Одна судьба на родной земле - ХранителиРодины.рф

Что значит слово «родина»? Это место на карте, где человек родился, где прошла его жизнь. Для Василия Кузьмича Иванова малой родиной стала небольшая марийская деревенька Средний Шургуял и окрестные места с красивейшей природой и уникальной историей.

Душой и сердцем в родном краю

Что значит слово «родина»? Это место на карте, где человек родился, где прошла его жизнь. - То место, где рос, мужал и выходил в люди. То место, где он пытался найти смысл жизни, где познал дружбу, любовь и … где душой и сердцем остался. Для Василия Кузьмича Иванова малой родиной стала небольшая марийская деревенька Средний Шургуял и окрестные места с красивейшей природой и уникальной историей.

Живописен уголок земли, с которым связана вся жизнь нашего героя. Весной и летом природа цветет радужными красками, благоухает ароматным разнотравьем, угощает ягодами лугов и лесов, успокаивает разноликим пением птиц. Осень же радует своим багряно-золотистым убором, одаривает богатым урожаем в огородах и садах. А зима, накрыв белым одеялом всю землю, дает возможность сельским жителям отдохнуть от насыщенных сезонной работой весенне-осенних дней.

Здесь, вдалеке от городской суеты, ведут свою размеренную жизнь жители деревеньки. Самым старшим и уважаемым из них по праву можно и назвать Иванова Василия Кузьмича, вся жизнь которого связана с этими местами.

Василий Кузьмич родился 12 февраля 1940 года в д. Кочанур Сернурского района. С младенцем на руках его мать переселилась в деревню Средний Шургуял Куженерского района РМЭ, где он и проживает до сих пор.

Отца он не помнит. Рядовой Иванов Кузьма Иванович 1902 г.р. погиб в бою во время Великой Отечественной войны в 1942г. и похоронен в братской могиле № 4 пос. Пржевальский Демидовского района Смоленской области.

Василий Кузьмич хорошо помнит, как волки держали в страхе всех людей. Ему мать рассказывала, что однажды волки загрызли солдата, возвращавшегося с войны. Вот так, оставшись живым на войне, он так и не дошел до дома.

Школьная пора прошла в стенах Ивансолинской основной школы, где он проучился 7 классов. Из его воспоминаний: «… приходилось ходить пешком или ездить на лошади в Сернур, чтобы продать дрова, муку. Тогда мука стоила 20 рубле за один пуд…В воскресенье обычно, прихватив с собой лапти, веревки, бегали в на сернурский рынок. Дорога напрямик была хорошо утоптана. Также носили продавать и веник, топорища, тканое полотно, варежки и много другое.

Придя из школы, помогал делать домашнюю работу, плел лапти, веревки, заготавливал нити для лаптей. Если было скучно, брал с собой работу и бежал к соседям. Собирались со сверстниками в чьем-нибудь ломе. Девушки пряли, вязали, а мы плели лапти.

После войны люди всегда помогали друг другу. Сами делали кирпичи, рамы. За один день 10-20 человек могли поставить дом и закрыть его под крышу. При этом все это делалось бесплатно. Все помогали друг другу…»

С большим уважением вспоминает он о своем земляке Мельникове Андрее Ивановиче, который научил его плотницкому делу, но, к сожалению, прожил всего тридцать три года: «…оставил незабываемую отметину в моей жизни. Превратил меня в мастера плотницкого дела. 8 декабря 1961 г. он проводил меня в армию. Это было последней встречей с ним. Вспоминаю, и на глаза наворачиваются слезы».

До службы в Советской Армии три года успел поработать помощником комбайнера.

О своих армейских годах Василий Кузьмич оставил воспоминания:

«Нельзя не вспомнить солдатское время. Призвался я 8-го декабря 1961-го года. Нас отправили в гор. Калуга – учебную часть. Начал службу при войсковой части. 21.131. с января 1962 года нас перевели в в/часть 33.891. Там мы проходили учёбу по военному профилю. В Калуге нам пришлось побывать в музее Циолковского. Там мы видели 1-ый спутник Земли. Много раз мы побывали в центре города. Рядом с нами проходила железная дорога. В городе шумели трамваи. В бане парили в городе. В караул ходили в город. После завершения учёбы нас отправили в г. Пермь в/часть 75.624. Мы там служили с июня 1962 года по август 1964 г. Хорошо помнится г. Пермь, Верещагино, Бершет и ст. Юг. С августа 1964-го года нас перевели в г. Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле служили 3 месяца. 11-го ноября 1964-го года нас демобилизовали…И вот я опять на родине. 1970 г.»

После службы в Советской Армии закончил Ново-Торъяльское профтехучилище и получил специальность тракториста, с которой прошел всю свою трудовую жизнь. 30 лет проработал он трактористом в колхозе им. Калинина, затем в совхозе «Маяк».

С 1995 по 2001 годы ему доверили работу заведующего пунктом технического обслуживания /ПТО/ в этом же хозяйстве. С 2001 года находится на заслуженном отдыхе. В этом же году получил звание «Ветеран труда», которое заслужил за многолетний добросовестный труд.

Василий Кузьмич, несмотря на возраст, не сидит дома. Почти каждый день выходит пообщаться с земляками. Ему всегда интересно знать, как живет сельхозпредпритие ООО «Агрофирма «Маяк», которое раньше называлось совхоз «Маяк», в котором трудился много лет. Ветеран всегда интересуется жизнью земляков.

