Четкарино - волшебное место, где живут хорошие люди
Уральское село Четкарино, Четкарино, Свердловская область
Что появилось раньше - курица или яйцо? А что важнее: место жизни, которое влияет на характер жителей или люди, которые создают место силы там, где живут? У каждого из нас есть свое место силы - то место, где мы черпаем силы, находим источники мотивации, "возвращаемся к себе". Это место там, где сила рода.
Когда меня спрашивают «Кто ты?», то я отвечаю, что я из рода Дегтярёвых. Да, конечно, я человек, гражданин, краевед, преподаватель, мама, дочь, жена, но то, что позволяет мне реализоваться во всех этих аспектах – моя принадлежность к этому роду, гордость от осознания себя частью большой и дружной семьи.
Когда меня спрашивают «Откуда ты?», то я отвечаю, что из Четкарино. Да, я живу в Нижнем Тагиле, много путешествую, но место силы у меня одно – малая Родина моего рода!
Село Четкарино Пышминского района Свердловской области - обычное уральское село с длинной историей. Расположено оно на возвышенном левом берегу реки Дерней – притока р.Пышма. Доподлинно неизвестно, когда возникло село. По данным краеведческой энциклопедии под редакцией Н.Рундквиста, Четкарино было основано в конце XVII века и получило свое название от фамилии братьев-первопоселенцев Четкариных. Первые жители были государственные крестьяне, которые отбывали повинность, доставляя дрова на уральские заводы. Позже основным занятием население было и оставалось хлебопашество.
Риторический вопрос, который часто все задают, а чем же село отличается от деревни, предполагает и риторический ответ – наличием храма. Четкаринский приход был основан во второй половине XVIII века после постройки в селе первого храма, заложенного 31 августа 1761 года по просьбе крестьянина Артемия Трубина с товарищами с благословления митрополита Тобольского Павла. Строился храм до 1766 года на деньги прихожан и добровольные пожертвования. Согласно старым описаниям «се была прекрасная церковь» с одним престолом. В 1821-1929 годах на ее месте был построен каменный двухпрестольный храм с главным алтарем во имя святого Иоанна Предтечи. Церковные документы указывают, что на звоннице разместилось 5 колоколов: первый колокол - Благовест – 12 пудов и 24 фунта, второй колокол – 7 пудов и 33 фунта, третий – 3 пуда и 24 фунта, четвертый и пятый по 25 и 22 фунта соответственно.
Храм, расположенный центре села, пережил все этапы бурной российской истории. В начале XX века при храме имелось два общественных дома, несколько торговых лавок и три школы грамоты, расположенные в приходских селениях. В приход, помимо села Четкарино, входили деревни Родина, Русакова, Сыскова, Комарова, Бунькова, Басаргина, Трубина, Налимова, Боровлянское и Речелга.
В 1922 году в ходе антирелигиозной борьбы были конфискованы все ценных церковные вещи, а в 1930-е годы храм был закрыт и здание переоборудовали в зернохранилище пункта «Заготзерно». Купол и главный предел разобрали, передав кирпич на хозяйственные нужды колхоза. Позже в этом здании будет размещён сельский дом культуры, а также спортивный зал школы.
Сейчас вновь все возвращается на круги своя. В 2013 году по решению главы Пышминского городского округа южный предел бывшего Иоанно-Рождественского храма был передан церкви. В левом пределе храма, там где в советский и постсоветский периоды проходили дискотеки и звучали светские ритмы, сейчас идут церковные службы, а в центральной и правой стороне здания размещается концертный зал и кабинеты дома культуры. Так и живут большинство храмов в деревнях – в «симфонии светского и религиозного начал».
Все меняется…Изменилось и село. Не сохранились бывшие «поповские» дома, где раньше жили священники, а потом учителя и их семьи. Мое детство прошло в таком доме, я помню его особый «намоленный» воздух, дымку прохлады, гулкие бревенчатые стены. А как спалось в этом доме! Спокойно, беззаботно… А может это просто состояние детства…
Человек слова
Я очень люблю приезжать в Четкарино -домой, да, именно домой. Здесь все, что тебя окружает - улица, дом, река или дерево, все, к чему ты прикасаешься, дает тебе силу, помогает расставить приоритеты, многое переосмыслить. Но важно и знаково ведь не только само «географическое место», а, прежде всего, любовь и благодарность тем людям, родство и соседство с которыми дает силу.
У нас большая семья – больше 60 человек только прямых и близких родственников. Члены семьи участвовали во всех знаковых событиях ХХ века, занимая руководящие посты в поселениях локального типа, активно участвуя в социальных проектах и процессах эпохи (коллективизации, целине, комсомольских стройках). Старшее поколение прошло I Мировую войну, выжило в гражданскую войну, выстояло в Великую Отечественную войну. Именно война стала той точкой, после которой наше генеалогическое древо стало бурно разрастаться. Стало это возможно благодаря одному человеку –Владимиру Викторовичу Дегтярёву.
Когда началась война ему было всего 10 лет. Отец Володи ушел на фронт, мама с утра до ночи была на работе. Володе вместе со старшим братом Геной всю тяжелую работу пришлось делать самим: возили сено для коров, рубили дрова, носили воду. Володе поручали и очень важные дела. Каждый день он на телеге возил бидоны с молоком на железнодорожную станцию для отправки на фронт.
Однажды, когда Володя привез телегу с молоком на станцию, выгрузил тяжелые бидоны, он присел отдохнуть. К нему подошел старик, седой, уставший. Сел рядом и они разговорились.
