Герои в нашей памяти живут - ХранителиРодины.рф

Война… Как много боли и страданий в этом слове. Прошло уже 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы живём в спокойное время. Наше поколение не видело тех жутких ужасов, которыми была полна война. Мы должны чтить и помнить геройства наших ветеранов и тех, кто отдал жизнь ради своего Отечества.

Война… Как много боли и страданий в этом слове. Прошло уже 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы живём в спокойное время. Наше поколение не видело тех жутких ужасов, которыми была полна война. Она принесла смерть почти в каждый дом. О тех страшных днях нам рассказали многие писатели в своих произведениях, отснято множество фильмов, написано огромное количество газетных статей. Но я думаю, что самыми искренними, эмоционально-яркими и пронизанными болью являются рассказы наших ветеранов, которые прошли войну, испытали на себе всю её жестокость. Их осталось в живых уже очень мало. И хоть внешне это уже пожилые бабушки и дедушки, но в душе они всё те же молодые люди, чьи судьбы были перечеркнуты фронтом. Подвиги их бесценны. Мы должны чтить и помнить геройства наших ветеранов и тех, кто отдал жизнь ради своего Отечества.

В своей работе я хотела бы рассказать о своём земляке, директоре нашей школы, Гаврииле Ивановиче Ковалёве, который был участником Великой Отечественной войны.

Он родился в 1921 году в селе Большегнеушево Рыльского района Курской области в многодетной семье. После окончания школы поступил в Рыльское педагогическое училище. Будущего учителя, призвали в армию на третьем курсе. Время было тревожное – шёл предвоенный 1940 год. И поэтому, когда руководство страны обратилось к молодёжи с призывом осваивать военные специальности, он, долго не раздумывая, подал заявление в Алсуфьевское военное лётное училище штурманов. Курсантов обучали по ускоренной программе, учёба была трудной и напряжённой. Они летали днём и ночью, в любую погоду, сутками не покидая кабины самолётов. Учились находить цель и бомбить её цементными бомбами, вели учебные бои в воздухе, изучали вооружение самолёта. И каждый мечтал о боевых вылетах, каждому не терпелось скорее в бой. Дипломы об окончании училища курсанты получили немногим более года после начала войны. Боевое крещение Ковалёв Г.И. принял на Калининском фронте, воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах, освобождал Польшу, Венгрию, участвовал во взятии Кенигсберга и Берлина, прошёл с 132 авиационным полком всю войну. Воевал штурман бомбардировщика дальней авиации Ковалёв, не имея никаких известий о своей семье – его родители, два брата и пять сестёр остались на оккупированной территории. И от этого на душе становилось гораздо тяжелее. Как и другим, многое пришлось ему пережить за годы войны. Сколько разрушенных и сожжённых городов видел он, на его глазах гибли друзья. Боюсь представить, насколько ему было тяжело.

Во время одного из боёв за освобождение Прибалтики немцы сбили сразу девять самолётов – из 36 человек на базу вернулся только один. Лётчики из горящих машин спускались на парашютах, а фашисты расстреливали их прямо в воздухе. Однажды на вопрос: «А летать не страшно было. Ведь могли и сбить?», Гавриил Иванович, ненадолго задумавшись, ответил так: «Только дурак не боится... Садишься в самолёт и всякий раз колотишься. Но как только мотор загудел – всё по боку, там уже бояться некогда. Главное, было строй не потерять, скорость-то у самолёта – 800 километров в час».

Немецкий город Кенигсберг наши лётчики в течение одного дня бомбили четырежды. Он был сильно укреплён. Чтобы избежать больших потерь, первый удар с воздуха нанесли по аэродрому. Бомбардировщики несли по три снаряда, весом по тонне каждый, потом они сбросили стокилограммовые бомбы на скопление танков и живой силы противника, затем дошла очередь до кораблей. Картина, открывшаяся глазам с двухкилометровой высоты, была страшной. Казалось, что там, внизу, горели даже камни и железо. А к вечеру – снова приказ на вылет. Оказалось, что рядом с аэродромом находился ипподром, и немцы, перетащив туда уцелевшие самолёты, снова готовились к бою. Пришлось нанести им ещё один удар. Так приказ командования был выполнен.