Несмотря на трудности, которые пришлось испытать в своей жизни, и тяжелые времена, в которых жила вся наша страна, в том числе и жители окрестных деревень, Василий Кузьмич никогда не сетует о прошедшем времени и не жалеет, что прожил здесь вот уже более восьмидесяти лет.

Деревня Средний Шургуял.

Деревенька Средний Шургуял (местные жители называют её «Коклаял» - деревня между деревнями) расположилась недалеко от центра Шорсолинского сельского поселения деревни Шорсола Куженерского района, между деревнями Ружбеляк и Руду Шургуял Шорсолинского сельского поселения. Эти три деревни объединяет овраг, который, начинаясь возле д. Ружбеляк, тянется до деревни Ивансола к реке Нолька.

Когда-то на месте деревни протекал родник, что не могло не привлечь сюда людей на постоянное место жительства. Первыми поселенцами были предки Ивановых. Земли у первых жителей было немного. В основном, они занимались разведением пчел. Жили, продавая и меняя мед на другие продукты. Расчищали земли в лесу для земледелия.

В 1874 году деревня Средний Шургуял состояла из 8 дворов, в ней проживало 60 человек марийской национальности, в т. ч. 34 мужчины и 26 женщин. В хозяйствах держали 29 лошадей, 29 коров, 46 голов мелкого скота. Деревня была полностью марийской. Каждая семья, в среднем, состояла из 8 человек. Постепенно деревня разрослась до 60 домов.

Жители придерживались христианской православной и языческой веры, были прихожанами Петропавловской церкви села Юледур. В свободное от работы время жители деревни устраивали праздники, игры. В Петров день во всю длину деревни от конца до конца играли в ручеек. В пасхальную неделю качались на качелях, играли с яйцами. В Масленницу делали ледяную горку и катались на жердях. В праздник Шорыкйол играли в игру «Сокыр тага» («слепой баран»), переодевались в одежду, вывернутую наизнанку, закрывали лица и ходили по домам, пели песни и плясали.

На праздники ставили в печку кашу, варили картошку, пекли блины, готовили квас, другие блюда марийской кухни.

Деревню Средний Шургуял прославил уроженец деревни марийский драматург Казанцев Иван Иванович (псевдоним - Ялмарий Йыван), пьесы которого в послевоенное время были поставлены на сцене Марийского национального театра.

Казанцев Иван Иванович (25.09.1920 - 28.05.1984)

В Маргостеатре поставлены его пьесы: «Поро эр» («Доброе утро», 1954); «Пиалым арален моштыман» («Счастье надо беречь», 1956), «Вич йолташ» ( «Пятеро друзей», 1959), «Тул йула» ( «Горит огонек»,1964).

Когда-то многочисленная деревня начала убывать в начале 20 в.. Во второй половине 20 века во время обработки земли на полях между деревнями Средний Шургуял и Руду Шургуял трактористы сталкивались с останками фундамента бывших жилых домов. Скорее всего, жители деревни стали покидать деревню после того, когда в деревне перестал течь родник на северной стороне оврага южнее деревни. Из уст в уста передается легенда о Ведьмином овраге, которая касается этой темы.

Довольно давно и по настоящее время в деревне насчитывается 11 жилых домов. По рассказам жителей – старожилов, связанно со следующей легендой. Эту легенду и пересказал Василий Кузьмич: «В каждом хозяйстве держали разных цветов лошадей, и среди них была очень привлекательная белая кобылица. По ночам лошадей выгуливали на пастбище, а на утро их пригоняли обратно в деревню. Неподалеку от деревни, в овраге поселилась ведьма. Собою она была очень красивой, высокой, стройной, с длинными волосами, только ступни ног были повёрнуты назад. Она стала наведываться в тогда ещё большую деревню. По ночам она каталась на понравившейся ей белой кобылице и пугала людей. Лошадь приходила на утро очень уставшей, загнанной. Жители деревни для того, чтобы наказать её, решили намазать ее дегтем, чтобы поймать её. В ту ночь ведьма прилипла к спине лошади, и лошадь привезла её в деревню. Мужчины сильно побили ведьму Овду. Рассердившись она, превратила деревенский родник в камень, и сказала, что отныне в деревне не будет больше 12 домов. Много раз жители пытались найти родник, но безуспешно. С тех пор овраг южнее деревни стал называться «Овда корем».

В 1930–е годы из деревни Средний Шургуял много семей уехало на жительство в деревню Чирпамаш Русскошойской стороны. В настоящее время в деревне насчитывается 14 домов, но только 11 из них жилые. С постройкой в деревне нового хозяйства другое хозяйство прекращает свое существование. Получается, что предсказание ведьмы Овды из легенды сбывается. Хоть верь, хоть не верь…

После высыхания родника жителям пришлось копать колодцы. Сейчас старожилы помнят о двух колодцах, которые когда-то были еще в конце 20 века.

С колодцами в деревне связана ещё одна история, теперь уже реальная.

Один житель деревни уронил в свой колодец перочинный нож. Через некоторое время, оказавшись на пути домой возле деревни Купсола, захотел пить. Наклонился над родником и увидел свой перочинный нож, который когда то уронил в свой колодец. Получается родник возле д. Купсола раньше сообщался с колодцем в деревне Средний Шургуял, и в глубине земли течение довольно сильное.