В это время от станции стал отходить поезд, на котором солдат отправляли на фронт. Старик сказал: «Смотри, Вовка, сколько солдат на фронт идут. Много. Но живыми с войны не все вернутся. Многих война заберет. Кто деревню будет поднимать?» Сказал и заплакал. А потом добавил: «Обещай, Вовка, что когда вырастешь, в деревне останешься. И сколько детей тебе Бог пошлет, всех родите и всех на ноги поставите». Сказал и снова заплакал. Володя посмотрел на старика и сказал: «Обещаю!»
Он сдержал свое обещание. После войны было трудно, но он остался жить в деревне, работал в колхозе. Когда он женился, то у них с его женой Наташей родилось 7 детей. Семь! Илья, Валентина, Надежда, Виктор, Сергей, Татьяна, Ирина. И всех они подняли, дали образование, помогали воспитать 16 внуков, одна из которых я.
Для всех нас - он человек слова. «Герой?», - спросите вы. «Герой», - отвечу я. Но он таким себя никогда не считал, просто честно жил, работал, всю жизнь выполнял данное обещание.
Человек, раздвигающий горизонт
Есть в Четкарино еще один человек, который тоже не считает себя героем, который не боится быть добрым, не воспринимает участие как слабость, а дарит тепло и внутреннюю любовь, которая для многих является спасением.
Этого человека зовут Надежда Владимировна Ильиных. 42 года она работает в школе, коррекционной школе-интернате для сложных детей, со сложными характерами, со сложными судьбами, со взрослыми глазами. 42 года она делает свое дело. Нет, неправильно, если бы она просто делала свое дело, я бы считала ее высоким профессионалом и ровнялась на нее как учителя. А она больше чем учитель. Она человек, который открывал для детей мир – мир ярких красок и хороших людей.
У каждого человека свои горизонты. У кого-то они безграничны. Кто-то сам может их расширить, кому-то помогают родители. А кому-то родители не могут и не хотят помочь. Горизонты детей коррекционной школы-интерната узкие… до слез узкие… ограниченные родительским невниманием, отсутствием денег, физическими и психологическими преградами. Горизонт заканчивался там, где стоял дорожный знак с перечеркнутым названием населенного пункта «Четкарино». С этим можно смириться, поругать правительство, министерство образования, общество, злой рок. Можно смириться… Легче смириться. Ведь это не требует от тебя дополнительных сил, энергии, ответственности. Смириться легче, изменить сложнее.
А она меняла. Сама, не дожидаясь помощи, а тихонько раскачивая маховик, раздвигая горизонты, реализуя то, что сейчас называется модным словом «социальное проектирование».
Я расскажу лишь об одном наиболее, на мой взгляд, важном проекте.
Он назывался «Мы изучаем родной край». Для кого-то путешествие – это полет через океан, преодоление горных рек и снежных вершин, переход через пустыню, прогулки по европейским городам. А для кого-то путешествие всей жизни – это выехать за синий дорожный знак «Четкарино», с перечеркнутой белой полосой.
Каждый год в сентябре Надежда Владимировна и ее ученики коррекционной школы вместе садились и начинали мечтать куда поедут в этот год. Выбирали маршрут, сроки и начинали зарабатывать. Да, именно зарабатывать, а не просить денег. Они брали на себя ответственность год мыть полы в своей школе, каждый день, холодной водой, мокрой тряпкой, деревянные полы. Вместе мыли. Потому, что хотели туда, за горизонт. А еще она ставила перед собой цель – педагогическую цель, которая сухим методическим языком звучала как «формирование познавательной активности учащихся на основе изучения природы и истории родного края». Вслушайтесь, познавательной активности детей с легкой степенью умственной отсталости. Но для нее они такими не были, они были ее ребятами, которым просто нужно чуть больше внимания. И она придумывала им темы, индивидуальные, для каждого свою и они начинали осенними и зимними вечерами в школе-интернате, сидя за партой или на казенном одеяле, изучать эту тему. Читали о доме-музее Чайковского, музее деревянного зодчества, Великой княгине Елизавете Федоровне, танке Т-34, тагильских подносах, фарфоре из Богдановича, духовных центрах Верхотурья, зоопарке в Екатеринбурге. Читали и мечтали, что скоро туда поедут. Читали и шли мыть полы.
А потом наступала весна. И Надежда Владимировна начинала звонить, договариваться, просить разрешения приехать, переночевать в монастыре или школе, помочь с обедом, провести для детей бесплатную экскурсию. Потому что денег было мало, а «мечт» много. Потому, что горизонт становился все шире… Горизонт перетекал за Богданович, за Екатеринбург, за Кунгур, за Алапаевск, Нижний Тагил, Верхотурье, Полевской.. В этих городах были музеи, монастыри, памятники истории, о которых они читали зимними вечерами, были места, о которых они раньше даже мечтать не могли. Они ездили по городам Урала, общались с интересными людьми, поднимались на колокольню монастыря, спускались в метро, кормили лебедей в парке.. Это была другая жизнь, жизнь о которой им до сих пор напоминают альбомы с фотографиями, которые она делала каждому на свои деньги, возвращаясь из путешествия. Путешествия, которое добавляло ей седых волос, где нервы звенели от ответственности, а пальцы долго были синими от вцепившихся в них детских рук, цепенеющих от счастья и эмоций.
«Герой ли она?», - спросите вы. «Нет!», - замашет руками она. Она – моя мама, одна из 7 детей того самого Вовки, который сдержал свое слово.
Вот такое это волшебное место – Четкарино – место, где живут хорошие люди.
Комментарии
Екатерина
Слезы. Просто слезы наворачиваются от этих историй!!! Как хорошо, что есть такие люди в России. Как плохо, что мало таких людей в России. Но есть Надежда, что покуда они есть - Россия сильна!!!