О Камчатском жемчуге, зелёных пузырьках и непонятной рыбе - ХранителиРодины.рф

Камчатские первопроходцы Стеллер и Крашенинников упоминают в своих работах о дивном жемчуге и странного рода зелёных пузырьках, вызывающих странную болезнь в небольших реках восточного побережья полуострова. Однако местные жители никогда не слыхивали о таком. Что именно подразумевали исследователи прошлого и действительно ли существует камчатский жемчуг - основные вопросы, затрагиваемые автором этой статьи.

В местах, где я родился, близ национального села Карага на Камчатке, впадает в море, выбегая с вершин Срединного хребта, небольшая одноимённая речка. Летом до середины её русла можно подняться на лодке, а зимой и весной – это излюбленное место подлёдного лова местных рыбаков.

В прошлом Камчатки, река Карага играла немалую роль для местных жителей. Во-первых, она была кормилицей, из-за обилия рыбы, заходящей в её воды, чтобы отнереститься. Во-вторых, именно по Караге проходил путь на Западное побережье Камчатки и обратно, через перевалы и русло другой реки под названием Лесная. Нигде, на ближайшие 200-300 километров, даже сейчас, лучше пути для нартовых собак и снегоходов не найти. В-третьих, каждый год собиралась в верховьях Караги так называемая ярмарка, где, и русские, и коренные жители обменивались новостями и товарами. Многие люди с разных концов Камчатки съезжались на неё, и даже из Петропавловска порой добирались.

Теперь же обезлюдела Карага, но не опустела. Стоят лишь развалины бывшей метеостанции, лабазов да прежних поселений по её берегам. Но каждое лето её воды – это завидная приманка для местных промысловиков.

Места здесь красивые, медвежьи, но что, казалось бы, может быть в них загадочного? И вот попалось мне на глаза описание здешних мест, сделанные Георгом Вильгельмом Стеллером, учёным, участвовавшим во второй экспедиции Витуса Беринга. И вот что он пишет в первой же главе своей рукописи:

Выше реки Камчатки, вблизи Караги, есть очень обширное озеро, замечательное следующими тремя особенностями:

1) уровень водной его поверхности повышается и понижается одновременно с морскими приливами и отливами, хотя связи между озером и морем до сих пор не обнаружено;

2) там водится ряд мелких морских рыб, именуемых на Камчатке «ники»; эти рыбы никогда не поднимаются по рекам, но в июле их выбрасывает волнами на расстояние в несколько футов на берег, преимущественно около Авачи и Камчатки. Описание этой рыбы находится в моей «Ихтиологии»;

3) говорят, что там часто попадаются раковины с хорошим жемчугом; когда-то коряки собирали их и называли белым бисером. Но так как у некоторых собирателей этих раковин случайно обнаружилась болезнь пальцев, паронихия, они усмотрели причину этого недуга в бисере, уверяя, будто озерные духи таким образом выявляли свое неудовольствие; вследствие этого они уже давно прекратили сбор этих жемчужин. Насколько это предположение обосновано, я скажу в «Дополнениях», так как в те места уже отправлен кое-кто с достаточными инструкциями.[3]

Но Стеллер был на восточных берегах Камчатки скорее всего недолго, если вообще был. При этом он почерпнул много информации от находящегося в это время на полуострове «студента Крашенинникова» [3], который поступил в его распоряжение [1]. Крашенинников, напротив, прибыл сюда целенаправленно, за 3 года до экспедиции Беринга, в 1737 году, исходив и изъездив по полуострову около 11 тысяч километров, вдоль и поперёк [1]. А тот факт, что Стеллер был немцем [2], наверняка не разбиравшимся в некоторых тонкостях, а Крашенинников русским - вообще внушает последнему доверия гораздо больше.

Вот что пишет Степан Петрович Крашенинников, (начнём сразу с третьего пункта, указанного об этой местности Стеллером):

«...в нем жемчужные раковины с изрядным жем¬чугом в великом множестве находятся, которой коряки прежде сего збирали, и называли белым бисером. Но как у некоторых собирателей появилась вдруг ногтоеда или змеевик, то причину болезни приписали они бисеру, будто за оной морские духи мстят им объявленною скор¬бью, чего ради и промысел оной оставили.

Но такого озера в проезде чрез сии места не токмо самому мне видеть, но и ни от кого о нем слышать не случилось, хотя я о всяких вещах у тамошних жителей спрашивал с возможным старанием; чего ради сумнительно, не вышеписанное ли озерко, в котором вредительные пузырьки и заповедная рыбка находится, объявлено ему превеликим озером, ибо в суеверной опасности коряк, которую они от обоих озер имеют, так же и в рыбе есть некоторое сходство. И ежели то правда, то прибыли и убыли озера в месте с морем подземному их сообщению приписывать нет нужды, для того что из озера есть исток в реку Карагу от устья Ка¬раги токмо верстах в 4, посредством которого может оно и напол¬няться во время морского прилива, и убывать во время отлива.