Вода в колодцах окрестных деревень находится очень глубоко. Например, в Ружбеляке в одном из колодцев расстояние от поверхности земли до воды в колодце оказалось более 24 метров. Это связано с тем, что в этой местности водоносный слой находится под толстым слоем каменных известковых пород.

Залежами камня богатая земля

Наличие в недрах земли больших залежей природного камня позволило с середины 18 века осуществлять его добычу. До середины 20 века разработки велись вручную. Культуру добычи природного камня принесли в данную местность потомки уральских и пермских горняков, которые обосновались было в несуществующей ныне деревне Памашъял. Они начали добычу и обработку камней, в основном, на производство жерновов для мельниц. Делали также каменные стойки, камни для фундамента и стен домов, печей, корыта и многое другое.

Памашъяльские жернова отличались хорошим качеством, и слава о них распространялась далеко. Охотно скупали их перекупщики, специально приезжающие за ними из окрестных губерний: Казанской, Вологодской, Костромской и Владимирской губерний. Большая часть жерновов продавалась на базаре в Яранске. Этот сорт жернового камня был известен в России под названием "черемисского".

Место, где велась добыча камня, находится в 1 километре северо-восточнее д. Памашъял на обеих сторонах лесного оврага.

Труд был очень тяжелым, которым могли заниматься только крепкие мужчины. Использовались только ручные орудия труда: ломы, железные клинья, топоры, кувалды. Длина штолен, которые долбили вручную, достигала 400-500 метров вглубь земли, ширина 1,5-2 метра, а высота- более 2 метров. Для того, чтобы, потолок не обвалился, на некотором расстоянии ставили столбы. Выдолбив породы до места, где находился качественный каменный слой, делали расширение до 10-15 метров. Освещались штольни лучинами, керосиновыми лампами, фонарями.

Добыча камня велась как открытым, так и закрытым способом, В XIX веке горняки добывали жерновой камень огневым способом. С помощью огня, разводимого над слоем жернового камня, разрушали вышележащий пласт более рыхлого песчаника, который от жары растрескивался и обсыпался. Когда слой жернового камня обнажался, долбили углубления по контуру камня нужного размера, нагревали камень, в углубление заливали воду, и кусок камня приобретал нужные очертания. Грубая обработка жерновов проводилась здесь же – в штольне, затем их выкатывали наружу и окончательно отделывали.

В начале ХХ века, перед Первой мировой войной в каменоломнях начали применять порох. Это облегчило труд людей.

Иногда вес добываемых камней достигал 4 тонн. Для того, чтобы достать камень из земли, приходилось запрягать 6-8 лошадей в специально сделанные для тяжелых грузов сани, телеги. Управление лошадьми доверяли ловким, сильным мужчинам. Ведь не у каждого получалось это делать. Много среди них было раненных, покалеченных и погибших. Мужчины, которые были заняты на добыче камня, жили не долго. В основном, умирали от болезней легких. Многие слепли.

Труд по тем временам хорошо оплачивался. Поэтому, не смотря на тяжелейший труд, туда шли работать, чтобы содержать свои семьи.

После Октябрьской революции промысел стал постепенно затухать. Последнюю пару жерновов здесь добыли в 50-е годы прошлого века, который из-за этого нередко называли "каменным".

Вот такие жернова делали в каменном карьере.

И Василию Кузьмичу довелось поработать в каменных штольнях. Тогда камень добывали для строительства сернурской дороги, а жители окрестных деревень для своей необходимости: «1956 год. Зима. Я вместе с жителем моей деревни Средний Шургуял Сергеем Васильевичем Казанцевым во время учебы в Ивансолинской школе, во время каникул ходил в старый Памашьяльский карьер помощником… Туда ходили по пешеходной тропинке на расстояние в 7 километров… Под слоем земли начинался каменный слой толщиной 50 сантиметров и больше. До следующего каменного слоя расстояние было только 1 метр 10 сантиметров. По мере вытаскивания камня между ними часто ставили подпорки из сосновых бревен для того, чтобы камни не обваливались. До места работы в глубине земли было 5-7 метров. Вот так между двумя слоями камней почти на четвереньках вытаскивали камни и складывали в штабель снаружи. За 1 день вытаскивали 4 кубометра камней. За такую тяжелую работу и платили хорошо. За две недели работы мне тоже заплатили 86 рублей. Я был очень рад этим деньгам, на которые купил телогрейку, летние брезентовые туфли, брюки, две рубахи, одну пару лыж. Деньги даже остались…

Коклаялец Казанцев, с которым я ходил работать, из старопамашъяльского карьера на обратном пути тащил на себе трехметровые бревна 20-22 сантиметра толщиной. Так он перенес до своего дома 40 бревен на своих плечах. Я думаю, такой тяжелый груз поднимать на гору и перенести через такое большое расстояние было очень тяжело. Это был очень сильный человек. Так за лето он наготовил материал для бани, строить которую и я помогал. Печку он сам сложил. Рассказывал, что после того, как была готова баня, в ней полдня мылся. Раньше у него бани не было… Было ему тогда 26 лет. Его родители тоже бедно жили.»

Урочище «Нолькин камень»

С целью сохранить исторические места территория разработки камня выделена в урочище «Нолькин камень», которое входит в природный заказник «Горное заделье», образованный в 1997 г.

