"Звезда Заполярья" Борис Молчанов
Художественно-этнорафический комплекс им.Б.Н.Молчанова, Дудинка, Красноярский край
Представьте себе на мгновение суровый быт северян, долган-кочевников. Замкнутость в ограниченном пространстве жилища перед лицом могучей природной стихии, недостаток человеческого общения. Все это создает огромный накал внутренней жизни человека, способствует мощному развитию воображения и художественного творчества. Борис Молчанов знаменит тем, что создал уникальную коллекцию кожаных картин, которые хранятся в фондах Таймырского Дома народного творчества, и их аналогов в мире не существует. Самобытное творчество Таймырского художника - как яркая звезда, которая зажглась на темном небосводе Заполярья, и, ярко вспыхнув, упала с небосвода, оставив после себя негаснущий свет...
Борис Молчанов родился 1 января 1938 года в семье оленеводов ф.Камень. При рождении родители нарекли "Мяккён" что с долганского означает "упрямый". Детство его прошло в Авамской тундре, в стойбище оленеводов-кочевников.
Склонность детей Севера к художественному творчеству, их художественная одаренность общеизвестны.
В 1979 году Б.Н.Молчанов закончил Красноярское художественное училище им. В.И.Сурикова. Учеба, общение с Красноярскими художниками дали Борису Молчанову очень многое - профессионализм, ориентацию в современных направлениях изобразительного искусства, расширение художественного и эстетического кругозора.Благодарность своим учителям и друзьям - В.Н.Мешкову, Б.И.Палею, А.С.Шульжинскому, В.Ф.Капелько - Б.Н.Молчанов сохранил на долгие годы. В новых живописных работах в полную силу разворачивается талант долганского художника. Графические портреты покоряют прозорливым видением сложного человеческого характера. Большое развитие получил в годы творчества жанр пейзажа. Это-новый взгляд автора на природу и бытие. Гармония и единство природы и человека. Подобное отношение к северной земле может родиться только у человека, кровным родством связанным с нею.
- Поразительно верна в работах художника особая пластика северной природы, ее колорит, повседневные цветовые соотношения. Выверена линия и глубинно точна характеристика движения животных. Несмотря на очевидные достижения художник критически относится к своим работам в традиционных живописных жанрах. " Графика и живопись, которым я уделял много внимания, все же не дали мне полного удовлетворения в поисках. В них нет духа Севера, который отличал бы мои работы от работ других художников"
В 1988 году произошел переворот, начался новый этап в его искусстве. Состоялся переход живописца к новому жанру,новой технике изобразительного искусства.
- Художник обратился к новой, совершенно не живописной и не графической технике-к работе с кожей и замшей. Причем начал работать с кожами особыми-десятилетиями служившими человеку, когда-то давно обработанными вручную. Это оленьи шкуры (нюки) когда-то служили для покрытия чума, а теперь лежали в тундре на месте брошенных стойбищ долган оленеводов-кочевников. Старые, прокопченные дымом очага, немые свидетели прошлого долганского народа. Эти старые нюки собирает художник во время своих поездок по тундре, чтобы дать им вторую жизнь в своих кожаных картинах. Б.Н.Николаевич высоко оценивает живописные свойства этого нетрадиционного для изобразительного искусства материала:
" Я работаю с нюками-дублеными кожами для покрытия летних чумов. Причем использую только старые нюки: дым костра успевает их закоптить так, что от верха до низа располагается целая гамма цветов и оттенков- от черного до светло-коричневого".
- Вместе с новым материалом в творчество художника входит новая тема-философская мысль о месте человека в мироздании, о гармонии космоса, о связях человеческого бытия. В каждую картину художник вкладывает личностный смысл, осуществляет попытку показать существование духов предков после смерти людей, конкретные образы.Художник создает в картине некую смысловую многомерность, включая в поиск художественного образа воображение и творческую мысль зрителя. Появляются новые сюжеты, связанные с осмыслением старинных ритуалов и обрядов. ( "Камлание шамана"," К верхним духам","Жертвоприношение","Мать-Земля")
"...Такова моя жизнь.Среди природы, среди озер, рек, лесов и бескрайней тундры..."
"Я понял тогда,что делать.Увидел что кожа ,как материал может служить моему художественному замыслу".
Философские мысли
Комментарии