Александр III основал ж/д дорогу через Евразию - ХранителиРодины.рф

Предположим, что Вы живете в середине XIX века и планируете путешествие по России, например, из Москвы в Новосибирск. Тогда Вам следует взять с собой провизию на целых 2 месяца, потому что дорога будет долгой. Ведь Транссибирскую магистраль закончат строить только в XX веке.

Всем, кто путешествовал в вагоне поезда известна эта неповторимая романтика железной дороги. Представьте себе, Транссибирская магистраль — это самая длинная ж/д дорога в мире. Она была построена благодаря трудам наших прабабушек и прадедушек. Несомненно, наши предки закладывали ж/д пути на непроходимой местности через всю Евразию. Теперь мы можем преодолевать почти 10 тысяч км всего за 6 дней. Идея возведения ж/д путей принадлежала Александру III, именно он в конце XIX века издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали. Александр III велел связать европейскую, сибирскую и дальневосточную части России железной дорогой. Конечно, столь величественное строительство было невообразимо простым людям. В конце концов, благодаря русскому упорству и силе духа, были возведены Сибирские ж/д пути и множество сопутствующих мостов. В их числе Ново-Николаевский мост через Обь, который предопределил развитие города Новосибирска.

Итак, в 1891 году было намечено строительство Транссибирской магистрали с целью освоения Сибири и логистической доступности. Через 3 года в 1894 году состоялась закладка железнодорожного моста через Обь, в котором принимали участие более 5000 строителей. У строителей возникла сложная задача на самом первом этапе - выбор места. Поскольку в те времена не было современного оборудования, главный инженер Н. Г. Гарин-Михайловский обращался к местным крестьянам, которые отлично знали родной край. Само собой, инженер искал удобное место, где узко разливается Обь, и присушивался к советам местных жителей. Именно поэтому было принято решение возвести мост в районе села Кривощёково Новосибирской области.

Проектировщиком моста был Н. А. Белелюбский, учёный в области механики и мостостроения, а также, член Императорской Академии художеств. Благодаря его профессиональному взгляду был возведен уникальный мост, который стал неотъемлемой частью Транссибирской магистрали. Также, Н. А. Белелюбский спроектировал устройство «свободной проезжей части», которое пользуется мировой популярностью по сей день и называется «русская система». Несомненно, Н. А. Белелюбский внес существенный вклад в проектирование моста. Однако, основную руководящую должность занимал Н. Г. Гарин – Михайловский, главный инженер моста через Обь и заслуженный писатель. Стоит отметить, что именно он считается официальным основателем города Ново-Николаевск, который позже назвали Новосибирск.

Наконец, в 1896 году строительство Ново-Николаевского моста было завершено, после чего было проведено испытание. В свою очередь было запущено 4 паровоза, которые успешно преодолели расстояние от правого до левого берега Оби. К счастью, 31 марта 1897 года мост был торжественно открыт для передвижения грузовых и пассажирских поездов. Однако в 1930 году мост потерял свою былую значимость, поскольку появился новый двухпутный Комсомольский железнодорожный мост. Стоит отметить, что первый мост стал использоваться для пассажирских поездов, а второй — для грузовых. Дело в том, что «старый» мост не удовлетворял логистические потребности, он не выдерживал многотонные составы с грузом. Кроме того, в 1991 году движение через «старый» мост прекратилось, теперь он не выдерживал и пассажирские составы. В результате в 2000 году произошел демонтаж исторического сооружения. Тем не менее, мост демонтировали не полностью, ведь для новосибирцев этот мост навсегда останется историческим памятником. Таким образом, целая история Новосибирска кроется в этом величественном сооружении.

Сейчас рядом с пролетом моста организован парк «Городское начало», где неподалеку располагается набережная Новосибирска. Несомненно, главный атрибут парка – памятник императору Александру III. Ведь именно он издал указ о строительстве Транссибирской магистрали и предопределил возникновение Новосибирска. Так, московский скульптор С. А. Щербаков, автор нескольких десятков скульптур, народный художник РФ 2011 года, спроектировал памятник великому монарху. Удивительно то, что общая высота монумента составляет 13 метров, гранитовый постамент – 8 метров и бронзовая скульптура 5 метров. По замыслу, праздничное открытие памятника случилось в день города в 2012 году, что символизирует прямую причастность монарха в основание Новосибирска. Немаловажно то, что в нижней части пьедестала под гербом напечатан отрывок из указа императора о строительстве магистрали: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы, Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Таким образом, самодержец встал на свое почетное место и окинул свой взгляд на просторы Новосибирска. Кстати, композиция бронзового императора направлена на восток, что символизирует светлое будущее.

Парк «Городское начало» работает круглосуточно, он расположен в 13-ти минутах пешком от метро Речной вокзал. Также, есть одноименная остановка наземного транспорта. Если же Вы на машине, то на ул. Обская, д. 2 есть небольшая бесплатная парковка. В парке расположен скейтпарк и скамья, установленная в честь восьмидесятилетия Новосибирского изыскательского института. Помимо того, на набережной есть беговая дорожка, велотрасса, множество спортивных площадок, парк аттракционов, батутный комплекс и сцена, где летними вечерами выступают артисты.

Давыдова Владлена Вячеславовна

Комментарии