Урочище «Нолькин камень» относится к уникальным геологическим объектам России, информация о котором отражена на сайте http://www.geomem.ru/Nolkin-Kamen urochishche:

«Перечень основных объектов охраны: Каменоломни долины реки Нольки.

Краткое описание геологического памятника природы «Нолькин Камень» (урочище): Урочище «Нолькинский камень» представляет собой огромный, тянущийся на многие километры, глубокий овраг у поселка Горняк. Главная и самая известная «изюминка» урочища - старинные подземные каменоломни, в которых много лет назад добывали жерновой камень. Штольни изучены спелеологами, ходы некоторых из них вгрызаются в толщу каменной горы на расстояние до 300 метров. Даже самым жарким летом в пещерах можно обнаружить удивительные по красоте и размерам ледяные сталактиты и сталагмиты. Отдельные штольни неплохо сохранились, но каменные коридоры, в основном, достаточно узкие и извилистые, воздух в них застоявшийся, своды могут обрушиться».

Сегодня каменоломни заброшены, заросли лесом. Некоторые штольни обвалились, входы в другие скрывает густой кустарник.

Посмотреть на уникальные места каждый год сюда стекаются туристы из Марий Эл и из других регионов России.

Для обзора доступно несколько десятков штолен в основном на левом берегу Нольки. Входы в них зияют черными провалами, над некоторыми выцарапаны кресты – вероятно так горняки пытались защитить свои «заделья» от нечистой силы. По-видимому, они принадлежали русским крестьянам - христианам, а штольни без крестов – марийцам, поклоняющимся своим древним богам.

Природный заказник «Горное заделье»

Популярное в настоящее время у туристов урочище «Нолькин камень» находится на территории природного заказника «Горное заделье».

Заказник Горное Заделье организован постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.03.1997 № 64 "О создании государственного природного комплексного заказника республиканского значения "Горное Заделье".

Государственный природный комплексный заказник "Горное Заделье" образован с целью охраны памятника народных промыслов (изготовление мельничных жерновов), геологического и ботанического памятника природы "Нолькин камень", сохранения редких видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Марий Эл, а так же для сохранения в естественном состоянии ценных природных ландшафтов и древних геологических образований урочища «Нолькин камень».

Заказник имеет важное средообразующее, природоохранное, научное и просветительское значение.

Заказник образован на бессрочный период, является комплексным, республиканского значения. Объявление территории государственным природным заказником не влечет за собой изъятие у прежних владельцев лесного фонда занимаемых ими земельных участков.

Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Куженерское лесничество" и ООО «агрофирма «Маяк», на землях которых расположен заказник, обязаны соблюдать установленный режим охраны.

Государственный природный заказник республиканского значения «Горное Заделье» расположен на востоке Куженерского района по границе с Сернурским районом, в верхнем течении реки Нольки, на землях лесного фонда.

Рельеф заказника представлен участком максимального возвышения Марийско-Вятского увала, прорезанного глубокой и узкой долиной реки Нолька. Общая площадь заказника – 562 га.

Только здесь в Марий Эл встречаются редкие, занесенные в Красную книгу растения – орхидея калипсо, дикая лилия – царские кудри, уникальные виды папоротников. Встречается здесь и легендарная северная орхидея – венерин башмачок, который в древности называли "амулетом амазонок". Его довольно крупные цветки по форме напоминают туфельку или башмачок. Впрочем, даже в нецветущем состоянии это удивительное растение обращает на себя внимание изяществом и изысканностью. (https://promariel.ru/oopt/zakaznik/prirodnyj-zakaznik-gornoe-zadelye.html).

Река Нолька и истоки других рек на территории поселения

Наличие каменных пород близко к поверхности земли связано с возвышением данной местности относительно уровня моря.

Через марийский край проходит Вятский увал. Его возвышенности для здешних равнинных мест кажутся настоящими горами. Наряду с Волжским, Моркинским, Сернурским районами хребет увала проходит и по территории Куженерского района.

Огромные холмы и лесистые горы несут много интересного. Здесь берут начало многие реки, начинаясь со скромных многочисленных родников.

На территории Шорсолинского сельского поселения начинают свой путь четыре реки: Нолька (1) на территории исчезнувшей д. Памашьял, Лаж (2) возле д. Ляжвершина, Шойка (3) в д. Памашнур, Салтачка (4) в д. Соловьи.

Исток реки Нолька в память о деревне Памашьял.

Река Нолька, на берегу которой располагались штольни, берет начало в несуществующей сейчас деревне Памашьял, от названия которой пошло название места добычи природного камня – Памашъяльская каменная гора. А сейчас северо-восточнее урочища «Нолькин камень» на территории Сернурского района работает акционерное общество «Памашъяльский каменный карьер», которое добывает камень карьерным механизированным способом.

Памашъял в переводе с марийского означает "родниковая деревня". Деревня была расположена на Вятских увалах. В 1,5 км на восток от бывшей деревни расположен один самых высоких холмов Вятского увала, наиболее высоких точек Республики Марий Эл. Его высота равна 256 м над уровнем моря. Сейчас на месте деревни бьют два ключа, в которых течет очень чистая и вкусная вода.

