Финалист краеведческой олимпиады 2020 года
В служении верном Отчизне поклялся…
Человек жив пока о нем помнят его родные и близкие, а также их потомки, которым была передана память о нем, Омск, Омская область
Память соединяет прошлое с настоящим. Лишаясь памяти, человек теряет кровную связь с родиной и близкими ему людьми, а без этой связи он перестаёт быть человеком в полном смысле этого слова. Андрей Павлович Калашников–участник Великой Отечественной войны, учитель географии, краевед, летописец родного края, первый директор школы №124 микрорайона Крутая Горка города Омска и просто хороший человек.
Андрей Павлович Калашников! Кто же этот человек?
Россия – страна, которая имеет свою историю, обычаи, традиции воспитания героев, внёсших вклад в развитие великой державы. Такие люди, безусловно, не остаются незамеченными. Меня всегда восхищают их таланты, стойкий и смелый характер, способность к преодолению своих страхов и стремление к невозможному, желание жить, творить, постигать новые знания и использовать свой дар, чтобы совершенствовать мир вокруг себя.
К счастью, есть такие хранилища памяти, дающие нам возможность окунуться в прошлое и узнать людей, которые всегда были, есть и будут являться для современников и будущих поколений настоящим примером для подражания.
Таким надежным хранилищем является историко-краеведческий музей школы № 124, в которой я учусь. Мне стало интересно, кто стоял у истоков создания этого особенного и ценного места исторической памяти в нашей школе, и выяснилось, что традиция патриотического воспитания была заложена Калашниковым.
Услышав эту фамилию, каждый из нас, наверное, представит себе знаменитого создателя боевого оружия - Михаила Тимофеевича Калашникова. Но я хочу рассказать о другом Калашникове - Андрее Павловиче. Кто же этот человек и что в нем такого особенного?
10 октября 1910 года в сибирской глубинке, в селе Чернозерье Большереченского района Омской области, в простой крестьянской семье родился мальчик. Нарекли Андреем. Детство его было нелегким. О нем он не любил вспоминать. Поэтому в автобиографии он рассказывает лишь следующее:
«Образование получил в Москве. Педагогическую работу начал в возрасте 22 лет. До войны работал учителем в школах Москвы. К сожалению, учительская работа прервалась Отечественной войной. Пошел в действующую армию лейтенантом. Начинал войну командиром взвода, а закончил ее 4 мая 1945 г. на реке Эльбе в должности начальника штаба артиллерийского полка в звании майора».
Андрей Павлович, как преданный защитник своей Родины, активно участвовал в великих сражениях и отличился храбрыми и смелыми поступками. Был награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейными медалями ко дню Победы.
И снова любимое дело
А после войны – трудовые будни. И снова любимое дело - ШКОЛА!
С 1946 года Андрей Павлович продолжает педагогическую деятельность: в должности директора школы сначала в Берлине, а по возвращению в СССР в Омске.
Жизнь его наладилась, всё шло своим чередом. Но 1963 год стал особенным в судьбе моего героя. Вот что он пишет об этом в своих рукописях, о которых чуть позже Вы обязательно узнаете:
«В один из дней во время экзаменов в школах я был вызван в городской отдел народного образования… Начальство гороно встретило меня необыкновенно, казёнными словами: «Вам придётся сдать свою школу», - сказала заместитель начальника гороно Чащихина Вера Вениаминовна.
Я как-то вроде бы опешил и после небольшой паузы спросил: «Как, почему, зачем? Наконец, за какую погрешность? (я явно её за собой не чувствовал)».
Так начался разговор о том, что Калашникову предлагают занять должность директора школы, строительство которой еще только началось.
«Правда этой школы ещё нет, она ещё только строится. Второй этаж ещё возводится…»
Здесь я могу утверждать, что Андрей Павлович - удивительный человек, способный на риск. Ведь несмотря на предстоящие трудности, он с честью, достоинством и теплой улыбкой принимает будущую должность:
«Откровенно говоря, это предложение мне было по душе. Меня это предложение порадовало».
Он с большой ответственностью относился к своей должности, решал важные вопросы: комплектование педагогическими кадрами, материально-техническое оснащение, жилищные проблемы сотрудников. Его трудолюбие, любовь к своей профессии и трепетное отношение к любому делу помогли ему обустроить новое здание и наполнить его теплотой и душевностью.
По его инициативе был открыт зал Боевой Славы в 1995 году. Этим и было положено начало по созданию целого комплекса историко-краеведческого музея, где и сейчас ведётся интересная работа. Дети и взрослые в залах музея слушают, думают, размышляют… В этом году наш музей из Фонда Президентских грантов получил финансирование на дальнейшее развитие. Так что дело Андрея Павловича продолжаем мы, молодое поколение омичей. А в основе экскурсионной деятельности музея лежат воспоминания Андрея Павловича о военной поре.
История школы в рукописях Андрея Павловича
Помимо большого вклада в развитие школы, Андрей Павлович активно вёл записи, в которых рассказывал о бурной жизни любимой школы. Его рукописные тексты бережно хранятся в архиве нашего музея.
Именно они повествуют, как возводилось первое здание школы, чем была наполнена жизнь педагогического коллектива, какие творческие дела и учебные проблемы стояли перед школой 60-х годов.
Инициативная группа учителей и подростков в этом году работали над созданием электронной версии рукописей и вот что из этого получилось.
Мечтаем книгу издать!!
Маленький человек с большим сердцем
Об Андрее Павловиче Калашникове отзывались не только как о достойном директоре, но и как о добродушном и светлом человеке, относившимся ко всем окружающим его людям с любовью и уважением. Вот как отзывался педагогический коллектив об Андрее Павловиче: «маленький человек с большим сердцем».
Из отзыва Нины Михайловны Шкаповой, его коллеги, учителя с 42 –летним педагогическим стажем я узнала, что Андрей Павлович всегда интересовался жизнью работников школы и помогал им решать проблемы, которые касались не только работы, но порой и личной жизни. Он принимал участие в судьбах многих людей, в том числе учеников, и каждый из них до сих пор помнит его и благодарит. Сам отец четверых детей, Андрей Павлович прекрасно понимал всю важность педагогического труда. И собственные дети продолжили дело отца, посвятив свою жизнь учительской профессии.
Андрей Павлович Калашников является в моих глазах настоящим примером для подражания. Его героизм и преданность своей Родине вызывают чувство гордости за наше Отечество, его невероятные качества лидера и искренняя любовь к своей профессии учат и восхищают, его безграничная любовь к семье, детям и внукам заставляют ещё больше уважать и чтить семейные традиции.
Моя жизнь ещё только начинается, совсем скоро наступит время, когда принимать решения придется самостоятельно. Но я уже сейчас убеждена, что достойная жизнь человека, где бы он не проживал, какую бы должность не занимал, складывается из его отношения к окружающим людям, к понятиям добра и справедливости, к делу, за которое он в ответе.
Комментарии