войне случаются. Погибли обозы, лошади, сгорели наши небогатые пищей рюкзаки, но главное - остались в неприкосновенности машины-рации. Потом мы на них работали ещё долгое время».
Далее фронтовые будни солдата Ильи Пятова продолжились уже в составе других частей. В Сталинграде освобождали важные объекты (тракторный завод), одно время долго были в окружении, маскировались под местных жителей, работали на объектах населенного пункта Камышино. Тяжелое ранение в 43-ем. Без сознания, его подобрали местные жители. Они же его прятали, лечили и выхаживали. Позже, он не сразу сможет рассказать об этом родным, вспоминая, как лежал, не дыша в подполье дома одной семьи, а над головой скрипели половицы под тяжестью хромовых сапог фашистов, разыскивающих русских солдат.
А домой пришло письмо «Пропал без вести». Но Анна Васильевна не поверила этому страшному известию, как не поверила и второй «похоронке». Не хотелось думать молодой жене, что стала вдовой! Да и некогда ей было жалеть себя. Вскоре, после ухода Ильи Лаврентьевича на фронт родился сын. Володька! Жили они с ребенком в той же школе, где она преподавала в начальных классах. Анна Васильевна вела уроки, а болезненный сынишка, терпеливо ждал «перемен», когда мама могла прийти и покормить его, или поменять пеленки. Часто, оставляя ребенка одного, она пешком за несколько десятков километров шла в город за лекарством малышу. Самой же ей приходилось и дрова заготавливать, чтобы хоть немного нагреть свою комнатку и класс для занятий. Сильная духом, она не верила похоронкам и чувствовала сердцем, что любимый муж жив и что он обязательно к ней вернется. И дождалась! Илья Лаврентьевич вернулся домой…только в 1947 году. Вернулся к мирной жизни, к любимой профессии. Скорее всего, верная Анна Васильевна знала правду, которая заключалась в том, что за патриотизм и любовь к своей Родине, за все тяжести и страдания, перенесенные во время окружения под Сталинградом, Родина «отблагодарила» Илью Лаврентьевича исправительными работами на шахтах Воркутинского угольного бассейна за «нахождение в окружении фашистов», где он прошел путь от горнорабочего до начальника вентиляционного цеха…
После войны, не злопамятный по характеру, Илья Лаврентьевич вернулся к любимому делу - работал завучем Кушеяковской начальной школы, Сидоровской семилетней школы, Костенковской средней школы Новокузнецкого района.
С января 1963 года возглавил Терентьевскую среднюю школу уже в Прокопьевском районе. Хозяйство досталось проблемное, разбросанное. Восемьсот школьников занимались в четырех раздельных зданиях, не было жилья для учителей. Пришлось в первую очередь заниматься перестройкой школьных помещений (была построена кирпичная школа), строить дом для учителей и интернат для учащихся, при этом ни что не должно было влиять на учебно-воспитательную работу!
Плюс учеба на географическом факультете Новосибирского пединститута! Трудностей было немало, но справлялся с ними молодой директор. Шесть лет проработал в Терентьевской школе Илья Лаврентьевич, когда стало «пошаливать» сердце. В районо посочувствовали, пошли навстречу и в 1969 году перевели на «легкий» объект – восьмилетняя школа поселка Плодопитомник. Директором.
Когда Илья Лаврентьевич приехал посмотреть новое место работы, то оказалось, что школа-восьмилетка пока что значится только на бумаге. Учащиеся занимаются в еще менее приспособленном здании, чем когда-то в Терентьевском. Посмотрел Илья Лаврентьевич на более «легкую» работу, засучил рукава и взялся за строительство! Новая, пахнущая краской и строительным материалом, кирпичная школа приветливо распахнула для учеников двери уже 7 ноября 1970 года! А что для этого сделал Илья Лаврентьевич лучше и не вспоминать! Весь строительный материал достать было большой проблемой, да и бригада местных мастеров не облегчали работу, а напротив, добавляла трудностей! И человеком в совхозе он на тот момент был новым! Но тут нужно отметить, что Илья Лаврентьевич очень быстро завоевал уважение директора совхоза - Я.М. Маленкова, коллег по работе, родителей, соседей, односельчан. Да и завоевывать особо ему не пришлось… Ответственность, трудолюбие, выдержка, порядочность, честность, доброта, высокий профессионализм – все это черты характера Ильи Лаврентьевича, которые оценили односельчане! А самая главная особенность – любовь к детям и к своей профессии. Он никогда не стремился к авторитарному руководству, но авторитетом пользовался всегда!
Вот так и пролетели годы! Кроме Владимира, в 1949-ом году у Ильи Лаврентьевича и Анны Васильевны родился сын Иван, в 1951-ом Александр! Каждый стал хорошим специалистом в своих профессиях. По воспоминаниям сына Ивана Ильича Пятова, тактичным и сдержанным он оставался и дома со своими сыновьями:
- Нас могла наказать мама, Анна Васильевна. А вот отец никогда не пользовался «непедагогическими» методами. Всегда находил слова для объяснения.
Что еще хочется добавить мне сегодня? Илья Лаврентьевич Пятов – основатель, известной в районе, педагогической династии! Каждое поколение Пятовых, равняясь на отца, свёкра, дедушку, а в настоящее время уже и на прадедушку дает школам Кузбасса прекрасных педагогов!
Династия Пятовых:
ПЯТОВ ИЛЬЯ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Педагогический стаж 35 лет.
Пятова Анна Васильевна (жена). Педагогический стаж 40 лет.
Пятов Иван Ильич (сын) -13 лет.
Пятова Нина Дмитриевна (сноха) - 42 года.
Пятова Галина Соломоновна (сноха) - 35 лет.
Уфимцева Ольга Владимировна (внучка) - 30 лет.
Тарасова Елена Витальевна (правнучка) - 5 лет.
Демедюк Татьяна Ивановна (внучка) - 13лет.
Нехитрым математическим действием подсчитываем, что педагогический стаж династии Пятовых уже больше двух сот лет!!! Сколько же за эти годы проведено уроков, написано планов, поставлено оценок, прочитано литературы. Сколько переживаний осталось на сердце за учеников, за их поступки и судьбы!!!
Не сосчитать… Но радует то, что эта цифра с каждым годом будет только увеличиваться, а ребятишкам Кемеровской области будут давать знания потомки педагогической династии, основателем которой был – ИЛЬЯ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ ПЯТОВ.
Комментарии