Деревня Памашъял находилась в 4 км от центра сельской администрации, деревни Шорсола, в западном направлении. Она возникла в середине XVIII века и относилась к Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии. По сохранившемуся преданию, основателями деревни были жители из города Хлынова (так до 1780 года назывался город Вятка, сейчас Киров).

Среди новых поселенцев были потомки уральских и пермских горняков, которые начали добычу и обработку камней, в основном, на производство жерновов для мельниц.

В 1859 году деревня Памашъял была казенным починком, в котором было 16 дворов, 168 жителей. Относилась к Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии.

В 1874 году в деревне было уже 50 дворов, где проживало 145 человек мужского пола и 173 — женского пола по национальности русские. Жители содержали 92 лошади, 203 коровы, 405 голов мелкого скота (овец, свиней, коз).

Сначала крестьянский труд был полностью ручным с использованием самодельных орудий труда. Первая конная молотилка и конная жатка появились в 1910 году у И.Н. Гребнева.

Памятна история деревни и тем, что в ней с 1903г. жила А.М. Кострикова, сестра Сергея Мироновича Кирова, которая обучала жителей грамоте.

Здесь с давних времен в небольших поселениях жили марийцы. Одну часть деревни назвали Верхним Памашъялом, другую — Нижним Памашъялом, а вскоре рядом марийцы создали свою деревню Мари- Памашъял.

25 марта 1958 года три деревни (Нижний Памашъял, Верхний Памашъял и Мари-Памашъял) были объединены в одну деревню под общим названием Памашъял, а колхоз назвали "Новая жизнь". Тогда же построили типовые свинарник, коровник, конюшню, картофелехранилище, запрудили пруд, соорудили плотину, построили клуб.

Однако с укрупнением колхозов деревня оказалась вдали от центров общественной жизни. В 1968 году колхоз "Новая жизнь" присоединили к совхозу "Куженерский", а памашъяльские земли передали совхозу "Маяк". В 1969 году была закрыта Памашъяльская начальная школа. Дети стали учиться в Куженерской средней школе. К 1973 году, к моменту открытия Шорсолинского сельского Совета, в деревне Памашъял было 30 хозяйств. За 10 последующих лет деревня распалась. Последними в 1983 году уехали семьи А.Н. Михеева и И.С. Зверевой.

Деревня исключена из учетных данных в 1982 году.

В память о своей родной деревне жители поставили памятник на каменной стойке-жернове, который стоит на восточном склоне оврага возле родника, левее дороги, ведущей в п. Куженер.

Так, дав жизнь деревне, родники до сих пор остаются свидетелями рождения и смерти деревни с красивым названием Памашъял. Они и сейчас являются начальной точкой реки Нолька, дальнейший путь которой проходит в низине леса, знаменитого своими «каменными» залежами в составе урочища «Нолькин камень» и природного заказника «Горное заделье».

В летнее и сухое время года течение воды в русле реки Нолька замедляется. Свою силу река продолжает набирать из многочисленных родников в низине леса недалеко от деревень Руду Шургуял, Купсола. Раньше её сил хватало для того, чтобы крутить жернова водяных мельниц, которые еще столетие назад мололи муку для жителей всех окрестных деревень.

А вот об этом хочется рассказать подробнее…

Водяные мельницы на реке Нолька.

Начав своё русло с родников деревни Памашъял, река Нолька набирает свою силу в низине леса из родников недалеко от деревень Руду Шургуял, Купсола. Раньше силы течения реки хватало для того, чтобы крутить жернова водяных мельниц - Озейка (Ози вакш - мельница богача Ози) и Канай вакш (мельница, которой владел Канай). Молоть зерно сюда приходили жители всех окрестных деревень.

Мельница Ози Ваш находилась севернее деревни Руду Шургуял. Любитель-краевед, заведующая Ивансолинской сельской библиотекой, Губина Галина Иосифовна оставила бесценную информацию о ней, включая схему этой водяной мельницы. Вот выписка из альбома Галины Иосифовны:

«Ози вакш.

В начале 18 века, один мужик из деревни Большая Коклала Сернурского района по имени Ози, облюбовал место на реке Нольке, и построил Водяную мельницу. Он был богатым человеком. Он нанял на мельницу работником Шагаеву Опреньку. Ему это местность понравилась, и он первый построил дом в этой местности. Сейчас это деревня называется Купсола. Мельница работала, доход шел в деревню Б-Коклала хозяину Ози. Так и назвали эту водяную мельницу Ози вакш в честь хозяина. Колесо у этой мельницы было верхнебойное, вода падала сверху, на реке ставили запруду (плотину). Эту запруду каждый год смывало весной и летом, когда был сильный дождь, и каждый раз приходилось прудить воду заново. Работали на лошадях, т.е. возили землю, камни, арматуру из хвороста и сучьев. Продолжительное время на этой мельнице работал Петухов Николай Егорович, Степан Иванович Аблинов. Сначала мельница принадлежала частникам, некоторое время после образования колхоза в 31-32 годы хозяевами были Шургуяльцы, в то время мельником работал Аблинов Семен. В 1950-1953 гг. заведующим мельницей был Иванов Андрей Кузьмич из деревни Ср. Шургуял. С 1954 года работал Петухов Николай Егорович. В 1964 году здание мельницы было, но уже не работало». (Из альбамов Губиной Галины Иосифовны).