Что ж казаками, которые Стеллеру о сем объявили, не усмотрено поныне объявленного сообщения, в том нет никакого затруднения; ибо они не столь любопытны, чтоб следовать о вещах, которые до них не касаются.

Жемчуг хотя есть в нем или нет, то потому ж не противно мнению моему и не удивительно: ибо на Камчатке во многих озерках и речках оной находится. Но ежели рассудить о сходстве в опасности, которую коряки по моему объявлению от пузырьков, а по Стеллерову от жемчугу имеют, то кажется что либо мне толмач перевел жемчуг пузырьками, либо ему пузырьки жемчугом описаны, однако последнее кажется вероятнее, для того что у меня был толмач искусной, кото¬рой мог знать разность между жемчугом и пузырьками. Хотя зеленой цвет пузырьков, и что не в раковинах находится, несколько тому и препятствуют, однако, кто пузырьки жемчугом ставил, не трудно было и раковины к нему прибавить. »[4]

Но однако не стоит забывать, что свой труд Крашенинников составлял в течение 10 лет после прибытия с берегов Камчатки в Санкт-Петербург и мог уже что-то забыть или упустить. В то время как книга Стеллера – это вообще неоконченная рукопись, доработанная скорее всего несколькими людьми под руководством того же Крашенинникова, так как сам Стеллер скончался в 1746 году в Тюмени [2].

И всё же попробуем разобраться.

1. В первом пункте Стеллера однозначно описан Карагинский лиман. Ни о какой бухте, как пишут в некоторых комментариях к этому пункту, или озере, как описывали его первопроходцам местные жители, речи быть не может. Лиман действительно скрыт за сопкой и его не так-то легко увидеть, хотя размеры его достаточно велики. Автор этой главы сам лично ходил по нему в болотных сапогах в детстве и видел, как меняется в нём направление течения и уровень воды, в зависимости от морских приливов. Лиман – это большой залив в пойме реки наполовину пресный, наполовину солёный, дышащий вместе с морем.

Возможно когда-то, лиман и был закрыт от реки или моря какой-нибудь песчаной отмелью, при этом вода продолжала поступать через тонкую песчаную прослойку. С другой стороны, в этих местах очень много узких и глубоких проток, проделанных водой в дёрне и перегное мокрой тундры. Если что-то подобное образовалось при соединении лимана и моря, то найти такую перемычку было бы довольно сложно посреди болотной жижи дельты реки.

Вообще, как будет видно далее, в пункте третьем, с озёрами у первопроходцев произошла некоторая путаница.

2. Со вторым пунктом также не всё гладко. В озере морские рыбы жить не могут, и Стеллер должен был это понимать лучше меня. Судя по тому, что Стеллеру, по словам Крашенинникова, сказывали об этой рыбе казаки, то можно легко предположить, что они что-то напутали.

Рыба «ники», называемая в народе «мойва» или «уёк» - интересный феномен Камчатских берегов. Но я никогда не слышал, чтобы она обитала в каком-то озере или даже лимане.

Это типично морская рыба. Поэтому упоминание о том, что рыба «ники» обитает «в озере» навевает мысль о том, что речь шла совсем о другом озере, отстоящем отдельно, где-то в верховьях реки.

3. Исходя из обоих описаний и после долгих раздумий, а также зная, что никаких «великих озёр» в тех местах нет, но есть очень много мелких, а также всегда был Карагинский лиман, получается следующее:

Крашенинников чётко подмечает о том, что никакого большого озера в том районе нет. Однако он пытается строить догадки и приходит к выводу, что и «пузырьки» и жемчуг и рыбы как-то связаны – обо всём этом Коряки говорят с «суеверной опасностью».

Далее в комментариях к книге Крашенинникова я нашёл следующие короткие отрывки:

«В «Описании пути от Нижне Камчатского острога по Восточному морю на Север» (у того же Крашенинникова) о жилище над рекой Гуале указано…» и далее тут же: «…Здесь же о пузырьках из озера близ реки Караги дополнительно отмечено «И того радиНужно конечно ещё найти это «Описание пути от Нижнее Камчатского острога…» и посмотреть, в каком контексте там говорится о «пузырьках», но всё же можно с уверенностью утверждать, что эти самые «пузырьки» находились в каком-то верхнем озере, выше по течению реки Гуале и иногда вымывались течением к устью Караги. Скорее всего, в том же озере, обитали и рыбы «ники», в закрытом водоёме, и, должно быть, совсем не похожие на мойву. Возможно, это была «колюшка», также обитающая в Камчатских озёрах и вымываемая в море, или какой-то совсем иной вид рыбы. Так или иначе, Стеллер, как и Крашенинников, этот вид не проверили и образцов не получили.

Что же касается жемчуга. Сам я никогда о жемчуге на Камчатке не слышал, но совсем немного поискав в интернете, вот что обнаружилось:

Камчатская жемчужница — редкий, включенный в Красную книгу, малоизученный двустворчатый моллюск. Черные, вытянутые на 9 см в длину, раковины жемчужницы выстланы бело-розовым или красноватым перламутром. Жемчужницы селятся в быстрых каменистых речках с чистой водой, но держатся мест с замедленным течением. Питаются они. фильтруя из воды мельчайший планктон. Жемчужина получается, когда моллюск «одевает» в перламутр попавшую в раковину песчинку.

