Ленский государственный историко-архитектурный музей заповедник "Дружба"
На реке Лена-заповедный музей "Дружба", Огородтах, Республика Саха (Якутия)
Историко-архитектурный ансамбль под открытым небом был основан по инициативе народного писателя Якутии Суоруна Омоллона. Он расположен на месте бывшего Ленского острога (Якутска). Через острог проезжали известные первооткрыватели, среди которых были Семен Дежнев, Иван Москвитин, Ерофей Хабаров. В центре музея под открытым небом находится копия Спасской церкви Зашиверского острога.
Вокруг церкви расположены образцы деревянного зодчества народов, населяющих Якутию. В музее хранятся многочисленные экспонаты, рассказывающие о культуре коренных народов Севера Якутии. Впечатляет коллекция деревянных сосудов для кумыса (чоронов), выставка национальной одежды якутов 19-20-х веков, а также старинные украшения, якутские седла и захоронения, перенесенные из разных мест на территорию музея. Кроме того, в собрании музея много картин.
Первым на нашем пути предстает Балаган — зимнее жилище якутов. Старинное четырехугольное жилище якутов возводилось довольно быстро из наклоненных жердей или тонких бревен, опирающихся на столбовую каркасную основу. Восемь опорных столбов связывались между собой каркасом из толстых бревен. Посередине балагана устанавливались самые крепкие столбы. Все это перекрывалось настилом из тонких бревен, на который сверху набрасывали землю.
Стены обмазывались глиной, смешанной с навозом. Полом служил утрамбованный песок. Выход делали в сторону восхода солнца на Восток. Западная сторона считалась вместилищем злых духов, откуда шли болезни, холод и другие напасти. Поэтому жилища якутов с этой стороны прикрывалось опушкой леса или какими-то другими естественными преградами, действительно защищавшими балаган от зимних ветров. Окна были маленькими и прикрывались натянутым бычьим пузырем или куском льда.
Очаг в виде камелька устанавливался с правой стороны от входа. Будучи источником тепла и средством приготовления пищи, камелек являлся своеобразным центром дома. Возле него совершались праздничные церемонии.
Вдоль стен располагались нары (орон), которые делились на почетные, предназначенные для хозяев (дархан олон занимал хозяин дома), и второстепенные, для остальных членов семьи. Самыми худшими нарами считались те, что располагались за камельком. На них спали младшие родственники или слуги. Ороны одновременно служили и спальными местами, и скамьями. Они отгораживались занавесями. Под потолком были специальные полки, на которых укладывали необходимую утварь. На специальных крючьях
развешивали оружие, орудия охоты и другие снасти. Обычно с северной стороны пристраивался хлев (хотон).
Устройства камелька простое: полукругом наклонно ставились лиственничные или сосновые жерди, образуя внизу полутрубу, сверху – дымовую трубу, выходящую из крыши. Снаружи жерди обмазывались коровьим пометом с глиной, внутри чистой глиной. Основание плотно набивалось глиной, дрова на него клали в стоячем положении для лучшего возгорания.
Ураса – древнее летнее жилище якутов, коническое сооружение, состоящее из наклонных длинных жердей расположенных по кругу, скрепленных в средней части поясом из тонких бревен покоящихся на вертикальных столбах и перекрытых сшитыми кусками специально обработанной бересты. В верхней части оставляли круглое отверстие для дымохода и освещения. Это было просторное, хорошо проветриваемое жилище. Оно устанавливалось около воды в конце мая. Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда. Очаг традиционно располагался в центре. Покрывавшая стены береста изысканно украшалась резным орнаментом и вышивалась конским волосом.
По этнографическим сведениям, ураса вышла из обихода в конце 19-ого века. Поэтому основная масса населения имела летние балаганы, отличающиеся от зимних только толщиной стен. А мы следуем дальше, к уже виднеющемуся кораблю — это реконструированный Коч казаков-первопроходцев, поморское деревянное судно. Делались кочи из сухих сосновых бревен, упругих и гибких, стойких при сжатии льдом. В длину судно достигало 18-19 м, в ширину 4-4,5м, поднимало до 2 тысяч пудов груза. Для управления судном достаточно было 10-15 человек, кроме экипажа, коч мог перевозить от 30 до 50 пассажиров. Ходили кочи под
большим холщовым парусом, 13 м в высоту и 8-8,5 м в ширину. Парусом управляли при помощи веревок — дрогов (фалов), вожжей (шкотов), буглин и др. В носовой части при помощи ног (вантов) укреплялась высокая мачта — шегла, а на корме имелось рулевое управление, состоящее из сопца (руля) и двух веревок, идущих от концов дуги к большому колесу с "железными
веретенами" — штурвалу. А оснащение коча входило несколько железных якорей и якорные канаты — шеймы. На палубе в кормовой части помещалась "казенка" — каюта. Экипаж размещался под палубой, в отсеках —"заборницах". Крупным недостатком коча на море являлось отсутствие оснащения, позволяющего плавать при встречном ветре. Незначительная осадка в полном грузу немногим меньше сажени (сажень — 213,36 см) позволяла кочу проходить по мелководью. При попутном ветре на море деревянному суденышку удавалось проплывать до 200-250 км в сутки, то есть за короткую северную навигацию можно было совершать весьма длительные
походы. Если случалось, что коч застревал во льдах, то благодаря этой своеобразной круглой форме подводной части при большом напоре льдов его выжимало на поверхность, и вместе со льдами поморы дрейфовали долгие полярные месяцы.
Именно на таком коче покорял студеные моря знаменитый землепроходец, мореплаватель и казачий атаман Семён Иванович Дежнев. На таком судне в 1648 году Дежнев прошел весь нынешний Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии, на 80 лет раньше, чем сам Витус Беринг. С Якутским острогом Дежнева тоже связывает немало, и в Соттинцах об этом помнят.
Наш сайт: http://museumdruzba.ru
@muzej_druzba
Контактный телефон: 89644286475
Комментарии