Наш герой Василий Кузьмич также поделился своими воспоминаниями о работе на мельнице:

«Во время учебы в 5-6 классах Ивансолинской школы часто приходилось работать на водяной мельнице Озейке (так называли мельницу, которая раньше принадлежала богачу Ози) во время заготовки фуража для колхозной скотины. В то время мельником там работал мой брат Андрей Кузьмич. Зимой после уроков приходилось работать вместо него до 10 часов ночи. Работали при свете фонарей. Тогда электрического света ещё не было».

Народ сложил такую легенду: «Поднялись на высокую гору три девицы – три сестры-реки Немда, Лаж и Нолька, и заспорили: кому куда избрать путь - дорогу? Каждой охота пойти подальше. Затем решили: поспать ночку на горе, утро вечера мудренее, и та, кто раньше проснется, изберет путь по выбору. Поднялась раньше света Немда и направилась прямо на север. Затем проснулась река Лаж, побежала сначала на восток, затем круто повернула на север, догонять Немду. Наша Нолька несколько опоздала. Захотелось ей так же на восток, в сторону утреннего солнца, но дорога перерезана Лажем и отступилась: «Зачем мне слава, была бы от меня народу польза» . И верно же, сколько здесь мельниц народ понастроил, как широки здесь луга сочные, как часты здесь деревни в садах и птицы даже не улетают из этого края».

Справка из Википедии: «Нолька — река в России, протекает в Куженерском и Сернурском районах Республики Марий Эл. Устье реки находится в 56 км по левому берегу реки Лаж. Длина реки составляет 13 км.

Исток реки обозначен на картах у деревни Помашъял в 6 км к северо-востоку от посёлка Куженер, однако в верховьях река имеет пересохшее русло, реальный водоток начинается от деревни Иван-Сола. Река течёт на восток, протекает деревни Верхний Нольдур и Нижний Нольдур, впадает в Лаж у деревень Средний Торешкюбар и Большой Торешкюбар».

Вот так, начинаясь в несуществующей ныне деревне Памашьял, река Нолька впадает в реку Лаж, с которой связано так много интересного….

Река Лаж и деревня в её честь

Исток реки Лаж находится юго-восточнее д. Ляжвершина на территории Шорсолинского сельского поселения. Здесь из-под земли вытекает много подземных родников, из которых и берет начало река Лаж, воды которой вливаются, проходя по руслам более крупных рек, в Каспийское море. Раньше, по рассказам Смирнова Юрия Григорьевича, жителя д. Шорсола, ключи били еще выше. Это он помнит со слов своей матери. Возможно, и сейчас их воды питают плотину не вдалеке от деревни. В этом искусственном водоеме жители окрестных деревень ловят рыбу, приезжают отдохнуть, насладиться красотой окружающей природы.

Спустившись на берег оврага восточнее деревни Ляжвершина, каждый, кто хочет насладиться студеной родниковой водой, видит редкостную картину: почти все деревья вдоль берега оврага будто скошены гигантской косой и лежат, перекрывая течение воды вдоль и поперек. … Здесь обосновалось царство бобров. Всюду лежат поваленные деревья, которые бобры использовали как основу своих домов-плотин. Благодаря их стараниям некоторые родники оказались под водой «рукотворных» творений этих водных животных.

Справка из Википедии: «Лаж — река в Республике Марий Эл и Кировской области, правый приток Немды (бассейн Волги). Устье реки находится в 73 км по правому берегу реки Немда. Длина реки составляет 73 км, площадь водосборного бассейна 1140 км. Высота устья — 94 м. над уровнем моря. Система водного объекта: Немда → Пижма → Вятка → Кама → Волга →Каспийское море».

Река Лаж дала название не только деревне Ляжвершине (на марийском языке «Лажмучаш» - исток Лаж), входящей в состав Шорсолинского сельского поселения, но и другим деревням других поселений: Ляждур, Лажъял.

Деревня Ляжвершина (Лажмучаш, Платоновский Ляждур)

Деревня Ляжвершина находится в 2 км юго-восточнее центра сельской администрации, деревни Шорсола. Деревня появилась в XVIII веке. Её название произошло от протекающей рядом реки Лаж.

Первыми здесь поселились марийцы. Скорее всего, они пришли с северной стороны. Об этом говорит сходство с обычаями, обрядами, одеждой, говором, песнями и плясками населения северо-восточных районов Республики Марий Эл. История многих семей также связана с предками, преимущественно, из этих районов.

На западном конце Ляжвершины поселились русские. По воспоминаниям старожилов, Платон Чегаев за большой медный котел уговорил марийцев поселиться рядом с ними. Русский конец деревни назывался Платоново, Платоненки, Платон кашак или Руш мучаш (русский конец).

Деревня относилась к Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Жители являлись прихожанами Петропавловской церкви села Юледур. Вероисповедание было языческим и христианским, которое сохранилось до сих пор.

В 1859 году деревня была казенным починком, в котором было 11 дворов, проживало 92 жителя: 42 мужчины и 50 женщин. Пахотные земли и угодья создавались путем вырубки лесов, их остатки сохранились до 50-х годов XX столетия.

В 1902 г. в Ляжвершине была открыта Ляжвершиская начальная школа. До 1910г. она размещалась в доме В.П. Комелина в д. Комелино. В 1910 г. было построено новое здание с 4 классами и кухней на левом берегу р. Лаж между Комелиным и д. Ляжвершиной.

