Важнейший капитал народа – его нравственные качества. - ХранителиРодины.рф

Суорун Омоллоон - публицист и горячий пропагандист дружбы и братства народов, особенно исторического опыта совместной жизни якутского и русского народов.

Народный писатель Якутии, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР, лауреат Государственных премий РС(Я) имени П.А. Ойунского и имени А.Е. Кулаковского, академик Академии духовности РС(Я), Почетный гражданин РС(Я), Таттинского, Усть Алданского улусов. Член Союза писателей СССР с 1934 г. Духовный лидер якутского народа и национальной интеллигенции», «классик и патриарх якутской литературы», «великий гуманист», «просветитель и подвижник культуры», «наиболее выразительный образ целой эпохи – ХХ столетия», «творец истории», «явление и в значительной степени символ, живой знак непрерывно развивающейся якутской культуры, сердечное пространство которой он расширил до общечеловеческих границ пространством собственного сердца», «имя его стало символом народной жизни и мудрости, лозунгом общественного возрождения родного народа», «Хранитель Вечного, Непреходящего», «продолжатель дела Ломоносова и святителя Иннокентия, митрополита Московского», «истинный духовный учитель Якутии», «современный апостол духа Якутии»…

Всё это сказано об одном человеке – народном писателе Якутии, прозаике, поэте, драматурге, историке, краеведе, театральном деятеле, публицисте, лингвисте, этнографе, авторе 20 учебников, фольклористе, создателе музеев, фотохудожнике, издателе, литературном переводчике, обладателе невероятного количества наград и высоких званий, чьим именем (еще при жизни!) был назван Национальный театр оперы и балета, – Суорун Омоллоон.

Дмитрий Кононович Сивцев - Омоллоон родился в 1906 году в семье крестьянина якута Таттинского улуса Якутии. В тринадцать лет будущий писатель лишился отца и сполна познал участь сиротской доли. На его хрупкие плечи легла вся тяжесть кормильца семьи: летом он пахал, косил, зимой смотрел за скотом, рубил дрова, охотился. Детские и юношеские годы Суорун Омоллоон прошли в сельской местности, где отбывали ссылку разные поколения революционеров. Родной улус Суорун Омоллоон славился своими сказителями-олонхосутами, с лучшими из них ему посчастливилось жить в одной юрте. Также ему посчастливилось быть учеником основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского — Ексекюлях Елексей. Псевдоним Суорун Омоллоон означает: Суорун - серьезный, крепкий, неустрашимый, целеустремленный. Омоллоон - родоначальник Ботурусского улуса (округа), первый внесший ясак за свой улус. Он был человеком глубоко верующим. Его православное имя совсем не похоже на таинственное якутское и звучит глубинно русским: Дмитрий Кононович Сивцев. Еще в годы ранней юности он знакомится с замечательными произведениями русской и зарубежной классики. "На 13 версте мне дали букварь. Дал мне его русский учитель Сергей Иванович Прокопьев. А в букваре были картины великих русских художников, сочинения гениев русского народа - Толстого, Пушкина, Некрасова и других классиков. И Сергей Иванович, не жалея своего труда, научил меня, несмышлёного якутёнка, написать своё имя: "Дмитрий Сивцев". На 28 версте я по эстафете, принятой с рук незабвенного моего учителя Сергея Ивановича, сам стал учителем и начал учить других якутских ребят слагать из букв свои имена," - так он писал в своём "Слове к молодёжи", где в очередной раз заповедовал якутам и всем народам, населяющим этот огромный край, всегда быть с русскими, держаться с ними заодно, хранить православие как главный свет, принесённый из России. Человек многогранного дарования, он прославился и как автор сатирических и юмористических произведений, герои которых становились в якутском обиходе нарицательными. Многое из того, что создавал Дмитрий Сивцев, для якутов было впервые. Первые юмористические рассказы, первая драматическая трагедия, либретто первой национальной оперы "Нюргун Боотур" и первого балета "Полевой цветок", первые сценарии документальных фильмов. Он известен как прекрасный либреттист, фольклорист и автор учебников и учебных пособий по якутскому языку, литературе и фольклору. Им написаны либретто опер "Красный шаман", "Лоокут и Ньургусун", балетов "Камень счастья", "Кун Куо", «Полевой цветок», «Абакаяда» и др. Как фольклорист, он подготовил к печати и опубликовал в 1940 г. "Якутские народные сказки", в 1947 г. книгу "Якутский фольклор" и др. Для детей Суорун Омоллоон написаны книги: "Рассказы", "Подснежники", "Звери". На русском языке для детей изданы его книги "Серебряные рога" (1966), "Дедушкины сказки", "Якутские сказки" (1976) и др.

Творчество Д.К.Сивцева многообразна и многогранна. Велик его вклад в процессе гуманизации образования путем обращения к истории, духовным ценностям, мировой культуре. Публицист и горячий пропагандист дружбы и братства народов, особенно исторического опыта совместной жизни якутского и русского народов.