Моллюск размножается, откладывая яйца-икринки. Молодь моллюска поселяется в материнской раковине внутри жаберных полостей, играющих рань выводковых сумок. Там формируются личинки — глохидии. Повзрослев, личинки покидают раковину и ищут себе новых нянек-рыб из семейства лососевых или хариусовых. «Одеваясь» в малюсенькие капсулы, глохидии некоторое время катаются на рыбах. Не умея самостоятельно добывать пропитание, они паразитируют, высасывая кровь из своего «транспортного средства». На одной рыбе может поселиться до 400 глохидий, но они столь малы, что не причиняют рыбам особого беспокойства. Едва повзрослев, глохидии покидают свои капсулы и оседают на дно, чтоб закрепиться там навеки и превратиться во взрослых моллюсков с жемчугоносными раковинами. [5]

И ещё:

Жемчужница Миддендорфа или Камчатская — редкий, малоизученный представитель образующих жемчуг двустворчатых моллюсков, известный по немногим находкам из водоемов западного побережья Камчатки (верховья рек Голыгина, Начилова, Коль, Воровская, Хайрюзова), откуда описан типовой экземпляр…

…Продолжительность жизни, предположительно, составляет 50-80 лет. Ценный представитель жемчугоносных пресноводных моллюсков, занесенный в Красную книгу РФ. Вызывает большой интерес как своеобразный феномен взаимоотношений "паразит-хозяин” с лососями.

Данные о современной численности камчатской жемчужницы отсутствуют. В целом ее распространение и численность, по мнению специалистов, лимитируются чистотой и температурой воды, содержанием в ней кислорода, характером грунта. Загрязнение и изменение режима рек ведет к резкому сокращению численности и полному исчезновению моллюска в конкретном водоеме. [6]

Вот так-то, ни больше, ни меньше. конечно ареал обитания несколько отличается от наших восточных берегов, да и фотографии «живой» жемчужницы я в интернете не нашёл. потому не могу утверждать, существуют ли такие жемчужницы по сей день и могут ли они на восточном побережье. однако, стоит иметь ввиду, что Крашенниников указал в своих трудах две воровски речки – на западном и восточном побережье. и восточная река – это река Кичига [4, стр. 819], находящаяся в 100 километрах ещё севернее от реки Караги. и неизвестно, из каких источников брали названия рек специалисты, описывая жемчужницу в вышеуказанном отрывке.

Далее стоит обратить внимание на условия развития моллюсков. Воды Карагинского лимана, по крайней мере сейчас, очень замутнены. Море приносит сюда очень много морской травы и органического мусора, которые забиваются в берега и перегнивают. Следовательно, таковой жемчуг мог рати только в самой реке Караге и её притоках. Следовательно, мы опять приходим к выводу, что Карагинский лиман – отдельно, а озеро с жемчугом, пузырьками и рыбами – отдельно.

Возможно, хоть какой-то свет на загадку о непонятном жемчуге в Карагинском лимане могли бы пролить некие «Дополнения»[3], на которые ссылается Стеллер. Скорее всего, это были особые записки, предназначенные для государственных деятелей, а не для печати, в которых содержались особо важные сведения о регионе. К сожалению, в самой книге Стеллера этих дополнений нет. Их либо изначально не опубликовали при издании книги, либо вообще не нашли после смерти автора. Это ещё предстоит выяснить, но чутьё подсказывает, что в них могли содержаться значимые сведения.

Старожилы Караги вряд ли что-то смогут рассказать об этом, так как прошло уже более 250 лет. к тому же, жители села не такие уж и осёдлые. многие из них пришли сюда с Карагинского острова, что находится в 20 милях на восток за проливом литке. другие переехали с разных концов камчатки.

Так что загадка жемчуга и зелёных пузырьков на реке Караге по-прежнему остаётся неразгаданной и ждёт своих исследователей.

Использованные материалы:

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Крашенинников_Степан_Петрович

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Стеллер

[3] http://www.beringisland.ru/history/peoples/steller/ozk/1.shtm- Книга «Описание земли Камчатки» В.Г.Стеллера on-line на сайте посвящённом Командорским островам.

[4] Ксерокопия – DJVU формат книги «Описание земли Камчатки» С.П.Крашенинникова с приложением рапортов донесений и других неопубликованных материалов. Изд. Главсевморпути, Москва, Ленинград, 1949г.

[5] http://www.infotags.ru/mir38_1.htm- статья о жемчугоносных моллюсках.

[6] http://www.fishkamchatka.ru/library/encicl/7/0006.htm- ещё одна статья о моллюсках.

А также фотографии, взятые из интернета.

Постоянная ссылка материала с фотографиями находится тут: https://dvis-khv.ru/history/67-o-kamchatskom-zhemchuge-zelenyh-puzyrkah-i-neponyatnoy-rybe.html

Комментарии