С началом коллективизации был создан Ляжвершинский сельский совет. Возглавил его Ф.И. Смирнов.

В 1933г. был образован колхоз «Дружба». В 1953г. он укрупнился. В него вошли ещё два колхоза. В 1970г. колхоз «Дружба» вошел в состав совхоза «Маяк».

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 35 человек, не вернулись 19 человек.

В 1968 году в деревне закрыли медпункт, клуб и магазин, в 1977 году — школу.

На 1 января 2017 года в деревне по прописке проживало 15 жителей. Сейчас в деревне осталось только четыре жилых дома.

Возможно, именно наличие школы и сыграло огромную роль в том, что многие уроженцы деревни оставили заметный след в истории не только своего Куженерского района, но и Республики Марий Эл.

Хлебников Евгений Афанасьевич (7.10.1939-14.02.12),

ветеран труда, кандидат филологических наук, краевед, автор книги «Кужеҥер кундем»

Горинов Трофим Иосифович (13.08.1926 - 24.11.2004),

видный политический и общественный деятель, председатель Совета Министров Марийской АССР (1964 – 1976)

Горинов Андрей Иосифович (20.091940 – 05.05.2000),

журналист, поэт, автор 6 поэтических сборников: «Кумыл нолтмаш» (1969), «Колятуш» (1978), «Рабочий день» (1980), «Канде муро» (1990), Маска орын» (1995), Кечан кугорно».

Хлебников Геннадий Афанасьевич (род.5.08.1937),

учитель с 42-летним стажем, автор книги «Дом родной».

После коллективизации в 1929-1930 гг. на базе Ляжвершинского сельсовета образовались колхозы (такая она была большая): колхоз «Борец» (д. Нагорино), колхоз «Дружба» (д. Ляжвершина), «Искра» (д. Комелино), «Победитель» (д. Мари Лажмучаш). В дальнейшем часть из них вошла в состав колхоза «Дружба».

Колхозно-совхозная жизнь на территории шорсолинской земли

В 1970 г. колхоз «Дружба» вошел во вновь образованный совхоз «Маяк». Туда же влился и колхоз имени Калинина (образован в середине 20 века из колхозов «Нолька» и «Марий коммуна» (деревни Ружбеляк, Средний Шургуял, Руду Шургуял), в котором до этого трудился Василий Кузьмич. О своей работе в колхозе и совхозе он оставил воспоминания:

«В колхозе «Марий коммуна» полевые работы выполняли вручную, с помощью лошадей и быков. Лошадей тогда не хватало. Хороших лошадей отправили на фронт охранять Отчизну. Выручали быки, которые в ту пору заменяли лошадей. Помню, из других деревень через нашу деревню в заготзерно села Токтайбеляк возили на быках зерно.

Озимь выходила дружно, густо. Сорняков в поле не было. Тогда и погода была самой настоящей летней. Грозовой дождь пройдет. Солнце выглядывало, снова становилось жарко.

…Уборку начинали уже в июле. Срезали зерно серпами и связывали. После их просушки складывали в кучи вдоль дороги.

…Прошло прекрасное летнее время. Пришла осенняя пора. 27 октября 1947 года. В колхозе «Марий коммуна» пришло время подведения итогов колхозного труда. На колхозном дворе собралось много людей.Посередине в двух больших котлах варится еда. Недалеко от кухни приготовлены четыре длинных стола. Вокруг стола стоят скамейки. Немного времени спустя, пришел председатель колхоза Михеев Степан Иванович. Занял свое место и счетовод, которым тогда старательно работал житель деревни Шургуял Иванов Алексей Ильич, который в будущем много лет трудился на этой работе в колхозе имени Калинина… Немного времени спустя, началось обсуждение. Взял слово председатель. Он очень подробно и ясно рассказал об итогах работы колхоза. После него выступило еще много колхозников. После выступления каждого присутствующие дружно аплодировали… по окончании собрания начался праздник. Женщины накрыли стол. На столе какой только еды не было! Много тарелок с мясом, стопки блинов, эгерче (марийские пресные лепешки), салма муно (марийский омлет), туара (марийская разновидность сырника), зерновые ватрушки, нöшмо перемеч (конопляные ватрушки), пироги со свеклой, картошкой, катлама (конопляные лепешки),яблоки, семечки, орехи, помидоры. На каждом столе в самоварах закипает вода. Тогда чай в самоварах кипятили с помощью древесных углей… Вот так начался праздник в честь завершения полевых работ. Колхозники едят, песни поют, пляшут, шутят. Весь народ радуется празднику. Матвей Михайлович Петухов украшает праздник игро на гармони. Никто не кричит, не ругается… Начало смеркаться, народ потихоньку разошелся. И мы с матерью домой вернулись. Так и я увидел, как дружно справляют праздник колхозники, и узнал, как они работают».

Из воспоминаний: «Во время работы в колхозе имени Калинина зимой и весной приходилось работать и в лесу. Пилил вместе с колхозниками лес ручной пилой, которую называли пила «Дружба». На заготовке леса работали в разных местах района… Хочется отдельно рассказать об Аблинове Николае Семеновиче. При Юледурской МТС он работал учетчиком в тракторной бригаде. После работы вечером. Работал бригадиром в колхозе имени Калинина. Не оставил в стороне и работу пастуха и лесоруба. Всегда был с народом. Помню, после работы вечером рассказывал нам о своем фронтовом пути. У некоторых даже наворачивались слезы».