Благодаря лётчикам, их мужеству и героизму были сохранены жизни сотен тысяч наших солдат. Насколько точно лягут бомбы, поразят ли они цель, зависело в первую очередь от штурманов, в том числе и от Ковалёва Г.И. А о том, каким штурманом был Гавриил Иванович, можно судить по тому, что летал он в экипаже командира эскадрильи.

«Помню, в сорок пятом, – вспоминал ветеран войны, – послали нас в Японию, и попали мы под город Харбин. Японцы в сопках наделали таких укреплений, что поезд полностью заходил в туннель, в котором находились и госпиталь, и запасы продовольствия, и оружие. Перед нами поставили задачу разбомбить японские укрепления. Дивизия (это 30 самолётов) сделала два вылета – и японцы белый флаг вывесили».

Никогда Гавриил Иванович не забывал и о днях берлинской наступательной операции. Ночь за ночью гудели над городом тяжёлые самолёты. Они несли свой смертоносный груз в сторону оборонительных укреплений и берлинских аэродромов. Один из них немцы устроили прямо в центре Берлина. Отыскать его в затянутом дымом пожарищ осаждённом городе было нелегко, но лётчики с этой задачей справились. А вскоре пришёл долгожданный день Победы.

В 1946 году как специалист народного хозяйства Ковалёв Г.И. был демобилизован. Он вернулся к мирной профессии учителя. Работал в родном селе Большегнеушево, затем – заместителем директора Студенокской школы, директором Макеевской школы. В конце 50-х годов вместе с женой Лидией Александровной приехал работать в Щекино. Он заочно окончил два института. Более 30 лет преподавал физику и математику в Щекинской школе. С 1963 по 1987 год Гавриил Иванович возглавлял учительский коллектив Щекинской школы.

Вот что о нём мне рассказала его ученица: « Он был не просто учителем, а учителем с большой буквы. Математика предмет сложный и важный, а главное нужный для любого человека. В послевоенное время детей в классах было много, больше 30 человек, и удерживать дисциплину в классе было сложно. Ведь в послевоенное время голодные, плохо одетые дети думали не о цифрах, а о том, как утолить голод. Но Гавриил Иванович умел так рассказывать, что на какое-то время забывалось о еде. В классе царила тишина. Гавриил Иванович умел увлечь, заинтересовать нас. Его строгость, требовательность позволяли держать дисциплину. Распущенность непозволительна. От простого учителя до директора школы путь был недолгим. Он смог не просто организовать ребят, но и руководить школой. Шли годы, росли дети, Гавриил Иванович понимал, что жизнь улучшается и нужна новая школа, большие кабинеты, новые парты. В скором времени для школьников распахнуло свои двери новое красивое здание. Школа всегда была в центре внимания. Учителя менялись, одни уходили, другие приходили, а Гавриил Иванович всю свою жизнь проработал на одном месте и всё как раньше математика и тишина в классе.»

При его активном участии в 1975 году было построено современное здание школы. После выхода на пенсию он с женой переехал в Рыльск, но не смог жить без работы. Его последние годы жизни были связаны с Рыльским совхозом – техникумом.

Ковалёв Г.И. умер в 2004 году. Всю свою жизнь старался жить по совести. Военный лётчик старший лейтенант Гавриил Иванович Ковалёв награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Думаю, нельзя не оценить то, что сделал для своей маленькой родины. Он прошёл нелёгкий тернистый путь от простого студента до старшего лейтенанта, а вскоре и до руководителя школы. Его заслуги перед школой, перед людьми будет всегда иметь особое место в истории нашего села. Он рисковал жизнью на фронте, боролся до конца. Таких солдат на войне было много. Каждый старался защитить свой дом, свою семью и страну. Все подвиги по-своему важны. Из этих кусочков храбрости, отваги, доблести и жертвы сложилось Великая Победа, путь которой был жесток и беспощаден. Мы обязаны благодарить ветеранов и чтить память погибших за то, что живем мирное время. Их подвиги забвению не подлежат.

Комментарии