Благодаря неутомимой энергии Суорун Омоллооно были созданы:

1.Литературный музей им. П.А. Ойунского 1970 г. 17 апреля 1970 года в культурной жизни нашей республики произошло знаменательное событие – открылся первый в Якутии Литературный музей имени П. А. Ойунского. Музей носит имя видного государственного общественного деятеля, ученого, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Ойунского.

2.Мемориальный музей "Якутская политическая ссылка", 1977 г. с. Черкех Таттинского улуса. Музей ставил своей целью показ жизни и деятельности участников революционного движения России, отбывавших царскую ссылку в 80-90-х гг.

3.Сунтарский музейный — комплекс имени Сергея Зверева - Кыыл Уола 1979 г.— выдающийся якутский народный певец, запевала оһуокая, член Союза писателей СССР (1939), заслуженный деятель искусств Якутской АССР, заслуженный работник культуры РСФСР. В музее сосредоточены уникальные вещи, характеризующие своеобразную культуру якутского народа.

4. Ытык-Кюельский музей-заповедник «Таатта» 1996 г. Музей под открытым небом включает себя мемориальные дома писателей, художника И.В.Попова, а также здания Преображенской церкви, Дома Управы, первых школ улуса – «Школу-баню, церковно-приходскую школу, пожертвованную одним из первых интеллигентов улуса Слепцовым П.И., из архитектурных построек якутский балаган и летнее жилище «Ураьа» и других, предметов этнографии и декоративно-прикладного искусства, также зал героического эпоса «Олонхо» и зал «Природа».

5.Ленский государственный историко — архитектурный музей заповедник «Дружба» 1987 г.Музей-заповедник «Дружба» под открытым небом построен силами общественности на благотворительных началах. Территория музея-заповедника 1041 га, из них под объекты занято 40 га, расположена на пойменной и нагорной части реки Лены и охватывает довольно обширную парковую зону. Поскольку основной тематический профиль музея-заповедника – историко-архитектурный, то здесь перевезены с улусов или воссозданы памятники истории и культуры, наиболее характерные постройки деревянного зодчества, созданные руками русских и якутских мастеров. Решение о создании на общественных началах историко-архитектурного комплекса под открытым небом, посвященного вхождению Якутии в состав Российского государства, было принято 1987 года Постановлением Совета Министров Якутской АССР. Инициатором и руководителем работ по организации музейного комплекса «Дружба» является народный писатель Якутии Д.К. Сивцев – СуорунОмоллон. 18 июня 1987 года прозвучал первый благовест, созвавший на праздник «Первого колышка» музея-заповедника. Праздник был приурочен к 355–летию вхождения Якутии в состав России и открытию Дней русской литературы и искусства в Якутии. С этого дня началось строительство музейного комплекса «Дружба». 26 ноября 1991 года Ленский историко-архитектурный музейный комплекс «Дружба» получил статус государственного музея и впредь начал именоваться Ленский государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба». На территории музея находятся 23 историко-архитектурных объекта. В строительстве и воссоздании архитектурных памятников участвовали многие крупные предприятия и общественные организации, народные мастера и умельцы. Проведение массовых мероприятий, национальных праздников и народных гуляний является особенностью Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба». Для проведения этих мероприятий в музее отведена и обустроена специальная парковая зона с «Зеленым театром».



Великое дело

Но ещё меньше, согласитесь, способны мы на поступки. Слову Дмитрия Кононовича потому и веришь, что за каждым – стоят дела. Когда-то на вопрос М.Е. Николаева о выборе жизненного пути Суорун-Омоллоон ответил:

Я стараюсь убедить свой народ в его великих возможностях, его неисчерпаемом таланте. Лучше всего показать это личным примером, а не речами на митингах. Можем ли мы иметь национальную художественную литературу? Конечно, можем! Я брался за неё и писал на родном языке. Способны ли мы иметь национальную оперу? Я брался и за это дело. А балет? Получился и балет. Надо иметь букварь – написал букварь. Нет музеев под открытым небом – взялся, и получилось. Не бойтесь трудностей, не убегайте от дел, не укрывайтесь в сказочных мифах о золотом времени прошлого и настоящего. Смелее шагайте в будущее и не забывайте о своих друзьях. Бог не ставит перед людьми невыполнимых задач. Непреодолимые трудности люди создают сами себе. А когда человеческий разум бессилен, помогает вера. Без веры чуда не происходит. А разве современная Якутия не чудо? Её возвращение к истокам? Невероятное обновление жизни и человека.

Награды и звания

Герой Социалистического Труда (Указ Президента Союза ССР от 24.04.1991)

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (Указ Президента Российской Федерации от 12.09.1996)

Орден Ленина (24.04.1991)

2 ордена Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.09.1956; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.09.1966)

Орден Дружбы народов (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.09.1976)

Орден «Знак Почёта» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.06.1947)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958)

Золотая медаль ВДНХ (1985)

Орден «Полярная звезда» (2001)

Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-й степени (1996)

Комментарии