Об условиях, в которых приходилось работать трактористам, он рассказывает: «Максимальная скорость тракторов была 24 км/ч. Печками они не были оборудованы. В кабинах было холодно. Весной готовились к весенне-полевым работам. В посевное время работали сутками. Позднее перешли на двухсменную работу. Работали без выходных. Я помню всех, кто вместе со мной работал. Годы прошли, а память осталась».

Где бы ни работал Василий Кузьмич, к работе он относился добросовестно, со знанием своего механизаторского дела передавал свой опыт подрастающему поколению. На пенсию он ушел с должности заведующего пунктом технического обслуживания совхоза «Маяк», образованного в 1970 г. У этого хозяйства были свои взлеты и падения. Но …это уже другая история.

Малая родина ветерана – частичка Шорсолинской земли

В народе территорию Шорсолинского сельского поселения называют Шорсола кундем (Шорсолинская сторона), где в семи деревнях живет немногим менее восьмисот жителей.

Справка из истории: Шорсолинский Сельский Совет образован в 1973 году. Первым председателем сельсовета был Виталий Арефьевич Хлебников, он на этой должности проработал 5 лет. Далее его сменили Лидия Петровна Иванова, Иван Кириллович Иванов, Василий Александрович Милютин, Маргарита Александровна Ильина, Рябчиков Валерий Владимирович, Фаина Гизатовна Милютина, Барабанщиков Олег Романович, Лебедева Галина Арсентиевна, Дмитриев Иван Васильевич. С конца 2019 года работает Завьялова Лилиана Геннадьевна.

На территории поселения расположены семь деревень: Шорсола, Ружбеляк, Средний Шургуял, Руду Шургуял, Ляжвершина, Памашнур, Соловьи. Соловьи - самая малочисленные и отдаленная деревня, затерялась в глуши лесов. В настоящее время там сохранилось 5 домов, где в основном живут пенсионеры. За последние тридцать лет исключены из административно-территориального деления деревни Новоселово, Пайгиш, Памашъял.

Центр – деревня Шорсола, находящаяся в 18 км от поселка Куженер в юго-восточном направлении. Прежде она значилась, как казенный починок Ирмучашской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Этот починок основал крестьянин по имени Пигеладин. Рядом с починком протекала река Лаж, недалеко были родники, отсюда и название деревни, слово «шор» в переводе с марийского означает «вода», слово «сола»- деревня. До образования Куженерского района(1935г.) деревня входила в Ляж-вершинский сельсовет.

1 сентября 1977 года была открыта школа. Первым директором стал заслуженный учитель РМЭ, отличник просвещения РФ Ильин А.И., его заместителем Иванова К.И. На удобном месте разместился фельдшерско-акушерский пункт, долгое время заведующей была Осинина З.Н.. Именно под ее руководством Шорсолинский медпункт 2007 году получил президентский Грант в 100 тысяч рублей.

Шорсолинская земля прекрасна зелеными лесами, разноцветными благоухающими лугами, чистой родниковой водой. Украшают нашу землю люди, известные и неизвестные, с любовью относящиеся к своему делу, Многих из них знают в Республике Марий Эл и даже за её пределами.

Кроме названных выше, прославили наш край известные многим наши земляки. Уроженка деревни Ружбеляк Харитонова Ольга Федотовна, обладатель званий «Заслуженный артист Республики Марий Эл» (1995 г.), «Народный артист Республики Марий Эл» (2000 г.), которая всю жизнь радовала зрителей на сцене республиканского Марийского национального театра имени Шкетана. Выпускник Шорсолинской средней школы Яндимиров Максим Миронович удостоен звания «Заслуженный артист России» (1999 г.). Он играл на сцене московского театра Спесивцева. Уроженец деревни Шорсола Иванов Петр Иванович (псевдоним Петр Шорский) известен как писатель и журналист.

Орденами и медалями был отмечен труд многих ветеранов сельскохозяйственного труда: Васильевой О. И., Борисовой А.Т., Исакова Г.Г., Иванова А.С. Петухова А. П.; Морозова В. Н, Исаковой Ф.Е. и многих других. Звания ветеран труда удостоен и наш герой Иванов Василий Кузьмич.

Заключение

Невозможно найти земли такой, где не памятен свой герой. Таким для земляков является Иванов Василий Кузьмич - герой своей земли, на которого можно равняться. Герой, жизнь которого вдохновляет земляков жить и трудиться на своей родной земле. Герой, который с любовью вспоминает о прожитых годах, испытавший на себе все тяготы деревенской жизни. Несмотря ни на что, у него не было и мысли, что где-то есть другой более богатый край с легкой жизнью.

Василий Кузьмич делится своими воспоминаниями с земляками. В Шорсолинской сельской библиотеке оформлена папка. Они печатались и на страницах районной газеты «Заря», в социальной сети в Контакте.

Говорят, мать не выбирают. Для каждого из нас, жителей деревень Шорсолинского поселения, матерью-родиной стала жизнь шорсолинского края, наполненного жизненной энергией людей, жизнь которых вдохновляет любить свой край и делать все, для того, чтобы он жил и развивался. В каждой из семи деревень есть люди, общение с которыми рождает чувство гордости за свою родную землю.

Комментарии